Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Деятельность по решению проблем реализации экономических прав
"Ослабление экономических прав
подрывает свободу и в самых развитых демократиях,
даже если их растущее в мирных условиях
богатство и соблюдение демократических процедур
создает впечатление, что все идет хорошо".
(Ричард Пайпс).*
Формирование рыночных отношений предполагает, прежде всего, обеспечение прав и свобод человека в экономической сфере. Экономические права и свободы направлены на удовлетворение материальных потребностей человека, предоставляют ему возможность участвовать в хозяйственно-экономической жизни общества. Поэтому проблема экономических прав носит чрезвычайно важный характер. Если государство претендует на то, чтобы называться правовым, оно должно исходить из того, что экономические права - это естественные права, и столь же естественным должно быть соблюдение этих экономических прав.
3.1. Вопросы защиты жилищных прав граждан
Важнейшими субъектами отношений в жилищно-коммунальной сфере являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые владеют значительной частью жилищного фонда, осуществляют нормативно-правовое регулирование, выполняют управленческие, надзорные и другие властные функции.
Именно от эффективного функционирования этих институтов напрямую зависит социальное самочувствие большинства граждан.
Кроме того, еще 10 мая 2006 года Президент Российской Федерации в своем ежегодном послании неоднократно подчеркнул важность акцентирования внимания и средств государства на приоритетных национальных направлениях, одним из которых является "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Однако постоянно растущее количество обращений граждан к Уполномоченному по правам человека (по итогам 2006 г. опять на 1 месте - 445, или 23,5 %!) говорит о том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления не способны в полном объеме реализовать право граждан на жилище, четко регламентированное в статье 40 Конституции Российской Федерации.
Незначительны объемы софинансирования из федерального бюджета в части мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в рамках реализации национального приоритетного проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". В связи с предусмотренным на 2007 год объемом софинансирования в сумме 10 млн. рублей необходимо увеличить сумму софинансирования из федерального бюджета до 50 - 70 млн. рублей.
Одной из самых острых проблем в жилищной политике является проблема предоставления социального жилья малоимущим гражданам.
По новому Жилищному кодексу Российской Федерации претендовать на получение социального жилья могут только малоимущие и нуждающиеся в жилом помещении граждане. Малоимущим и нуждающимся жилье должно предоставляться бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
К сожалению, в Республике Саха (Якутия) данная проблема остается весьма острой. Если раньше были нескончаемые очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, то сейчас к этому присоединилось еще и отсутствие для большинства населения финансовых возможностей для его приобретения, т.е. плата оказалась не доступной#.
Одной из главных причин является практическое отсутствие строительства государственного и муниципального жилья для очередников. Поэтому, как уже неоднократно отмечалось, основной задачей государства в решении этих проблем должно стать создание таких условий, при которых гражданин, получая достойную заработную плату, мог бы в полной мере реализовать свое конституционное право на жилище, а в тех случаях, когда человек по объективным причинам не может самостоятельно реализовать указанное право, - обеспечить его жильем.
Так, например, в ответ на обращения Уполномоченного по правам человека администрациями муниципальных образований предоставляются отписки об отсутствии финансирования на строительство социального жилья. В частности, по заявлению пенсионерки К. был получен ответ Управления муниципального жилья (УМЖ) г. Якутска (вх. 638-УП от 27.06.2006 г.) о том, что ввиду отсутствия финансовых средств в бюджете г. Якутска снос и расселение в 2006 году не планируется. По признанию аварийным жилого дома по ул. Сергеляхская, 2/4, предложено обратиться к депутатам г. Якутска для включения в программу для переселения из ветхого и аварийного жилья с определением сроков переселения и источника финансирования, обратиться с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий (16 кв. м. - на 3-х членов семьи).
И это при том, что отсутствие финансирования не является основанием для освобождения от ответственности органов местного самоуправления за обеспечение граждан жильем, в связи с чем направляем людей в суды.
