Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению
Окружного Совета города Якутска
от 6 февраля 2007 г. N РОС-48-9
Отчет
о деятельности Контрольно-счетной палаты Окружного Совета города Якутска за 2006 год и о результатах контрольных мероприятий
Настоящий отчет подготовлен в соответствии с требованием статьи 25 Положения "О контрольно-счетной палате Окружного Совета города Якутска" о ежегодном представлении Окружному Совету города Якутска отчета о результатах деятельности.
I. Организационная работа
В 2006 году Контрольно-счетная палата Окружного Совета города Якутска продолжила работу в соответствии с Положением "О Контрольно-счетной палате" и на основе ежеквартального плана контрольных мероприятий, утверждаемого Окружным Советом города Якутска, а также дополнительных протокольных поручений сессии и заданий, инициированных депутатами. Палата строила свою работу на таких основополагающих принципах, как законность, системность, объективность, независимость и гласность. При этом гласность становится достаточно важным фактором влияния на нарушителей.
За отчетный период Контрольно-счетной палатой проведено 11 контрольных мероприятий, которыми охвачено 13 объектов проверки и 30 экспертно-аналитических мероприятий. В направленных в Окружной Совет документах, Палатой было внесено 71 предложение и поправка к проектам нормативных правовых актов.
За отчетный период сохранялась штатная численность из 3 сотрудников, председателя и 2 аудиторов, в связи с малочисленностью штата продолжилось привлечение соответствующих специалистов на контрактной основе. Так за отчетный период привлечены 5 специалистов с опытом аудиторской и ревизионной работы, которые участвовали при проведении 4 проверок и ревизий.
За прошедшие с момента образования муниципального контрольного органа три года Контрольно-счетная палата успешно прошла период становления и вышла на стадию полного и планомерного исполнения своих функций. Считаем, что с первоначальной проблемой - когда с малыми силами необходимо добиваться максимально возможного результата мы добились. Этот период был более чем достаточен, чтобы занять свое место в системе муниципального финансового контроля и организовать выполнение поставленных перед нашим органом задач.
В отчетном году контрольный орган Окружного Совета продолжил применение в своей работе нового типа контроля - аудита эффективности использования бюджетных средств. Его проведение направлено на оценку экономичности и результативности решений, реализуемых за счет бюджетных средств с позиции решения общегородских социально-экономических задач и учета интересов граждан. Проведенный аудит заставил органы исполнительной власти серьезно задуматься о степени и качестве выполнения возложенных на них задач и функций.
Любой бюджет, его наполнение и использование - это процесс сложный, требующий нормативно-правового регулирования. В этой связи проводится постоянная работа по контролю соблюдения Положения о бюджетном процессе.
Контрольно-счетная палата изыскивает возможности оптимизации городского бюджета и это тоже одна из главных целей и задач, решаемых нашим органом. Используются все предоставленные действующим законодательством и Положением возможности по устранению негативных последствий финансовых нарушений.
В нашей работе налажено тесное взаимодействие с депутатами, постоянными комиссиями Окружного Совета, особенно с комиссией по бюджетно-экономической политике под председательством Александрова Л.В., мы помогаем депутатам максимально использовать их контрольные полномочия.
Понимая всю ответственность, сложность и важность работы аудиторов, по рекомендации депутатов Федорова В.Н., Гоголева П.В. в бюджете Окружного Совета на 2007 год включены штатное содержание дополнительно двух аудиторов Контрольно-счетной палаты. Тем самым при поддержке всех депутатов усилился состав контролеров (председатель и 4 аудитора), изыскиваются средства еще на 2 аудиторов.
Кроме основных направлений деятельности, по поручению Председателя Окружного Совета г. Якутска Саввинова А.А. принимали непосредственное участие в разработке Закона РС (Я) "О Счетной палате Республики Саха (Якутия)" и предоставили свой вариант проекта в рабочую группу, образованную Президентом Республики Саха (Якутия). В настоящее время законопроект рассматривается на уровне Президента и находится на стадии рассмотрения в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Председатель палаты в июне 2006 года принял участие с выступлением на Пятой Всероссийской конференции Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации в г. Череповце Вологодской области, как член Союза МКСО РФ. На данной конференции приняли участие председатели контрольно-счетных органов 53 городов России большая делегация Счетной палаты Российской Федерации.
В республике продолжаются создание органов муниципального финансового контроля представительных органов муниципальных образований, которые были инициированы Окружным Советом г. Якутска. На сегодня созданы контрольные органы в Хангаласском, Мирнинском, Нюрбинском, Верхне-Вилюйском, Вилюйском, Намском, Мегино-Кангаласском, Томпонском и Усть-Алданском улусах. Практически становится традицией то, что по официальному приглашению председателей улусных собраний депутатов, Окружной Совет г. Якутска командирует председателя Контрольно-счетной палаты для непосредственного участия в сессиях, когда образовывается контрольный орган с утверждением положения. Для того, чтобы вновь образованные контрольные органы начали свою работу сразу на достаточно высоком уровне, в целях оказания правовой, методической, информационной помощи, развития системы финансового контроля, совершенствования нормативно-правовых актов в сфере муниципального контроля, по инициативе Контрольно-счетной палаты Окружного Совета г. Якутска в январе 2007 года создан Совет муниципальных контрольно-счетных органов республики, который будет работать в тесном взаимодействии с Ассоциацией представительных органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия).
