В целях реализации статьи 11 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о государственной системе управления охраной труда в Республике Саха (Якутия).
2. Рекомендовать организациям, независимо от форм собственности, привести свои положения о системе управления охраной труда в соответствие с настоящим Положением о государственной системе управления охраной труда в Республике Саха (Якутия).
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) А.К. Акимова.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия) |
В. Власов |
Положение
о государственной системе управления охраной труда в Республике Саха (Якутия)
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2001 г. N 616)
Государственная система управления охраной труда в Республике Саха (Якутия) - скоординированная система взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органов надзора и контроля, объединений работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, осуществлению правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе трудовой деятельности.
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о государственной системе управления охраной труда в Республике Саха (Якутия) (далее - Положение) разработано в целях реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, осуществления правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе трудовой деятельности.
1.2. Настоящее Положение определяет задачи, организационную структуру, совокупность субъектов и объектов управления охраной труда, принципы их функционирования.
1.3. Положение основывается на Конституциях Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), Федеральном законе "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и Законе Республики Саха (Якутия) "Об охране труда", соответствующих законодательных и иных нормативно-правовых актах Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
1.4. В целом государственная система управления охраной труда состоит из двух подсистем: управляемой и управляющей.
В настоящем Положении управляющий и исполнительный органы объединены в единое понятие - субъект управления.
Подведомственные организации улусного и городского уровня объединены в единое понятие - объект управления.
1.5. Положение распространяется на деятельность субъектов и объектов управления в области охраны труда с равной степенью ответственности за действия или бездействия, в рамках действующего законодательства.
II. Задачи государственной системы управления охраной труда
2.1. Приоритетным направлением государственной системы управления охраной труда является жизнеобеспечение и сохранение здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
2.2. Основные задачи управления охраной труда должны решаться путем реализации присущих данной системе функций, осуществляемых на федеральном, республиканском и отраслевом уровнях.
2.3. Органы местного самоуправления и работодатели обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных органам местного самоуправления органами государственной власти республики в установленном порядке.
2.4. Задачами государственной системы управления охраной труда являются:
создание условий, обеспечивающих соблюдение законодательных и нормативных актов по охране труда Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества субъектов социально-трудовых отношений;
распределение функций по обеспечению охраны труда в организациях между руководителями, специалистами и службами, которые по роду своей деятельности обязаны заниматься вопросами охраны труда;
формирование безопасных условий труда непосредственно на объектах управления (в организациях).
III. Принципы функционирования государственной системы
управления охраной труда в Республике Саха (Якутия)
3.1. Основополагающими принципами государственной системы управления охраной труда в Республике Саха (Якутия) являются:
обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работающих;
гарантии прав работников на охрану труда;
целенаправленная деятельность всей системы управления охраной труда по профилактике и предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
научная обоснованность требований охраны труда, содержащихся в законодательстве, отраслевых правилах по охране труда, а также в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах, государственных стандартах, организационно-методических документах, инструкциях по охране труда Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
сотрудничество (социальное партнерство) всех субъектов социально - трудовых отношений в решении вопросов охраны труда: работодателей и наемных работников, государственных органов, органов местного самоуправления, объединений работодателей, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов;
наличие квалифицированных специалистов по охране труда, а в иных случаях службы такой же направленности;
перспективное целевое планирование мероприятий по охране труда и их обязательное финансирование на всех уровнях управления;
наличие финансово-экономического механизма стимулирования охраны труда;
неукоснительное исполнение требований охраны труда работодателями и работниками, ответственность за их нарушение.
IV. Организационная структура государственной системы
управления охраной труда в Республике Саха (Якутия)
4.1. Организационная структура государственной системы управления охраной труда в Республике Саха (Якутия) состоит из четырех уровней (приложение к настоящему Положению):
4.1.1. Первый уровень - республиканский. Осуществляет Правительство Республики Саха (Якутия) непосредственно или по его поручению республиканский орган исполнительной власти, ведающий вопросами охраны труда - Министерство труда и социальной защиты населения Республики Саха (Якутия), и другие органы исполнительной власти республики, наделенные соответствующими полномочиями.
