Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению
Окружного Совета города Якутска
от 27 марта 2007 г. РОС-49-4
Муниципальная целевая программа
"Электронный Якутск" на период 2007 - 2010 гг
Паспорт программы
Наименование программы |
Муниципальная целевая программа на 2007 - 2010 годы "Электронный Якутск" |
Дата принятия программы |
|
Основной заказчик |
Администрация ГО "Якутск" в лице ДЭПиЦ |
Разработчики |
МУ "Департамент информационно-вычислительных технологий" |
Исполнители |
МУ ДИВТ, структурные подразделения Окружной администрации ГО "Якутск" |
Наименование нормативных актов, на основе которых разработана Программа |
Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 г.), Российские вести N 251 от 25.12.1993 г. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 1 (21.10.1994 г., N 51-ФЗ), Российская газета N 238-239 от 8.12.1994 г. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 2 (22.12.1995 г., N 14-ФЗ), Российская газета N 23 от 6.02.1996 г., N 24 от 7.02.1996 г., N 25 от 8.02.1996 г., N 27 от 10.02.1996 г. и ряда# соответствующих ГОСТов. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" (25.01.1995 г., N 24-ФЗ), Российская газета, N 39 от 22.02.1995 г. Закон Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (23.09.1992 г. N 3523-1), Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992 г., N 42, ст. 2325. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.1993 N 2334 "О дополнительных гарантиях права граждан на информацию"; Указ Президента Российской Федерации от 20.01.1994 N 170 "Об основах государственной политики в сфере информатизации"; Федеральная целевая программа "Электронная Россия на 2002 - 2010 годы", утвержденной# постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2002 N 65 Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.07.1994 N 322 "О мерах развития информатизации в Республике Саха (Якутия)" Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 21.08.2001 N 430 "О целевой программе "Развитие информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения в Республике Саха (Якутия) до 2005 года" Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.09.2004 N 438 "О Республиканской целевой программе "Электронная Якутия до 2010 года"; Распоряжение главы администрации г. Якутска от 27.03.1998 N 106р "О внедрении и ведении геоинформационной системы "Муниципальный городской кадастр" |
Основная цель программы |
Определение основных мероприятий, направленных на внедрение в сферу управления ГО г. Якутск информационных технологий для поддержки и принятия управленческих решений, совершенствования систем муниципального управления, обеспечения полноты налогооблагаемой базы и платежей в бюджет, повышения прозрачности наполнения и исполнения бюджета, учета населения и развития адресной социальной помощи, содействия программам социально-экономического развития города Якутска. |
Задачи программы: |
- развитие информационной инфраструктуры города; - создание информационных ресурсов и информационно-коммуникационной системы органов местного самоуправления, обеспечивающей подготовку и принятие решений в сфере управления городом; - создание и развитие баз данных и программного обеспечения для повышения эффективности управления; - рациональная организация информационного пространства для решения федеральных, региональных и муниципальных задач и информационного взаимодействия органов власти; - развитие информационных технологий в экономике, бизнесе, образовании, здравоохранении и т.п.; - обеспечение открытости деятельности органов местного самоуправления и информационного взаимодействия муниципалитета с населением города, представителями бизнеса, органами государственного и территориального управления с целью оперативного реагирования на их нужды, потребности, требования, создания условий для конструктивного взаимодействия; - подготовка высококвалифицированных кадров для развития отраслей экономики; - формирование эффективной нормативной правовой базы в сфере информационно-коммуникационных технологий; - обеспечение информационной безопасности. |
Сроки реализации программы |
2007 - 2010 годы: первый этап - 2007 год второй этап - 2009 - 2009 годы третий этап - 2009 - 2010 годы |
Источники финансирования |
Муниципальный бюджет Республиканский бюджет Привлеченные внебюджетные источники |
Объем финансирования |
50 млн. (пятьдесят миллионов) рублей |
Ожидаемые результаты |
Реализация комплексной программы позволит достичь следующие цели: В области имущественно-правовых отношений: - способствование обеспечению гарантий прав собственности на недвижимое имущество государственной, муниципальной и частной форм собственности на основе информационной интеграции процессов управления недвижимым имуществом, формирования и поддержки в актуальном состоянии достоверных данных об объектах недвижимости, включая их физические, правовые и экономические характеристики: В сфере городских финансов: - увеличение налоговых поступлений за объекты недвижимости в городской бюджет за счет увеличения процента собираемости, снижения трудоемкости проведения кадастровой оценки объектов, дифференциации ставок налога и более частого ее проведения, а также достоверности прогноза платежей: - увеличение доходов городской казны за счет более рационального использования объектов недвижимости городской собственности. В сфере экономики: - Повышение инвестиционной привлекательности недвижимости города за счет обеспечения гарантий прав собственности и интегрирования информации об объектах недвижимости и инфраструктурных элементах территории: - Обеспечение возможности управления территорией города экономическими методами; - Развитие рынка недвижимости за счет обеспечения информационной и правовой поддержки рыночного оборота недвижимости. В социальной сфере: - способствование обеспечению гражданского мира и спокойствия в городе за счет справедливого налогообложения, принятия органами местного самоуправления своевременных решений, связанных с хозяйственной жизнью города. В сфере управления: - обеспечение исходных данных для осуществления государственного и муниципального контроля за использованием объектов недвижимости и выполнения функций их должного содержания; - повышение оперативности принятия решений по вопросам управления недвижимостью города; - обеспечение возможности контроля за технологическими процессами, связанными с управлением недвижимым имуществом.
|
Перечень индикативных показателей |
1. Снижение трудоемкости производственных процессов предприятий в среднем до 50 %. 2. Повышение сборов от муниципального имущества до 80 % 3. Рост запросов к муниципальным информационным ресурсов# до 80 % 4. Прирост за счет повышения собираемости налогов до 8 % ежегодно. 5. Прирост за счет развития вторичного рынка до 8 % ежегодно. 6. Прирост за счет рационального использования земель до 8 % 7. Общая сумма прироста земельных сборов до 25 % ежегодно 8. Прирост за счет регистрации и предоставления информации до 10 % ежегодно 9. Общая степень внедрения МИС в городских структурах до 80 %. |
Руководитель Программы |
Гриценко Владимир Иванович |
1. Введение
Муниципальная целевая программа "Электронный Якутск на период 2007 - 2010 годы" представляет собой систему представлений о стратегических целях и приоритетах долгосрочной информационной политики, определяющей скоординированные действия органов местного самоуправления, органов государственной власти, всех хозяйствующих субъектов и граждан по достижению социально значимых результатов в соответствии с планами устойчивого социально-экономического развития муниципального образования город Якутск на основе единого информационного пространства.
Программа ориентирована на формирование общей стратегии информатизации города, на координацию со стратегией создания единого информационного пространства Российской Федерации, задаваемой Федеральной Целевой Программой "Электронная Россия" и Республики Саха (Якутия) по Республиканской Целевой Программе "Электронная Якутия до 2010 года" на применение единого методологического подхода при проектировании прикладных информационных технологий.
Программа предусматривает подключение информационных ресурсов Муниципального образования Городской округ Якутск, сформированных при осуществлении муниципальных функций и функций федеральных органов, делегированных Муниципалитету в соответствии с законодательством РФ, PC (Я).
При включении программы "Электронный Якутск", в качестве интегрированной территориальной информационной системы в программу "Электронная Якутия до 2010", будет осуществлено подключение информационных ресурсов федеральных министерств и ведомств. Предоставление информационных услуг для участников создаваемой муниципальной информационной системы является некоммерческим и осуществляемым в рамках заключаемых договоров по информационному взаимодействию.
Как объект управления город Якутск, представляет собой, сложную систему, объединяющую разнородные объекты (элементы) и процессы (производственные, социальные, экономические, экологические и т.д.), основой для управления которыми является соответствующая информация об их текущем состоянии. Для обеспечения устойчивого развития территории, управления ее фондами и ресурсами, развития инфраструктуры и решения хозяйственных задач необходима комплексная информация, включающая взаимоувязанные характеристики природных ресурсов, недвижимости, элементов градостроительства, экологическую и социально-демографическую информацию, топографические планы территорий и др.
