Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Д.Н. Миронова, судей А.С. Антонова, В.А. Долгашевой, Н.Г. Захарова, Н.Е. Полятинского, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова, с участием заявителя Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) Ф.Н. Захаровой, представителей Правительства Республики Саха (Якутия) С.М. Гурьевой, Департамента по вопросам местного самоуправления Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) К.А. Худогизова, Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) С.В. Местникова, Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Т.А. Савицкой рассмотрел в открытом заседании дело о толковании положения пункта 6 статьи 100 Конституции Республики Саха (Якутия) об осуществлении органами местного самоуправления контроля за использованием земель на территории муниципального образования.
Основанием и поводом к рассмотрению дела явилось обращение Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия), из которого обнаруживается неопределенность в понимании положения пункта 6 статьи 100 Конституции Республики Саха (Якутия).
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.Н. Прокопьева, выступления заявителя и других участников, исследовав представленные документы и материалы, Конституционный суд Республики Саха (Якутия) установил:
1. Уполномоченный по правам человека в Республике Саха (Якутия) обратился в Конституционный суд Республики Саха (Якутия) с запросом о толковании положения пункта 6 статьи 100 Конституции Республики Саха (Якутия), согласно которому к компетенции органов местного самоуправления отнесено "осуществление контроля за использованием земель на территории муниципального образования". Как полагает заявитель, выявление конституционного смысла, приведенного положения, послужит защите прав и законных интересов лиц, участвующих в осуществлении контроля за состоянием земельных отношений на территории муниципального образования, в том числе в условиях, когда завершена передача соответствующих полномочий с районного уровня на уровень поселения.
Пределы толкования по настоящему делу ограничены установлением распространения приведенного положения пункта 6 статьи 100 Конституции на органы местного самоуправления всех муниципальных образований и определением связей деятельности по упорядочению пользования землей с контролем, реализуемым органами местного самоуправления.
Поставленный же Уполномоченным по правам человека вопрос об оценке увольнения землеустроителя Сивцева А.С. по сокращению штатов в данном случае не подлежит обсуждению, поскольку он подведомственен судам общей юрисдикции.
2. В Республике Саха (Якутия) гарантируется местное самоуправление - самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения с учетом интересов населения, его национально-этнических особенностей. Согласно статье 99 (часть 1) Конституции республики местное самоуправление осуществляется в улусах, городах, наслегах и поселках. Введение местного самоуправления в них было разновременным.
Компетенция органов местного самоуправления закреплены в статье 100 Конституции в виде абстрактно-общих норм безотносительно к уровню муниципального образования. Соответственно преобразование их в компетенцию органов местного самоуправления определенного уровня по законам стабильности не нуждается в дополнительном конституционном регулировании. Это означает, что рассматриваемое положение пункта 6 статьи 100 Конституции распространяется на органы местного самоуправления поселений и городских округов с момента их образования.
Конституционно-правовой смысл положения о том, что органы местного самоуправления осуществляют контроль за использованием земель на территории муниципального образования в силу требования полноты устанавливается анализом самой нормы, а также законодательства республики и Российской Федерации.
Место проживания коллектива людей образует территорию муниципального образования. На ней существуют различные земельные права. В соответствии с целями и основаниями предоставления разнообразными выступают и титулы пользования землей членами территориального сообщества. Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ с последующими изменениями в статьях 14, 16, закрепляя вопросы местного значения поселения и городского округа, наделяет органы местного самоуправления правом осуществлять земельный контроль за использованием земель. Кроме того, например, почти 2/3 положений статьи 14 упомянутого Федерального закона закрепляют полномочия соответствующих органов по вопросам организации и обустройства территории поселения. Частью 1 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) "Об особенностях реализации Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Республике Саха (Якутия) в переходный период от 8 декабря 2005 года установлено, что к "вопросам местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований на поселенческом уровне относятся все вопросы, указанные в части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ".
Таким образом, положение пункта 6 статьи 100 Конституции об осуществлении контроля за использованием земель на территории муниципального образования следует понимать как полномочия органов самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в сфере землеустройства и земельных отношений.
3. Землеустройство как комплекс нормативно определенных действий, мероприятий и процедур по оформлению землеустроительной документации, направленных на упорядочение земельных отношений, связано с системой землевладения, категориями земель, а также с организацией рационального землепользования, осуществляется в соответствии с административно-территориальным устройством республики. Конституция республики, исходя из этого, при закреплении территориальной основы местного самоуправления, устанавливает ее безусловную связь с административно-территориальным устройством. В Законе "О местном самоуправлении" города, улусы, наслега, поселки и села, являющиеся административными единицами признаны территориальными основами местного самоуправления. Это нашло свое выражение в том, что отношения по землеустройству, как в Российской Федерации, так и в Республике Саха (Якутия) регулируются специальными законами (Федеральный закон от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве" и Закон Республики Саха (Якутия) от 11 июня 2003 года 27-З N 55-III "О землеустройстве").