II. Контрольно-ревизионная деятельность
Качество организации и совершенствования бюджетного процесса определяются уровнем финансовой дисциплины. Сегодня результаты финансового контроля показательны как объемами выявленных нарушений, так и суммами восстанавливаемых в бюджетную систему средств.
Всего за отчетный период проведено 11 контрольно-ревизионных мероприятий. Проведенными контрольными мероприятиями охвачено 13 объектов проверок, которые являлись получателями средств муниципального бюджета.
Общая сумма выявленных Контрольно-счетной палатой в 2006 году нарушений за период проверок с 2004 - 2006 годы оценивается в сумме 72011,8 тыс. рублей, в том числе средства бюджета муниципального образования - 71345,0 тыс. рублей, средства муниципальных предприятий 101,7 тыс. рублей и средства от предпринимательской деятельности (внебюджетные средства) - 565,1 тыс. рублей. Сумма нарушений, подлежащая к восстановлению, составляет 12841,0 тыс. рублей.
По видам нарушения выявлены:
- нецелевое использование - 12289,2 тыс. рублей;
- неэффективное и неэкономное расходование - 19678,8 тыс. рублей;
- нарушения по оплате труда - 25107,6 тыс. рублей;
- другие финансовые нарушения - 14936,2 тыс. рублей.
Плановые контрольно-ревизионные мероприятия проведены по 6 основным направлениям:
- выполнения муниципальных целевых программ;
- использование средств бюджета выделенных по разделу 0804 "Периодическая печать и издательство" и 0803 "Телевидение и радиовещание";
- состояния муниципального долга, кредиторской задолженности МО "Город Якутск" и обоснованности их погашения за 2004 - 2005 годы;
- порядок финансирования Департамента по архитектуре, строительству и реконструкции Мэрии г. Якутска за 2004 - 2005 годы и за первое полугодие 2006 года;
- составления и исполнения сметы доходов и расходов бюджетных учреждений;
- финансово-хозяйственная деятельность хозяйствующих субъектов и проверка средств, выделенных из бюджета муниципального образования "Город Якутск" отдельным юридическим лицам;
Все информации о результатах проведенных проверок и ревизий на основании п. 13 Положения "О Контрольно-счетной палате Окружного Совета города Якутска" представлены в Окружной Совет г. Якутска и Главе Городского Округа "Якутск".
Проверки использования средств бюджета, предусмотренных в виде резерва на исполнение исполнительных листов по решениям судебных органов за 2005 - 2006 годы и финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Якутские коммунальные системы" находятся на стадии завершения.
За 2006 год по итогам проведенных проверок были выявлены нарушения и сделаны следующие выводы:
1. В ходе проверки муниципальных целевых программ установлено:
Программа развития образования г. Якутска "Столичное образование на 2001 - 2006 годы":
1. При исполнении сметы расходов по статьям допущены перерасходы бюджетных средств по причине несвоевременной индексации цен на услуги. По отчетным данным Управления образованием, в период реализации Программы за 2001 - 2005 годы в целом и в сопоставимости с планируемыми мероприятиями, программа исполнена на крайне низком уровне (46,2 %). В течение всего периода реализации программы не требовались отчеты об исполнении исполнительным и представительным органами муниципального образования "Город Якутск".
2. Проверка показала, что предусмотренные средства для программных мероприятий в полной мере не решают поставленных целей, задач и ожидаемых результатов, предусмотренных программой. Использование программных средств является в основном дополнительным источником для решения текущих проблем на оказание материально-технического обеспечения и на прочие расходы учреждений образования.
3. Порядок определения расходов программных мероприятий только посредством его текущего финансирования без конкретизации указанных направлений привело к невозможности проведения оценки эффективности социально-экономических последствий при финансировании мероприятий по Программе.
Программа Муниципального образования "Город Якутск" по строительству и благоустройству жилья для работников бюджетной сферы и ЖКХ:
1. По программе в 2005 году планировалось вводить 11018 кв. м. жилья, по фактическим данным введено 4909,7 кв. м. жилья для работников бюджетной сферы и ЖКХ (с учетом введенных ООО СПФ "Черов и К"), построен жилой дом для свободной реализации - 1680,61 кв. м. В 2006 году планировалось ввести 18921,0 кв. жилья, в том числе для работников бюджетной сферы и ЖКХ - 15100,0 кв. м. Фактически до конца 2006 года предполагалось вводить 12545,7 кв. м. жилья.
2. По итогам передачи функций заказчика Программы от ОАО "ЕРКЦ" в МУП "Жилсоцинвест" выявлена не переданная задолженность ОАО "ЕРКЦ" по средствам программы в сумме 10798,4 тыс. рублей, данные средства должны были поступить в доходы бюджета как погашение полученного целевого кредита на исполнение Программы. Таким образом, средства в сумме 10798,4 тыс. рублей направлены на другие цели, что является нецелевым использованием.
3. В нарушение "Положения об организации и порядке проведения закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд г. Якутска" от 16.12.03 г. N ПГС-12-5 для строительства привлечены подрядчики без проведения конкурса.
4. В нарушение механизма реализации Программы, до момента приемки жилого дома Государственной комиссией, квартиры переданы покупателям при имеющейся неоплаченной в срок задолженности получателей в размере 1349,5 тыс. рублей.
