Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2009 г. N 1289-р настоящее постановление снято с контроля
В целях оптимизации управления отходами производства и потребления в Республике Саха (Якутия), руководствуясь Федеральными законами от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Законом Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 года 104-З N 211-III "Об охране окружающей среды", в целях осуществления правового регулирования в области обращения отходов Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию обращения с отходами производства и потребления в Республике Саха (Якутия) до 2010 года.
2. Министерству охраны природы Республики Саха (Якутия) (Григорьев В.А.):
2.1. Обеспечить координацию действий государственных структур, участвующих в реализации Концепции обращения с отходами производства и потребления в Республике Саха (Якутия) до 2010 года.
2.2. С участием Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (Антоненко А.А.) в срок до 15 декабря 2006 года разработать и представить на утверждение в Правительство Республики Саха (Якутия) План первоочередных мероприятий по реализации Концепции обращения с отходами производства и потребления в Республике Саха (Якутия) до 2010 года с системой обращения с отходами производства и потребления в Республике Саха (Якутия).
3. Опубликовать настоящее постановление в республиканских средствах массовой информации.
4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Правительства Республики Саха (Якутия) Д.Ф. Наумова.
Председатель Правительства |
Е. Борисов |
Концепция
обращения с отходами производства и потребления в Республике Саха (Якутия) до 2010 года
Одобрена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 августа 2006 г. N 395
Введение
В целях реализации норм и положений Федеральных законов "Об охране окружающей среды РФ" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2005), "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ), от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Закона Республики Саха от 25 декабря 2003 года 104-З N 211-III "Об охране окружающей среды Республики Саха (Якутия)" Министерством охраны природы Республики Саха разработана Концепция обращения с отходами производства и потребления в Республике Саха (Якутия) до 2010 года.
Цель концепции - создание нормативной и технической базы для реализации республиканской системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления, обеспечения стабилизации, а в дальнейшем сокращения и ликвидации загрязнения окружающей среды отходами, экономии природных ресурсов за счет максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот.
В Концепции намечены основные направления развития республиканской системы управления отходами производства и потребления с учетом современного состояния, требований федерального и республиканского законодательства.
Главные принципы решения основных задач в области обращения с отходами, стоящих перед органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) на период до 2010 года:
охрана здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды, сохранение биологического разнообразия;
научнообоснованное сочетание экономических, экологических и иных интересов общества, гарантирующее благоприятную среду обитания;
стимулирование и поощрение сбора, рационального использования вторичных ресурсов, снижения объема неутилизированных отходов;
прогнозирование перспективных направлений развития предприятий по обращению с отходами, содействие внедрению прогрессивных, высокоэкологичных технологий обращения с отходами;
планирование и контроль образования и перемещения отходов;
экологический контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами норм экологической безопасности при обращении с отходами.
Термины и определения
В концепции использованы следующие термины и определения.
Отходы производства и потребления (далее по тексту - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
Вторичное сырье - вторичные материальные ресурсы, для которых имеется реальная возможность и целесообразность использования в народном хозяйстве.
Бытовые отходы - отходы потребления, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения.
Биологические отходы - биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и ветеринарной оперативной практики, медико-биологических экспериментов, гибели скота, других животных и птицы, и другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, а также отходы биотехнологической промышленности.
Отходы лечебно-профилактических учреждений - материалы, вещества, изделия, утратившие частично и полностью свои первоначальные потребительские свойства в ходе осуществления медицинских манипуляций, проводимых при лечении или обследовании людей в медицинских учреждениях.
Опасные отходы - отходы, существование которых и (или) обращение с которыми представляет опасность для жизни, здоровья человека и окружающей природной среды.
Несанкционированные свалки отходов - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Сортировка отходов - разделение и (или) смешение отходов согласно определенным критериям на качественно различающиеся составляющие.
Транспортирование отходов - деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и (или) уничтожения.
Рециклинг - процесс возвращения отходов, сбросов и выбросов в процессы техногенеза.
I. Экологические и экономические аспекты обращения с отходами
В процессе разработки Концепции обращения с отходами был проведен сбор и анализ основных данных, которые характеризуют количество и состав образующихся отходов, места конечного захоронения или переработки, используемые технологии обращения с отходами на территории республики. Проанализированы действующая нормативно-правовая база, регулирующая деятельность в сфере обращения с отходами, а также организационные структуры служб, ответственных за удаление отходов.
