Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Д.Н. Миронова, судей В.А. Долгашевой, Н.Г. Захарова, Н.Е. Полятинского, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова, рассмотрел в открытом заседании дело о толковании статей 38 (пункт 8), 56 (пункт 7), 72 (пункт 4), 112, 113, 114 Конституции Республики Саха (Якутия).
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность понятия "государственный бюджет Республики Саха (Якутия)", употребленного в Конституции Республики Саха (Якутия). Поводом к рассмотрению дела явился запрос народного депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) А.С. Уарова.
Заслушав судью-докладчика Н.Е. Полятинского, объяснение заявителя, выступления представителя Президента Республики Саха (Якутия) Е.М. Ларионова, представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Ю.Н. Бацева, представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) Р.А. Шавелкина, изучив представленные документы, Конституционный суд Республики Саха (Якутия) установил:
1. Народный депутат Республики Саха (Якутия) А.С. Уаров обратился в Конституционный суд с запросом о толковании понятия "государственный бюджет", применяемого в тексте статей 38, 56, 72, 113, 114 Конституции Республики Саха (Якутия).
Заявитель считает, что использование в Конституции и законодательстве республики понятия государственный бюджет не соответствует Бюджетному Кодексу Российской Федерации. В Бюджетном Кодексе применяются понятия "бюджет субъекта Российской Федерации" и "консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации". В то же время, по мнению заявителя, понятие "государственный бюджет" в контексте статьи 38 (пункт 8) можно понять как консолидированный бюджет, так и республиканский бюджет.
Как видно из запроса, понятие "государственный бюджет" в установившихся его значениях обнаруживает неопределенность. Толкование этого понятия имеет значение лишь в той степени, в какой оно определяется Конституцией республики как предмет ее ведения. Уяснение смысла понятия "государственный бюджет", подлежащего толкованию, возможно при его сравнении с другими, связанными с ним понятиями.
2. Конституционно-правовое регулирование бюджетных правоотношений в Российской Федерации осуществляется на основе принципов, определяющих федеративное устройство государства.
Бюджетная система Российской Федерации структурно состоит из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Конституция России включает федеральный бюджет в предмет ведения Российской Федерации (статья 71, пункт "з"). Бюджет субъекта Федерации занимает самостоятельный уровень и в соответствии с конституционно установленным разграничением предметов ведения и полномочий его составление, рассмотрение и исполнение относится к компетенции самого субъекта Федерации. В бюджете определяются поступления и расходы денежных средств для финансового обеспечения задач и функций государственных органов.
Федерально-конституционное разграничение полномочий в сфере бюджетной системы конкретизируется в Конституции Республики Саха (Якутия). Формирование и утверждение государственного бюджета республики находится в ее исключительном ведении (пункт 8 статьи 38). Государственное Собрание (Ил Тумэн) как представительный и законодательный орган государственной власти утверждает государственный бюджет республики, представленный Президентом республики (пункт 7 статьи 56, пункт 4 статьи 72).
Республика Саха (Якутия) как один из субъектов бюджетного устройства самостоятельно устанавливает правовую форму своего бюджета в соответствии со своим конституционно-правовым статусом. Республика Саха (Якутия) характеризуется в ее Основном Законе как государство обладающее всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения. Основываясь на этом, конституционный законодатель употребляет термин "государственный" в названии закона о бюджете республики. В соответствии со статьей 114 Конституции Республики Саха (Якутия) бюджет республики разрабатывается и утверждается в форме закона Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия)" на соответствующий финансовый год.
Таким образом, словосочетание "государственный бюджет Республики Саха (Якутия)" в Конституции Республики Саха (Якутия) означает бюджет этой республики как субъекта Российской Федерации.
3. В статьях 38 (пункт 8), 112, 113 Конституции Республики Саха (Якутия) закреплены положения, раскрывающие законодательную интенцию применения понятия "республиканский бюджет".