2. Цели и задачи Программы
Основной целью Программы является повышение эффективности муниципального управления социально-экономическими процессами в МО г. Якутск за счет создания и внедрения Муниципальной информационной системы (МИС) как важнейшего инструмента повышения эффективности государственного и местного управления, роста экономики и повышения качества жизни населения, развития гражданского общества за счет обеспечения прав граждан на свободный доступ к информации, в соответствии с действующим законодательством РФ, PC (Я).
Основная цель включает следующие составляющие:
1. Административную - повышение эффективности административного управления муниципального образования, создание инструмента для эффективного решения задач управления городом и городским хозяйством.
2. Экономическую - создание благоприятной среды для совершенствования управления муниципальным хозяйством в целях устойчивого развития экономики. Привлечение дополнительных доходов в бюджет города, стимулирование инвестиционной деятельности;
3. Социальную - информационная поддержка развития социальной среды муниципального образования и совершенствование системы информирования и предоставления услуг населению органами местного самоуправления. Повышение качества жизни в условиях Крайнего Севера и создание технологических предпосылок для обеспечения прав граждан на свободный доступ к информации, в соответствии с действующим законодательством РФ, PC (Я).
4. Экологическую - поддержка эффективного природопользования, обеспечение рационального использования и эффективного управления земельными ресурсами.
5. Системную - формирование единой информационной инфраструктуры муниципального образования г. Якутск. Упорядочение источников основных видов информации с определением их юридических прав представления информации по ее функциональной принадлежности; Создание общегородской телекоммуникационной среды для обмена информацией;
Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи:
1. провести экономическое и организационное обоснование необходимости создания Муниципальной информационной системы.
2. создать единое информационное пространство (ЕИП) города на основе высокоскоростной интегральной телекоммуникационной сети муниципального образования: оптимизировать сетевые телекоммуникационные технологии и создать сетевую операционную среду ЕИП; создать программные комплексы приложений (расчетных, аналитических и т.д.) по соответствующим направлениям деятельности, функционирующих в среде ЕИП;
3. сформировать нормативно-правовую базу единого информационного пространства (ЕИП);
4. обеспечить защиту и информационную безопасность управления и развития ЕИП.
5. содействовать определению полномочий и обязанностей подразделений и городских служб ГО "Якутск", а также организаций и предприятий по формированию, использованию и учету муниципальных информационных ресурсов;
6. развивать систему взаимодействия органов муниципальной власти и местного самоуправления ГО г. Якутск всех уровней с хозяйствующими субъектами, а также с организациями и предприятиями, предоставляющими услуги в сфере информационного обмена и создание предпосылок для эффективного внедрения МИС в реальный сектор экономики;
7. обеспечить информационную прозрачность в деятельности органов муниципальной власти для широкой общественности и совершенствование взаимодействия между органами власти и гражданами на основе широкого использования информационных технологий, в том числе за счет поддержки общедоступных баз данных и электронных библиотек, развитие инфраструктуры публичных сетей доступа;
8. создать и интегрировать информационные ресурсы ГО г. Якутск на основе использования единой системы классификации и кодирования финансовой, технико-экономической и социальной информации и технологии построения баз данных.
9. усовершенствовать и модернизировать локальную вычислительную сеть (ЛВС) Администрации ГО "Якутск" с целью увеличения пропускной способности, быстродействия, возможности подключения новых пользователей, в том числе удаленных и интегрировать ЛВС с существующими информационными сетями (городскими и республиканскими).
10. создать Муниципальную Геоинформационную систему (МГИС) на базе электронной картографической основы города для пространственной привязки и отображения элементов МИС
Нумерация приводится в соответствии с источником
1.11. внедрить единые стандарты формирования информационных ресурсов в структурных подразделениях
Перечисленные выше задачи необходимо рассматривать как взаимосвязанные, и чем более комплексный подход осуществляется к решению задач, тем больше появляется, с одной стороны, возможностей избежать ненужного дублирования в этих работах (дублирования данных, разработок), а с другой - при более усложняющихся задачах - появляется возможность создания с наименьшими затратами высокоэффективных, многофункциональных, легкомасштабируемых автоматизированных систем управления.
Основные принципы, которые положены в основу формирования и реализации Программы, включают:
- Открытость и широкое общественное освещение мероприятий Программы в средствах массовой информации и сети Интернет, как на этапе создания, так и на этапе реализации.;
- Взаимодействие с другими муниципальными целевыми программами для координации усилий по развитию и применению информационно-коммуникационных технологий в городе Якутске;
- Направленность на актуальные информационные потребности населения, органов государственной власти и местного самоуправления, организаций и бизнеса.
Реализация мероприятий позволит обеспечить эффективное управление всеми видами информационных ресурсов, элементами информационно телекоммуникационной инфраструктуры, государственную поддержку информационного производства, рынка информационных и телекоммуникационных услуг и заложить основы создания единого информационно-телекоммуникационного пространства МО г. Якутск как базу решения задач социально-экономического, политического и культурного развития МО г. Якутск.
3. Система программных мероприятий
Достижение поставленной цели и решение задач Программы обеспечивается путем реализации системы программных мероприятий, сгруппированных по следующим разделам:
1. Формирование единого информационного пространства ГО "Якутск" за счет внедрения единой системы классификации и кодирования финансовой, технико-экономической и социальной информации и технологии построения баз данных на основе единой телекоммуникационной сети.
2. Организация Муниципальной инфраструктуры пространственных данных, как единой информационной системы сбора, хранения и обработки картографических данных.
3. Создание земельно-имущественного кадастра - информационной системы, направленной на увеличение поступлений от использования муниципального имущества, позволяющей проводить продуманную политику управления городским хозяйством.
4. Построение единой телекоммуникационной сети и единого хранилища данных ГО "Якутск" для обеспечения передачи данных и режима информационной безопасности.
5. Построение ведомственных информационных систем по подразделениям Администрации ГО "Якутск" по единой методологии и на общей технической инфраструктуре хранения, обработки и передачи данных.
6. Повышение квалификации сотрудников ГО "Якутск", занимающихся разработкой, внедрением и сопровождением Муниципальной информационной системы.
4. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей с учетом меняющихся социально-экономических условий. В зависимости от изменения задач на разной стадии исполнения отдельные мероприятия Программы могут быть заменены на другие, в большей степени отвечающие задачам конкретного периода.
Управление реализацией Программы осуществляет заказчик-координатор - Департамент экономики, прогнозирования и ценообразования Городского округа "Якутск", контролирующий выполнение намеченных мероприятий и целевое использование выделенных ассигнований, обеспечивающий также организационное руководство реализацией Программы.
В процессе создания системы потребуется привлечение большого числа организаций и отдельных специалистов. Заказчику при этом будет довольно сложно осуществлять контроль за качеством и согласованностью выполнения отдельных видов работ. Поэтому при внедрении МГИС администрации города, как заказчику целесообразно иметь дело не с несколькими подрядчиками, а с одним - Генеральным. В качестве Генерального подрядчика в данной ситуации выступает специализированное подразделение ГО "Якутск" - Муниципальное учреждение "Департамент информационно-вычислительных технологий", имеющий специалистов в области гео- и информационных технологий и организующий взаимодействие участвующих в реализации проекта организаций. Генеральный подрядчик может подбирать себе (если ему это необходимо) субподрядчиков.
Преимущества такого подхода следующие:
- Обеспечивается# концептуальное единство и совместимость подсистем, поскольку системный анализ проводит непосредственно Генеральный подрядчик. Он же вырабатывает техническое задание (вместе с заказчиком) на каждую подсистему и принимает выполненную работу от своих субподрядчиков.
- Поскольку в результате проведения системного анализа проблемы Генеральный подрядчик глубоко знакомится с задачей, то в значительной степени снижается и вероятность краха проекта в результате невыполнения своих обязательств одним из субподрядчиков. При таком подходе именно Генеральный подрядчик ставит задачу субподрядчикам и принимает от них работу. Заказчику не надо участвовать в спорах о том, кто виноват в неудовлетворительной работе системы, поскольку во всех случаях Генеральный подрядчик несет всю ответственность за разработанные подсистемы и информационную систему в целом (при условии ее правильной эксплуатации).
- Финансирование проектных работ субподрядчика протекает в более стабильном режиме, поскольку ему платит Генеральный подрядчик, выступающий как аккумулятор финансовых средств на разработку и сглаживающий неритмичность финансовых операций с Заказчиком. Для субподрядчика, как относительно небольшого коллектива без резервных ресурсов, большую роль играет именно регулярность оплаты этапов работ.
