Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Окружного
Совета города Якутска
ПОС-42-6 от 25 апреля 2006 г.
Положение
"О порядке предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам из бюджета Городского округа "Якутск"
20 декабря 2007 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ и Уставом Городского округа "Якутск" (Далее - Городской округ).
1.2. Настоящее Положение устанавливает общие принципы предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам из местного бюджета.
1.3. Бюджетное кредитование осуществляется в целях реализации программы социально-экономического развития г. Якутска, инвестиционных проектов, строительства, реконструкции и ремонта зданий, площадей, дорог, развития новых перспективных производств, увеличения объемов производства и поставок продукции с улучшенными потребительскими свойствами, повышения уровня экологической и техногенной безопасности производства на основе применения современного оборудования, роста занятости населения г. Якутска.
1.4. Основной задачей бюджетного кредитования является поддержка органами местного самоуправления Городского округа предприятий (организаций), находящихся или осуществляющих свою деятельность на территории Городского округа.
1.5. При утверждении бюджета Городского округа на очередной финансовый год указываются цели, на которые могут быть предоставлены бюджетные кредиты, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, лимиты их предоставления на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов.
1.6. Приоритетными направлениями для бюджетного кредитования являются:
- производство товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения, техническое перевооружение, модернизация и реконструкция производства;
- организация производства научно-технической и иной продукции, созданной в интересах Городского округа;
- стимулирование энерго-ресурсосбережения в производстве и экологизации промышленной деятельности;
- стимулирование развития действующих и создание в городе новых производств на основе рециклинга отходов промышленного производства и продукции, потерявшей свои потребительские свойства в результате жизнедеятельности города и его населения;
- производство сельскохозяйственной продукции, животноводство;
- развитие ремесел и народных художественных промыслов;
- оказание платных услуг населению Городского округа;
- строительство жилых помещений.
1.7. Бюджетные средства юридическим лицам могут быть предоставлены в виде целевых процентных или целевых беспроцентных кредитов.
1.8. Беспроцентные кредиты не предусматривают начисления процентов за пользование бюджетными средствами и предоставляются только муниципальным унитарным предприятиям, имущество которых находится в собственности Городского Округа "Якутск".
1.9. Процентные кредиты могут быть предоставлены муниципальным унитарным предприятиям и иным юридическим лицам на условиях уплаты процентов за пользование бюджетными средствами в размере не менее одной третьей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в течение срока их использования.
1.10. Бюджетные кредиты могут носить краткосрочный характер (до 12 месяцев включительно) и быть долгосрочными (свыше 12 месяцев).
2. Термины и определения
Юридическое лицо - организация (предприятие), которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Кредитная комиссия - постоянно действующий коллегиальный орган Окружной администрации г. Якутска, к компетенции которой относится принятие решений по вопросам бюджетного кредитования юридических лиц в пределах установленных полномочий.
Кредитная документация - Заявка, анкета, учредительные и иные документы заемщиков, поручителей, залогодателей, договор бюджетного кредитования, а также документы, которыми оформлено обеспечение по кредиту (договор залога, поручительства и т.п.).
Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.
3. Условия предоставления бюджетного кредита
3.1. Юридическое лицо может претендовать на получение бюджетного кредита при соблюдении следующих условий:
- юридическое лицо зарегистрировано и/или осуществляет свою деятельность на территории ;
- юридическое лицо не находится в стадии реорганизации, ликвидации или несостоятельности (банкротства);
- юридическое лицо не имеет просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе и обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.
3.2. В случае необходимости орган, исполняющий местный бюджет (Далее - финансовый орган) или по его поручению иной уполномоченный орган вправе провести проверку финансового состояния юридического лица претендующего на получение бюджетного кредита, с целью подтверждения его финансовой устойчивости.
4. Порядок предоставления бюджетного кредита
4.1. Решением о бюджете на очередной финансовый год устанавливаются цели, на которые могут быть предоставлены бюджетные кредиты, лимиты их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов.
