Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Статистика и общая характеристика обращений
"Факты - упрямая вещь,
но статистика гораздо сговорчивее."
(Лоренс Питер).*
В 2006 году к Уполномоченному по правам человека в Республике Саха (Якутия) поступило 1890 (+26,8 %) обращений (в 2005 году - 1490), из которых 1084 (+58,9 %) (2005 г. - 682) - поступившие в Аппарат Уполномоченного по правам человека, 806 (2005 г. - 808) - через общественных представителей Уполномоченного по правам человека в городах и улусах (районах).
Всего за 2003 - 2006 годы поступило 5346 обращений, в т.ч. по годам:
в 2003 году - 843
в 2004 г. - 1123
в 2005 г. - 1490
в 2006 г. - 1890
Таблица 1. Обращения и личный прием граждан
Действия |
Обращения граждан |
|
|
Общее количество |
% |
Всего: |
1890 |
100 |
Принято через аппарат Уполномоченного по правам человека |
1084 |
57,4 |
Принято общественными представителями Уполномоченного по правам человека |
806 |
42,6 |
Письменные обращения |
1682 |
89 |
Принято Уполномоченным по правам человека на личном приеме |
314 |
16.6 (28,9 - от числа поступивших в аппарат) |
Во время личного приема Уполномоченным по правам человека сразу восстановлены нарушенные права по 25 обращениям (7,9 %), устно обратились на прием 108 лиц (34,3 %), что свидетельствует о важности личного общения с правозащитником; ограничились личной консультацией - 124 (39,4 %), в т.ч. по трудовым вопросам - 27, жилищным - 25, несогласие# с судебными решениями - 17, по уголовному процессу, по земельным вопросам, льготам инвалидам и социальному обслуживанию - по 6, по семейным конфликтам, коммунальным проблемам и по правам детей - по 5 и др., что говорит о высоком уровне личного приема и авторитете Уполномоченного по правам человека.
203 обращения приняты для рассмотрения, из которых:
- полностью удовлетворено - 68 (33,4 %);
- частично удовлетворено - 19 (9,3 %);
- помощь в виде письменных консультаций - 85 (41,8 %);
- контроль за деятельностью органов - 28 (13,7 %);
- признание нарушенного права и в производстве - 16 (6,8 %).
Таким образом, по результатам личного приема полностью или частично удовлетворено 90 заявлений - 28,6 %, удовлетворены консультацией по 224 обращениям - 71,3 %.
Из числа обратившихся граждан в Аппарат Уполномоченного по правам человека мужчины составляют 54,5 %, женщины - 43,1 %, что говорит о разной доле активности этих категорий граждан в стремлении защитить свои права.
Обращения граждан из муниципальных образований республики увеличились почти по каждому отдельно взятому району.
Большую часть составляют обращения граждан, проживающих в г. Якутске - 928, что составляет 49,1 % из всех обратившихся. Обращения из Ленского улуса составили 106 или 5,6 % от общего количества. На третьем месте - Сунтарский район, доля обратившихся за помощью к Уполномоченному по права# человека и его общественным представителям составила 5 % или 94 от всех заявителей. Намного увеличилось количество обратившихся из Верхоянского (почти в 3 раза), Хангаласского, Нерюнгринского (в 1,6 раза), Верхнеколымского (1,5 раза), Эвено-Бытантайского (2,8 раза), Мирнинского (в 1,6 раза) улусов (районов), где в совокупности количество обращений составило - 390 или 20,6 %.
По социальному портрету заявителей наибольшее число обращений в 2006 году поступило от пенсионеров - 489 (25,8 %). На втором месте заявители по почте, которые не содержат данных - 365 (19,3 %). Третья значительная группа - осужденные - 306 (16,1 %). Также увеличилось количество нарушений в исправительных колониях. По этим вопросам обратилось 95 осужденных, что составляет 5,0 % от общего количества заявителей - по сравнению с 2005 годом увеличилось в 2,8 раза.
Затем в порядке убывания с жалобами, заявлениями обращались - инвалиды - 170 (9 %), служащие - 147 (7,7 %). Число коллективных заявлений осталось на уровне - 36 (2 %), что все-таки является достаточно весомым показателем, говорящим о массовых нарушениях прав.
Ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны составили 57 заявлений, что составило 3 % от общего числа обратившихся (см. таблицу 4).
Полностью или частично удовлетворено после вмешательства Уполномоченного по правам человека 359 заявлений или 19,0 %, удовлетворены консультацией по 1266 обращениям или 67,0 %.
Обращения жителей республики можно систематизировать по тематическим группам. В 2006 году наиболее острыми для граждан Республики Саха (Якутия) являлись вопросы реализации права на жилище. В сумме они составили 445 обращений или 23,5% от общего количества обращений.
На втором месте - право на юридическую помощь - 268 или 14,2 %, что должно обратить внимание всех органов, должностных лиц, адвокатов.
Другая важная для заявителей тема - трудовые права, количество обращений по которым составило - 236 или 12,5 %.
На следующем месте вопросы несогласия с судебным решением, приговором - 156 (8,3 %), социальной защиты населения и, прежде всего, вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения и предоставления социальных льгот. В сумме они составили 128 обращений или 6,8% от общего количества.
Далее идут обращения по вопросам нарушения уголовного производства - 79 (4,2 %), нарушения органами УВД, прокуратуры - 69 (3,7 %) и т.д..
Таким образом, как показывает общий анализ, в целом в 2006 году наблюдается значительный рост количества обращений граждан к Уполномоченному по правам человека в Республике Саха (Якутия) и его общественным представителям, что, в свою очередь, указывает на растущую информированность населения о деятельности данного правозащитного института, а также на общий рост уровня политической и правовой культуры жителей республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.