Одним из серьезных итогов прошлого года является итог трехлетней деятельности по жилищным вопросам жителей г. Якутска и с депутатами и со Службой судебных приставов: заключено 62 мировых соглашения о выплате 61.140.324 руб. 37 коп. (по данным ФКУ Министерства финансов Республики Саха (Якутия)) для приобретения жилья для 62 семей, УМЖ исполнено 2 судебных решения о предоставлении жилья.
Другой не менее сложной проблемой является проблема сноса ветхого жилья. Значительная часть граждан, проживающих на территории нашей республики, вынуждены проживать в условиях, которые не только не соответствуют тем или иным нормам, но и реально ставят под угрозу здоровье и жизнь человека.
В адрес Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) Захаровой Федоры Николаевны обратилась гражданка Щ. (вх. 924-УП от 29.08.2006 г.) с вопросом о принудительном выселении из дома, определенного под снос.
В качестве компенсации за сносимое жилье было предложено по 100 тыс. рублей на каждого члена семьи или 360 тыс. рублей за 20 кв. м. В случае отказа представители компании, производящей снос, обещали отключить отопление и электроэнергию.
По обращению Щ. Уполномоченным по правам человека были даны разъяснения и оказано содействие на том основании, что в соответствии со ст. 85 Жилищным кодексом# Российской Федерации выселение граждан из жилых помещений с предоставлением другого благоустроенного жилья по договорам социального найма происходит в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Статьей 86 ЖК РФ предусмотрено, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Предоставляемое гражданам другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта (ст. 89 ЖК РФ).
Согласно утвержденному постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 мая 2006 г. N 221 Положению о порядке переселения граждан из ветхих и аварийных жилых домов и жилых домов, подлежащих сносу в градостроительных целях за счет бюджетных средств, граждане, проживающие в государственном, муниципальном жилищном фонде, признанном ветхим, аварийным или подлежащим сносу в градостроительных целях, и в связи с этим включенные в Список для расселения в соответствии с указанным Положением, имеют право на безвозмездную жилищную субсидию за счет выделенных для реализации этой Программы бюджетных средств на предоставление им другого жилого помещения с соблюдением социальной нормы площади жилья на одного человека - 33,0 квадратных метра общей площади, на состав семьи из двух человек - 42,0 квадратных метра, на состав семьи из трех и более человек - 18,0 квадратных метров на каждого члена семьи.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 ноября 2008 г. N 478 постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 мая 2006 г. N 221 признано утратившим силу с 1 января 2009 г.
Безвозмездные жилищные субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме путем оплаты за счет выделенных на эти цели бюджетных средств стоимости жилого помещения, предоставляемого переселяемым гражданам в собственность в соответствии с указанным Положением взамен ветхого, аварийного или подлежащего сносу в градостроительных целях жилого дома (жилого помещения), где они ранее проживали.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.09.06 г. N 108 утверждена средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья (в рублях) по субъектам Российской Федерации, подлежащая применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для расчета размеров субсидий, выделяемых в соответствии с планами на IV квартал 2006 года, для всех категорий граждан, которым указанные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета на приобретение жилых помещений. Для Республики Саха (Якутия) стоимость 1 квадратного метра на IV квартал 2006 года составила 18 800 руб.
На основании вышеизложенного, заявительница имеет право либо на получение благоустроенного жилого помещения на состав семьи из двух человек, либо на выделение жилищной субсидии на покупку жилого помещения на состав семьи из двух человек, в соответствии с утвержденными нормативами.
Другой случай. К Уполномоченному по правам человека поступило коллективное заявление (вх. 300-УП от 10.04.2006 г.) жильцов, проживающих по адресу: г. Якутск, ул. Бестужева-Марлинского, д. 1/10. Дом, в котором они проживают, был построен в 1938 году. Постройка имеет барачный тип. Под полом круглый год стоит вода, потолочные бревна провисли, дверные колодцы перекосились. В марте 2006 года у здания выпали два верхних венца задней стены, прогнившие бревна выпали наружу.