4.2. Юридическое лицо, претендующее на получение бюджетного кредита, направляет в адрес Председателя Кредитной комиссии Окружной администрации письменное заявление и анкету юридического лица. (Приложение N1,2)
4.3. К заявлению должны быть так же приложены следующие документы:
а) нотариально удостоверенные копии учредительных документов, документу о государственной регистрации, лицензий на виды деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) решение уполномоченного органа о совершении сделки, если такое решение необходимо в соответствии с законодательством Российской Федерации или учредительными документами;
в) копии документов удостоверяющих личность единоличного исполнительного органа юридического лица, Главного бухгалтера, приказы о назначении, трудовые договора, решение уполномоченного органа, иные документы, подтверждающие легитимность и полномочия;
г) копии бухгалтерских балансов (форма 1) и отчетов о прибылях и убытках (форма 2) за последний отчетный год и за все отчетные периоды текущего года с отметкой налогового органа об их принятии;
д) расшифровка кредиторской и дебиторской задолженности к представленному бухгалтерскому балансу за последний отчетный период с указанием дат возникновения и окончания задолженности в соответствии с заключенными договорами;
е) справка налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды;
ж) справка налогового органа обо всех открытых счетах юридического лица, а также справки банков и иных кредитных учреждений, обслуживающих эти счета, об оборотах и средних остатках по ним за последние шесть месяцев, наличии или отсутствии финансовых претензий к юридическому лицу;
з) в случае необходимости предложение о способе обеспечения исполнения обязательства по возврату бюджетного кредита и выплате процентов за пользование им и документы, подтверждающие наличие предлагаемого обеспечения;
и) бизнес-план проекта или технико-экономическое обоснование необходимости финансирования;
к) справка о действующих кредитных договорах по кредитам, с указанием суммы кредита, срока его возврата, процентной ставки и обеспечения по кредиту.
4.4. Представленные юридическим лицом, претендующим на получение бюджетного кредита, документы поступают на рассмотрение в финансовый орган, исполняющий местный бюджет для проверки полноты и соответствия данному Положению.
4.5. Финансовый орган передает для экспертизы пакет документов в Правовой комитет Окружной администрации, бизнес-план (технико-экономическое обоснование) Департаменту экономики, прогнозирования и ценообразования. Одновременно с этим производит анализ финансового состояния претендующего на получение бюджетного кредита юридического лица согласно Методике анализа финансового состояния юридического лица (Приложение N3).
При этом данные подразделения вправе затребовать дополнительные документы, необходимые для рассмотрения вопроса о предоставлении юридическому лицу бюджетного кредита.
Срок экспертизы предоставленных документов не должен превышать 15 дней с момента предоставления всех необходимых документов.
4.6. После проведения экспертизы предоставленных документов, анализа финансового состояния заемщика и заключения о целесообразности кредитования на основе анализа бизнесплана (технико-экономического обоснования) проекта, финансовый орган выносит на Кредитную комиссию заявку претендента на получение бюджетного кредита.
4.7. Кредитная комиссия рассматривает заявку на предоставление кредита на основании аналитических и экспертных заключений и выносит решение о выделении (отказе в выделении) кредита.
4.8. При принятии решения Кредитной комиссией приоритет в кредитовании отдается юридическим лицам, выполняющим муниципальный заказ, имеющим положительную кредитную историю, соответствующим перечню приоритетных направлений кредитования.
4.9. Бюджетный кредит не предоставляется при наличии отрицательного заключения финансового органа или иного уполномоченного органа о неудовлетворительном финансовом состоянии юридического лица.
4.10. В случае если в результате анализа финансового состояния предприятию претенденту на получение бюджетного кредита присваивается, в соответствии с Методикой анализа финансового состояния юридического лица, третий класс кредитоспособности (кредитование связано с повышенным риском), то бюджетный кредит предоставляется только с предоставлением банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита.
