Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Положение
о территориальной системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Республики Саха (Якутия)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 23 марта 2000 года N 86-рп ("Собрание законодательства Российской Федерации", 2000, N 13, ст. 1364) и определяет назначение, принципы построения, структуру, а также регулирует основные вопросы функционирования территориальной системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного техногенного и биолого-социального характера Республики Саха (Якутия) (далее - ТСМП ЧС Республики Саха (Якутия).
1.2. ТСМП ЧС Республики Саха (Якутия) создается с целью своевременного выявления причин возникновения чрезвычайных ситуаций, определения возможных масштабов и характера развития чрезвычайных ситуаций, выработки рекомендаций для принятия необходимых мер по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчению их социально-экономических последствий.
1.3. Ведомства и организации федерального, областного, муниципального уровня и частной формы собственности, действующие на территории Республики Саха (Якутия) и входящие в состав ТСМП ЧС Республики Саха (Якутия), в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), указами Президента Российской Федерации, Президента Республики Саха (Якутия), постановлениями, распоряжениями Правительства Российской Федерации, Правительства Республики Саха (Якутия), а также настоящим Положением.
2. Основные задачи ТСМП ЧС Республики Саха (Якутия)
2.1. Функционирование ТСМП ЧС Республики Саха (Якутия) направлено на решение следующих задач:
выявление возможных источников чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС);
контроль за состоянием природных, техногенных и биолого-социальных источников ЧС.
3. автоматизированный сбор, анализ мониторинговой информации о ЧС, их предвестниках и источниках;#
подготовка и представление в Центр управления кризисными ситуациями при Правительстве Республики Саха (Якутия), территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, региональный центр мониторинга и прогнозирования ЧС, органы местного самоуправления, организации и учреждения, входящие в ТСМП ЧС Республики Саха (Якутия), прогнозов возникновения ЧС и их источников.
2.2. Решение основных задач функционирования ТСМП ЧС Республики Саха (Якутия) обеспечивается:
сбором, обработкой и анализом информации о состоянии природных, техногенных и биолого-социальных источников ЧС;
обменом данными в едином информационном поле ТСМП ЧС Республики Саха (Якутия);
лабораторным контролем за состоянием окружающей среды;
прогнозированием места, времени, параметров и сценариев развития ЧС;
прогнозированием видов и параметров последствий ЧС;
расчетом сил и средств, необходимых для предотвращения, локализации и ликвидации последствий ЧС;
обеспечением охраны жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в результате ЧС;#
обеспечением районирования территории Республики Саха (Якутия) по степеням риска возникновения ЧС техногенного, природного и биолого-социального характера;#
обеспечением защиты информации, в том числе и составляющей государственную тайну.#
3. Структура ТСМП ЧС Республики Саха (Якутия)
3.1. ТСМП ЧС Республики Саха (Якутия) имеет территориальный, местный и объектовый уровни и состоит из следующих подсистем:
а) мониторинг ЧС техногенного характера, в том числе:
опасных производственных объектов;
систем жизнеобеспечения;
проектируемых и строящихся объектов и населенных пунктов;
б) мониторинг опасных природных процессов, включающий:
опасные геологические явления;
опасные гидрологические явления;
опасные метеорологические явления;
природные пожары;
в) мониторинг ЧС биолого-социального характера, в том числе:
эпидемии;
эпизоотии;
эпифитотии;
ЧС социально-экономического характера.
3.2. В состав ТСМП ЧС Республики Саха (Якутия) на республиканском уровне включены службы организаций федерального, республиканского, муниципального уровня и частной формы собственности, действующих на территории Республики Саха (Якутия) и осуществляющих мониторинг по направлениям своей деятельности (далее - службы ТСМП ЧС).
Подсистема мониторинга техногенных чрезвычайных ситуаций:
Управление по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Саха (Якутия) (опасные производственные объекты);
Министерство транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия);
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (системы жизнеобеспечения);
ФГУ "Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства";
Государственная инспекция безопасности дорожного движения при Министерстве внутренних дел по Республике Саха (Якутия);
МУП "Водоканал" (системы жизнеобеспечения);
Министерство строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия);
ОАО "Якутскэнерго" (системы жизнеобеспечения).
Подсистема мониторинга опасных природных процессов:
ГУ "Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды";
Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия);
Департамент лесных отношений Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) (природные пожары);
Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия);
Якутский филиал геофизической службы СО РАН (опасные геологические явления);
Ленское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов МПР России (водохозяйственные системы и сооружения);
ГУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения";
ГУ "Исполнительная дирекция по ликвидации последствий весенних паводков и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия)".
Подсистема мониторинга ЧС биолого-социального характера:
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) (эпидемии);
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) (эпидемии);
Якутская республиканская ветеринарная испытательная лаборатория Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (эпизоотии).
3.3. На местном уровне мониторинг осуществляется соответствующими подразделениями служб, входящих в ТСМП ЧС Республики Саха (Якутия).