5. В связи с не оформлением земельных документов и отсутствием актов приемки и ввода законченного строительства не возвращена половина расходов на строительство жилого дома в 202 мкр. (32-х кв.), построенных в целях продажи на свободном рынке. Документы о принятии решения по продаже не представлены проверяющим.
6. В нарушение положений Программы - 4 квартиры на сумму 4390,8 тыс. рублей распоряжением Главы г. Якутска распределены напрямую без учета "Положения о порядке предоставления и выплаты бюджетной инвестиции первоначального взноса и бюджетной ссуды по программе МО "Город Якутск" по строительству и благоустройству жилья для работников бюджетной сферы и ЖКХ".
7. Наблюдалось отставание от графика работ, земельные документы на ввод 57-и, 69-ти, 33-х квартирных жилых домов в 2006 году также не оформлены.
Городская целевая программа "Молодой Якутск на 2003 - 2005 годы":
1. В Программе отсутствует четкая взаимосвязь ожидаемых результатов реализации программы с поставленной целью и программными мероприятиями, программа принята при недостаточном финансовом обеспечении, то есть без учета реального планирования.
2. Не производилась оценка эффективности реализации программы за отчетные периоды, анализ проведенных мероприятий по направлениям программы.
3. Согласно статье 289 Бюджетного кодекса РФ установлено нецелевое использование средств на сумму 380,7 тыс. рублей, так, за счет выделенных средств на Программу, произведены не предусмотренные программой расходы на приобретение горюче-смазочных материалов, на оплату заработной платы водителя.
4. В нарушение Инструкции по бухгалтерскому учету бюджетных учреждений от 30.12.99 года N 107н без оправдательных документов производилось списание денежных средств.
5. Не учитывались внебюджетные средства, поступающие от реализации билетов проводимых мероприятий и спонсорской помощи.
2. В ходе проверки средств бюджета, выделенных по разделу 0804 "Периодическая печать и издательство" и 0803 "Телевидение и радиовещание", установлено:
МУ Редакция газеты "Эхо столицы":
1. Учреждением от планового выпуска газет фактически выпущено газет в 2004 году 61,9 процента, в 2005 году 49 процентов. В связи с наименьшим спросом населения в газете часть из них списывалась, как нереализованная в 2004 году на сумму 91,0 тыс. рублей, в 2005 году - 105,7 тыс. рублей.
2. В 2004 году стоимость одной газеты дотировал бюджет города Якутска на сумму 11,3 рублей, а 2,6 рублей за счет собственных средств. В 2005 году - 13,3 рублей, а 2,0 руб. за счет собственных средств.
3. Из 63 предусмотренных штатных единиц, фактически работающих составило 36 человек, что объясняется работой на 2-3 ставки. Следовательно, наблюдалось завышение штатных единиц.
4. Из-за неэффективного использования средств за проверяемый период не взыскан собственный остаток газетной бумаги, хранящаяся на складе ГУП НИПК "Сахаполиграфиздат" на общую сумму 932,5 тыс. руб.
ООО Медиа-Холдинг "Столица":
1. ООО Медиа-Холдинг "Столица" не имеет собственной лицензии на вещание в телевидении, для информационного освещения жизни города выходит на эфир по договору на телеканале ТВЦ.
2. Комплексный анализ доходов и расходов ООО Медиа-Холдинг "Столица" показал что, несмотря на наличие прибыли в отдельные периоды, в целом финансово-хозяйственная деятельность ООО Медиа-Холдинг "Столица" носила убыточный характер. В 2005 году убыток составлял 3192,8 тыс. руб. и за 9 месяцев 2006 года составил 2953,6 тыс. руб.
3. В нарушение статьи 78 Бюджетного кодекса РФ ООО Медиа-Холдинг "Столица" из бюджетных средств вложил на уставный капитал ООО "Северный ветер" 450,0 тыс. руб. (п/п N 98 от 13.04.2005 г.), что является нецелевым использованием бюджетных средств.
4. Задолженность по выданным кредитам из бюджета городского округа составляет 4802,2 тыс. рублей, из которых на момент проверки просрочено 1802,2 тыс. рублей.
3. В ходе проверки состояния муниципального долга, кредиторской задолженности МО "Город Якутск" и обоснованности их погашения за 2004 - 2005 годы установлено:
1. В нарушение статьи 234 Бюджетного Кодекса РФ предусмотренный резерв на погашение кредиторской задолженности использовался на финансирование сверхлимитных расходов: на увеличение расходов резервного фонда; фонда "Правопорядок"; ООО Медиа-Холдинг "Столица"; на финансирование ФКУ МФ PC (Я) по г. Якутску в общей сумме 4876,9 тыс. рублей. При этом финансирование ФКУ МФ PC (Я) по г. Якутску в сумме 1681,1 тыс. рублей в бюджете не предусматривалось.
2. По соглашению между Мэрией МО "Город Якутск" и Министерством финансов РС (Я) произведено списание пени по арендным платежам за землю с ОАО АФ "Якутстрой" за период 2002 - 2004 гг. в сумме 37492,7 тыс. рублей по договорам аренды, при этом потери местного бюджета составили 18746,3 тыс. рублей.
4. В ходе проверки порядка финансирования Департамента по архитектуре, строительству и реконструкции Мэрии г. Якутска за 2004 - 2005 годы и за первое полугодие 2006 года установлено:
1. Отставание финансирования по разделам за первое полугодие 2006 года, которые составляют от 25 до 34 процентов от утвержденного плана, что приводит к авральному освоению средств в конце финансового года.