Совещательным и координирующим органом реализации Программы является "Координационный совет по реализации программы "Электронный Якутск" - коллегиальный орган, созданный для рассмотрения проблем координации работ в области создания МИС и ее дальнейшей эксплуатации и развития.
Координационный совет создается при Администрации Городского Округа "Якутск", под руководством которого определяются политика и перспективы развития МИС в целях информационного обеспечения управления городским хозяйством, развитием культуры и социальной сферы города; осуществляется выработка стратегии, подготовка проектов программ информатизации; ведется координация и интеграция действующих информационных систем и ресурсов в рамках города.
Цели, функции и задачи деятельности Координационного совета
1. Основной целью создания Координационного совета является обеспечение согласования действий по реализации программы "Электронный Якутск".
2. Основные функции Координационного совета:
- определение и реализация основных направлений развития информатизации города, согласование и утверждение программ, крупных проектов;
- контроль всех этапов создания единой муниципальной информационной системы (МИС) и согласование технических решений, предлагаемых рабочей группой.
- координация деятельности коллективов при решении комплексных проблем межотраслевого характера в различных направлениях информатизации;
- организация и координация деятельности системы подготовки и переподготовки кадров в области информатизации.
3. Задачи Координационного совета:
- систематизировать процесс создания, эксплуатации, развития и взаимодействия средств информационного обеспечения в городе;
- оптимизировать затраты на создание информационной инфраструктуры города;
- обеспечить своевременный обмен информацией между органами местного самоуправления города, муниципальными предприятиями г. Якутска и т.д.;
- регламентировать потоки информации между участниками программы "Электронный Якутск";
- содействовать повышению эффективности управления городом;
- содействовать реализации права собственности города на городские информационные ресурсы;
- разрабатывать проекты решений в области информатизации для представления их Главе округа и утверждения Окружным собранием.
4. Порядок работы и состав Координационного совета утверждается# Главой городского округа.
5. Участниками обновления и ведения МИС являются структурные подразделения окружной администрации утвержденные "Координационным советом г. Якутска".
5. Мероприятия по реализации Программы
На основе требований к создаваемой системе разработана следующая программа работ по реализации проекта (см. рис 1)
Рис. 1.
План-график работ по созданию МГИС города Якутска
/---------------------------------------------------------------------------------------\
| 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
|---------------------+---------------------+---------------------+---------------------|
| I | II | III | IV | I | II | III | IV | I | II | III | IV | I | II | III | IV |
|---------------------------------------------------------------------------------------|
| |
| |
| |
|---------------------\ |
| ТП | |
| | |
|---------------------------\ |
| |Рабочая документация | |
| |-----------------------| |
| | РД | Программы | |
| \------------------------------ -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --\ |
| | Организации 1-й | |
| | очереди | | |
| |---------------------+---------------------\ |
| | Организации 2-й | | |
| | | очереди | |
| \---------------------+---------------------| |
| | Ввод в действие | Организации 3-й | |
| | очереди | |
| \-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -----------------------+----------|
| |Испытания |
\---------------------------------------------------------------------------------------/
ТП - технический проект
РД - рабочая документация
В стадию концепция проекта входит организационная стадия. Организационная стадия необходима для создания организационной и правовой базы функционирования ЗИК МГИС. Для разработки всех необходимых документов должна быть создана рабочая группа (координационный совет), состоящая из представителей администрации города, заинтересованных организаций, прежде всего комитета по земельным отношениям, комитета архитектуры и градостроительства, департамента имущественных отношений. Кроме того, в эту группу должны быть включены представители организации, являющейся разработчиком МГИС, юристы, экономисты. От того, насколько полно будут решены организационные вопросы и от сроков принятия необходимых законодательных актов, прежде всего положения о координационном совете по развитию Муниципальной информационной системы г. Якутска, положения о муниципальных информационных ресурсах, положения о муниципальной геоинформационной системе (МГИС) г. Якутска и др., во многом зависят не только сроки реализации ЗИК МГИС, но и сама возможность построения общегородской автоматизированной информационной системы. В результате стадии должна быть принята концепция разрабатываемой системы.
Следующая стадия - разработка технического задания. Техническое задание представляет собой совокупность требований к автоматизированной информационной системе земельно-имущественного кадастра, реализация которых в конкретном проекте, обеспечивает ее правильное функционирование. Данная стадия состоит из следующих этапов:
- углубленное обследование существующей системы обработки информации;
- системный анализ - определение функций, которые должна будет выполнять система, оптимизация структуры процессов обработки информации, построение информационной модели деятельности организации;
- собственно разработка технического задания.
На этапах технический проект и рабочая документация производятся следующие работы:
- разработка технической документации;
- разработка необходимых классификаторов;
- разработка структур баз данных;
- разработка слоев карты;
- уточнение положения границ используемого зонирования территории города и границ городской черты;
- разработка пользовательских приложений, позволяющих эффективно и удобно использовать возможности инструментальной геоинформационной системы
- выполнение необходимых доработок и устранение ошибок;
- разработка пользовательской документации.
Ответственным за выполнение всех этапов технорабочего проектирования является Генеральный подрядчик.
Ввод в действие предполагается осуществлять в три очереди. В следующем порядке будет производиться подключение организаций первой очереди: Администрация г. Якутска, Комитет архитектуры и градостроительства (КАиГ), Паспортно-регистрационное агентство (ПРА). Вторая очередь предполагает подключение Департамента имущественных отношений (ДИО) и Комитета по земельным отношениям (КЗО). В порядке третьей очереди, будут подключен ряд федеральных и республиканских организаций: Федеральная регистрационная служба (ФРС), Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (ФАКОН), Межрайонная инспекция Федеральная налоговая служба (МРИ ФНС), Министерство имущественных отношений PC (Я) и др. Субъекты третьей очереди будут подключены в рамках принятия программы "Электронный Якутск" в качестве интегрированной территориальной информационной системы в рамках программы "Электронная Якутия до 2010 года", и только в части информации, делегированной данными субъектами Городскому округу Якутск.
Программа предусматривает поэтапное проведение мероприятий согласно утвержденным государственным стандартам и предусматривает всего 3 основных этапа работ, включая все виду# работ начиная от разработки концепции до ввода автоматизированной информационной системы в промышленную эксплуатацию. Стоимость и эффективность мероприятий расширенно и подробно показаны в Технико-экономическом обосновании Программы (Приложение 1), а также в "Структуре затрат за период 2007 - 2010 гг" (Приложение 2).
Первый этап реализации Программы (2007 - 2008 гг)
Первый этап Программы подразумевает построение Муниципальной инфраструктуры пространственных данных (МИПД) - территориально распределенной системы сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных о территории ГО "Якутск". МИПД будет использоваться как основная система обработки пространственных данных.
Одним из первых приложений настоящей системы в рамках первого этапа по построению МГИС является построение Автоматизированной информационной системы Земельно имущественный# кадастр (АИС ЗИК).
Автоматизированная информационная система земельно-имущественного кадастра (АИС ЗИК) должна обеспечить систематизированные сбор, верификацию, накопление и использование данных о недвижимом имуществе всех форм собственности в виде градостроительного, земельного и имущественного кадастров, единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Формируемые в процессе функционирования системы информационные ресурсы предназначены для информационной поддержки процессов управления недвижимым имуществом города. Потребителями информационных ресурсов системы будут выступать государственные и муниципальные органы власти и управления, а также физические и юридические лица.
АИС ЗИК обеспечивает автоматизацию следующих функций органов государственного и муниципального управления:
- формирование и интегрированный учет сведений о территории города и порядке ее использования в виде градостроительного кадастра и цифровых моделей территории различного назначения;
- формирование объектов недвижимости (земельных участков, зданий/сооружений и их частей) и территориальных зон особого правового режима, а также их кадастровый учет в земельном и имущественном кадастрах;
- регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основе ведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- контроль землепользования;
- формирование исходных данных по справедливому налогообложению объектов недвижимости;
- планирование развития территории города.
Помимо перечисленных, МГИС обеспечивает информационную поддержку процессов принятия решений в рамках иных функций управления городом, для которых используются данные о территории и недвижимом имуществе.