4.1.2. Второй уровень - отраслевой. Осуществляют отраслевые (функциональные) органы исполнительной власти республики, совместно или по согласованию с органом государственной власти Республики Саха (Якутия), а также подведомственные им организации улусного и городского уровня в соответствии с перечнем, утвержденным в установленном порядке.
4.1.3. Третий уровень - уровень местного самоуправления. Органы местного самоуправления осуществляют государственное управление охраной труда на соответствующей территории в пределах своих полномочий.
4.1.4. Четвертый уровень - уровень организаций. Осуществляет непосредственно работодатель совместно с профсоюзной организацией или иным уполномоченным работниками организации представительным органом.
V. Функции субъектов и объектов государственной системы
управления охраной труда
5. Функциями государственной системы управления охраной труда являются:
принятие и реализация нормативных правовых актов об охране труда;
планирование охраны труда и координация деятельности в данной области субъектов социально-трудовых отношений;
оценка состояния условий и охраны труда и регулирование деятельности в этой сфере;
экономическое стимулирование в решении задач улучшения условий и охраны труда;
надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
информационное обеспечение охраны труда.
5.1. Правительство Республики Саха (Якутия):
обеспечивает условия для функционирования государственной системы управления охраной труда (далее - Системы);
обеспечивает взаимодействие между структурами Системы;
определяет текущие задачи Системы в целом;
организует реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда.
5.2. Министерство труда и социальной защиты населения Республики Саха (Якутия):
реализует государственную политику в области охраны труда в Республике Саха (Якутия), совершенствует методы государственного управления охраной труда;
подготавливает предложения в проекты федеральных программ улучшения условий и охраны труда, законодательных и нормативно-правовых актов по охране труда;
разрабатывает проекты республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда, осуществляет координацию работ по реализации этих программ;
координирует научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по условиям и охране труда, участвует в распределении финансовых средств, выделяемых на эти цели, совместно с отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти способствует внедрению на предприятиях республики новых разработок, улучшающих условия и охрану труда;
готовит с участием Федерации профсоюзов, объединений работодателей республики, федеральных органов исполнительной власти доклады Правительству Республики Саха (Якутия) о состоянии условий и охраны труда в улусах и городах республики на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, статистических данных о производственном травматизме и условиях труда;
организует разработку, согласование и утверждение республиканских нормативно-правовых актов по охране труда, готовит проекты постановлений Правительства республики об отмене нормативно-правовых актов по охране труда, не соответствующих федеральному законодательству;
организует создание и ведение информационных банков данных по вопросам условий и охраны труда;
изучает и распространяет передовой опыт по охране труда, содействует проведению научно-практических конференций, семинаров, выставок по охране труда;
организует работу Межведомственной комиссии по охране труда в Республике Саха (Якутия);
устанавливает общий порядок обучения и проверки знаний по охране труда;
выдает разрешения для обучения и проверки знаний по охране труда отраслевым учебным центрам, комбинатам, институтам, определенным в качестве базовых, для решения поставленных задач в области охраны труда;
проводит консультации и выдает, в установленном порядке, экспертные заключения на соответствие лицензируемого вида деятельности условиям и безопасности труда;
проводит экспертизы условий труда в проектах на строительство новых, реконструкцию и расширение действующих производственных объектов, организует проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
содействует обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
готовит предложения об отнесении отраслей экономики к классам профессионального риска на основе анализа травматизма на производстве и результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;
разрабатывает финансово-экономические механизмы стимулирования охраны труда, побуждающие объекты управления к созданию наиболее благоприятных, безопасных и высокопроизводительных условий труда;
проводит методическую и профилактическую работу по охране труда в аппарате Министерства;
координирует работу служб охраны труда объектов управления, применяя в работе компьютерную систему связи. При этом решает вопрос укрепления социальной сферы квалифицированными (дипломированными) специалистами по охране труда;
осуществляет контроль за техническим оснащением кабинетов по охране труда, оплатой труда специалистов по охране труда с учетом норм и рекомендаций Минтруда Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
использует в работе Российскую информационную систему нормативно- правового обеспечения охраны труда (РИСОТ).