2. В течение года проводились перемещения бюджетных ассигнований приказами о перемещение бюджетных ассигнований без внесения изменений местного бюджета через Окружной Совет г. Якутска.
3. Согласно п. 5 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ спонсорские средства (безвозмездные и безвозвратные средства) относятся к доходу бюджета и по статье 161 Бюджетного кодекса РФ должны отражаться в смету расходов и доходов за отчетный период, что не было сделано. Во время проверки не предоставлены положение и смета расходов и доходов внебюджетных средств за 2004 год.
4. В ходе проверки строительства за счет спонсорских средств выявлены перечисления за не выполненные работы по существующим фиктивным актам -приемки (форма N 2) 5 детских площадок в сумме 565,1 тыс. рублей.
5. В ходе проверки составления и исполнения сметы доходов и расходов муниципального учреждения "Якутскмедтранс" за период 2004 - 2005 годы установлено:
1. За период 2004 - 2005 годы в нарушение приказа Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 года N 377 и постановления Городского Собрания депутатов г. Якутска от 08.02.2005 г. ПГС N 28-6 "О порядке регулирования условий оплаты труда, муниципальных гарантиях и компенсациях работников организаций бюджетной сферы МО "Город Якутск":
- распоряжением Главы администрации г. Якутска N 8-р от 05.05.2000 г. введена дополнительная доплата за сложный и напряженный график работы в размере 50 % от установленного оклада и премиальный фонд в размере 100 % от установленного оклада всем работникам МУ "Якутскмедтранс" (150 %), вследствие чего излишне заложено в смете расходов 23891,7 тыс. рублей.
- излишне запланирована и выплачена надбавка за классность водителям в сумме 91,15 тыс. рублей;
- излишне запланирована и выплачена доплата за работу в ночное время водителям санитарного автотранспорта в размере 100 % часовой тарифной ставки (должностного оклада), в сумме 648,6 тыс. рублей.
2. В нарушение сметной дисциплины и статьи 161 Бюджетного кодекса РФ при планировании фонда оплаты на замену работников, уходящих в отпуск производился на все категории персонала, т.е. на руководящий состав и специалистов, вследствие чего, за 2004 год излишне запланированная и выплаченная сумма составила 387,0 тыс. рублей.
3. В нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса РФ в конце финансового 2004 года снято с расчетного счета по учету средств зарплаты и выдано в подотчет 171,542 тыс. рублей кассиру для выдачи заработной платы в виде премии работникам МУ "Якутскмедтранс" в начале следующего финансового года.
4. В нарушение установленного порядка оплаты труда установлен повышающий коэффициент директору учреждения по трудовому договору, в последствии чего за 2004 год дополнительно выплаченная сумма по трудовому договору составила 40,5 тыс. рублей, за 2005 год - 48,6 тыс. рублей.
5. В нарушение статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и статьи 161 Бюджетного кодекса РФ приняты к оплате оправдательные документы (авиабилеты) подотчетного лица по проезду в отпуск, которые не соответствуют подлинности авиабилетов на сумму 42,0 тыс. рублей.
6. В ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности, организации подготовки документов и выделения земельных участков МУП "Земельная служба" за 2004 - 2005 годы установлено:
1. При оформлении землеустроительных документов Департаментом имущественных отношений Мэрии города Якутска принимаются решения о передаче в аренду земельных участков в нарушение "Порядка распоряжения земельными участками, находящимся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю на территории Республики Саха (Якутия)", утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2002 года N 647, т.е. без согласования с Министерством имущественных отношений PC (Я), также без приложения документов, предусмотренных Земельным Кодексом РФ и нормативными актами Российской Федерации.
2. В нарушение норм противопожарной безопасности распоряжением N 736р от 06.09.2004 года со школы N 1 г. Якутска изъят и предоставлен земельный участок площадью 321 кв. м. ООО "Радекс" для строительства теплых гаражей на 15 боксов, школа в деревянном варианте расположена на расстоянии всего 10 метров от гаражей.
3. В нарушение п. 1 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ на постоянное (бессрочное) пользование предоставлены 3 земельных участка для проектирования и строительства многоквартирных домов, тогда как участки для жилищного строительства предоставляются только в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
4. В нарушение п. 2 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ без проведения торгов за период с 01.10.05 года по 31.12.05 года предоставлено 17 участков для жилищного строительства.
5. Следует отметить, что плановая смета доходов и расходов не утверждается ДИО Мэрии г. Якутска, как определено статьей 20 Федерального Закона от 14.11.02 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
6. Проверкой авансовых отчетов выявлены поддельные авиабилеты по проезду в отпуск на сумму 53,0 тыс. руб.
Контрольно-счетная палата кроме своих плановых мероприятий занимается и другими постановочными вопросами.
По ранее проведенной нашей проверке, в адрес Окружного Совета поступило письмо от Комитета здравоохранения Администрации г. Якутска в апреле 2006 года с предложением об отмене выводов Контрольно-счетной палаты со ссылкой на заключение и.о. заместителя прокурора г. Якутска от 24.03.2006 г. и постановление ОРЧ УБЭП МВД РС (Я) от 30.03.2006 г. Не согласившим с постановлением, Контрольно-счетная палата доказала объективность и достоверность проверки Комитета здравоохранения и добилась отмены заключения и.о. заместителя прокурора и постановления УБЭП МВД РС (Я). В результате повторной проверки итогов нашей проверки принято новое объективное постановление УБЭП, подтверждающее правомерность Контрольно-счетной палаты.
