Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к проекту федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в статью 1
Федерального закона "Об увеличении базовой части
трудовой пенсии лицам, проживающим в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
и в Федеральный закон "О трудовых пенсиях
в Российской Федерации"
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 1 Федерального закона "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 1 Федерального закона "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" разработан в целях приближения среднего размера пенсии северян к прожиточному уровню, компенсации повышенной стоимости материального обеспечения пенсионеров, проживающих в северных регионах Российской Федерации, и устранения возникшей дифференциации в части соотношения среднего размера пенсии к прожиточному минимуму пенсионера в северных и иных регионах Российской Федерации.
Северные процентные надбавки к заработной плате были установлены как надбавки за непрерывный стаж работы в целях привлечения и закрепления кадров на Севере, поэтому предлагаемый проект федерального закона следует рассматривать как одно из направлений стратегии государства по закреплению населения на территории Дальнего Востока.
Законопроект решает данную проблему путем начисления на базовую часть трудовой пенсии лицам, проживающим в указанных районах и местностях, процентных надбавок к заработной плате, установленных решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в указанных районах (местностях).
Надбавки к месячному заработку, выплачиваемые за работу на Севере, дифференцированы по трем группам северных районов, отличающихся степенью тяжести природно-климатических условий:
в наиболее суровых районах Крайнего Севера - Чукотском автономном округе и Северо-Эвенском районе Магаданской области, Корякском автономном округе и Алеутском районе Камчатской области, а также на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря) - предельный размер надбавок составляет 100 процентов заработка;
в остальных районах Крайнего Севера предельный размер надбавок составляет 80 процентов заработка;
в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, предельный размер надбавок составляет 50 процентов заработка.
Средний размер пенсий в восьми из десяти регионов, входящих в Дальневосточный федеральный округ, не достигает прожиточного минимума пенсионера и составляет по состоянию на 1 апреля 2005 в# среднем по округу 92 процента от указанного минимума. Кроме того, он не учитывает дороговизну жизни на Севере, а также раннюю утрату трудоспособности северянами в связи с экстремальными природно-климатическим# условиями. Социальное положение пенсионеров также усугубляют планируемый переход на 100-процентную оплату предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг и проводимая в Российской Федерации "монетизация" льгот.
Увеличение базовой части трудовой пенсии в соответствии с федеральными законами, принятыми в 2004 и 2005 годах, не приблизило средний размер трудовой пенсии северян к прожиточному минимуму пенсионера, более того, усилило дифференциацию этого соотношения среди субъектов Российской Федерации. В результате пенсионной реформы пенсионеры-северяне оказались в неравном положении по сравнению с пенсионерами из других регионов России, так как в среднем по России отношение среднего размера пенсии к прожиточному минимуму пенсионера превышает 109,6 процента.
Пенсионное обеспечение является важнейшим элементом социального обеспечения и в соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации устанавливается законом. Законодатель, определяя правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, вправе устанавливать как общие условия для их назначения, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий, в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих трудовую деятельность, в частности, от специфики условий труда, и, рассматривая уже, - от природно-климатических условий, в которых протекала трудовая деятельность. Поскольку юридически значимым обстоятельством для назначения трудовой пенсии является участие гражданина в общественно-экономической деятельности государства, то ни в коей мере нельзя игнорировать условия, в которых осуществлялся общественно полезный труд.
Таким образом, необходимо учитывать дифференциацию в правовом регулировании труда, которая должна распространяться и на лиц, прекративших свою трудовую деятельность в связи с выходом на пенсию.
Такая дифференциация не противоречит требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из принципа равенства (части 1 и 2 статьи 19), поскольку является объективно оправданной, обоснованной и преследует конституционно значимые цели, что позволяет вводить некоторые различия в пенсионных правах, устанавливая специальные нормы пенсионного обеспечения.
Следовательно, законодательная политика государства в сфере пенсионного обеспечения должна иметь правовую определенность и связанную с ней предсказуемость для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенные ими в соответствии с законодательством права будут уважаться властями и будут реализованы.
Существующий в законодательстве механизм позволяет учитывать размер процентных надбавок к заработной плате, установленных решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти при назначении трудовой пенсии лицам, отработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Процентные надбавки к заработной плате, равно как и районные коэффициенты, учитываются при исчислении среднемесячного заработка, входящего в состав формулы и непосредственно влияющего на величину расчетного размера пенсии (статья 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Но при этом необходимо заметить, что те граждане Российской Федерации, которые выходят на пенсию с 1 января 2002 года и продолжают выходить по сей день, являются так называемыми "транзитниками", то есть теми, чьи пенсионные права в своем большинстве были приобр
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.