По сообщению Федерального государственного управления "Ленское государственное бассейновое Управление водных путей и судоходства" (ФГУ "ЛГБУВПиС") данный жилой дом находится в федеральной собственности.
На обращение Уполномоченного по правам человека в адрес Территориального Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Саха (Якутия) для принятия мер по обследованию указанного жилого дома межведомственной комиссией федерального органа на непригодность для проживания поступило письмо (вх. 793-УП от 28.07.2006 г.), в котором обозначено, что на основании распоряжения Территориального Управления за N 01-03/204 от 26.07.2006 г. было вменено в обязанность ФГУ "ЛГБУВПиС" произвести меры по расселению жильцов, проживающих в указанном доме. Территориальным Управлением направлено обращение в Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия).
По настоящее время меры по расселению жильцов не произведены. Материалы о неисполнении жилищного законодательства для восстановления нарушенных прав жителей указанного дома переданы в Прокуратуру Республики Саха (Якутия). По данным Территориального Управления, Прокуратурой города Якутска предъявлен в Якутский городской федеральный суд иск в интересах жильцов по ул. Бестужева-Марлинского, 1/10: к ФГУ "ЛГБУВПиС" - о предоставлении жилья; к Территориальному Управлению - об обязании составления акта о непригодности для проживания в жилом доме. Рассмотрение дела назначено на 05.04.2007 г.
К Уполномоченному по правам человека с заявлением об оказании содействия в приобретении жилья взамен признанного непригодным жилого дома по адресу: г. Якутск, ул. Кальвица, 11, обратился гр. Б.
Жилой дом, где проживал заявитель, признан непригодным для проживания в 1977 г. Проживание в неотапливаемом и аварийном доме в течение 29 лет является угрозой для жизни и здоровья семьи (6 человек, из них трое несовершеннолетних детей). Сотрудники Управления муниципального жилья предложили заявителю подыскать жилье на вторичном рынке для переселения из аварийного дома. Семья Б., идя навстречу чиновникам, без чьего-либо участия, нашла вариант для переселения в частный жилой дом стоимостью 1 700 000 рублей.
С письменными заявлениями о выделении денежных средств для приобретения жилого дома гражданин обращался в Управление муниципального жилья, в Департамент архитектуры, строительства и расселения.
4-хкомнатная# благоустроенная квартира приобретена на состав семьи 6# человек только после вмешательства Уполномоченного по правам человека.
Другой пример. Деревянный дом, где проживала гр. В., признан ветхим, что подтверждается актами МУП "Управление жилищного хозяйства" от 15.05.2004 г., от 20.05.2004 г., не соответствует техническим и санитарным требованиям: зимой холодно, в любой момент может произойти обрушение несущих конструкций.
На основании ст. 25 Всеобщей Декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
На обращение Уполномоченного по правам человека Администрацией Нерюнгринского района предложена двухкомнатная квартира в г. Нерюнгри, по ул. Чурапчинская. Гр. В. согласилась переселиться в указанную квартиру.
Как и прежде, одной из важных проблем в сфере жилищной политики в 2006 году оставался вопрос о социальной защищенности граждан, проживающих в ликвидируемых поселках на территории Республики Саха (Якутия). Это вопрос неоднократно поднимался в прошлых ежегодных докладах о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия), в выступлениях на республиканских семинарах-совещаниях. Семь лет не исполнялось постановление Правительства Республики Саха (Якутия) N 294 от 30.06.1998 года "О проекте постановления Правительства Российской Федерации "О мерах социальной защиты населения, проживающего в ликвидируемых поселках Республики Саха (Якутия)"" о ликвидации поселка Югоренок Усть-Майского улуса. Лишь в 2005 году были подготовлены и направлены в Правительство Республики Саха (Якутия) материалы для внесения предложений в Правительство России о закрытии поселка, после чего Уполномоченный по правам человека активно взаимодействовал с Постпредством РС (Я) при Президенте Российской Федерации и Минрегионов России, например, по ответу от 01.12.05 г. N 8069 - ВА/50.