В мае месяце в адрес председателя Контрольно-счетной палаты поступила коллективная жалоба за подписью 57 учителей г. Якутска, проживающих в ведомственном общежитии Управления образованием по адресу П. Алексеева, 21/5. Суть жалобы заключалась в том что, по мнению учителей, расчет за проживание завышен, не предоставляется бухгалтерией полная информация о произведении расчетов и поставили вопрос о переводе общежития в статус жилого дома. По итогам проверки подготовлен ответ о том что, завышение расчетов по квартплате не подтвердилось, расчет производится правильно, здание общежития находится на балансе управления, имеется технический паспорт.
По обращению ГУП РС (Я) "Якутская поисково-съемочная экспедиция", оказано содействие по оплате задолженности в сумме 958161 тыс. рублей через ФКУ Минфина РС (Я) по г. Якутску, по Арбитражному делу от 2001 года за пробурение скважины с глубиной 200 м. в с. Тулагино для воды котельной, которым пользуются по сей день.
III. Экспертно-аналитическая работа
Важной частью деятельности Контрольно-счетной палаты необходимо отметить налаживание эффективной экспертно-аналитической работы, особенно экспертизы решений, которые принимаются Окружным Советом. Ведь аудиторы Палаты не просто проводят проверки, их задача - анализировать, обобщать, исследовать причины нарушений и давать рекомендации по их устранению. Отчеты о проверках, Палата передает в Окружной Совет города Якутска, и депутаты, основываясь на предложениях и заключениях аудиторов, принимают решение. Особенно отмечаем экспертную работу по местному бюджету. Контрольно-счетная палата уделяет этому важнейшему финансовому документу максимум внимания, и без экспертно-аналитического заключения не принимаются никакие дополнения и изменения в бюджет.
Вся эта деятельность, аналитические информации и заключения Палаты активно обсуждаются на заседаниях постоянной комиссии по бюджетно-экономической политике и учитываются в ходе рассмотрения на комиссиях и сессиях Окружного Совета города Якутска.
По сравнению с прошлым отчетным периодом усилена экспертно-аналитическая работа. Так, если в 2005 году было подготовлено 15 заключений и 2 аналитические записки, то в рамках реализации экспертно-аналитических функций, аудиторами Палаты подготовлено за 2006 год 30 документов, в том числе: по экспертной работе 10, по аналитической работе 20 документов, вносимых на сессиях Окружного Совета города Якутска.
В направленных в Окружной Совет документах, Палатой было внесено 71 предложение и поправка к проектам нормативных правовых актов. Были даны анализы текстовых статей и показателей проектов, включая сравнительные анализы с показателями предыдущих периодов, а также разъяснения, касающиеся отдельных положений принимаемых проектов.
По предварительному контролю за формированием муниципального бюджета подготовлены 6 заключений - на проекты постановлений и решений Окружного Совета г. Якутска о внесении изменений и дополнений в Постановление Окружного Совета города Якутска ПОС-39-1 от 27 декабря 2005 года "О бюджете городского округа города Якутска на 2006 год". Предложения, сформулированные в указанных заключениях, были учтены в ходе рассмотрения на комиссиях и сессиях Окружного Совета г. Якутска.
В соответствии с требованиями п. 4 статьи 272 Бюджетного кодекса Российской Федерации подготовлено 2 заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета Городского округа "Якутск" за 2005 год.
В заключениях сделан анализ годового отчета, соответствия исполнения бюджета принятыми постановлениями, уточненным параметрам бюджета. Проведена проверка расходной части отчета по разделам.
Контрольно-счетная палата отметила на имевшие место серьезные финансовые нарушения в процессе исполнения бюджета, ненадлежащее исполнение бюджетного процесса муниципального образования.
Так, в нарушение п. 3 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ, п. 1 раздела 6 Положения "О бюджетном процессе в муниципальном образовании "Город Якутск" от 25.03.2003 года ПГС-4-4, бюджет МО "Город Якутск" за 2005 год исполнен без соответствующего внесения изменений и дополнений в бюджет об увеличении доходов и расходов на сумму 874356,8 тыс. рублей за счет поступивших средств из республиканского бюджета.
В нарушение Положения "О бюджетном процессе в муниципальном образовании "Город Якутск" не представлены приложения "Ведомственная структура расходов" и "Целевые статьи и виды расходов местного бюджета".
В нарушение статьи 153 Бюджетного кодекса РФ, параметры бюджета увеличены на сумму 912492,1 тыс. рублей без внесения изменений и дополнений в бюджет через Городское Собрание депутатов г. Якутска.
В связи с увеличением расходной части бюджета соответственно по всем разделам и подразделам наблюдается перерасход от принятого плана.
Подготовлены заключения на проект решения Окружного Совета города Якутска "О бюджете городского округа "Якутск" на 2007 год" в первом и втором чтении.
Были указаны нарушения Положения "О бюджетном процессе в городском округе "Город Якутск".
Внесены 7 предложений, в части:
- плана доходов от налога на доходы физических лиц;
- плана по доходам от продажи материальных и нематериальных активов;
- оценке ожидаемого исполнения местного бюджета;
- объемов финансовой помощи, предоставляемые в виде субвенций, субсидий и компенсации дополнительных видов расходов получаемой из бюджетов других уровней;
- оптимизации расходов бюджетной сферы; по благоустройству;
- по целевой программе "Правопорядок";
- ряд пояснений и уточнений по отдельным подразделам.