По данным Управления Ростехнадзора по РС (Я), ежегодно в республике образуется в среднем около 200 млн. тонн отходов производства и потребления. Особую тревогу вызывает накопление в отвалах и свалках токсичных, в том числе содержащих канцерогенные вещества, отходов, общее количество которых превысило 100 тыс. тонн.
Неиспользуемые отходы - это тысячи тонн выведенных из хозяйственного оборота безвозвратно теряемых вторичных материальных ресурсов.
Сегодня в республике нет ни одного специализированного предприятия по комплексной переработке отходов, и практически все они захораниваются на полигонах.
Отходы I класса опасности сейчас практически в полном объеме остаются на территориях промышленных объектов, накапливаясь в недопустимых объемах.
Для сбора твердых бытовых отходов (далее по тексту - ТБО) в республике используется одноступенчатая схема, то есть отходы с территорий собираются в специальные контейнеры, расположенные в утвержденных местах (контейнерные площадки) и затем доставляются спецавтотранспортом на полигон ТБО.
Таким образом, проблема экологической опасности промышленных и бытовых отходов в республике стоит очень остро. Опасность представляют собой все стадии обращения с отходами, начиная от сбора, транспортировки и заканчивая подготовкой к использованию утильных компонентов, уничтожением или захоронением неиспользуемых фракций.
Система обезвреживания ТБО основана на захоронении их на полигоне. Из-за отсутствия раздельного сбора ТБО, вместе с пищевыми отходами, бумагой, полимерной и другой тарой выбрасываются банки с остатками красок, ядохимикатов, лаков, разбитые ртутьсодержащие приборы, люминесцентные лампы, лекарственные препараты и прочее. Все это оказывается на свалках и в виде фильтрата попадает в водоносные горизонты, загрязняя их токсичными веществами. Помимо этого, из тела свалок постоянно выделяются газообразные продукты распада отходов: метан, аммиак и другие, вызывающие их горение.
Особую проблему представляют отходы промышленного производства (далее по тексту - промышленные отходы). Токсичность, пожаро- и взрывоопасность создают особый риск для населения и окружающей среды в процессе технологического цикла обращения промышленных отходов.
Недостаточность финансовых средств, отсутствие мощностей по переработке отходов у промышленных предприятий, обустроенных полигонов промышленных отходов, слабый контроль со стороны государственных и муниципальных надзорных органов приводят к несанкционированному размещению, в том числе и токсичных промышленных отходов, к образованию свалок на берегах водоемов, в пригородных лесах и т.д.
Недостаточный уровень экологической культуры населения приводит к замусориванию территорий в местах массового отдыха, вокруг дачных участков, вдоль дорог и т.д. Зачастую жители сжигают мусор в уличных урнах и контейнерах, не задумываясь о вредных последствиях.
Помимо экологических аспектов, проблема отходов имеет и экономическую сторону. Отходы, как промышленные, так и бытовые, включают значительную долю вторичного сырья. Утилизация отходов, переработка вторичного сырья может дать существенную экономию финансовых, материальных ресурсов и энергии. Кроме того, при транспортировке отходов не всегда минимизируется прогон специализированного автотранспорта, который является интенсивным источником загрязнения атмосферы. Поэтому существует проблема разработки оптимальных маршрутов для мусоровозов, имеющая значение не только с экономической, но и с экологической точки зрения.
Экологические и экономические аспекты обращения с отходами должны быть непременно учтены муниципальными органами власти при разработке порядка обращения с отходами на территориях муниципальных образований.
Ключевыми проблемами, влияющими на управление потоками всех видов отходов в республике, являются:
отсутствие единой системы учета производителей отходов, взимания с них платежей и контроля со стороны налоговой и природоохранной служб Республики Саха (Якутия), обеспечивающих обязательность такого взимания;
недопустимый объем направляемых на захоронение отходов, во многом связанный с низким уровнем извлечения из отходов вторичных ресурсов;
отсутствие работ по восстановлению земель, загрязненных отходами (подвергшихся негативному воздействию отходов);
отсутствие утилизации крупно-габаритного# мусора (далее по тексту - КГМ), в котором содержатся коммерчески привлекательные фракции;
отсутствие систем управления опасными, медицинскими и биологическими отходами;
отсутствие конкурентной среды, недостаточное участие в этой сфере субъектов малого предпринимательства;
отсутствие экономической заинтересованности в сборе и переработке отходов, включая опасные, вторичное сырье, упаковочные отходы;
слабое развитие системы предприятий переработки отходов производства.