В результате осуществления организационных мероприятий должен быть сформирован полный пакет документов, регламентирующих процесс создания МГИС и ее последующее функционирование. Данный пакет документов должен быть согласован в подразделениях и утвержден администрацией города. На этапе организационных мероприятий должно быть заключено соглашение со всеми участниками проекта и определены состав и структура информации в АИС ЗИК. Кроме того должна быть проработана возможность использования баз данных, накопленных в организациях - субъектах АИС ЗИК. Необходимо определить порядок и способ создания базисного кадастрового и адресного планов.
При реализации первой очереди МГИС должны быть выполнены следующие работы:
техническое проектирование, включающее выбор базового специального программного обеспечения, определение перечня необходимых его доработок, составление частных технических заданий на доработку специального программного обеспечения, уточнение архитектуры системы;
разработана структура данных для выполнения пилотного проекта по ограниченной территории города;
- выполнен сам пилотный проект на технической базе Генерального подрядчика;
- спроектированы и разработаны приложения для реализации функций, подлежащих автоматизации в первую очередь;
- поставлено необходимое оборудование для создания локальных вычислительных сетей в управлении архитектуры и земельном комитете;
- спроектированы и созданы локальные вычислительные сети в Комитете архитектуры и градостроительства и Комитете по земельным отношениям;
- закуплено, установлено и отлажено программное обеспечение, необходимое для реализации первой очереди МГИС;
- пилотный проект перенесен на вычислительные мощности Заказчиков и осуществлено его наполнение информацией, тестирование и доработка;
- поставлено оборудование, необходимое для создания городской сети передачи данных;
- спроектирована и создана городская сеть передачи данных, включающая в себя все основные подсистемы МГИС;
- подготовлена необходимая техническая и справочная документация по сдаваемым частям АИС ЗИК;
- произведено обучение необходимого персонала;
- произведена настройка и сдача всех частей первой очереди.
В результате выполнения первой очереди должны быть реализованы следующие комплексы задач:
Для подсистемы информационного центра (МУ ДИВТ):
- Администрирование центральной базы данных;
- Администрирование геоинформационной системы.
Для подсистемы комитета по земельным отношениям:
- Комплекс задач по формированию земельных участков;
- Комплекс задач по государственному учету земельных участков в едином государственном реестре земель;
- Ведение реестра землепользователей.
Для подсистемы комитета архитектуры и градостроительства:
- Комплекс задач по подготовке исходных данных для резервирования и отвода под строительство;
- Комплекс задач по градорегулированию.
Для подсистемы технической инвентаризации:
- Комплекс задач по обработке результатов инвентаризации;
- Комплекс задач по ведению реестра объектов недвижимости.
Для подсистемы регистрации прав:
- Комплекс задач по ведению единого государственного реестра прав;
Второй этап реализации Программы (2009 год)
При реализации второй очереди МГИС должны быть выполнены следующие работы:
- оптимизирована и расширена структура данных АИС ЗИК;
- спроектированы и разработаны приложения для реализации функций, подлежащих автоматизации во вторую очередь;
- закуплено, установлено и отлажено программное обеспечение, необходимое для реализации второй очереди МГИС;
- поставлено необходимое оборудование для создания автоматизированных рабочих мест второй очереди;
- произведена установка и тестирование разработанных приложений;
- организован ввод пространственной и семантической информации в базу данных АИС ЗИК;
- поставлено необходимое геодезическое оборудование;
- подготовлена необходимая техническая и справочная документация по сдаваемым частям АИС ЗИК;
- произведено обучение необходимого персонала;
- произведена настройка и сдача всех частей второй очереди.
В результате выполнения второй очереди должны быть реализованы следующие комплексы задач:
Для подсистемы информационного центра (МУ ДИВТ):
- Администрирование городской сети передачи данных;
- Обеспечение политики защиты данных.
Для подсистемы комитета по земельным отношениям:
- Комплекс задач по ведению дежурного кадастрового плана;
- Комплекс задач по формированию и учету территориальных зон;
- Комплекс задач по администрированию подсистемы.
Для подсистемы комитета архитектуры и градостроительства:
- Комплекс задач по производству топографических съемок;
- Комплекс задач по производству разбивочных работ;
- Комплекс задач по ведению градостроительного кадастра;
- Комплекс задач по администрированию подсистемы.
Для подсистемы технической инвентаризации:
- Инвентаризация объектов недвижимости;
- Комплекс задач по администрированию подсистемы.
Для подсистемы регистрации прав:
- Комплекс задач по администрированию подсистемы.
Третий этап реализации Программы (2010 год)
При реализации третьей очереди МГИС должны быть выполнены следующие работы:
- оптимизирована и расширена структура данных МГИС;
- спроектированы и разработаны приложения для реализации функций, подлежащих автоматизации в третью очередь;
- закуплено, установлено и отлажено программное обеспечение, необходимое для реализации третьей очереди МГИС;
- поставлено необходимое оборудование для создания автоматизированных рабочих мест третьей очереди;
- произведена установка и тестирование разработанных приложений;
- продолжен ввод пространственной и семантической информации в базу данных МГИС;
- подготовлена необходимая техническая и справочная документация по сдаваемым частям и всей МГИС;
- произведено обучение необходимого персонала;
- произведена настройка и сдача всех частей третьей очереди;
- произведены испытания и произведена сдача основных подсистем МГИС.
В результате выполнения третьей очереди должны быть реализованы следующие комплексы задач:
Для подсистемы информационного центра (МУ ДИВТ):
- Анализ данных и подготовка отчетов по запросам администрации города;
- Ведение метабазы информационных ресурсов подсистем.
Для подсистемы комитета по земельным отношениям:
- Комплекс задач по ведению делопроизводства;
- Контроль за использованием земельных участков;
- Комплекс задач по экономической оценке;
- Комплекс информационно-аналитических задач.
Для подсистемы комитета архитектуры и градостроительства:
- Комплекс задач по ведению информационной системы по обеспечению градостроительной деятельности
- Комплекс задач по ведению делопроизводства;
- Комплекс архитектурно-планировочных задач;
- Комплекс задач по градостроительному надзору;
- Комплекс информационно-аналитических задач;
- Подготовка и вывод на печать картографических материалов.
Для подсистемы технической инвентаризации:
- Комплекс задач по ведению делопроизводства;
- Комплекс информационно-аналитических задач.
Для подсистемы регистрации прав:
- Комплекс задач по ведению делопроизводства;
- Комплекс информационно-аналитических задач.
Кроме этого, в течение всех этапов должны быть проведены мероприятия по информационной безопасности АИС МГИС.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Совокупный объем ассигнований из бюджета Городского округа "Якутск" и бюджета PC (Я), необходимый для реализации мероприятий Программы до 2010 года, составляет 50 млн. рублей.
Объем финансирования мероприятий программы будет ежегодно корректироваться, исходя из реальных возможностей республиканского и муниципального бюджетов, а также с учетом изменения цен на программные средства и оборудования# в сфере ИТК.
Для успешного старта программы на реализацию мероприятий до 2008 года минимальный объем финансирования составляет 5 млн. рублей.
По мере создания инфраструктуры города и создания основных функциональных и информационных систем предусматривается снижение расходов на информатизацию деятельности органов муниципальной власти города с 20 млн. рублей в 2008 году до 10 млн. рублей в 2010 году. Основные затраты в 2009 - 2010 годах предусматриваются на создание новых функциональных комплексов и модификацию созданных, послегарантийное обслуживание АИС и внедрение ИТ-технологий электронного правительства (см. табл. 1).
Табл. 1.
Объемы финансирования муниципальной целевой программы по годам реализации
Источники финансирования |
в том числе: |
Объем финансирования, всего |
||
Капитальные вложения |
НИОКР, ПИР, ПСД |
Текущие расходы |
||
2007 год, всего |
1600 |
200 |
3200 |
5000 |
в т.ч. местный бюджет |
1600 |
200 |
3200 |
5000 |
2008 год, всего |
5000 |
1000 |
14000 |
20000 |
в т.ч. местный бюджет |
5000 |
1000 |
14000 |
20000 |
2009 год, всего |
4320 |
10180 |
500 |
15000 |
в т.ч. местный бюджет |
4320 |
10180 |
500 |
15000 |
2010 год, всего |
3060 |
6570 |
370 |
10000 |
в т.ч. местный бюджет |
3060 |
6570 |
370 |
10000 |
|
Итого |
50 000 |
С учетом быстрой сменяемости поколений ИТ-технологий не целесообразно# планировать внедрение конкретных АИС на 2009 - 2010 годы.