Министерство экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия):
осуществляет организационно-методический контроль и координацию работ по формированию целевых программ улучшения условий и охраны труда, с последующим рассмотрением вопроса о включении их в перечень республиканских целевых программ, подлежащих обязательному финансированию;
использует в работе компьютерную систему связи.
5.4. Министерство финансов Республики Саха (Якутия):
участвует в подготовке республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда, обеспечивает их финансирование в установленном порядке;
использует в работе компьютерную систему связи.
5.5. Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Саха (Якутия):
обеспечивает реализацию федеральных и республиканских целевых программ, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, защиту населения и безопасность спасателей в критических ситуациях;
организует проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам защиты населения, территории республики, объектов, являющихся национальным достоянием, повышения устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при чрезвычайных ситуациях.
5.6. Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) осуществляет юридическую экспертизу законов и иных нормативных правовых актов.
5.7. Комитет Республики Саха (Якутия) по статистике:
осуществляет государственное статистическое наблюдение за состоянием условий и охраны труда в организациях, травматизмом на производстве, профессиональными заболеваниями и материальными затратами, связанными с ними;
обеспечивает органы государственной системы управления охраной труда статистической информацией в установленном порядке.
5.8. Государственная инспекция труда по Республике Саха (Якутия):
осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) о труде и охране труда;
анализирует причины нарушений законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) об охране труда и готовит соответствующие предложения по его совершенствованию;
содействует овладению работодателями и работниками знаниями законодательства и нормативно-правовых актов об охране труда Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
расследует несчастные случаи на производстве, анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по их предупреждению;
осуществляет предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения;
взаимодействует по вопросам охраны труда с Министерством труда и социальной защиты населения Республики Саха (Якутия).
5.9. Якутское управление Госгортехнадзора России:
являясь федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, осуществляет государственное регулирование вопросов обеспечения промышленной безопасности на территории Республики Саха (Якутия), а также специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности в соответствии с Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных объектов" и иными нормативными техническими документами, обеспечивающими промышленную безопасность;
вносит в федеральные и республиканские целевые программы предложения по совершенствованию системы охраны труда в соответствии с основными направлениями действующей системы управления промышленной безопасностью опасных производственных объектов;
осуществляет учет и анализ случаев производственного травматизма на подконтрольных опасных производственных объектах на территории Республики Саха (Якутия). В соответствии с установленным порядком осуществляет техническое расследование причин этих инцидентов, разрабатывает на этой основе предложения по профилактике аварийности и производственного травматизма;
взаимодействует со всеми федеральными и республиканскими органами исполнительной власти по вопросам обеспечения соблюдения требований на подконтрольных опасных производствах, объектах и работах;
устанавливает порядок подготовки и проверки знаний промышленного персонала (основных профессий) и специалистов подконтрольных предприятий и объектов по вопросам безопасного ведения работ и контролирует его соблюдение.
5.10. Управление Государственной инспекции по безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Саха (Якутия):
анализирует информацию о состоянии безопасности дорожного движения в Республике Саха (Якутия), причины и условия, способствующие совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушению нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, принимает меры по их устранению;
изучает и обобщает практику применения законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения в части, касающейся деятельности органов внутренних дел, принимает меры к правильному применению этого законодательства и разрабатывает предложения по его совершенствованию;
обеспечивает в установленном порядке ведение государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения;
участвует в разработке нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) по обеспечению безопасности дорожного движения.
5.11. Управление Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Саха (Якутия):
рассматривает и согласовывает проекты нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности;
осуществляет государственный надзор за соблюдением министерствами, ведомствами, организациями, а также должностными лицами и работниками законодательства в области пожарной безопасности, требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности;
проводит обучение правилам пожарной безопасности специалистов министерств, ведомств и организаций.