Самостоятельность бюджета республики выражается в образовании в составе государственного бюджета республиканской части. Как следует из пункта 8 статьи 38, республиканский бюджет может иметь в своем составе целевые фонды, в том числе фондов социальной защиты и развития коренных малочисленных народов Севера. Выделение республиканского бюджета позволяет законодателю определить основные направления и приоритеты бюджетной политики; аккумулировать доходы от налогов и государственного имущества, платежей за природные ресурсы и иных поступлений (статья 112); осуществлять контроль за образованием доходной части бюджета; управлять расходной частью бюджета с учетом необходимости обеспечения менее защищенных территорий и групп населения.
Использование термина "республиканский бюджет" в контексте статей 38 и 112 Конституции во взаимосвязи со статьей 113 (республиканские государственные расходы производятся правительством за счет государственного бюджета республики) создает механизм защищенности финансирования деятельности республиканских органов государственной власти. Республиканские расходы гарантированы самой Конституцией и обязательны как для Государственного Собрания (Ил Тумэн), принимающего государственный бюджет, так и для Правительства, обеспечивающего его выполнение. Поскольку в Конституции термин "республиканский" в отношении бюджета не конкретизируется, законодатель сам определяет его содержание. Усмотрение законодателя и исполнительной власти должно основываться на конституционно установленных взаимоотношениях между органами государственной власти и органами местного самоуправления (статьи 100, 101).
4. В Бюджетном Кодексе Российской Федерации понятие "бюджет субъекта Российской Федерации" применяется для обозначения уровня бюджетной системы. На основании этого родового понятия субъект Федерации определяет наименование своего закона о бюджете.
Бюджет Республики Саха (Якутия) на 2004 год принят как Закон о государственном бюджете. По своим основным характеристикам и составу показателей документ представляет собой бюджет субъекта Российской Федерации. Его правовая форма и юридическое содержание не противоречат Конституции республики и Бюджетному Кодексу РФ.
В бюджетном и налоговом законодательстве Российской Федерации используется понятие "региональный бюджет" в смысле тождественном бюджету субъекта Федерации. Бюджет республики и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на ее территории, составляют консолидированный бюджет Республики Саха (Якутия).
Таким образом, применение рассматриваемого словосочетания в текущем законодательстве имеет конституционную основу и бюджет Республики Саха (Якутия) может быть представлен Законом Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия)", с его материально-правовыми и процессуально-правовыми составляющими.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 86 - 92, 108 - 113 конституционного Закона "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", Конституционный суд Республики Саха (Якутия) постановил:
1. Словосочетание "государственный бюджет Республики Саха (Якутия)", употребленное в статьях 38 (пункт 8), 56 (пункт 7), 72 (пункт 4), 114 Конституции республики, конкретизирует понятие "бюджет субъекта Российской Федерации" и означает форму образования денежных доходов и расходов республики, предназначенных для обеспечения функций, отнесенных к предмету ведения Республики Саха (Якутия).
В государственном бюджете Республики Саха (Якутия), утвержденном Законом Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год, реализуется бюджетное регулирование в целях обеспечения социально-экономического развития территорий и проживающего в них населения.
2. По смыслу установлений статей 38 (пункт 8), 56 (пункт 7), 72 (пункт 4), 114 Конституции Республики Саха (Якутия) во взаимосвязи с ее статьями 101, 112, 113 для обеспечения деятельности республиканских органов государственной власти, оказания финансовой поддержки муниципальным образованиям, создания целевых фондов и иных целей допускается возможность выделения республиканского бюджета в составе государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
3. Постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно и действует непосредственно.
4. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Саха сирэ", "Якутия", "Ил Тумэн".
Председатель |
|
Секретарь |
|
г. Якутск
18 февраля 2004 г.
N 2-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 2004 г. N 2-П "По делу о толковании статей 38 (пункт 8), 56 (пункт 7), 72 (пункт 4), 112, 113, 114 Конституции Республики Саха (Якутия)"
Текст постановления предоставлен Конституционным судом РС (Я) по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст постановления официально опубликован не был