II. Пути решения проблемы отходов
В сфере обращения с отходами необходима разработка экологически ориентированных методов управления с одновременным решением экономических задач. Анализ воздействия отходов на окружающую среду, применение ресурсосберегающих технологий, нормативно-правовое регулирование в области образования и обращения отходов должны стать основой эффективной системы управления отходами, ориентированной на решение комплекса экологических и санитарно-гигиенических задач, сокращение образования отходов, возвращение их в экономический цикл.
Система управления отходами представляет собой совокупность принципов, методов, средств и форм управления потоками отходов с целью повышения эффективности их удаления, обезвреживания и переработки с одновременным снижением затрат.
Успешное решение проблемы регулирования возрастающего потока отходов возможно только на основе разработки и реализации единой комплексной системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Для обеспечения экологически безопасного обращения с отходами на территории республики и решения проблем управления с отходами на период до 2010 года необходимо вести работу по следующим направлениям:
1. Принять Закон Республики Саха (Якутия) "Об отходах производства и потребления", регулирующий взаимоотношения в сфере обращения с отходами, стимулирующий деятельность по вовлечению полезных компонентов отходов в хозяйственный оборот.
2. Создать уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области управления обращением с отходами производства и потребления.
3. Разработать и внести на утверждение Правительства Республики Саха (Якутия) долгосрочную программу и меры экономического управления в области обращения с отходами, развития рынка вторичных ресурсов, повышения эффективности использования сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов (рециклинг отходов), снижения уровня воздействия отходов на окружающую среду, совершенствования работы субъектов предпринимательской деятельности, с подпрограммами:
управление опасными отходами с использованием имеющихся мощностей предприятий;
управление обращения с упаковочными отходами;
управление КГМ;
управление отходами как вторичным сырьем;
4. Провести инвентаризацию образующихся в республике отходов и мест их размещения (временного накопления), а также инвентаризацию лицензированных предприятий, занятых сбором, транспортировкой, переработкой и захоронением всех видов отходов.
5. Уполномоченному Правительством Республики Саха (Якутия) республиканскому органу исполнительной власти в области управления отходами с участием федеральных структур в области охраны окружающей среды, науки и промышленной политики, поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг республики:
разработать генеральные схемы сбора, транспортировки, обезвреживания отходов производства и потребления;
разработать краткосрочные блиц-программы вовлечения в хозяйственный оборот отходов автотранспортного комплекса, электронного и электротехнического лома, полимерных материалов;
провести в течение 2007 - 2009 г.г. эксперимент по управлению всеми видами отходов в разных по условиям и особенностям в# муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) с целью максимального вовлечения всех видов образующихся отходов в систему рециклинга, утилизации и обезвреживания;
разработать средства малой механизации сбора, сортировки и прессования отходов;
вовлечь население и предпринимателей в раздельный сбор и переработку отходов;
провести оптимизацию финансовых и транспортных потоков в сфере обращения с отходами производства и потребления;
обеспечить благоприятные экономические условия для хозяйствующих субъектов по сокращению объемов образования отходов при максимальной степени их утилизации;
создать конкурентную среду;
создать биржу вторичного сырья.
Для успешного решения проблемы отходов республики необходимо создать конкурентную среду, стимулирующую участие деятельности субъектов малого предпринимательства в этой сфере. Ввести тендерные условия при заключении контрактов на проведение работ по сбору, транспортировке, переработке и захоронению отходов. В республике должна была организована инфраструктура по переработке вторичных ресурсов, извлеченных из отходов.
Заключение
В результате анализа ситуации в сфере обращения с отходами в республике, с учетом технических и технологических возможностей в области сбора и утилизации отходов и в соответствии с требованиями действующего законодательства разработаны следующие рекомендации и предложения:
создание республиканской системы управления отходами производства и потребления;
совершенствование республиканской нормативно-правовой базы в области обращения с отходами и приведение её в соответствие с федеральным законодательством;
разработка и ведение информационно-аналитической базы данных по отходам;
планирование и развитие системы объектов санитарной очистки городов и других населенных пунктов республики;
разработка инвестиционных программ и подготовка тендерных торгов в сфере обращения с отходами;
содействие в развитии рынка работ и услуг в сфере вторичной переработки ресурсов;
создание республиканского заказа для стимулирования производства продукции из вторичного сырья для нужд хозяйства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 августа 2006 г. N 395 "Об утверждении Концепции обращения с отходами производства и потребления в Республике Саха (Якутия) до 2010 года"
Текст постановления опубликован в газете "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар" (приложение к газете "Саха Сирэ") от 19 сентября 2006 г. N 36
Настоящий документ снят с контроля