С целью привлечения средств бюджета Республики Саха (Якутия) по программе "Электронная Якутия до 2010 года" на реализацию мероприятий муниципальной целевой программы планируется тесное сотрудничество с Министерством экономического развития Республики Саха (Якутия) и Государственным учреждением "Информационный центр при Президенте Республики Саха (Якутия)"
Привлечение внебюджетных средств планируется за счет совместной реализации проектов с компаниями различных организационно-правовых форм собственности и предоставления платных услуг при доступе к информации, в строгом соответствии с действующим законодательством РФ, PC (Я) и разрешением владельца информации.
Подробная структура расходов по программе дается в технико-экономическом обосновании программы.
7. Состав основных функциональных подсистем "Муниципальной информационной системы г. Якутска
1. Комплекс ЖКХ, энергетики и строительства
Основное назначение информационной системы жилищно-коммунального комплекса (ЖКХ) г. Якутска: оперативное предоставление всей необходимой информации всем субъектам и пользователям системы достоверной информации о реальном состоянии ЖКХ на территории г. Якутска для анализа ситуаций, проработки прогноза и принятия своевременных решений. Информационная система ЖКХ должна включать в себя следующие основные составляющие:
1. Процессы градостроительства и землепользования:
- информационные ресурсы поддержки системы ведения городских кадастров;
- информационные ресурсы ведения Генерального плана (схемы развития) города Якутска;
- информационные ресурсы планирования капитального строительства и контроля исполнения;
- информационные ресурсы предоставления земельных участков;
- информационные ресурсы ведения земельных кадастров;
- информационные ресурсы ведения базы данных по использованию земельных ресурсов города;
- информационные ресурсы разработки планов оптимального использования земельных ресурсов.
2. Управление городским жилищным и коммунальным хозяйством:
- информационные ресурсы управления системой жилищно-коммунального хозяйства города, включая систему обеспечения межведомственных расчетов за коммунальные услуги:
- информационные ресурсы ведения городских кадастров жилого и нежилого фонда;
- информационные ресурсы ведения городских кадастров тепловых сетей;
- информационные ресурсы ведения городских кадастров водопроводных и канализационных сетей;
- информационные ресурсы ведения городских кадастров электрических сетей;
- информационные ресурсы ведения городских кадастров сетей связи;
- информационные ресурсы формирования муниципального заказа на жилищно-коммунальные услуги и организации контроля его исполнения;
- информационные ресурсы формирования муниципального заказа на строительство и реконструкцию инженерных сетей и организации контроля его исполнения;
- информационные ресурсы поддержки принятия решений в условиях чрезвычайных ситуаций на объектах коммунального хозяйства города.
3. Управление городским транспортом:
- информационные ресурсы ведения городских кадастров улично-дорожной сети;
- информационные ресурсы формирования муниципального заказа на перевозку пассажиров и организации контроля его исполнения;
4. Управление муниципальным имуществом:
Регистрацию# объектов недвижимости города с полной характеристикой и количественно-качественных показателей составляющих с детальным описанием, присвоением стандартизованной нумерации всего комплекса существующих составляющих, для своевременного прогноза износа и ценовой характеристики объемов проведения работ по замене узлов и агрегатов при ремонтных работах. Месторасположением# по служебной системе привязки к объектам дома (в локальной системе координат);
- информационные ресурсы ведения реестра предприятий и учреждений;
- информационные ресурсы ведения договоров аренды муниципального имущества;
- информационные ресурсы разработки, контроля и анализа выполнения программы приватизации.
5. Создание автоматизированных систем управления технологическими процессам#:
- Диспетчеризация жилищно-коммунального хозяйства города: (регистрация аварийных ситуаций; отработка системы защиты при авариях; контроль и учет потребления тепла, воды, электроэнергии; контроль функционирования лифтового хозяйства; контроль затопляемости подвалов; контроль блокировки чердаков и подвалов; соблюдение графиков нагрузок.)
- Контроль и управление дорожным движением.
- Контроль и управление графиком движения общественного транспорта.
- Контроль и управление водоснабжением города (магистрали).
- Контроль и управление канализацией и очистными сооружениями города.
- Контроль и управление работой котельных.
- Планы подземных инженерных коммуникаций: (водопровод#, промышленный водопровод; канализация самотечная; канализация напорная; газопровод; теплопровод; водосток; дренаж; кабели связи; кабели защиты, кабельная сеть; прочие кабельные сети; коллектор; прочие коммуникации; бездействующие коммуникации.
- Сведения о натуральных показателях с привязкой к регистрационным службам города;
- Конструктивно-силовые характеристики и проектно-сметное описание объектов с подробными схемами инженерного оборудования;
- Карту# разделов границ ответственности по объектам пользования и отношение к хозяйствующим субъектам;
- Аварийную систему# оповещения подразумевающую учет и регистрацию дежурного персонала. Карту передвижения, маршрутов мобильных, аварийных станций и резервных объектах;
- Базу# данных по архивно-накопительной истории объектов, экономически-оценочных характеристиках# включающих в себя систему сбора жилищно-коммунальных платежей и систему расчета тарифных составляющих;
Важность системы учета и информатизации обуславливается необходимостью координации и контроля над субъектами хозяйственной деятельности для увеличения вероятности непрерывности жизнеобеспечения граждан и снижения уровня возникновения чрезвычайных ситуаций.
Система должна содержать временные характеристики досягаемости объектов, для отражения при моделировании ситуаций, которые позволят детально проработать места расположения и маршрутно-временные периоды несения дежурств.
Информация о качественных параметрах должна содержать полную детализацию для быстрого и успешно# определения планов работы по проведению ремонтных работ с достаточно точной достоверностью.
При формировании достоверного архива по натуральным показателям будет возможен комплексный анализ и проработка прогноза которая будет необходима при формировании бюджетных расходов на будущие периоды. При этом должны учитываться возможность ведения учета и анализа у мелких хозяйствующих субъектов рынка ЖКХ с помощью автоматизированной системы обработки информации.
Детальный подход к объединению информационных систем с жилищно-надзорными органами, должен обеспечить устойчивые правовые условия существования хозяйствующих субъектов всех форм собственности и позволить планомерное качественного# развитие ЖКХ в целом.
Первоочередными системами комплекса являются:
1. АИС "Документооборот";
2. АИС учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий ЖКХ;
3. АИС технологических процессов в комплексе ЖКХ;
4. Информационно-аналитическая система по комплексу ЖКХ;
5. АИС учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий энергетики;
6. Информационно-аналитическая система по строительному комплексу.
Необходимые информационные ресурсы:
1) Нормативно-правовая информация.
2) Республиканский и местный бюджеты.
3) Регистры:
- населения;
- предприятий;
- административно-территориальных единиц.
4) Кадастры:
- транспортных коммуникаций;
- энергообеспечения, связи.
5) Реестр информационных ресурсов и систем.
6) Регламенты поведения, положения о подразделениях системы управления.
2. Социально-экономический комплекс
Основное назначение информационной системы социально-экономического комплекса является обеспечение объективной информацией о финансово-экономическом состоянии и производственном потенциале муниципальных предприятий, учреждений здравоохранения, социальной защиты, образования и т.д.
Главными системами данного комплекса являются:
1. Организационно-правовая деятельность:
- информационные ресурсы поддержки нормативного и правового обеспечения муниципального образования г. Якутск;
- информационные ресурсы, обеспечивающие процесс подготовки, ведения базы данных нормативных и правовых актов муниципального образования г. Якутск и контроля их исполнения;
- информационные ресурсы, обеспечивающие делопроизводство муниципального образования г. Якутск - развитие систем документооборота, в том числе контроль обращений граждан в муниципальном образовании г. Якутск
- информационные ресурсы, обеспечивающие эффективность принятия управленческих решений должностными лицами администрации г. Якутск;
2. Финансово-кредитная деятельность:
- информационные ресурсы формирования, распределения и контроля использования бюджетных и внебюджетных средств;
- информационные ресурсы для обеспечения эффективного налогообложения юридических и физических лиц;
- информационные ресурсы эффективного использования финансовых ресурсов;
- информационные ресурсы подготовки и ведения планов социально-экономического развития г. Якутска;
- информационные ресурсы формирования и ведения балансов использования финансовых, трудовых, земельных ресурсов, денежных доходов населения.
