Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 29 июня 2005 г. N 3-32/05
(извлечение)
Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 15 апреля 2004 года 132-З N 267-III "О науке и государственной научно-технической политике", опубликованного в газете "Якутские ведомости", N 30, 13 мая 2004 года.
В судебном заседании представитель Прокурора Республики Саха (Якутия) - прокурор Машкова И.Г. заявление поддержала в полном объёме, и полагает необходимым признать оспариваемые положения Закона недействующими с момента вступления в законную силу решения по делу.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Иванов П.В. и представитель Министерства науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) Попова Л.М. признали требования прокурора по оспариваемому нормативному правовому акту.
Заслушав пояснения сторон, проверив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы науки находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76).
На федеральном уровне отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг) урегулированы Федеральным законом от 23 августа 1996 N 127-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О науке и государственной научно-технической политике". Изменения, внесенные в данный закон Федеральным законом от 22 августа 2004 N 122-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2005 года.
Суд находит, что в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отдельные положения Закона Республики Саха (Якутия) "О науке и государственной научно-технической политике" (далее Закон Республики) вступают в противоречие с нормами ряда федеральных законов.
Так, преамбулой Закона Республики предусмотрено, что закон регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и потребителями научной и (или) научно-технической продукции и определяет правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие функционирование науки и научно-технической сферы в Республике Саха (Якутия).
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона разработка и проведение единой государственной научно-технической политики, финансирование научной и (или) научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета, установление системы экономических и иных льгот в целях стимулирования, формирование рынков научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), управление государственными научными организациями федерального значения, охрана прав интеллектуальной собственности и т.д. отнесены к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
Полномочия субъектов Российской Федерации в данной сфере ограничены. В частности, статьей 12 Федерального закона, в ее действующей редакции с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено материально-техническое и финансовое обеспечение научной и научно-технической деятельности государственных учреждений субъекта Российской Федерации. По смыслу части 1 статьи 3 Федерального закона субъекты Российской Федерации вправе определять права граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность. В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона субъекты Российской Федерации вправе осуществлять инновационную деятельность. Кроме того, в соответствии с пунктом 53 части 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено также решение вопросов организации и осуществления региональных научно-технических и инновационных программ и проектов.
Поскольку в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона под научной организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение, в силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое положение указанных субъектов, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников урегулированы нормами гражданского законодательства, находящегося в ведении Российской Федерации (пункт "о" статьи 71 Конституции России).
Следовательно, преамбула в части, предусматривающей регулирование отношений между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности и потребителями научной и (или) научно-технической продукции, а также регулирование экономических, социальных условий и гарантий, обеспечивающих функционирование науки и научно-технической сферы в Республике Саха (Якутия), противоречит федеральному законодательству.
В связи с перераспределением полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере научной и (или) научно-технической деятельности по вышеизложенным основаниям в противоречия с нормами федеральных законов также вступают следующие положения Закона Республики.
Часть 2 статьи 4 Закона Республики противоречит федеральному законодательству в части, устанавливающей, что аттестация научных работников проводится не реже одного раза в пять лет, поскольку такое положение не предусмотрено федеральным законом, а правовые основы оценки квалификации научных работников и специалистов научной организации и критерии этой оценки, согласно второму абзацу часть 1 статьи 4 Федерального закона, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Часть 1 статьи 8 Закона Республики в части, предусматривающей, что государственная аккредитация научной организации проводится в порядке, установленном органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия), противоречит части 2 статьи 5 Федерального закона, по смыслу которой государственная аккредитация научных организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом ее порядок определяется Правительством Российской Федерации.
Часть 3 статьи 8 Закона Республики предусматривает, что научной организации, которая имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации, научная и (или) научно-техническая деятельность которой получила международное признание, может присваиваться статус государственного (федерального) и (или) республиканского государственного научного центра. Порядок присвоения научной организации статуса республиканского государственного научного центра определяется Правительством Республики Саха (Якутия) в соответствии с законодательством. Однако, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены правом присвоения такого статуса. Кроме того, согласно четвертому абзацу части 2 статьи 5 Федерального закона, в редакции от 22 августа 2004 N 122-ФЗ, такой статус может быть присвоен только организациям, находящимся в ведении федерального органа исполнительной власти или академии наук, имеющей государственный статус, и ее региональных отделений. Следовательно, названная норма закона республики противоречит федеральному законодательству.
Часть 3 статьи 10 Закона Республики предусматривает возможность Республики Саха (Якутия) участвовать в финансировании научных учреждений Российской Федерации, действующих на территории Республики Саха (Якутия). Однако, такая возможность не предусмотрена федеральным законом и не входит в полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона финансирование научной и (или) научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
Часть 2 статьи 11 Закона Республики предусматривает, что органы государственной власти Республики Саха (Якутия) определяют соответствующие приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и (или) научно-технической деятельности, развитие форм интеграции науки и производства. В указанной части положение закона республики противоречит части 2 статьи 7 Федерального закона в редакции от 22.08.2004 N 122-ФЗ, согласно которой данные полномочия принадлежат органам государственной власти Российской Федерации, научным организациям и организациям научного обслуживания и социальной сферы.
