Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Политика в сфере оплаты труда
За отчетный период был осуществлен ряд мер, направленных на повышение оплаты труда, усиление государственного регулирования в области заработной платы, обеспечение своевременной выплаты заработной платы, погашение имеющейся перед работниками задолженности по заработной плате.
Для поэтапного приближения минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума трудоспособного населения проводилось повышение минимального размера оплаты труда.
С 1 января 2001 года минимальный размер оплаты труда установлен в размере 200 рублей в месяц, с 1 июля 2001 года - 300 руб., с 1 мая 2002 года - 450 руб., с 1 октября 2003 года - 600 руб.
С учетом повышения минимального размера оплаты труда в соответствии с федеральным законодательством (с 1 декабря 2001 года и 1 октября 2003 года) проведена индексация тарифных ставок работников бюджетной сферы.
Проводилась работа по упорядочению оплаты труда работников организаций бюджетной сферы и по приведению размеров доплат и надбавок к заработной плате в соответствие с установленными по нормативным правовым актам Российской Федерации.
Создана постоянно действующая Межведомственная правительственная комиссия по упорядочению социальных льгот, гарантий и компенсационных выплат населению, подготовке перехода работников учреждений и организаций бюджетной сферы на отраслевые условия оплаты труда.
В целях недопущения снижения заработной платы отмена отдельных надбавок и доплат проведена одновременно с повышением тарифной ставки I разряда Единой тарифной сетки (с 1 октября 2003 года).
Также приведены в соответствие с действующим федеральным законодательством условия оплаты труда технического и прочего персонала учреждений здравоохранения, порядок выплаты повышенных окладов за работу в сельской местности.
Сохранен ряд республиканских доплат: надбавки за непрерывный стаж работы (выслугу лет), за почетные звания, компенсационные доплаты к заработной плате низкооплачиваемых работников 1 - 9 разрядов (от 360 до 100 рублей), повышение окладов для работников культуры и искусства, доплаты работникам республиканских учреждений здравоохранения и социального обеспечения.
Работникам из числа немедицинского персонала республиканских лечебно-профилактических учреждений и работникам учреждений, имеющих статус особо ценных объектов национально-культурного достояния установлены компенсационные доплаты.
С учетом всех принятых решений по повышению оплаты труда, заработная плата работников предприятий и организаций республики в 2003 году составила 9742,4 рубля и возросла по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 18,2 %. В реальном исчислении прирост составил 5,6%. Среднемесячная заработная плата в республике в 1,8 раза превышает средний уровень по России и среди регионов Дальневосточного федерального округа продолжает оставаться одной из самых высоких (уступает по величине лишь Чукотскому и Корякскому АО).
Несмотря на рост, уровень оплаты труда в бюджетной сфере остается низким. Уровень заработной платы работников культуры и искусства, образования, здравоохранения в 2003 года составил от среднереспубликанского 53,4 %, 57,9 % и 66,3 % (по Российской Федерации 68 %, 67 %, 73 % соответственно).
Соотношение заработной платы к прожиточному минимуму для трудоспособного населения составило 2,5 раза, при этом в производственных отраслях - 3 раза, в отраслях бюджетной сферы - 1,4 - 1,7 раз.
Принято постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.10.2002 N 536 "Об оплате труда и материального стимулирования работников, занятых в оленеводстве" в соответствии с которым с 1 января 2003 года для оленеводов установлена гарантированная заработная плата в размере 4500 рублей; также утверждены Положение об оплате труда и материальном стимулировании оленеводов и Положение о механизме выплаты оленеводам гарантированной заработной платы из республиканского бюджета.
Учитывая значительное влияние задержек по выплате заработной платы на уровень жизни населения, особое внимание в отчетном периоде уделялось вопросам сокращения образовавшейся задолженности, обеспечению своевременной выплаты заработной платы работникам.
В октябре 2003 года образована Комиссия по контролю за выполнение Плана, утверждено Положение о Комиссии. Разработан План действий по погашению задолженности не только по каждой конкретной отрасли экономики, по группам и категориям предприятий, а также по отдельным наиболее проблемным предприятиям.