3. Управление потребительским рынком города:
- информационные ресурсы расчета минимального потребительского бюджета населения;
- информационные ресурсы формирования муниципального заказа по обеспечению населения города товарами и услугами и организации контроля его исполнения;
- информационные ресурсы формирования региональных нормативов на использование городских ресурсов и социально-экономического паспорта города;
- информационные ресурсы ведения баз данных по ценам на товары и услуги;
- информационные ресурсы учета, контроля и анализа наличия товарных ресурсов;
- информационные ресурсы оперативного выявления спроса на товары и услуги.
4. Социальное развитие территории города:
- информационные ресурсы ведения базы данных о малообеспеченных слоях населения;
- информационные ресурсы учета, контроля и анализа оказания помощи малообеспеченным слоям населения;
- информационные ресурсы ведения базы данных по объектам системы образования;
- информационные ресурсы ведения базы данных по объектам системы здравоохранения;
- информационные ресурсы ведения базы данных по объектам культуры;
- информационные ресурсы ведения базы данных по объектам физической культуры и спорта.
Первоочередными системами комплекса являются:
1. АИС "Документооборот";
2. Реестр муниципальных предприятий, организаций и учреждений
3. Информационная система "Делопроизводство"
4. Информационная система "Управление финансами"
5. Информационная система "Кадры"
6. Правовая информационная система и др.
Необходимые информационные ресурсы:
1) Нормативно-правовая информация.
2) Республиканский и местный бюджеты.
3) Регистры:
- населения;
- предприятий;
- административно-территориальных единиц.
Нумерация приводится в соответствии с источником
5) Реестр социально-экономических информационных ресурсов и систем.
3. Комплекс безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций
Первоочередными системами данного комплекса являются:
1. Информационная система прогнозирования, мониторинга и предупреждения чрезвычайных ситуаций (ЧС), в том числе:
- зоны затопления при весеннем половодье и прорыве гидротехнических сооружений (Границы зон затопления, выделение зон градаций страховых рисков от наводнений, границы зон сброса паводковых вод);
- жизнеобеспечение населенных пунктов, которое включает:
1. Водосточные канавы (Ливневая канализация, лотки водоотведения: проектируемые, существующие; состояние (захламленные, не действующие, перекрытые и т.д.)
2. Транспортная сеть - (осевые линии улиц и дорог, внутриквартальные проезды, объекты транспортной инфраструктуры: мосты, переезды); названия улиц;
3. Покрытия (тип покрытия - асфальтированные, грунтовые; состояние покрытия, наличие объездов, возможность для проезда разного вида транспорта - пожарных служб, скорой помощи, аварийных служб)
4. Номера домов, строений (этажность, высотные отметки, наличие близлежащих гидрантов, труб водоснабжения, кучность застройки, возможность подъезда пожарных служб, скорой помощи, аварийных служб, МЧС, вневедомственной охраны)
5. Светофоры - единая электронная диспетчерская система по слежению за работой светофоров, связь с ГИБДД для информирования соответствующей службы о состоянии работы светофоров, ведущихся ремонтных работах, об отключении света в городе (плановом, экстренном).
6. Гидранты - пространственное расположение, планы заезда к гидрантам, состояние работы.
7. Пожарные части (расположение, зоны выезда, информация для выявления кратчайшего пути к месту происшествия на основе электронной картографической основы)
8. Объекты жизнеобеспечения (ГРЭС, подстанции, ГРП и т.д. - пространственное расположение, территория охвата кварталов города)
9. Котельные (технические характеристики, мощность, наличие автономного электроснабжения, территория охвата кварталов города, уровни компенсаторов через улицы, компенсаторы - высота, длина)
10. Магистральные линии (газопроводы, ЛЭП, водопроводы существующие и планируемые - пространственное расположение (особенно детально вблизи новостроек, ремонтных дорожных работ для исключения прорыва магистральных водо-, газопроводов, ЛЭП), технические характеристики - протяженность, мощность).
12. Высотные отметки домов
- Планирование размещения сил и средств ГУВД на территории города, маршрутов патрулирования, зон ответственности;
- Ситуационный анализ, моделирование развития, прогнозирование кризисных и чрезвычайных ситуаций;
- Пространственный анализ всех доступных факторов при расследовании преступлений по горячим следам;
- Организация взаимодействия служб при действиях в режиме ЧС;
2. Система информационного взаимодействия органов территориального управления и служб, задействованных в локализации и ликвидации ЧС на базе базы данных служб и организаций, привлекаемых к ликвидации последствий ЧС. Графическое отображение техногенных объектов ЧС (коммуникации, сети электроснабжения, транспортные магистрали и т.д.) и возможного развития ЧС в зависимости от природно-климатических условий на плане территории города. Планирование инженерно-технических мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций на этапе проектирования и эксплуатации объектов;
Необходимые информационные ресурсы:
1. АИС "Регистр населения" демографические данные по населению
2. АИС "Правопорядок" базы данных ГУВД, ГИБДД.
3. АИС паспортно-визовой службы.
4. Специализированные базы данных МЧС РС (Я)
- данные по чрезвычайным ситуациям (дата возникновения ЧС, место, тип, описание, количество пострадавших и погибших, материальный ущерб и т.д.)
- данные по силам и средствам реагирования, привлекаемые силы и средства.
5. Данные служб вневедомственной охраны
4. Комплекс пространственных данных
Муниципальная геоинформационная система предназначена для:
1. оперативного предоставления всем субъектам и пользователям МИС достоверной информации об инфраструктуре и развитии города в территориально-временном и правовом аспектах.
2. информационного отображения территориальной организации взаимодействия всех ресурсных факторов территории.
3. информационного обеспечения процессов управления воздействием на различные территориальные ресурсы и структурные элементы территории для создания комфортной, качественной, экологически безопасной и устойчивой среды обитания и жизнедеятельности людей, проживающих на данной территории.
Основные виды работ, выполняемые в рамках функционирования МГИС:
1. учет и паспортизация ресурсов территории (недвижимость, земельные участки, инженерные коммуникации, природные ресурсы и др.);
2. автоматизированное ведение градостроительного, земельного, имущественного и других городских кадастров, реестров и иных информационных ресурсов;
3. ведение баз данных по федеральной, субъекта федерации, муниципальной и частной собственности с соответствующим оформлением учетных документов и документов по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
4. автоматизированное ведение цифровых моделей территории города;
5. анализ и контроль социально-экономического развития территории города;
6. формирование отраслевых схем развития территории;
7. информационное обеспечение граждан, организаций, городских органов власти и управления, представление оценочных характеристик основных производственных и непроизводственных фондов территории;
8. оценка демографической ёмкости территории;
9. информационное обеспечение предприятий жизнеобеспечения города, а также других предприятий и организаций, участвующих в поддержании жизненно важных для города процессов;
10. поддержка процессов анализа текущего состояния городского хозяйства, а также прогнозирование развития города на основе комплексных моделей и принятия решений властными и исполнительными структурами;
11. формирование и развитие единой телекоммуникационной среды для обеспечения процессов обмена информацией между субъектами и пользователями системы;
12. информационное обеспечение процессов принятия обоснованных управленческих решений.
Основные информационные компоненты МГИС г. Якутска:
- цифровые карты местности, аэрокосмические снимки, цифровые ведомственные и тематические карты, схемы, планы и др.;
- кадастровые данные, ведомственные и иные информационные базы данных долговременного и временного использования различной тематической направленности.
- кадастры природных ресурсов (лесной, водный и др.);
- градостроительный кадастр;
- кадастры (реестры) недвижимости (земельный, зданий и сооружений)
- кадастры инженерных сетей и коммуникаций;
- единый государственный реестр объектов градостроительной деятельности;
- единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- регистры, реестры, ведомственные и иные базы данных, содержащие сведения о населении, юридических лицах (загс, гор. Статистика и т.д.);
- базы данных, являющиеся информационными паспортами: территориальных образований (округов г. Якутска), территориально-промышленных и сельскохозяйственных комплексов и отдельных организаций, других объектов и субъектов хозяйствования (объектные паспорта), социально-демографической, санитарно-эпидемиологической и общественно-политической обстановки и др.; специализированные или региональные базы данных различной тематической направленности (МЧС, Санэпиднадзор и т.д.)