4.11. Кредитная комиссия для последующего бюджетного кредитования передает в финансовый орган, исполняющий бюджет Городского округа протокол, оформленный в установленном порядке, который должен содержать следующие сведения по каждому заемщику:
- сумма кредита;
- целевое назначение;
- порядок и сроки возврата кредита;
- размер платы за пользование кредитом (для процентных кредитов);
способ обеспечения исполнения обязательства по возврату бюджетного кредита и выплате процентов за пользование им;
при необходимости условие о целесообразности страхования заложенного имущества;
4.12. В том случае, если Кредитная комиссия примет решение об отказе в выделении бюджетного кредита, обратившемуся за бюджетным кредитом юридическому лицу высылается соответствующее извещение. При этом в данном извещении причины отказа в предоставлении бюджетного кредита могут не мотивироваться и не указываться.
4.13. В предоставлении юридическому лицу бюджетного кредита может быть так же отказано:
- в случае отсутствия или недостаточности бюджетных средств выделенных для предоставления бюджетных кредитов и установленных решением о бюджете Городского округа на соответствующий финансовый год.
- неполного представления юридическим лицом документов требуемых для рассмотрения заявления.
4.14. Бюджетный кредит предоставляется юридическому лицу - получателю бюджетного кредита согласно кредитному договору (Приложение N4), заключенному между юридическим лицом и Окружной администрацией.
4.15. Обязательными условиями кредитного договора являются:
- цель предоставления кредита;
- сумма предоставляемого кредита;
- срок возврата кредита;
- размер процентов за пользование бюджетным кредитом (при предоставлении кредита на условиях возмездности);
- ответственность сторон;
- для юридических лиц, не являющихся муниципальными унитарными предприятиями: способ обеспечения исполнения обязательств.
4.16. В случаях, использования залога имущества и/или поручительства в качестве обеспечения исполнения организацией обязательств по возврату бюджетного кредита, Окружная администрация заключает с юридическим лицом или третьим лицом, выступающим залогодателем или поручителем, соответствующие договоры залога или поручительства, которые должны соответствовать требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации.
4.17. Средства бюджетного кредита перечисляются юридическому лицу - получателю бюджетного кредита на его расчетный счет, указанный в договоре о предоставлении бюджетного кредита. При этом получатель бюджетного кредита предоставляет дополнительные соглашения ко всем действующим договорам банковского счета, о предоставлении права бесспорного (безакцептного) списания денежных средств, в случаях предусмотренных кредитным договором.
4.18. Осуществление операций и платежей за счет средств бюджетного кредита производится юридическим лицом самостоятельно в соответствии с целевым назначением кредита и условиями договора о предоставлении бюджетного кредита.
4.19. По каждому договору, заключенному с Заемщиком, сотрудник финансового органа формирует и ведет кредитное дело, которое должно содержать:
- полный пакет документов, послуживший основанием для предоставления кредита;
- заключения и переписка с подразделениями;
- решение Кредитной комиссии;
- иная кредитная документация;
- копии платежных поручений на зачисление средств кредита;
- копии документов подтверждающих целевое использование средств кредита; (договоры (контракты), акты сверки взаиморасчетов, счета (либо заменяющие его документы) на оплату работ, товаров и услуг (при авансовых расчетах), акты выполненных работ, накладные и иные документы в зависимости от условий контрактов);
- переписку с Заемщиком, публикации и информационные сообщения средств массовой информации, касающиеся изменений структуры собственности Заемщика, его финансового состояния, получения заказов, состояния рынка и т.п.;
При необходимости кредитное дело может содержать и другие документы, относящиеся к сопровождению кредитного договора.
5. Обеспечение бюджетного кредита
5.1. Бюджетный кредит может быть выдан юридическому лицу, не являющемуся муниципальным унитарным предприятием, имущество которого не находится в собственности Городского округа, при условии предоставления им ликвидного обеспечения исполнения своих обязательств.
5.2. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита и выплате процентов за пользование им могут быть:
а) банковские гарантии;
б) поручительства платежеспособных предприятий и организаций;
в) залог имущества.
Предоставление бюджетных кредитов под залог имущества, находящегося в собственности Городского округа, не допускается.
5.3. В случае предоставления юридическим лицом банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита, одновременно с банковской гарантией должна быть представлена копия лицензии Центрального банка Российской Федерации на совершение коммерческим банком банковских операций.