Одной из составных частей мониторинга состояния выплаты заработной платы на предприятиях республики являются проводимые Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия) и его территориальными органами совместно с Государственной инспекцией труда в Республике Саха (Якутия) проверки предприятий. По предварительным данным проведены 203 проверки, в том числе 178 территориальными органами министерства.
Итоги проверок неоднократно рассматривались на Коллегиях Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия), заседаниях Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Все мероприятия проводились с приглашением и заслушиванием руководителей проверенных предприятий и курирующих их министерств.
Результаты проведенной работы позволили дать объективную оценку ситуации, выяснить конкретные причины образования задолженности в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия, организационно-правовой формы, источников финансирования, а также разработать мероприятия по ее погашению.
Достигнута договоренность с работодателями и профсоюзами не производить индексацию заработной платы при наличии задолженности по выплате заработной платы в размере 2 и более месяцев. В постановление трехсторонней комиссии включены соответствующие обязательства сторон.
Отмечается снижение объемов просроченной задолженности по выплате заработной платы. По состоянию на 1 января 2004 года задолженность снизилась по сравнению с данными на начало 2001 года на 930,1 млн. рублей или на 40,7 % и составила 917,0 млн. рублей. Необходимо отметить, что самое значительное снижение отмечено в 2003 году.
Сокращение задолженности произошло в большинстве отраслей экономики республики. Вместе с тем, финансовое положение хозяйствующих субъектов пока не позволяет решить проблему своевременной выплаты заработной платы. Основной причиной задолженности по выплате заработной платы по-прежнему является отсутствие у предприятий собственных средств для расчетов с работниками.
С 1 февраля 2002 года введен в действие новый Трудовой Кодекс РФ, где статьей 236 установлена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы. Конкретный размер выплачиваемой работнику денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы в настоящее время определяется коллективным договором или трудовым договором.
Отраслевые тарифные соглашения занимают важное место в системе социального партнерства. В 2003 году в Республике Саха (Якутия) заключено 16 отраслевых соглашений. Всего на территории республики действуют 38 соглашений (в 2002 г. - 34, в 2001 г. - 33).
На предприятиях и в организациях регулирование социально-трудовых отношений осуществляется на основе коллективных договоров. По данным Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия), в 2003 году действовало 2695 договоров (в 2002 г. - 2298).
С 2003 года уведомительную регистрацию коллективных договоров осуществляют территориальные органы Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия). По их отчетным данным, уведомительную регистрацию прошли 877 коллективных договоров. Наибольшее количество договоров зарегистрировано в Сунтарском, Усть-Алданском, Горном, Вилюйском, Алданском улусах и в г. Якутске.
Динамика действующих соглашений и коллективных договоров
|
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
Количество соглашений |
16 |
33 |
34 |
38 |
Количество коллективных договоров |
1400 |
2300 |
2298 |
2695 |
Положительная тенденция в динамике заключаемых соглашений и коллективных договоров свидетельствует о повышении роли социального партнерства как действенного регулятора отношений, складывающихся в процессе труда.
Благодаря созданию территориальных органов Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) социальное партнерство начало развиваться и в территориальном разрезе. Если ранее социальное партнерство трактовалось как система договоров и соглашений, заключаемых на уровне региона, отрасли, предприятия, либо по профессиональному принципу, то в настоящее время без партнерства всех субъектов управления и хозяйствования территорий не представляется возможным решить ни одной крупной социально-экономической проблемы. Поэтому одной из первостепенных задач территориальных (улусных, городских) комиссий выступает разработка и заключение территориальных соглашений, условия которых должны учитываться при принятии нормативных правовых актов в администрациях и организациях территорий. Территориальные соглашения призваны играть ведущую роль в развитии территорий: от того, какие условия заложены в соглашении, будет во многом зависеть экономическая ситуация территории и благосостояние ее жителей. На сегодняшний день территориальные комиссии созданы в 14 улусах республики, территориальные соглашения подписаны в 7 улусах.
В целях совершенствования правовой базы социального партнерства принят Закон Республики Саха (Якутия) "О Республиканской трехсторонней комиссии".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.