Объективность землеустройства и относительная его самостоятельность от формы организации публичной власти населения, объединенного общей территорией, определяют особенности организации деятельности землеустроителей. Так, в Республике Саха (Якутия) до проведения выборов в органы местного самоуправления поселенческого уровня (октябрь 2005 года) местные администрации поселений действовали как территориальные органы муниципальных образований районного уровня, а вопросы землеустройства решались земельными службами муниципальных образований района с закреплением за каждой группой административных единиц специалиста-землеустроителя.
4. В соответствии со статьей 72 Конституции России установление общих принципов местного самоуправления относится к вопросам совместного ведения. Федеральный закон N 131-ФЗ в статье 42 закрепляет: "Правовое регулирование муниципальной службы, включая требований к муниципальным должностям муниципальной службы, осуществляется Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований". В Республике Саха (Якутия) не утвержден реестр муниципальных должностей. В соответствии с законами республики перечень муниципальных служащих утверждается представительным органом местного самоуправления.
По Указу Президента Республики Саха (Якутия) от 7 апреля 2004 года N 1513 "О государственных и муниципальных службах сферы земельных отношений в Республике Саха (Якутия)" штаты наслежных (поселковых) землеустроителей в количестве 350 единиц с 1 мая 2004 года переданы из Комитета по земельным отношениям в ведение муниципальных образований, с финансированием их содержания в 2004 году из республиканского бюджета, а начиная с 1 января 2005 года за счет средств муниципальных образований.
Из Указа видно, что единицы землеустроителей (350 человек) изначально не состояли в штатах администраций муниципальных образований районов, а значились за республиканским Комитетом по земельным ресурсам и были переданы районному уровню с содержанием за счет республиканского бюджета. С формированием органов местного самоуправления на поселенческом уровне численный состав землеустроителей был передан с районного на поселенческий уровень в количестве, определенном Президентом Республики Саха (Якутия).
При этом функциональные обязанности землеустроителей не изменились и не прерываются, как и ранее в их функции входят вопросы землеустройства, межевание земель, установление границ объектов землепользования, составление карт (планов) землеустройства, перечня земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, составление проектов договоров аренды, а также осуществление земельного контроля. Однако до сих пор правовой статус землеустроителей в качестве муниципальных служащих остается не определенным.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 88 Конституции Республики Саха (Якутия), статьями 86 - 92, 108 - 113 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", Конституционный суд Республики Саха (Якутия) постановил:
1. Положение пункта 6 статьи 100 Конституции Республики Саха (Якутия) об осуществлении контроля за использованием земель на территории муниципального образования следует понимать как полномочия органов самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в сфере землеустройства и земельных отношений, подлежащих реализации в соответствии с законодательными, нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) и муниципально-правовыми актами.
2. Осуществление органами местного самоуправления поселений муниципального земельного контроля на своей территории обеспечивается участием специалиста-землеустроителя, входящего в структуру местной администрации поселения.
Специалист-землеустроитель, осуществляющий свои полномочия на постоянной профессиональной основе, должен быть отнесен к должности муниципальной службы, статус которой определяется Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами республики и уставом муниципального образования с сохранением соответствующих гарантий.
3. Данное толкование является официальным и общеобязательным для всех органов государственной власти, судов, органов местного самоуправления, муниципальных образований, организаций, общественных объединений, должностных лиц и граждан.
4. Постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно и действует непосредственно.
5. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Якутия", "Саха сирэ", "Ил Тумэн".
Председатель |
Д.Н. Мироненко |
Секретарь |
В.Т. Филиппов |
г. Якутск
13 февраля 2007 г.
N 1-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 13 февраля 2007 г. N 1-П "По делу о толковании положения пункта 6 статьи 100 Конституции Республики Саха (Якутия) об осуществлении органами местного самоуправления контроля за использованием земель на территории муниципального образования"
Текст постановления предоставлен Конституционным судом Республики Саха (Якутия) по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст постановления опубликован в парламентской газете "Ил Тумэн" от 2 марта 2007 г. N 8, газетах "Саха Сирэ" от 2 марта 2007 г. N 39, "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 3 марта 2007 г. N 17, 6 марта 2007 г. N 18