Банковская гарантия должна удовлетворять следующим требованиям:
- быть безотзывной;
- не содержать ограничения пределов ответственности суммой гарантии;
- установленный срок действия гарантии должен быть не менее срока, на который предоставляется кредит, увеличенного на 2 (два) месяца.
5.4. В случае предоставления юридическим лицом поручительства и/или залога третьего лица в качестве обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита, в целях оформления договора поручительства (залога), поручителем (Залогодателем) должны быть предоставлены документы, указанные в п.4.3. настоящего Положения, а так же анкета юридического лица (Приложение N 2).
5.5. В случае если способом обеспечения исполнения обязательства по возврату бюджетного кредита является залог, юридическое лицо должно представить документы, подтверждающие право собственности на указанное имущество и его стоимость.
5.6. Залог товаров в обороте применяется, как правило, по кредитным договорам, по которым предусмотрено периодическое частичное погашение кредита из получаемой Заемщиком выручки от реализации товаров и услуг.
5.7. Залоговая стоимость предметов залога (основное обеспечение), должна покрывать сумму кредита и причитающихся за пользование кредитом процентов.
5.8. Установление оценочной стоимости заложенного имущества возможно на основании:
а. независимой оценки;
б. принятия за основу остаточной балансовой стоимости имущества;
в. информации торгующих организаций о рыночных ценах на аналогичное имущество, предлагаемое в обеспечение.
5.9. Решение об установлении стоимости заложенного имущества принятое сотрудником финансового органа в соответствии с п.п. в) п.5.8 настоящего Положения оформляется письменно в виде заключения содержащего информацию о торгующих организациях и стоимости имущества.
5.10. Независимая оценка имущества, предоставляемого в обеспечение исполнения обязательств по возврату кредита, осуществляется за счет средств соответствующего юридического лица.
5.11. При кредитовании юридического лица, единственным или основным участником (акционером) которого является физическое или юридическое лицо - помимо перечисленных видов обеспечения может быть истребовано поручительство такого участника (акционера), владеющего более 50 процентов акций (долей участия в уставном капитале) Заемщика.
5.12. С целью снижения кредитных рисков могут быть использованы одновременно несколько форм обеспечения возврата кредита, при этом сумма обеспечения может превышать сумму обязательств (основного долга и процентов) по договору.
5.13. Целесообразность страхования закладываемого имущества определяется Кредитной комиссией.
6. Контроль над целевым использованием средств бюджетного кредита
6.1. Контроль над целевым использованием средств местного бюджета осуществляется финансовым органом, исполняющим бюджет муниципального образования или иным уполномоченным контрольным или финансовым органом.
6.2. В целях обеспечения контроля над целевым использованием бюджетного кредита, юридическое лицо - получатель бюджетного кредита обязано предоставлять в финансовый орган, отчет об использовании средств бюджетного кредита и документы, подтверждающие их фактическое расходование по целевому назначению.
6.3. Использование не по целевому назначению средств бюджетного кредита влечет их списание в бесспорном порядке в соответствии с условиями договора, а так же досрочное расторжение договора бюджетного кредитования.
7. Исполнение обязательств по возврату бюджетного кредита и
выплате процентов
7.1. Юридическое лицо - получатель бюджетного кредита обязано возвратить средства бюджетного кредита и осуществить уплату процентов за пользование ими в сроки и на условиях установленных соответствующим договором.
Решением Окружного Совета г. Якутска от 20 декабря 2007 г. N РОС-58-4 пункт 7.2 раздела 7 настоящего Приложения изложен в новой редакции
7.2. В случае несвоевременного погашения кредита и процентных платежей Заемщик уплачивает пени в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки на сумму несвоевременного погашения кредита.
7.3. В случае невозможности осуществить возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, в установленный для их возврата срок, юридическое лицо - получатель бюджетного кредита обязано за 15 (пятнадцать) календарных дней направить в адрес Председателя кредитной комиссии письменное заявление о продлении срока действия договора. В заявлении должны быть указаны причины, препятствующие исполнению юридическим лицом - получателем бюджетного кредита своих обязательств по его возврату.