Часть 2 статьи 12 Закона Республики предоставляет Правительству Республики Саха (Якутия) право устанавливать для учрежденных им государственных научных организаций обязательный государственный заказ на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок. Данное положение противоречит федеральному законодательству, поскольку такое право исключено из абзаца второго части 2 статьи 8 Федерального закона изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 N 122-ФЗ. В действующей редакции названной части статьи закона, научные исследования и экспериментальные разработки для государственных нужд осуществляются на основе договоров (контрактов) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции.
Часть 2 статьи 13 Закона Республики в части создания республиканских информационных фондов и систем в области науки и техники, осуществляющих сбор, государственную регистрацию, аналитическую обработку, хранение и доведение до потребителей научной и научно-технической информации противоречит федеральному законодательству, поскольку федеральным законом не предусмотрено создание органами государственной власти субъектов Российской Федерации подобных фондов на республиканском уровне. Частью 2 статьи 9 федерального закона предусмотрено создание федеральных информационных фондов и систем в области науки и техники, осуществляющих сбор, государственную регистрацию, аналитическую обработку, хранение и доведение до потребителей научной и технической информации, которое обеспечивается Правительством Российской Федерации.
Абзац первый части 1 статьи 15 оспариваемого Закона в части отнесения развития науки к числу приоритетов социально-экономической политики Республики Саха (Якутия), пункты с 1 по 10 абзаца третьего части 1 статьи 15, предусматривающий осуществление государственной научной политики Республики Саха (Якутия), пункт 9 части 2 статьи 15 в части, предусматривающей в качестве одного из принципов осуществления государственной научно-технической политики стимулирование научной деятельности улусов (районов) и города республиканского значения Якутска противоречат федеральному законодательству, поскольку согласно части 1 статьи 11 Федерального закона развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала являются основными целями государственной научно-технической политики. В свою очередь, разработка и проведение единой государственной научно-технической политики, выбор приоритетных направлений развития науки и техники в Российской Федерации согласно части 1 статьи 12 Федерального закона отнесены к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
Пункты 1, 2, 5, 7, 8, 10, 12 части 1 статьи 16 Закона Республики, предусматривающие полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в сфере науки и (или) научно-технической политики, противоречат федеральному законодательству по основаниям, изложенным в пункте 4, 7 настоящего заявления, а также вступает в противоречие с абзацем четвертым части 3 статьи 7, абзацем четвертым части 2 статьи 14, части 9 статьи 15 и части 4 статьи 16 Федерального закона, согласно которым контроль в сфере научной и научно-технической деятельности осуществляют федеральные органы государственной власти; частью 5 статьи 13, частями 3 и 8 статьи 15 Федерального закона, по смыслу которых государственную поддержку, в том числе путем создания государственных бюджетных и внебюджетных фондов, оказывают органы государственной власти Российской Федерации; частью 3 статьи 12 Федерального закона, предусматривающей полномочия органов государственной власти.
Абзац второй части 1 статьи 16 в части, предоставляющей Правительству Республики Саха (Якутия) право определять полномочия органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области формирования и реализации государственной научно-технической политики Республики Саха (Якутия), также противоречит федеральному законодательству по основаниям, изложенным в пункте 7 настоящего заявления.
Части 2 и 3 статьи 16 Закона Республики, предусматривающие формы взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения, а также право органов государственной власти субъектов Российской Федерации привлекать на добровольной основе научные организации любых организационных форм к подготовке проектов решений в области науки и техники, проведению экспертиз, вступают в противоречие с Федеральным законом, поскольку вопросы совместного ведения, предусмотренные ранее частью 4 статьи 13 Федерального закона, в редакции изменений от 22 августа 2004 N 122-ФЗ исключены, а полномочиями по принятию решений в области науки и техники, а также по проведению экспертиз органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены.
Статья 17 Закона Республики, в части допускающей осуществление органами государственной власти Республики Саха (Якутия) государственной научно-технической политики республики противоречит федеральному законодательству по тем основаниям, что указанные полномочия согласно части 1 статьи 11 Федерального закона отнесены к ведению органов государственной власти Российской Федерации.
Части 1 и 2 статьи 18 Закона Республики в части наделения органов государственной власти Республики Саха (Якутия) полномочиями по организации, проведению и участию их представителей в проведении экспертиз научных и научно-технических программ и проектов противоречат федеральному закону, поскольку такие права органов государственной власти субъектов Российской Федерации исключены из части 1 статьи 14 Федерального закона, изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 N 122-ФЗ.
