Конституционный суд в составе председательствующего Д.Н. Миронова, судей В.А. Долгашевой, А.Д. Петракова, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова с участием ходатайствующей стороны народного депутата Палаты Представителей Государственного Собрания А.Д. Марфусаловой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности положения части 5 статьи 10 Закона Республики Саха (Якутия) "О статусе национального административно-территориального образования в местностях (территориях) компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)".
Поводом и основанием к рассмотрению дела явилось обращение народного депутата А.Д. Марфусаловой о возникшей неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Саха (Якутия) положение оспариваемого Закона.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.Н. Прокопьева, объяснения стороны и выступление представителя Правительства Республики Саха (Якутия) Е.А. Пахомова, исследовав материалы дела, Конституционный суд Республики Саха (Якутия) установил:
1. Согласно части 5 статьи 10 Закона Республики Саха (Якутия) "О статусе национального административно-территориального образования в местностях (территориях) компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" председатель национального улусного Собрания избирается на первой сессии большинством голосов из числа депутатов улусного Собрания на постоянной основе.
По мнению ходатайствующего, положение части 5 статьи 10 Закона, предусматривающее избрание председателя национального улусного Собрания из числа депутатов, основано на Конституции республики и подлежит применению вопреки мнению главы администрации Эвено-Бытантайского национального улуса, считающего его противоречащим части 2 статьи 85 Конституции Республики Саха (Якутия). Как полагает ходатайствующий, рассматриваемая норма учитывает опыт деятельности представительных органов в республике и особенности менталитета северных народов при организации местных органов власти.
В соответствии с частью 2 статьи 26 Закона "О порядке деятельности Конституционного суда" ходатайство является допустимым и подлежит рассмотрению в Конституционном суде.
2. Часть 2 статьи 85 Конституции Республики Саха (Якутия) гласит: "Депутаты улусного, городского, наслежного, сельского и поселкового Собрания, а также главы соответствующей местной администрации избираются населением территории. Выборность предполагает возможность совмещения должностей руководителя органа местной представительной и исполнительной власти". В указанной статье Конституция определяет круг носителей местной власти республики, обладающих самостоятельным статусом и полномочиями. В то же время предусматривается и возможность совмещения должности их руководителей главой местной администрации. Совмещением должностей на уровне улуса достигается согласованное функционирование структур местной власти.
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в своем постановлении от 21 февраля 1995 года по делу о толковании части 2 статьи 85 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) указал, что совмещение должностей, предусмотренное частью 2 статьи 85 Конституции Республики, имеет в виду одновременное занятие главой администрации улуса должности руководителя соответствующего представительного органа. Глава администрации улуса вправе отказаться от совмещения должностей и в этом случае председателем улусного Собрания может быть лицо, избранное депутатами из своего состава.
3. В части 5 статьи 10 рассматриваемого Закона содержится специальная норма о порядке формирования органа местной представительной власти национального улуса. В ней частично реализовано положение части 3 статьи 85 Конституции республики, согласно которому в местностях компактного проживания представителей малочисленных народов Севера местные органы государственной власти могут быть образованы с учетом национально-этнических особенностей в порядке, установленном законом. Предусмотренный в этой статье порядок избрания председателя национального улусного Собрания направлен на обеспечение права лиц, относящихся к малочисленным народам, участвовать в формировании и деятельности органов местной власти.
Конституционное установление части 2 статьи 85 носит общий характер и имеет прямое действие на всей территории республики. Поэтому возможность совмещения должностей допускается при формировании местных органов государственной власти и органов местного самоуправления независимо от статуса административно-территориального образования.
Избрание председателя национального улусного Собрания из числа депутатов закрепляется как один из возможных вариантов законодательной регламентации порядка формирования этого органа. Данная норма не отменяет положение части 2 статьи 85 Конституции республики о возможности совмещения должностей руководителя исполнительной и представительной власти в улусе. Норма Конституции республики обладает верховенством в отношении нормы Закона.
Поэтому положение части 5 статьи 10 Закона об избрании председателя национального улусного Собрания соответствует Конституции республики постольку, поскольку не реализована норма более общего характера.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 10, 11, 13, 31 Закона "О порядке деятельности Конституционного суда", Конституционный суд Республики Саха (Якутия) постановил:
1. Признать соответствующим Конституции Республики Саха (Якутия) положение части 5 статьи 10 Закона Республики Саха (Якутия) "О статусе национального административно-территориального образования в местностях (территориях) компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" об избрании председателя национального улусного Собрания из числа депутатов в той мере, в какой не реализовано право главы администрации национального улуса на совмещение должностей руководителя органов местной представительной и исполнительной власти, предусмотренное частью 2 статьи 85 Конституции Республики Саха (Якутия).
2. Постановление окончательно, вступает в силу немедленно с момента провозглашения.
3. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Саха сирэ", "Якутия", "Ил Тумэн".
Председатель |
|
Судья-секретарь |
|
г. Якутск
5 марта 2001 г.
N 3-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 5 марта 2001 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности положения части 5 статьи 10 Закона Республики Саха (Якутия) "О статусе национального административно-территориального образования в местностях (территориях) компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)"
Текст постановления предоставлен Конституционным судом РС (Я) по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст постановления опубликован в газете "Якутия" от 15 марта 2001 г. N 48, газете "Саха сирэ" от 14 марта 2001 г. N 47