И только 27 мая 2006 года Правительством Российской Федерации было издано распоряжение о закрытии семи населенных пунктов в республике. То есть жители поселка Югоренок защитили свое право на предоставление им жилищных субсидий и выезд за пределы республики при получении средств из федерального бюджета.
Таким образом, после вмешательства Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) и активизации действий республиканских органов исполнительной власти федеральными властями приняты меры по выделению дополнительных жилищных сертификатов.
Особого внимания требует вопрос восстановления прав на жилое имущество граждан, подвергшихся политическим репрессиям.
Так, к Уполномоченному по правам человека обратилась гражданка П. (вх. 855-УП от 14.08.2006 г.) с просьбой разъяснить ее права как репрессированной в годы Великой Отечественной войны и впоследствии реабилитированной.
Гражданка П. была репрессирована из д. Дубки Ленинградской области. В течение нескольких лет заявительница обращалась в различные государственные органы с целью вернуться на родину, получить жилье и компенсацию за утраченное имущество, однако решения своего вопроса она так и не добилась.
Исходя из изложенного, было четко определено право гр. П. выехать на постоянное место жительство в Ленинградскую область и встать на учет по месту прибытия для обеспечения жилым помещением в порядке, предусмотренном законодательством Ленинградской области. Жалко потерянного времени.
05.09.06 г. направлено обращение Уполномоченного по правам человека Председателю Правительства Республики Саха (Якутия) N 347-УП о защите жилищных прав государственных гражданских служащих, в. т.ч. находящихся на заслуженном отдыхе, в целях реализации законных гарантий на единовременное приобретение жилой площади, а также стабильности государственного аппарата и противодействия коррупции, для полноценной службы во имя человека. В настоящее время вышло решение Правительства республики. Остается вопрос об очередниках, которые состояли на учете по состоянию на 01.03.2005 г. при ведомствах, а не по месту жительства. Обращение правозащитника представительному# органу местного самоуправления не вызвало законодательной инициативы, видимо, необходимы серьезные проработки и инициатива самих людей.
Весьма серьезной проблемой, вызывающей много нареканий со стороны населения, является жилищно-коммунальное обслуживание.
Безусловно, реформа жилищно-коммунального хозяйства жизненно необходима. Однако первые шаги ее практической реализации вызывают тревогу и опасения за социальные последствия поспешных и порой непродуманных административных решений, приводящих к массовым нарушениям прав граждан.
Предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации меры социальной защиты малообеспеченных категорий граждан при полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг на практике не всегда подкрепляются бюджетными средствами. Темпы роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги опережают темпы инфляции и не согласуются с доходами населения.
В целях предупреждения массовых нарушений конституционного права граждан на жилище необходима взвешенная и продуманная стратегия выполнения программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства, непосредственно связанная с интересами и реальными возможностями населения.
Наибольшее количество обращений к Уполномоченному по правам человека поступают# по вопросам о непредоставлении жилищных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, о непроведении ремонта, об отключении подачи горячей воды и др.
Анализ нарушений прав граждан на предоставление жилищных субсидий показывает, что, например, жителям ведомственных общежитий данные субсидии не предоставляются, что является грубым нарушением жилищного законодательства.
Так, в общежитиях якутских вузов жильцам субсидии не предоставлялись. По данному факту Уполномоченный по правам человека была вынуждена обращаться в Правительство республики.
Большое количество обращений поступает от граждан, проживающих в общежитиях. Общежития являются для многих граждан единственным жильем, в котором они прожили не один десяток лет, и никому не известно, сколько им еще в них проживать до предоставления достойного социального жилья. Обращения граждан свидетельствуют, что руководители организаций, предприятий, в чьи ведомства входят принадлежащие им общежития, игнорируют требования, касающиеся условий проживания, обеспечивающие функционирование общежития.
К Уполномоченному по правам человека обратились жильцы общежития по адресу: г. Якутск, ул. Халтурина, д. 14, о несогласии с судебным решением о выселении.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", юридическим лицам мог принадлежать жилищный фонд, построенный или приобретенный за счет их средств. Общежитие по ул. Халтурина, д. 14, было построено в 1987 году за счет государства.