В процессе развития МГИС структура и содержание ее информационных ресурсов может изменяться и дополняться.
Перечень тематических слоев пространственных данных:
- Планово-высотная основа и рельеф
- Строения (жилые, нежилые, части строений)
- Дорожные сети и сооружения
- Растительность (водная, лесная)
- Гидрография
- Грунты
- Земельные угодья
- Водопроводная сеть
- Газопроводная сеть
- Канализация
- Линии электросвязи
- Тепловые сети
- Электрические сети
- Плановая основа строительства
- Промышленные и социальные объекты и др.
Пространственные данные города может# включать следующие самостоятельные разделы:
- ведение в цифровой форме топографических планшетов в М 1:500;
- дежурный план земельных отводов;
- дежурный план подземных и наземных коммуникаций;
- дежурный план геологических изысканий;
- дежурный план геодезических пунктов и др.
Возможная тематика цифровых карт, которые могут быть созданы с использованием Муниципальных информационных ресурсов на основе ГИС-технологий:
1. Цифровая карта города М 1:500,
2. Цифровые карты земельного кадастра.
3. Цифровые карты градостроительного кадастра.
4. Цифровые карты экологического мониторинга.
5. Цифровые карты автомобильных дорог (существующих, строящихся, проектируемых), контроля состояния дорог, мостов, переездов.
6. Цифровые карты обеспечения жизнедеятельности населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
7. Цифровые карты территориального анализа основных социально-экономических показателей административно-территориальных образований города и др.
Необходимые информационные ресурсы:
1) Нормативно-правовая информация.
2) Республиканский и местный бюджеты.
3) Единый государственный регистр предприятий и организаций Госкомстата России (ЕГПРО).
4) Единый государственный реестр земель (земельных участков).
5) Кадастр застройки.
6) Реестр договоров на использование республиканского имущества.
7) Реестр МУП, МУ и других хозяйственных обществ с долей муниципальной собственности.
8) Базы данных о финансовых характеристиках организаций и предприятий, неплатежах, задолженностях в бюджет.
9) Базы данных о нежилом фонде.
10) Реестр арендаторов и арендованного имущества г. Якутска
11) Базы данных об архитектурных, культурных и природных памятниках.
12) Реестр государственного имущества:
- объекты недвижимости;
- объекты незавершенного строительства и др.
13) Реестр информационных ресурсов и систем.
14) Данные мониторинга финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
8. Политика защиты информации и обеспечение информационной безопасности
Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее# собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу, и заключается в создании в отношении ее условий хранения, предотвращения несанкционированного доступа и в ведении особого режима на распространение.
Определяющим фактором интеграции в единую МИС г. Якутска индивидуальных, корпоративных, отраслевых и государственных информационных систем и ресурсов является обеспечение должного уровня информационной безопасности для каждого субъекта, входящего в это пространство. Правила организационного взаимодействия субъектов МИС должны обеспечивать исполнение законов, сохранение государственной и коммерческой тайны. Эти правила должны быть регламентированы законодательством РФ, актами, инструкциями и другими документами:
1. Закон о государственной тайне (в ред. Федерального закона от 06.10.97 N 131-ФЗ#
2. Защита документированной информации, содержащей государственную тайну, устанавливается и регламентируется законом Российской Федерации "О государственной тайне" от 21.07.93 N 5485-1 (в редакции от 06.10.97 N 131-ФЗ);
3. В отношении сведений конфиденциальной документированной информации режим защиты устанавливается на основании закона Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.1995 N 24-ФЗ;
4. Указ Президента Российской Федерации N 1203 от 30.11.95 г. "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне"
5. Постановление Правительства Российской Федерации N 870 от 04.09.95 г. "Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности".
6. Инструкция о порядке составления и издания планов городов и других населенных пунктов, предназначенных для открытого опубликования и с грифом "для служебного пользования" (СПГ-88)
7. "Развернутый перечень сведений, подлежащих засекречиванию по системе Федеральной службы геодезии и картографии России" от 30.04.91 г.
8. "Перечень сведений по геодезии, топографии, картографии, аэросъемке и их носителей, отнесенных к служебной информации ограниченного распространения с пометкой "Для служебного пользования" от 19.12.96 г
9. Нормативно-методический документ Специальные требования и рекомендации по технической защите конфиденциальной информации (СТР-К)
10. Руководящий документ Гостехкомиссии России по защите информации от несанкционированного доступа "Безопасность информационных технологий. Критерии оценки безопасности информационных технологий# от 19.06.02 г. N 187
Информационное взаимодействие субъектов наряду с правовым обеспечением требует принятия организационных и технических мер защиты информации. Эти меры должны предусматривать:
- предотвращение утечки, утраты и подделки информации;
- предотвращение угрозы информационной безопасности государства, города, общества, личности;
- предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию доступа к информации;
- предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима информации и документации как объекта собственности;
- защиту конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;
- сохранение секретности, конфиденциальности документированной информации;
- обеспечение прав хозяйствующих субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;
Для этого направления деятельности основными задачами являются:
- разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих информационную безопасность и комплексную защиту информации МИС;
- разработка нормативных правовых актов, определяющих права граждан и социальных институтов на получение, распространение и использование информации МИС.
- обеспечение комплексной защиты информационных ресурсов, применение эффективных средств и методов обеспечения защиты информации единого информационного пространства;
- разработка и утверждение пакета документов, регламентирующих взаимодействие субъектов информационного обмена (перечень и регламент организационных мероприятий, конкретный набор типовых технических решений для эффективной реализации организационных и технических мер защиты информации).
Решение указанных задач позволит обеспечить защиту информационных ресурсов, составляющих основу единого информационного пространства, и будет способствовать его эффективному функционированию.
В едином информационном пространстве должны быть созданы все необходимые предпосылки для установления подлинности пользователя (субъекта), подлинности содержания и подлинности сообщения. При реализации предлагаемой Программы должна быть создана система информационной безопасности, которая включает необходимый комплекс мероприятий и технических решений по защите:
- от нарушения функционирования сети путем исключения воздействия на информационные каналы, каналы сигнализации, управления и удаленной загрузки баз данных, коммуникационного оборудования, системного и прикладного программного обеспечения;
- от несанкционированного доступа к информации путем обнаружения и ликвидации попыток использования ресурсов сети, приводящих к нарушению целостности сети и информации, изменению функционирования подсистем распределения информации;
- от разрушения встраиваемых средств защиты с возможностью доказательства неправомочности действий пользователей и обслуживающего персонала сети;
- от внедрения программных "вирусов" и "закладок" в программные продукты и технические средства.
Выделяются три фактора влияющих на уровень информационной безопасности:
1) человеческий фактор - зависит от подбора кадров, уровня подготовки работников ответственных за информационную безопасность и уровня знаний остальных работников участников МГИС; Важнейшим элементом информационной безопасности является система непрерывного обучения использованию информационных технологий.
2) аппаратный фактор - зависит от надежности компьютерной техники и ее физической защиты от несанкционированного доступа;
3) программный фактор - зависит от программного обеспечения, которое используется в работе.
На этом основании выделяются уровни обеспечения информационной безопасности:
- Законодательный. Правила защиты информации субъектов МИС должны обеспечивать исполнение Международных и Федеральных законов.
- Административно-процедурный. Все лица, работающие в единой сети МИС г. Якутска должны иметь индивидуальный уровень доступа к информации. Уровень доступа определяется должностной инструкцией работника.
- Программно-технический. Важное значение имеет борьба с компьютерным пиратством и преступлениями в области высоких технологий, а также контроль за использованием лицензионных информационных и телекоммуникационных технологий в муниципальных учреждениях. Возникает необходимость установления программных средств защиты от постороннего внедрения в компьютерную сеть, средств контроля за обращением информации внутри сети, также важна установка средств защиты от компьютерных вирусов.
Аппаратно-программные средства в едином информационном пространстве должны обеспечивать защиту информации на любом из этапов ее электронной обработки, хранения и приема-передачи. Аппаратно-программные средства защиты информации должны соответствовать требованиям, установленным Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации, Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, другими компетентными органами государственной власти.