5.12. Прокуратура Республики Саха (Якутия) осуществляет общий надзор за соблюдением законодательства о труде и охране труда, участвует в проведении расследований причин аварий (катастроф), несчастных случаев со смертельным исходом и принимает соответствующие решения в пределах своей компетенции.
5.13. Межведомственная комиссия по охране труда в Республике Саха (Якутия):
разрабатывает предложения по осуществлению единой государственной политики в области охраны труда;
обеспечивает взаимодействие органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органов государственного надзора и контроля, Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия), республиканских объединений работодателей при решении вопросов, связанных с охраной труда, профилактикой производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по Республике Саха (Якутия) в части реализации мер воздействия на работодателей, нарушающих требования охраны труда;
определяет приоритетные направления федеральных и республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда;
рассматривает проекты законов и иных нормативных правовых актов об охране труда;
рассматривает методические и организационные вопросы по охране труда, предложения органов государственной власти Республики Саха (Якутия), Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия) и республиканских объединений работодателей, касающиеся вопросов охраны труда;
рассматривает ежегодные государственные доклады и тематические обзоры по охране труда;
рассматривает вопросы, связанные с реализацией экономического механизма обеспечения охраны труда.
VI. Отраслевой уровень
Отраслевые органы исполнительной власти:
проводят государственную политику в области охраны труда в отрасли;
организуют разработку и реализацию отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда;
участвуют в разработке и реализации республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда с учетом существующих проблем республиканского масштаба;
подготавливают соответствующие документы и предложения по совершенствованию отраслевых правил, инструкций по безопасному производству работ, методов управления охраной труда;
организуют внутриведомственный контроль за соблюдением законов, действующих нормативно-правовых актов, правил, государственных стандартов по охране труда и организационно-методическое руководство службами охраны труда в подведомственных организациях;
создают службы охраны труда для координации деятельности в области охраны труда. Определяют структуру, численность и оплату труда работников службы охраны труда, а также функции и подчиненность службы (специалиста по охране труда), с учетом рекомендаций Минтруда Российской Федерации. Решают вопросы укрепления этих служб квалифицированными (дипломированными) специалистами по охране труда и технического оснащения кабинетов по охране труда;
проводят анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости, профессиональных рисков в подведомственных организациях, разрабатывают и осуществляют меры по их предупреждению и снижению;
организуют проведение аттестации рабочих мест и сертификации работ по условиям труда в подведомственных организациях в соответствии с требованиями Минтруда Российской Федерации;
участвуют в расследовании несчастных случаев в подведомственных организациях в соответствии с действующим порядком;
организуют в подведомственных организациях обучение и проверку знаний по охране труда;
ежегодно направляют Министерству труда и социальной защиты населения Республики Саха (Якутия) доклады о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда в отрасли, предложения по совершенствованию федерального и республиканского законодательства об охране труда, а также по формированию государственной политики в области охраны труда;
определяют круг производств и профессий отрасли, для которых необходимо установление гарантированных государством компенсаций за работу в условиях повышенного профессионального риска;
определяют тематику исследований по отраслевым вопросам охраны труда, разрабатывают пакет заказов по данной тематике для научно-исследовательских организаций;
проводят методическую и профилактическую работу, а также обучение и проверку знаний по охране труда в аппарате министерства;
используют в работе компьютерную систему связь.