При принятии решения "О бюджете городского округа "Якутск" на 2007 год" во втором чтении, замечания Контрольно-счетной палаты были учтены.
На основании аналитических выводов, в силу противоречий с Законодательством и недоработками отклонены 7 проектов решений Окружного Совета г. Якутска, 1 проект распоряжения Главы Городского округа "Якутск" и 1 проект бюджетной заявки.
Направлено на доработку 5 проектов решений Окружного Совета г. Якутска, в том числе:
- проект решения Окружного Совета г. Якутска "О внесении изменений и дополнений в постановление Городского Собрания депутатов г. Якутска от 25.03.03 года ПГС-4-2 "Об утверждении положения "О предоставлении в аренду муниципального недвижимого имущества г. Якутска";
- проект решения Окружного Совета г. Якутска "Об утверждении Положения об организации продажи муниципального имущества Городского Округа "Якутск" на конкурсе";
- проект решения Окружного Совета города Якутска "Об утверждении муниципальной целевой программы "Электронный Якутск" на период 2007 - 2010 годы";
- проект решения Окружного Совета города Якутска "Об утверждении положения о порядке расходования средств Резервного фонда Главы Городского округа "Якутск" в новой редакции";
- на проект решения "Об утверждении Городской целевой программы "Молодежь Якутска на 2006 - 2008 годы"".
По вышеуказанным проектам, решения Окружного Совета города Якутска приняты с учетов предложений и замечаний Контрольно-счетной палаты.
В связи с противоречиями с законодательством, нормативно-правовыми актами по местному самоуправлению, 4 проекта направлены на внесение изменений в решение "О бюджете Городского округа города Якутска на 2006 год", в том числе:
- проект решения Главы Городского округа "Якутск" "О распределении резерва Окружной администрации г. Якутска";
- проект решения Окружного Совета г. Якутска "О возмещении убытков МУП "Комфорт" на 2006 год";
- проект решения Окружного Совета г. Якутска "О возмещении задолженности перед ГУП "Водоканал";
- проект решения Окружного Совета г. Якутска "О проведении работ на объектах МУ Поликлиника N 1, МУ Поликлиника N 2 и возмещении расходов на восстановление котельной ОАО "Банно-прачечный трест"".
Заключение на мировое соглашение по делу N А58-5266/06 по иску Окружной администрации города Якутска к ОАО "Саха ипотечное агентство" о взыскании задолженности по договору целевого займа (возвратного финансирования) N 38 от 30.09.2002 г.
Рассмотрев Мировое соглашение, отметили и предложили следующее:
1. За период с 2002 года по 2006 год по предоставленному займу ОАО "Саха-ипотечное агентство" в сумме 156090,0 тыс. рублей, не выполнило свои обязательства по состоянию на 01.11.2006 года, по которым просроченная задолженность составляла 68407,4 тыс. рублей, что являлось нарушением ст. 77 п. 2 Бюджетного Кодекса РФ.
2. Заключив мировое соглашение, задолженность ОАО "Саха-ипотечное агентство" со стороны Городского округа пролонгировано до 2009 года и в счёт погашения бюджетных средств Агентство передает Городу недвижимостью, расположенные и строящиеся в г. Якутске со сроком ввода с 2006 по 2009 гг.
3. Отметить неэффективную работу Городского округа в части своевременного возврата задолженности ОАО "Саха ипотечное агентство".
4. Главе Администрации городского округа "Город Якутск" (Михальчук И.Ф.):
- совместно с Министерством финансов РС (Я) соответствующим образом оформить отражение бюджетного кредита ОАО "Саха-ипотечное агентство" в бюджете Городского округа "Город Якутск" в сумме 156090,0 тыс. рублей;
- определить наименование объекта незавершенного строительства по Базовому переулку на сумму 16,5 млн. рублей;
5. Окружному Совету города Якутска (Саввинов А.А.) предложить рассмотреть на заседании Президиума мировое соглашение от 10.11.2006 года, с учетом требований бюджетного законодательства о возмездности кредитования юридических лиц (Ст. 76 п. 2 Бюджетного Кодекса РФ, требования Положения "О бюджетном кредитовании юридических лиц", утвержденной постановлением Окружного Совета г. Якутска от 25.04.2006 г. N ПОС-42-6).
Решением Окружного Совета г. Якутска от 20 декабря 2007 г. N РОС-58-3 постановление Окружного Совета г. Якутска от 25.04.2006 г. N ПОС-42-6 признано утратившим силу с 1 января 2008 г.
Приведенные примеры - лишь часть предложений и замечаний Палаты, которые содержатся в наших заключениях. Многие предложения и замечания Палаты к проектам нормативных правовых актов Окружного Совета были учтены при их доработке и принятии. Следует признать, что не все предложения и замечания Палаты учитываются при доработке и принятии тех или иных нормативных правовых актов, но, тем не менее, они несут в себе смысловую нагрузку в плане информированности депутата, принимающего решение при голосовании. Специалисты Палаты надеются, что заключения Палаты по бюджетно-финансовым вопросам и вопросам использования муниципальной собственности оказывают депутатам достаточно весомую помощь при рассмотрении и принятии проектов нормативных правовых актов.