Изъятие общежития из государственной собственности повлекло за собой нарушение прав проживающих в нем граждан.
При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 03 ноября 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации", ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обуславливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность. А наши жильцы лишены этого права на собственность.
В силу ст.ст. 15, 27, 40, 55 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 3, 99 Жилищного Кодекса# Российской Федерации жильцы, не имеющие жилого помещения, кроме как# комнаты в общежитии, имеют право на предварительное предоставление жилого помещения либо денежной компенсации, исходя из реальной стоимости жилого помещения. А сегодня новые собственники выселяют их на улицу, в законном порядке. Настораживает судебная практика, по данным ЯГФС, за 2006 год по выселениям с предоставлением другого жилого помещения удовлетворено только 3 иска из 9, а по выселениям без предоставления удовлетворено 77 исков, а отказано только в 25 случаях, в которых мы частично принимали участие.
Заключение сделки купли-продажи, не предусмотренной жилищным законодательством, в противоречие ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, бездействие по приведению# сделки в соответствие с жилищным законодательством является злоупотреблением правом (ст. 10 ГК РФ).
Смена собственника жилья в соответствии со ст. 292 ГК РФ, ст. 31 ЖК РФ не влечет за собой отмену права пользования жилым помещением на основании решения суда в связи с тяжелым имущественным положением. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить граждан иным жилым помещением.
Необходимы изменения в законодательстве о том, что общежития, включенные в уставной фонд юридических лиц в процессе приватизации государственного, муниципального имущества, подлежат выделению из уставного фонда независимо от времени приватизации.
Другой пример, по заявлению пенсионерки Я. о нарушении ее прав по предоставлению городским округом "Город Якутск" субсидии на жилищно-коммунальные услуги, Уполномоченным по правам человека было подготовлено заключение. Якутский городской суд решением от 09 марта 2006 года установил, что при предоставлении гражданам субсидий следовало руководствоваться Порядком предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) за N 137 от 25.03.2004 г., а также распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) за N 76-р от 29.01.2003 г. Согласно п. 2.2 приложения N 3.1 к распоряжению Правительства Республики Саха (Якутия) за N 76-р от 29.01.2003 г. "О проведении на территории Республики Саха (Якутия) эксперимента по осуществлению адресной социальной поддержки населения при оплате жилищно-коммунальных услуг с использованием персонифицированных социальных счетов" для граждан, в семьях которых совокупный доход на одного человека ниже установленного прожиточного минимума, а максимально допустимая доля собственных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг ниже половины установленного федеральным законом размера оплаты труда, величина субсидии определяется как разница между установленным на данный период времени размером оплаты жилья и коммунальных услуг и максимально допустимой долей собственных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.
Весьма значимым вопросом в сфере жилищно-коммунального обслуживания остается вопрос коммунального обслуживания жилого фонда. Все чаще граждане обращаются с жалобами о непроведении управляющими компаниями различного рода восстановительных и ремонтных работ.
04 сентября 2006 года к Уполномоченному по правам человека обратилась гражданка Е. (вх. N 914-УП) с жалобой на бездействие управляющей компании по обслуживанию жилого дома по адресу: г. Якутск, ул. Очиченко, д. 2.
Жилой дом барачного типа, 1961 года постройки, находится в аварийном состоянии, общий износ здания составляет 73 %. Капитальный ремонт дома не проводился, вследствие чего во время дождей протекает крыша, невозможно пользоваться электричеством, т.к. проводка намокает и создается угроза замыкания. Стены в квартире заявительницы вздулись, полы провалились, подъездное крыльцо упало. Кроме того, дом постоянно затапливается из-за аварийного состояния водоснабжающих коммуникаций близлежащих домов.