VII. Уровень местного самоуправления
Органы местного самоуправления:
обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти Республики Саха (Якутия) в установленном порядке. Решают вопрос создания соответствующей службы охраны труда в структуре органа по труду;
осуществляют координацию и методическое руководство работой служб охраны труда организаций, расположенных на территории муниципального образования;
принимают участие в расследовании групповых несчастных случаев, несчастных случаев с тяжелым исходом и смертельным исходом;
содействуют организации работ по проведению аттестации рабочих мест и сертификации работ по условиям труда в организациях;
содействуют обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
организуют обучение и проверку знаний по охране труда работников организаций муниципального образования, включая руководителей и специалистов;
совместно с заинтересованными организациями участвуют в проведении семинаров, выставок и других мероприятий по пропаганде передового опыта в области улучшения условий и охраны труда;
осуществляют уведомительную регистрацию коллективных договоров, представленных работодателями;
информируют общественность через средства массовой информации о состоянии условий и охраны труда в организациях, расположенных на территории муниципального образования.
VIII. Уровень организации
Объектами государственной системы управления охраной труда являются организации всех форм собственности.
Главной задачей организации (работодателя) является обеспечение условий труда, исключающих или сводящих к минимуму риск получения работниками травмы или профессионального заболевания.
Для реализации этой задачи, на основании Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" создается служба охраны труда, выполняющая свои функции в соответствии с Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организациях, утвержденными Минтрудом Российской Федерации.
Цель управления охраной труда на уровне организаций состоит в:
обучении работников безопасности труда, основам законодательства и другим нормативно-правовым актам по охране труда;
обеспечении безопасности производственного оборудования;
обеспечении безопасности производственных процессов;
обеспечении безопасности зданий и сооружений;
нормализации санитарно-гигиенических условий труда;
обеспечении работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
обеспечении оптимальных режимов труда и отдыха работающих;
организации лечебно-профилактического обслуживания работников;
организации санитарно-бытового обслуживания работников;
организации профессионального отбора работников по отдельным специальностям.
Функции управления охраной труда на уровне организации заключаются в:
планировании работ по охране труда;
организации и координации работ в области охраны труда;
систематическом учете и анализе состояния условий и охраны труда;
постоянном контроле за состоянием охраны труда и функционированием системы управления охраной труда;
стимулировании работ по совершенствованию методов управления охраной труда и соответствующем поощрении по результатам выполнения задач в области охраны труда.
Для практической оценки состояния охраны труда в организации, а также для осуществления стимулирования в области охраны труда рекомендуются следующие показатели:
Кч - коэффициент частоты несчастных случаев на производстве, представляющий собой отношение общего числа несчастных случаев за определенный период, приходящихся на тысячу работающих, к среднесписочной численности работающих;
Кт - коэффициент тяжести несчастных случаев на производстве, представляющий собой отношение общего количества дней нетрудоспособности у пострадавших для случаев с потерей трудоспособности на 1 день и более, к общему числу таких несчастных случаев за тот же период времени;
Ксм - коэффициент частоты несчастных случаев со смертельным исходом, представляющий собой отношение общего числа таких несчастных случаев за определенный период, приходящихся на тысячу работающих, к среднесписочной численности работающих
Кбаз - базовый коэффициент, представляющий собой произведение коэффициентов Кпб, Ктб, Кид;
Кпб - коэффициент производственной безопасности, представляющий собой отношение числа работников, строго соблюдающих требования безопасности, к общему числу рабочих в цехе ( на участке);
Ктб - коэффициент технической безопасности, представляющий собой отношение количества машин, механизмов и других видов оборудования, полностью удовлетворяющих требованиям безопасности, к общему числу единиц оборудования, установленных в цехе (на участке);
Кид - коэффициент исполнительской дисциплины инженерно-технических работников (должностных лиц с функциональными обязанностями в области охраны труда), представляющий собой отношение количества выполненных мероприятий по охране труда за месяц (или другой период времени) к общему числу намеченных мероприятий.
Для характеристики деятельности должностных лиц количественный показатель Кбаз может быть принят за 100 процентов или быть равным 1 (единице), что соответствует отличной работе по охране труда и работе системы управления охраной труда в целом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2001 г. N 616 "Об утверждении Положения о государственной системе управления охраной труда в Республике Саха (Якутия)"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2009 г N 497 настоящее Постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 августа 2006 г. N 356
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 апреля 2006 г. N 144