IV. Последующий контроль за устранением выявленных нарушений и недостатков
Важным аспектом в работе Контрольно-счетной палаты является не только выявление нарушений и недостатков в ходе проведения контрольных мероприятий, но и их устранение, а также предотвращение их проявлений впредь. Прежде всего, должны понять все, что работа палаты не карательная. Ее результативность измеряется не только рублями, возвращенными в бюджет, а так же мерами, принятыми для исправления вскрытых нарушений.
Палата, одновременно с проведением контрольных мероприятий, оказывала содействие проверяемым организациям в восстановлении и правильном ведении бухгалтерского учета, устранении недостатков в исполнении смет расходов и приведении их в соответствие с требованиями действующего законодательства. Но главное, для повышения уровня работы с муниципальными средствами необходимы усилия всех участников бюджетного процесса, от распределителей до получателей средств.
Всем проверенным организациям и предприятиям направлены предложения для принятия конкретных мер по устранению выявленных недостатков, а также устанавливался контрольный период для исправления нарушений. Поскольку некоторые нарушения были характерными для той или иной отрасли в целом, и требовали системного подхода к решению выявленных проблем, для принятия мер по устранению недостатков, сведения были предоставлены руководству администрации Городского округа, руководителям структурных и территориальных подразделений администрации.
Анализ документов, представленных в Контрольно-счетную палату руководителями организаций - объектов проведенных проверок и их вышестоящих организаций по итогам проверок показал, что результаты контрольных мероприятий обсуждены в проверенных организациях и приняты меры к устранению нарушений. В большинстве случаев, ими разработаны и осуществлены меры по выполнению рекомендаций палаты, изданы приказы и распоряжения о применении мер воздействия к лицам, допустившим выявленные нарушения, разработаны и утверждены планы и мероприятия по устранению выявленных нарушений.
По итогам предложенных замечаний по отчету Контрольно-счетной палаты за 2005 год, по требованию Окружного Совета города Якутска были рассмотрены на 41 и 43 сессиях информация Главы городского округа "Якутск" о принятых мерах по устранению нарушений и недостатков, выявленных проверкой.
В результате проведения мероприятий в рамках последующего контроля, вопросы, находившиеся на контроле в пределах полномочий Палаты, либо сняты, как в основном выполненные, либо переданы на усмотрение профильных комитетов Окружного Совета.
За отчетный период, подлежащие к восстановлению суммы финансовых нарушений составляют 12841,0 тыс. рублей, из них:
- задолженность ОАО "ЕРКЦ" по средствам программы жилья - 10798,4 тыс. рублей;
- задолженность ГУП НИПК "Сахаполиграфиздат" - 932,5 тыс. рублей;
- нецелевое использование средств бюджета на уставный капитал ООО "Северный ветер" - 450,0 тыс. рублей;
- по не выполненным работам строительства детских площадок - 565,1 тыс. рублей;
- израсходованные средства на проезд в отпуск по поддельным авиабилетам - 95,0 тыс. рублей.
На данный момент восстановлено 545,0 тыс. рублей, остальная сумма находится на контроле.
По результатам выполнения последующего контроля в 2006 году по проведенным проверкам Контрольно-счетной палаты приняты следующие меры:
Проверка выполнения целевой программы "Столичное образование на 2001 - 2006 годы"
Управлением образования Мэрии г. Якутска по итогам проверки выполнения целевой программы "Столичное образование на 2001 - 2006 годы" разработана новая Программа развития образования в городском Округе "Город Якутск" на 2007 - 2012 годы "Столичное образование-II", где установлена система целевых индикаторов оценки эффективности реализации программы, определена система программных мероприятий.
Проверка выполнения программы МО "Город Якутск" по строительству и благоустройству жилья для работников бюджетной сферы и ЖКХ
- документы на земельные участки оформлены на МУП "Жилсоцинвест";
- на данный момент привлечены денежные средства участников Программы в сумме 58908,0 тыс. рублей;
- планируется передача права требования по Инвестиционному договору N К-В/2005-ЮЛ от 20.06.2006 г. с ООО ПСФ "Черов и К" от Городского округа "Якутск" к МУП "Жилсоцинвест" в счет увеличения уставного фонда.
Увеличение уставного фонда МУП "Жилсоцинвест" необходимо для аккредитации в ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" в качестве муниципального оператора. Аккредитация позволит МУП "Жилсоцинвест" выдавать ипотечные кредиты по федеральным стандартам с последующим рефинансированием через ОАО "АИЖК";
- прорабатывается механизм погашения задолженности ОАО "ЕРКЦ" перед Городским округом "Якутск" путем передачи ГО "Якутск" права требования по договорам купли-продажи квартир в 22 и 44 квартирных жилых домах.
МУ Редакция газеты "Эхо столицы"
- проведены мероприятия по оптимизации штатного расписания МУ редакция газеты "Эхо столицы", из 63 штатных единиц сокращено 16, таким образом, штатное расписание на данный момент состоит из 47 должностей;
по результатам проверки редакция газеты 8 ноября 2006 года подало исковое заявление в Арбитражный суд РС (Я) о взыскании с НИПК "Сахаполиграфиздат" денежных средств за поставленный товар и реализованную продукцию в сумме 932,5 тыс. рублей.
ООО Медиа-Холдинг "Столица"
Приказом ФКУ МФ РС (Я) по г. Якутску было произведено уменьшение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств ООО Медиа-Холдинг "Столица" в сумме 450,0 тыс. рублей, неправомерно вложенные в уставный капитал ООО "Северный ветер".