Часть 2 статьи 19 оспариваемого Закона предусматривает, что Правительство Республики Саха (Якутия) организует разработку и исполнение государственного бюджета республики в части расходов на финансовую поддержку и ресурсное обеспечение капитального и жилищного строительства, социальную защиту научных работников в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), а также создает фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности. Однако, в соответствии с действующей редакцией федерального закона государственную поддержку, в том числе путем создания фондов поддержки, научным организациям оказывают органы государственной власти Российской Федерации (ч. 5 ст. 13, ч. 3 ст. 15). Изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, из компетенции органов государственной власти, предусмотренной статьей 12 Федерального закона, исключена разработка и реализация мер по социальной защите научных и научно-технических работников, в том числе их материальное обеспечение, при этом органы государственной власти Российской Федерации наделены полномочиями по установлению системы экономических и иных льгот в целях стимулирования научной и (или) научно-технической деятельности (часть 1 статьи 12).
Часть 3 статьи 19 Закона Республики вступает в противоречие с частью 1 статьи 12 Федерального закона в части, предусматривающей, что фундаментальные научные исследования финансируются преимущественно за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также с частью 3 статьи 15 Федерального закона в части, устанавливающей, что фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности создаются в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Саха (Якутия).
Часть 6 статьи 19 Закона Республики в части осуществления Республикой Саха (Якутия) финансовой поддержки научных организаций, противоречит части 5 статьи 13 Федерального закона в редакции от 22 августа 2004 N 122-ФЗ, согласно которой государственную поддержку научным организациям оказывают органы государственной власти Российской Федерации.
Часть 9 статьи 19 Закона Республики в части, предусматривающей, что научная и (или) научно-техническая деятельность может осуществляться за счет грантов, предоставленных органами государственной власти Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном Правительством Республики Саха (Якутия), противоречит федеральному законодательству. Полномочия субъектов на участие в финансировании научной и (или) научно-технической деятельности ограничены по основаниям, изложенным в настоящем заявлении, финансированием государственных учреждений и осуществлением региональных научно-технических и инновационных программ и проектов.
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Противоречащие федеральному законодательству нормы закона республики подлежат отмене.
Таким образом, анализ вышеприведенных законодательных правовых актов позволяет сделать вывод, что в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Закон Республики Саха (Якутия) "О науке и государственной научно-технической политике" подлежит приведению в соответствие с федеральным законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд решил
Заявление Прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления настоящего решения в законную силу следующие положения Закона Республики Саха (Якутия) от 15 апреля 2004 132-З N 267-III "О науке и государственной научно-технической политике":
преамбулу в части, предусматривающей регулирование отношений между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности и потребителями научной и (или) научно-технической продукции, а также регулирование социальных условий и гарантий, обеспечивающих функционирование науки и научно-технической сферы в Республике Саха (Якутия);
часть 2 статьи 4 в части, устанавливающей, что аттестация научных работников проводится не реже одного раза в пять лет;
часть 1 статьи 8 в части, предусматривающей, что государственная аккредитация научной организации проводится в порядке, установленном органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия);
часть 3 статьи 10 в части, предусматривающей возможность Республики Саха (Якутия) участвовать в финансировании научных учреждений Российской Федерации, действующих на территории Республики Саха (Якутия);
часть 2 статьи 11 в части, предусматривающей полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) на определение соответствующих приоритетных направлений развития науки и техники, обеспечение формирования системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и (или) научно-технической деятельности, развитие форм интеграции науки и производства;
часть 2 статьи 13 в части создания республиканских информационных фондов и систем в области науки и техники, осуществляющих сбор, государственную регистрацию, аналитическую обработку, хранение и доведение до потребителей научной и научно-технической информации;
абзац первый части 1 статьи 15 в части отнесения развития науки к числу приоритетов социально-экономической политики Республики Саха (Якутия);
пункты 1 - 10 части 1 статьи 15;
пункт 9 части 2 статьи 15 в части, предусматривающей в качестве одного из принципов осуществления государственной научно-технической политики стимулирование научной деятельности улусов (районов) и города республиканского значения Якутска;
пункты 1, 2, 5, 7, 8, 10, 12 части 1 статьи 16;
часть 1 статьи 16 в части, предоставляющей Правительству Республики Саха (Якутия) право определять полномочия органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области формирования и реализации государственной научно-технической политики Республики Саха (Якутия);
статью 17 в части, допускающей осуществление органами государственной власти Республики Саха (Якутия) государственной научно-технической политики республики;
части 1, 2 статьи 18 в части наделения органов государственной власти Республики Саха (Якутия) полномочиями по организации, проведению и участию их представителей в проведении экспертиз научных и научно-технических программ и проектов;
часть 3 статьи 19 в части, предусматривающей, что фундаментальные научные исследования финансируются преимущественно за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия);
часть 6 статьи 19 в части осуществления Республикой Саха (Якутия) финансовой поддержки научных организаций;
часть 9 статьи 19 в части, предусматривающей, что научная и (или) научно-техническая деятельность может осуществляться за счет грантов, предоставленных органами государственной власти Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном Правительством Республики Саха (Якутия).
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу опубликовать в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт - в газетах "Саха сирэ" и "Якутия".
Решение суда может быть обжаловано в 10-дневный срок в Верховный Суд Российской Федерации путем принесения жалобы через суд, принявший решение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.