Защищенность информации держателей информации, желающих стать участниками создаваемой Муниципальной информационной системы, должна соответствовать классу не ниже 1Г первой группы и категории N 4 в соответствии с требованиями ГосТехКомиссии.
Нарушения установленных правил поведения в едином информационном пространстве способны привести к раскрытию государственной или коммерческой тайны, нанесению материального или морального ущерба физическим или юридическим лицам, а также ущемлению прав граждан на доступ к информационным ресурсам. Чтобы предотвратить такие нарушения правовое обеспечение следует дополнить нормами, предусматривающими ответственность за несанкционированные действия.
9. Методологическое и нормативно-правовое обеспечение Программы
Обязательным и важнейшим условием существования и стабильности муниципальной информационной системы (МИС) является методологическая и нормативно-правовая база, определяющая основы регулирования отношений субъектов, участвующих в информационных процессах и в информатизации. Формирование электронных информационных массивов данных требует разработки решений, обеспечивающих правовую совместимость взаимодействия как разработчиков, так и различных категорий пользователей.
Методологическое обеспечение программы включает в себя следующие пункты:
1. Разработка МИС ведётся на основе системной методологии, предполагающей:
- комплексность (многоаспектность) рассмотрения проблем и их решений;
- интеграцию разработанных систем в единый комплекс путём создания взаимосогласованных автоматизированных информационных систем на базе единой программно-технической политики администрации города;
- многоуровневость представления информационных систем, а также этапность их создания в рамках единого проекта;
- формализацию всех процессов (в том числе организационных) в сфере действия МИС.
2. Документы, определяющие содержание методологического обеспечения, формулируются в виде городских стандартов на создание, эксплуатацию и развитие МИС, а также её подсистем.
3. Стандарты на различные виды обеспечения МИС разрабатываются в соответствии с действующим законодательством всеми субъектами МИС в рамках компетенции, установленной для них регламентирующими документами, утверждёнными мэром города Якутска.
4. Согласованная совокупность логических моделей данных для всех объектов городского хозяйства в виде общесистемных справочников и словарей составляет методологическую базу информационных технологий ведения МИС.
5. Программное и техническое обеспечение информационной системы на уровне муниципального интегрированного банка данных и на уровнях отраслевых подсистем организаций - участников МИС должно удовлетворять требованиям стандартизации.
Нормативно-правовое обеспечение программы включает в себя:
1. Комплекс нормативно-правовых актов в сфере формирования и использования территориальных информационных ресурсов, который должен регламентировать:
- права собственности, владения и распоряжения информационными ресурсами, создаваемыми на территории муниципального образования;
- права и обязанности владельцев информационных ресурсов;
- юридические формы отношений владельцев и пользователей информационных ресурсов;
- обязанности юридических и физических лиц, представляющих информацию для формирования информационных ресурсов;
- порядок доступа к информационными ресурсам;
- ответственность субъектов в области работы с информационными ресурсами;
- принципы финансирования процессов формирования и использования информационных ресурсов.
2. Правовую базу, регламентирующую отдельные функциональные сферы создания, ведения и использования информационных ресурсов. Для правового обеспечения процесса создания важнейших видов информационных ресурсов должны быть разработаны нормативно-правовые документы, обеспечивающие создание и ведение системы баз данных, а также использование хранящейся в них информации для принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления.
- положения о системе баз данных;
- правовые акты, утверждающие перечни информации, порядок ее документирования, периодичность сбора и т.п.;
- правовые акты, устанавливающие ответственность за сохранность, достоверность и точность информации;
- правовые акты, устанавливающие обязанности и ответственность владельцев информации по соблюдению режима обработки и правил предоставления информации;
- правовые акты по гарантиям и мерам по защите информации.
3. Нормативно-правовое обеспечение, регламентирующее вопросы их интеграции, включая:
- правовые акты, регламентирующие взаимодействие организаций, ответственных за ведение баз данных между собой и с органами регионального и муниципального управления;
- нормативно-правовые документы, обеспечивающие информационную совместимость баз данных и государственных кадастров и регистров;
- правовые документы по лицензированию деятельности по созданию систем ведения баз данных.
Методологическое и нормативно-правовое обеспечение МИС г. Якутска должно включать следующие группы документов:
1. Нормативно-правовые документы общего характера, определяющие:
- состав и структуру информационных ресурсов, создаваемых и используемых на территории муниципального образования;
- обязанности субъектов города в области формирования информационных ресурсов;
- порядок информационного обеспечения органов государственной власти, местного самоуправления и других потребителей информации;
- основы обеспечения информационной безопасности органов власти и управления;
- основные положения по защите прав собственности на информационные ресурсы.
2. Документы, определяющие организационные принципы построения системы информационных ресурсов города:
- порядок разработки и производства информационных систем и технологий для формирования и предоставления информационных ресурсов;
- требования по лицензированию деятельности предприятий и организаций в области информатизации органов власти и управления и сертификации их продуктов и услуг;
- порядок финансирования научно-методических и проектных разработок в области информатизации и информационного обслуживания органов местного самоуправления и т.д.
3. Документы, регламентирующие процессы информационного взаимодействия субъектов города:
- порядок информационного взаимодействия подразделений и служб федеральных и региональных органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления;
- порядок использования информационных ресурсов субъектами с различной организационно-правовой формой собственности.
4. Документы определяющие вопросы методического обеспечения процессов формирования информационных ресурсов, обеспечения условий для формирования единого информационного пространства:
- методические рекомендации и указания по разработке и приемке информационных систем, технологий, услуг и включения# их в систему информационного обеспечения деятельности органов власти и управления;
- положения по созданию общесистемного информационно-лингвистического обеспечения.
5. Документы, регламентирующие процессы учета информационных ресурсов города, порядок и правила регистрации информационных систем и баз данных, содержащих информационные ресурсы.
Приведенный перечень документов не является полным и может быть существенно расширен.
10. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация мероприятий Программы в 2007 - 2010 годах будет содействовать внедрению в сферу управления МО г. Якутск информационных технологий для поддержки и принятия управленческих решений, совершенствования систем муниципального управления, учета населения и развития адресной социальной помощи, содействия программам социально-экономического развития города Якутска и приведет к следующим положительным результатам:
1. Предоставление высококачественных информационно-аналитических услуг;
2. Снижение затрат различных служб города как результат межведомственного информационного взаимодействия;
3. Повышение информационной открытости и прозрачности деятельности органов муниципальной власти МО г. Якутск, повышения уровня доверия и взаимодействия между органами самоуправления и населением;
4. Создание городской информационно-управляющей системы мониторинга и предупреждения чрезвычайных ситуаций, автоматизация процессов анализа и прогнозирования развития ситуаций и снижение наступления кризисных ситуаций путем проработки на этапе вероятного прогноза.
5. Повышение качества и оперативности реализации принимаемых решений, сокращения времени на поиск, обработку, передачу и представление необходимых данных;
6. Повышение доступности информационно-телекоммуникационных услуг для широких слоев населения (в том числе для жителей пригородных районов);
7. Повышение достоверности налогооблагаемой базы города Якутска, способствующей увеличению доходной части бюджета.
8. Привлечение инвестиций для решения программам# социально-экономического развития города Якутска
9. Повышение производительности труда муниципальных служащих всех уровней, сокращение издержки на управление, за счет электронного документооборота внутри ведомств и в межведомственном документообороте.
10. Содействие формированию рынка информационных и телекоммуникационных услуг;
11. Повышение эффективности и адресности работы органов социальной защиты, образования, защиты здоровья населения, правоприменительной и правоохранительной деятельности.
Руководитель Аппарата |
А.И. Аммосов |
АИС - автоматизированная информационная система
БД - база данных
ЕИП - единое информационное пространство
ИКТ - информационно-коммуникационные технологии
ЛВС - локальная вычислительная сеть
МГИС - муниципальная геоинформационная система
МИС - муниципальная информационная система
СУБД - система управления базами данных
ЦХиОД - центр хранения и обработки данных
ЭТП - электронный топографический план
АИС ЗИК - Автоматизированная информационная система земельно-имущественного кадастра
<< Назад |
||
Содержание Решение Окружного Совета г. Якутска от 27 марта 2007 г. N РОС-49-4 "Об утверждении Муниципальной целевой программы "Электронный... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.