На многочисленные обращения жильцов в адрес обслуживающей организации УК ООО "Арсенал", Главы Управы "Промышленный округ", Первого заместителя главы Администрации г. Якутска Трофимова М.М., Якутского территориального комитета охраны природы, никаких действий предпринято не было. На руках у жильцов имеются многочисленные акты различных контролирующих государственных организаций, таких как Государственная жилищная инспекция, Якутский территориальный комитет охраны природы, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека, Департамент жилищно-коммунального хозяйства ГО "Якутск". Несмотря на осведомленность о сложившейся ситуации всех компетентных органов, решить вопрос по существу до сих пор не удается. На запрос Уполномоченного по правам человека в Администрацию ГО "Якутск" ответа не поступило. По обращению Уполномоченного по правам человека в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) получен ответ о том, что по результатам проведенной проверки было направлено рекомендательное письмо Генеральному директору Департамента ЖКХ Дулову В.П. о необходимости капитального ремонта дома N 2 по ул. Очиченко, так как дом находится в аварийном состоянии.
Таким образом, на основе всего вышеизложенного можно заключить, что реализация жилищных прав граждан - одно из важнейших направлений государственной политики. Несмотря на существующие трудности, жилищный вопрос возможно и нужно решать на региональном и муниципальном уровнях. Уполномоченный по правам человека в Республике Саха (Якутия) надеется, что решение данного вопроса, теперь уже в рамках реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", в действительности станет одним из приоритетных направлений в работе органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) в 2007 году и в будущем.
3.2. Деятельность по решению вопросов реализации прав граждан на частную собственность
Право частной собственности принадлежит каждому человеку и является одним из краеугольных камней свободы личности, а также одной из основ конституционного строя страны. Стремление обладать собственностью и иметь защищенное право на нее - естественное стремление большинства людей. Собственность есть основа подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне.
Проведение земельной реформы и качественное обновление земельного законодательства относится к числу наиболее актуальных и дискуссионных проблем в нашем обществе. Реализация права собственности на землю является основой и критерием оценки такого реформирования.
Но и в этой сфере права человека зачастую попираются. Особенно это видно при использовании гражданами своего права на землю.
В ответ на обращение Уполномоченного по правам человека по заявлению гр. С. (вх. 3072-УП от 24.03.2006 г.) об оказании содействия в оформлении правоустанавливающих документов на земельный участок по адресу: г. Якутск, ул. Гастелло, д. 20/1, из муниципального унитарного предприятия "Земельная служба" поступило письмо (вх. 529-УП от 07.06.2006 г.) о том, что в соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. за N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми постройками, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 г. за N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право зарегистрировать в собственность указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации, по месту жительства - однократно в пределах используемых площадей.
Таким образом, владельцы жилого дома по улице Гастелло, д. 20/1, на праве совместной собственности, имеют право на частную собственность на землю. В связи с заключением между Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) и городским округом "Город Якутск" дополнительного соглашения от 31.05.2006 г. "О взаимодействии при реализации Федерального Закона от 17.04.2006 г. за N 53 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации#, Федеральный Закон "О Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" граждане имеют право обратиться в городской округ "Якутск" с заявлением о передаче в собственность земельного участка.
Кроме того, 25 апреля 2006 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принят Закон Республики Саха (Якутия) "Об установлении случаев бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
В соответствии со ст. 2 Закона предусмотрено, что граждане имеют право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков, права на которые не были надлежащим образом оформлены и зарегистрированы, в случаях, предусмотренных настоящим Законом и другими нормативными актами Республики Саха (Якутия).
Или другой случай, к Уполномоченному по правам человека с заявлением об оказании содействия в отмене распоряжения вице-мэра г. Якутска Попова В.Н. от 29.03.2006 г. за N 802-Вмр "О предоставлении гр. Г. земельного участка под строительство индивидуального дома" обратился гр. С.
Согласно постановлению Президиума Якутского городского Совета народных депутатов от 26.06.1991 г. за гр. С. был закреплен земельный участок с жилым домом и разрешено строительство нового дома вместо старого на ранее отведенном участке по адресу: г. Якутск, ул. Котенко, д. 18. