Конституционный суд в составе председательствующего Д.Н. Миронова, судей В.А. Долгашевой, В.Т. Филиппова, В.Н. Прокопьева, А.Д. Петракова, с участием ходатайствующей стороны народного депутата Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Е.М. Ларионова, представителя Президента Республики Саха (Якутия) М.М. Яковлева, рассмотрел в открытом судебном заседании дело о толковании статьи 143 Конституции Республики Саха (Якутия).
Поводом к рассмотрению послужило ходатайство народного депутата Е.М. Ларионова. Основанием к рассмотрению явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании статьи 143 Конституции Республики Саха (Якутия) в связи с постатейным голосованием проекта Закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Республики Саха (Якутия)".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца имеется в виду проект Закона Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2001 г. З N 293-II "О внесении изменений и дополнения в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)"
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.Д. Петракова, объяснения сторон, исследовав материалы дела, Конституционный суд Республики Саха (Якутия) установил:
1. В статье 143 Конституции Республики Саха (Якутия) закреплена норма, в соответствии с которой изменения и дополнения Конституции принимаются Государственным Собранием (Ил Тумэн) большинством не менее двух третей голосов от общего числа избранных депутатов.
Депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Е.М. Ларионов обратился в Конституционный суд Республики с ходатайством о даче толкования статьи 143 Конституции Республики Саха (Якутия) с целью установления правовой связи ее положений с постатейным голосованием проекта Закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Республики Саха (Якутия)". Кроме того, ходатайствующий просит дать разъяснение по вопросу о том, требует ли особый порядок принятия Закона о внесении изменений в Конституцию обязательного рассмотрения законопроекта в постоянной комиссии Палаты Республики.
Как видно из постановления Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 17 апреля 2000 года по делу о толковании статей 143, 144 Конституции Республики Саха (Якутия), указанные вопросы ранее не были предметом рассмотрения Конституционного суда. Поэтому ходатайство является допустимым и подлежит рассмотрению в судебном заседании. Толкование статьи 143 Конституции по настоящему делу ограничивается предметом обращения депутата.
2. В интересах максимального учета воли законодателя толкование нормы Конституции, прежде всего, должно осуществляться в соответствии с ее буквальным смыслом.
Исходя из этого, Конституционный суд в своем постановлении от 17 апреля 2000 года по делу о толковании статей 143, 144 Конституции республики указал, что Основной Закон в нормах названных статей устанавливает особый порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию, не совпадающий с общим порядком законодательного процесса. В постановлении Конституционного суда выражена правовая позиция, согласно которой под особым порядком следует понимать совокупность правил и процедур внесения предложений, их обсуждения и рассмотрения, принятия закона, вступления его в силу и опубликования, внесения изменений в текст Конституции.
Принятие законопроекта может быть многоактным или одноактным действием. В первом случае в его состав можно было бы отнести, например, постатейное голосование. Однако по смыслу статьи 143 Конституции Республики Саха (Якутия) во взаимосвязи со статьей 53 Конституции принятие изменений и дополнений, скорее, понимается, как одноактное действие и сведено к принятию проекта закона в целом квалифицированным большинством. В результате совершения этого действия возникает закон, выражающий волю Государственного Собрания (Ил Тумэн) как законодателя, обладающего учредительной властью. Это означает, что выражение "принятие изменений и дополнений в Конституцию Республики Саха (Якутия)" адекватно формуле о принятии Закона, изменяющего и дополняющего Конституцию в целом.
Таким образом, слова статьи 143 Конституции о том, что "изменения и дополнения в Конституцию Республики Саха (Якутия)" принимаются Государственным Собранием (Ил Тумэн) не обязательно подразумевают постатейного голосования по соответствующему законопроекту, но и не отвергают его.
Для установления правовой основы процедуры постатейного голосования при принятии проекта Закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Республики Саха (Якутия)" основополагающее значение имеют положения Конституции о том, что:
а) совместное заседание палат Государственного Собрания (Ил Тумэн) проводится в случае принятия Закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Саха (Якутия) - статья 53;
б) рассмотрение и принятие законов Республики Саха (Якутия) регулируется Законом "О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)" и Регламентом - статья 59;
в) Конституционный суд республики не проверяет конституционность законов, изменяющих Конституцию Республики Саха (Якутия) - статья 101.
3. Статья 59 Конституции республики устанавливает, что рассмотрение и принятие законов республики регулируется Законом "О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)" и Регламентом. В соответствии с этим статья 25 упомянутого Закона определяет порядок рассмотрения и принятия проекта закона на совместном заседании палат Государственного Собрания (Ил Тумэн). Согласно статье 25 Закона на совместном заседании палат проект закона рассматривается с учетом поправок, предложенных Палатой Республики, а также поправок, предложенных отдельными депутатами, заявившими особое мнение по решениям палаты. Решения по этим поправкам принимаются двумя третями голосов от общего числа депутатов. При отклонении поправки согласительной комиссии текст соответствующей статьи считается принятым по проекту.
В соответствии с частью второй статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) "О порядке внесения изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Республики Саха (Якутия)" порядок обсуждения и принятия решений по проекту Закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию на совместном заседании палат устанавливается регламентами с соблюдением требований статьи 25 Закона "О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)". Тем самым подтверждается значение статьи 25 Закона в регламентации порядка внесения изменений в Основной Закон.
Из этого следует, что действующее законодательство республики, регламентирующее рассмотрение и принятие Закона о внесении изменений в Конституцию, не содержит в своем составе нормы об обязательном постатейном голосовании.
4. В регулировании порядка рассмотрения и принятия Закона, изменяющего Конституцию, определенное значение имеют регламентные нормы, принимаемые самим Государственным Собранием (Ил Тумэн).
Так, в соответствии со статьей 90 Регламента Верховного Совета Республики Саха (Якутия) от 15 октября 1992 года по решению Верховного Совета голосование проекта закона могло проводиться по статейно, по главам и по разделам.
Регламент первого совместного заседания палат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) устанавливает, что в случае, если верхняя палата и депутаты Государственного Собрания одобрили большинством присутствующих депутатов законопроект, то совместное заседание палат сначала выносит решения по поправкам, а затем - по тексту закона в целом. При этом было оговорено, что поправки принимаются большинством голосов присутствующих депутатов, а законопроект в целом - не менее двумя третями голосов избранных депутатов палат.
В статье 9 Регламента совместного заседания палат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 31 января 1994 года устанавливается, что палаты принимают совместным голосованием проект закона в целом, если в него не внесены поправки. В статье 10 Регламента регулируется порядок голосования палат по решению согласительной комиссии. При отклонении поправки текст соответствующей статьи считается принятым по проекту. В статьях 9, 10, рассматриваемого Регламента, голосование по поправкам и предложениям не увязано с правилом квалифицированного большинства.
Итак, Регламенты совместного заседания палат Государственного Собрания (Ил Тумэн) не выделяют постатейное голосование по проекту Закона о внесении изменений и дополнений Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) в качестве особого и обязательного праводействия.
5. В толковании нормы статьи 143 Конституции о порядке голосования, важное значение имеет конституционно-правовая практика.
В апреле 1992 года, когда обсуждался и принимался проект Конституции Республики Саха (Якутия), были проведены постатейные голосования. Некоторые разделы проекта ставились на голосование в целом.
При повторном голосовании по проекту Закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Республики Саха (Якутия)" от 26 января 1994 года постатейное голосование не применялось. По проекту Закона "О внесении изменений и дополнений Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) в апреле 1994 года голосование по правилам квалифицированного большинства было осуществлено только по поправкам к семи статьям, хотя изменения и дополнения были внесены в 49 статьях.
7 июля 2000 года, рассматривая проект Закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Республики Саха (Якутия)", Государственное Собрание (Ил Тумэн) без принятия его за основу провело постатейное голосование. При этом из 10 статей принято 9, в том числе и те, которые не набрали квалифицированного большинства голосов от общего числа избранных депутатов.
Итак, в конституционно-правовой практике по вопросам рассмотрения и принятия проекта Закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию постатейное голосование присутствовало диспозитивно, а не как необходимая часть процедуры принятия проекта Закона.