Проверка состояния муниципального долга, кредиторской задолженности МО "Город Якутск" и обоснованности их погашения за 2004-2005 годы
- издано распоряжение Главы администрации N 719р от 07.07.2006 г. о передаче дебиторской и кредиторской задолженности средств, выделенных на капитальный ремонт жилого фонда, на благоустройство с ЗАО "Якутские коммунальные системы" в Департамент ЖКХ г. Якутска;
- для взыскания задолженности по кредитам с ОАО "Саха ипотечное агентство" Правовым комитетом Окружной администрации оформлен иск в Арбитражный суд PC (Я). В настоящее время с Департаментом имущественных отношений ведется работа по погашению задолженности по кредиту через комиссию по работе с кредиторской задолженностью.
Проверка порядка финансирования Департамента по архитектуре, строительству и реконструкции Мэрии г. Якутска за 2004 - 2005 годы и за первое полугодие 2006 года
Департаментом архитектуры, строительства и реконструкции совместно со своими подразделениями будет построена детская площадка стоимостью 100,0 тыс. рублей на территории Гагаринского округа в зачет отсутствующей площадки по адресу ул. Кузьмина 29/3.
Проверка финансово-хозяйственной деятельности, организации подготовки документов и выделения земельных участков МУП "Земельная служба" за 2004 - 2005 годы
- переданы в правоохранительные органы материалы по фактам продажи 16 земельных участков в квартале "Новопортовской". В части продажи земельных участков в настоящее время продолжаются следственные мероприятия;
- устранены нарушения ведения кассовых операций. Прекращена оплата сотовой связи физического лица не являющегося работником предприятия.
По проверке составления и исполнения сметы расходов МУ "Якутскмедтранс" по предложению Комиссии по бюджетно-экономической политике факты нарушений по оплате труда находятся на стадии устранения, принимаются соответствующие меры.
V. Заключение
В 2006 году деятельность Контрольно-счетной палаты главным образом была направлена на выявление законности использования бюджетных средств городского бюджета, раскрытию фактов отклонений финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля от норм действующего законодательства, а также на выработку предложений по их устранению и оценку состояния контроля в целом.
Необходимо отметить, что экспертиза финансово-бюджетных проектов решений Окружного Совета относится к мероприятиям упреждающего характера. Экспертные заключения выражают мнение аудиторов Контрольно-счетной палаты о возможных финансовых последствиях, которые могут возникнуть при практическом применении норм и положений принимаемых проектов.
Предварительный контроль, который проводится Палатой, включает в себя огромный объем экспертных работ. В сфере внимания Контрольно-счетной палаты сегодня находятся все нормативно-правовые акты, касающиеся исполнения бюджета на планируемый год. Экспертиза бюджета, проведенная Палатой, является обязательным условием для его применения.
Организация финансового контроля за эффективным использованием финансовых потоков муниципальной казны дает свои положительные результаты, о чем указано выше.
Вместе с тем, в деятельности Контрольно-счетной палаты имеются недостатки и упущения. В целом за отчетный период по утвержденному плану контрольных мероприятий из-за больших объемов работы не проведены проверки финансирования структуры ЖКХ, управляющих компаний и целевой программы обеспечения водоотведения. Не достаточно проводилась работа по последующему контролю проверенных учреждений и организаций по своевременному устранению выявленных нарушений.
Необходимо отметить, что контрольная деятельность в основном проводилась по проверке эффективного использования расходной части средств бюджета, а в отношении выявления резервов доходной части бюджета контрольные мероприятия не проводились.
В этой связи в качестве первоочередных направлений дальнейшего совершенствования деятельности Контрольно-счетной палатой определены:
- в целях позитивного развития бюджетного процесса, повышения результативности бюджетных расходов и оптимизации управления средствами бюджета необходимо исключить возможность принятия необоснованных расходных обязательств;
- в связи с тем, что муниципальные программы ориентированы в первую очередь на освоение выделенных им ассигнований, необходимо направить усилие на достижение конечных результатов деятельности наиболее эффективным и экономичным образом;
- для системного подхода при осуществлении контроля за использованием средств бюджета признать целесообразным планирование деятельности Контрольно-счетной палаты на основе перехода от объектного принципа планирования к тематическому и концентрации контрольных мероприятий вокруг нескольких наиболее актуальных проблем в городском округе;
- необходимость дальнейшего совершенствования форм и методов предварительного контроля, дальнейшего повышения качества заключений Контрольно-счетной палаты на проекты решений Окружного Совета о бюджете. Так же следует продолжить работу по совершенствованию процесса подготовки заключений Контрольно-счетной палаты по проектам решений Окружного Совета по отчетам об исполнении городского бюджета;
- внедрение аудита эффективности на всех стадиях бюджетного процесса, совершенствование контроля по управлению и распоряжению муниципальной собственностью;
- осуществление внешнего финансового контроля за приватизационными сделками, именно на предпродажном этапе;
- расширение и совершенствование взаимодействия с правоохранительными и контрольными органами в рамках подписанных соглашений о сотрудничестве;
- обеспечение публичности и гласности в деятельности Контрольно-счетной палаты.
<< Назад |
||
Содержание Решение Окружного Совета г. Якутска от 6 февраля 2007 г. N РОС-48-9 "Об отчете о деятельности Контрольно-счетной палаты Окружного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.