3.4. На объектовом уровне мониторинг осуществляется техническими службами организаций, отвечающих за безопасность их функционирования.
3.5. Управление и координация деятельности служб ТСМП ЧС Республики Саха (Якутия) осуществляются:
на республиканском уровне - Центром мониторинга и прогнозирования ЧС Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия);
на местном уровне - отделами ГО ЧС муниципальных образований;
на объектовом уровне - структурными подразделениями (работниками), специально уполномоченными в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в случае их отсутствия - работниками организаций, на которых по совместительству возложены обязанности организации работы по гражданской обороне.
4. Организация взаимодействия в ТСМП ЧС Республики Саха (Якутия)
4.1. ТСМП ЧС Республики Саха (Якутия) входит в сферу приоритетных государственных интересов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Организация взаимодействия в ТСМП ЧС Республики Саха (Якутия) с министерствами, ведомствами, организациями федерального подчинения, а также частной формы собственности, действующими на территории Республики Саха (Якутия), отвечающими за обеспечение деятельности функциональных подсистем и входящими в состав системы (далее - субъекты ТСМП ЧС Республики Саха (Якутия), осуществляется на договорной основе.
Организация взаимодействия в ТСМП ЧС Республики Саха (Якутия) организациями, учреждениями республиканского и муниципального подчинения, отвечающими за обеспечение деятельности функциональных подсистем и входящими в состав системы, осуществляется на безвозмездной основе.
4.2. Взаимодействие субъектов ТСМП ЧС Республики Саха (Якутия) строится на основе заключения соглашений информационного взаимодействия с Главным управлением МЧС России по Республике Саха (Якутия).
4.3. Службы мониторинга ТСМП ЧС Республики Саха (Якутия) обеспечивают:
постоянный обмен данными в едином информационном поле ТСМП ЧС Республики Саха (Якутия);
представление в Территориальный центр мониторинга и прогнозирования аналитических, статистических и иных материалов (далее - информационные материалы), полученных в результате проведения мониторинга по направлениям своей деятельности, в части, касающейся выявления возможных источников ЧС, контроля состояния природных, техногенных и биолого-социальных источников ЧС, заблаговременного прогнозирования параметров ЧС и их последствий.
4.4. Территориальный центр мониторинга и прогнозирования обеспечивает:
координацию деятельности и организационно-методическое руководство служб мониторинга в рамках ТСМП ЧС Республики Саха (Якутия);
контроль за осуществлением обмена данными в едином информационном поле ТСМП ЧС Республики Саха (Якутия);
прием, обработку и анализ поступивших информационных материалов, полученных от служб мониторинга ТСМП ЧС Республики Саха (Якутия);
передачу службам мониторинга ТСМП ЧС Республики Саха (Якутия) результатов обработки информационных материалов;
информирование вышестоящих органов государственного управления Республики Саха (Якутия) на основе интегрированных данных ТСМП ЧС Республики Саха (Якутия);
защиту информации, в том числе составляющей государственную тайну.
5. Режимы функционирования ТСМП ЧС Республики Саха (Якутия)
5.1. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением Комиссии по чрезвычайным ситуациям в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования ТСМП ЧС Республики Саха (Якутия):
режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5.2. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании ТСМП ЧС Республики Саха (Якутия), являются:
В режиме повседневной деятельности:
осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных производственных объектах и прилегающих к ним территориях;
сбор, обработка и анализ информации, поступающей от организаций, входящих в ТСМП ЧС Республики Саха (Якутия), и ее представление в соответствующие органы;
прогнозирование и оценка возможности возникновения ЧС;
повышение эффективности взаимодействия в ТСМП ЧС Республики Саха (Якутия);
участие в планировании и выполнении целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях.
В режиме повышенной готовности:
выполнение функций, определенных режимом повседневной деятельности;
организация при необходимости учащенных наблюдений за параметрами потенциальных источников ЧС;
учащенный сбор и анализ информации, поступающей от организаций ТСМП ЧС, и представление ее в соответствующие органы;
оперативное и текущее прогнозирование ЧС;
уточнение планов взаимодействия в ТСМП ЧС Республики Саха (Якутия);
разработка предложений о составе мероприятий, направленных на предотвращение и смягчение возможных последствий при возникновении ЧС;
приведение в состояние готовности сил и средств ТСМП ЧС Республики Саха (Якутия) для проведения при необходимости обследования зоны возможного возникновения ЧС.
В режиме чрезвычайной ситуации:
организация круглосуточного функционирования сил и средств ТСМП ЧС Республики Саха (Якутия);
сбор, обработка и анализ мониторинговой информации и прогнозов в реальном масштабе времени и представление её в соответствующие организации;
оперативное прогнозирование развития ЧС;
выдвижение при необходимости оперативной группы ТСМП ЧС Республики Саха (Якутия) в зону ЧС;
определение границ зоны ЧС;
разработка предложений о составе мероприятий, направленных на локализацию и смягчение последствий ЧС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.