8. Пролонгация срока возврата кредита, нарушение условий договора
8.1. Порядок рассмотрения вопроса о пролонгации срока действия Кредитного договора аналогичен порядку рассмотрения вопроса о предоставлении кредита, описанному в разделе 4 настоящего Положения. При этом на основании заявления Заемщика, финансовый орган, готовит письменное заключение о возможности пролонгации срока действия договора бюджетного кредитования, проводит анализ финансовых результатов и причин задержки реализации кредитуемой сделки, оценивает изменения финансового состояния Заемщика, его платежеспособности, рыночных позиций, а также изменения рыночной стоимости и ликвидности обеспечения.
8.2. В обязательном порядке с участием сотрудника Правового комитета проводится осмотр предмета залога. По результатам проверки составляется акт, в котором должны быть отражены: факт наличия (выбытия, списания) заложенного имущества; количественные и качественные характеристики залога, его соответствие данным бухгалтерского учета; отражение в книге учета залогов, условия хранения, в том числе наличие охраны и место хранения (наименование и местонахождение склада, хранилища и т.д.).
8.3. В случае наличия у Заемщика просроченной задолженности по уплате процентов и/или других платежей в соответствии с условиями договора бюджетного кредитования пролонгация срока действия договора не допускается.
8.4. В случае пролонгации срока возврата кредита, а также при изменении иных существенных условий кредитования, в обязательном порядке вносятся соответствующие изменения в условия Договоров залога (в случае, если Заемщик и Залогодатель являются разными юридическими лицами), Договоров о предоставлении поручительства (гарантии), которые оформляются дополнительными соглашениями.
8.5. При возникновении просроченной задолженности по выплате процентов и/или возврату суммы кредита сроком свыше 5 (пяти) календарных дней, осуществляются следующие мероприятия:
8.5.1. Финансовый орган производит операции по безакцептному списанию денежных средств, в погашение просроченной задолженности путем выставления инкассовых поручений (платежных требований) к банковским счетам Заемщика (Поручителя).
8.5.2. Финансовый орган письменно сообщает Поручителю, Залогодателю, Гаранту (Поручителю) о нарушении Заемщиком своих обязательств и просит исполнить обязательство в соответствии с договорами обеспечения. Одновременно с этим, совместно с Правовым комитетом, в адрес должников подготавливаются и направляются письменные претензии.
8.6. При возникновении просроченной задолженности по выплате процентов и/или возврату суммы кредита сроком свыше 20 (двадцати) календарных дней, осуществляются следующие мероприятия:
8.6.1. Финансовый орган передает в Правовой комитет кредитное досье и иные необходимые документы (их копии) для подачи искового заявления в суд. Сотрудник Правового комитета не позднее 5 (пяти) календарных дней, с момента получения документов, направляет исковое заявление в суд согласно подведомственности. Принимает меры по предъявлению исков к должникам - залогодателю, поручителю, гаранту.
8.6.2. Проводится осмотр предмета залога в порядке установленном п. 8.2 настоящего Положения. От руководителя и должностных лиц Залогодателя берется расписка об ответственном хранении предмета залога.
8.6.3. Назначается внеочередное заседание Кредитной комиссии, на заседании которой разрешаются следующие вопросы:
а) о проведении ревизии Заемщика по вопросу целевого использования средств местного бюджета;
б) о принятии иных необходимых мер, направленных на взыскание суммы задолженности, а так же обращения взыскания на предмет залога.
9. Учет бюджетных кредитов
9.1. Финансовый орган, исполняющий бюджет Городcкого Округа "Якутск" ведет реестр, всех предоставленных бюджетных кредитов по получателям бюджетных кредитов, обеспечивает учет и финансовый контроль операций, связанных с предоставлением, погашением бюджетных кредитов и осуществлением платежей за пользование ими.
9.2. На основании данных этого учета Окружная администрация ежегодно вместе с отчетом об исполнении бюджета представляет в Окружной Совет депутатов г. Якутска отчет о предоставленных за счет средств местного бюджета кредитах (с указанием юридических лиц -получателей бюджетных кредитов), их погашении и осуществлении платежей за пользование ими.
Руководитель Аппарата
Окружного Совета г. Якутска |
Л.И. Анищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.