6. В пункте 2 определения Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2000 года было разъяснено, что особый порядок принятия Закона о внесении изменений и дополнений в Основной Закон не требует обязательного рассмотрения соответствующего законопроекта в комитете по законности, органам государственной власти и местного самоуправления палаты Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн). Вывод Конституционного суда, изложенный в упомянутом определении, учитывал волю Палаты Представителей и правовое положение Комиссии по конституционному законодательству в системе отношений по вопросам рассмотрения проектов законов о внесении изменений и дополнений в Основной Закон.
На основании статьи 60 Конституции Республики Саха (Якутия) постановлением Палаты Республики от 17 мая 2000 года была образована Комиссия по вопросам конституционной реформы Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (далее - Комиссия). В состав Комиссии вошли председатель постоянной комиссии по законодательству, вопросам местных представительных органов, органов управления и кадровой политике и 11 народных депутатов. Комиссию возглавляет заместитель Председателя Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн). Ей придан статус рабочего органа Палаты Республики. По своему назначению она является специальной, созданной в связи с конституционной реформой.
Комиссия рассматривает предложения об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) в соответствии с Законом "О порядке внесения изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Республики Саха (Якутия)". По итогам рассмотрения проекта она дает заключение, разрабатывает проекты постановлений Палаты Республики и может внести поправки к представленному проекту.
Все это соответствует смыслу статей 143, 144 Конституции, предусматривающих организацию внесения изменений и дополнений в Основной Закон в виде особого порядка и подчеркивает совпадение Положения постоянной комиссии по законодательству, вопросам местных представительных органов, органов управления и кадровой политики Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) с Положением постоянного комитета по законности, органам государственной власти Палаты Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн).
7. Таким образом, из рассмотренного вытекает следующее:
а) в соответствии со статьей 143 Конституции республики во взаимосвязи со статьями 53, 59 и 101, а также Законом "О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)" и Регламентом совместного заседания палат Государственного Собрания (Ил Тумэн) закон, связанный с реализацией права Государственного Собрания (Ил Тумэн) по внесению изменений и дополнений в Основной Закон республики, принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа избранных народных депутатов;
б) распространение квалифицированного большинства на постатейное голосование по проекту Закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон Республики Саха (Якутия), как обязательной части его принятия, предполагает введение этого правила в действующую систему регулирования особого порядка изменения Конституции республики в соответствии с предписаниями статьи 59 Конституции Республики Саха (Якутия);
в) особый порядок принятия Закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Республики Саха (Якутия) не требует обязательного рассмотрения внесенного законопроекта в постоянной комиссии по законодательству, вопросам местных представительных органов, органов управления и кадровой политике Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 101 Конституции Республики Саха (Якутия), статьями 11, 25, 31 Закона Республики Саха (Якутия) "О порядке деятельности Конституционного суда", Конституционный суд Республики Саха (Якутия) постановил:
1. Разъяснить, что на основании и в соответствии со статьей 143 Конституции Республики Саха (Якутия) в связке со статьями 53 и 101 Конституции Республики Саха (Якутия) голосование в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), связанное с реализацией его исключительных полномочий по внесению изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Республики Саха (Якутия), принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа избранных народных депутатов.
2. Разъяснить, что положение абзаца 1 пункта 2 определения Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2000 года N 2-О в связи с толкованием статей 143 и 144 Конституции Республики Саха (Якутия) распространяется на постоянную комиссию по законодательству, вопросам местных представительных органов, органов управления и кадровой политике Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), поскольку создана комиссия по вопросам конституционной реформы Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
3. Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, подлежит опубликованию в газетах "Саха сирэ", "Якутия", "Ил Тумэн".
Председатель |
|
Секретарь |
|
г. Якутск
19 марта 2001 г
N 5-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 19 марта 2001 г. N 5-П "По делу о толковании статьи 143 Конституции Республики Саха (Якутия)"
Текст постановления предоставлен Конституционным судом РС (Я) по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст постановления опубликован в газете "Сокуоннар. Ууаахтар. Дьаhаллар" (приложение к газете "Саха Сирэ") от 4 апреля 2001 г. N 3, газете "Якутия" от 10 апреля 2001 г. N 66