Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 2 августа 2005 г. N 3-43/05
(извлечение)
Верховный суд Республики Саха (Якутия) рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске 2 августа 2005 года дело по заявлению Прокурора PC (Я) о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Верховного Совета Якутской-Саха ССР от 28 июня 1991 года N 539-ХII "Об упорядочении районных коэффициентов к заработной плате, пенсиям, стипендиям, пособиям и другим выплатам населению, проживающему на территории Якутской-Саха ССР", установил:
Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Верховного Совета Якутской-Саха ССР от 28 июня 1991 года N 539-ХII "Об упорядочении районных коэффициентов к заработной плате, пенсиям, стипендиям, пособиям и другим выплатам населению, проживающему на территории Якутской-Саха ССР".
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания заинтересованная сторона извещена надлежащим образом. Однако не представила сведения о причинах неявки своего представителя. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн).
В судебном заседании прокурор У. заявление поддержал в полном объёме, и полагает необходимым признать оспариваемое постановление противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в силу решения суда.
Представитель Главного Управления Министерства юстиции РФ по Дальневосточному федеральному округу К. поддержала заявление Прокурора PC (Я) и суду представила письменный отзыв Управления о противоречиях федеральному законодательству оспариваемого постановления Верховного Совета Якутской-Саха ССР.
Заслушав пояснения прокурора, заключение представителя Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации, проверив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит заявленные требования прокурора обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Постановление Верховного Совета Якутской-Саха ССР от 28 июня 1991 года N 539-XII "Об упорядочении районных коэффициентов к заработной плате, пенсиям, стипендиям, пособиям и другим выплатам населению, проживающему на территории Якутской-Саха ССР" было принято высшим представительным, законодательным и контрольным органом государственной власти Якутской-Саха ССР.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)" Государственное Собрание (Ил Тумэн) является правопреемником указанного органа государственной власти. Законы Республики Саха (Якутия) и иные нормативные правовые акты, принятые Верховным Советом Республики Саха (Якутия), действуют в части, не противоречащей законам Республики Саха (Якутия) и иным нормативным правовым актам, принятым Государственным Собранием (Ил Тумэн), а также федеральным законам.
Оспариваемым постановлением в целях компенсации дополнительных материальных и физиологических затрат населения, проживающего и занятого на работе в районах Якутской-Саха ССР с экстремальными природно-климатическими условиями, путем упорядочения районных коэффициентов к заработной плате, пенсиям, стипендиям, пособиям и другим выплатам Верховный Совет Якутской-Саха ССР установлены повышенные районные коэффициенты:
Для районов, расположенных до Полярного круга, южнее 65 град, северной широты - Алданский, Амгинский, Верхневилюйский, Вилюйский, Горный, Кобяйский, Ленинский, Ленский, Мегино-Кангаласский, Нерюнгринский, Намский Мирнинский, Олекминский, Орджоникидзевский, Сунтарский, Таттинский, Томпонский, Усть-Алданский, Усть-Майский, Чурапчинский, Якутский - районный коэффициент 1,7;
Для районов, расположенных за Полярным кругом, не ниже 65 град, северной широты - Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский, Мирнинский (территория Айхальского поссовета и Удачнинского горсовета), Момский, Нижнеколымский, Оймяконский, Оленекский, Среднеколымский, Усть-Янский, Эвено-Бытантайский - районный коэффициент 2,0.
Установлено, что указанные районные коэффициенты применяются к постоянной части оплаты труда (тарифная сетка, оклады) без ограничения.
Из смысла текста оспариваемого постановления следует, что повышенные коэффициенты к заработной плате, пенсиям, стипендиям, пособиям и другим выплатам устанавливаются всему без исключения населению, проживающему на территории Республики Саха (Якутия).
Согласно статье 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованьями. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Статья 10 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" определяет, что размер районного коэффициента и порядок применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованьями. Заработная плата с учетом районного коэффициента, установленного в соответствии с настоящей статьей, относится к расходам работодателя на оплату труда в полном объеме.
Исходя из вышеизложенного анализа названных нормативных правовых актов, следует сделать вывод, что установление повышенных размеров районных коэффициентов для расчета заработной платы не выходит за пределы полномочий Республики Саха (Якутия), как субъекта Российской Федерации, в том случае, если указанные коэффициенты устанавливаются для учреждений, финансируемых из бюджета республики.
С учетом требований федерального законодательства Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 18 мая 2005 года принят Закон Республики Саха (Якутия) З N 476-III "О размерах районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате в Республике Саха (Якутия)", который устанавливает повышенные коэффициенты к заработной плате для лиц, работающих в организациях, финансируемых из государственного бюджета республики. Указанным законом не разрешен вопрос о признании недействующим нормативного правового акта, принятого ранее законодательным органом республики по урегулированию данного же вопроса.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер вышеназванного Закона от 18 мая 2005 г. следует читать как "234-З N 475-III"
Поэтому постановление Верховного Совета Якутской-Саха ССР от 28 июня 1991 г. N 539-ХII "Об упорядочении районных коэффициентов к заработной плате, пенсиям, стипендиям, пособиям и другим выплатам населению, проживающему на территории Якутской-Саха ССР", устанавливающее повышенные коэффициенты к заработной плате, пенсиям, стипендиям, пособиям " и другим выплатам всему без исключения населению, проживающему на территории Республики Саха (Якутия), как противоречащее действующему федеральному законодательству, подлежит признанию недействующим в судебном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление Прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворить.
Признать недействующим и не подлежащим применению со дня вступления настоящего решения в законную силу постановление Верховного Совета Якутской-Саха ССР от 28 июня 1991 г. N 539-ХII "Об упорядочении районных коэффициентов к заработной плате, пенсиям, стипендиям, пособиям и другим выплатам населению, проживающему на территории Якутской-Саха ССР".
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу опубликовать в газетах "Саха сирэ" и "Якутия".
Решение суда может быть обжаловано в 10-дневный срок в Верховный Суд Российской Федерации путем принесения жалобы через суд, принявший решение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.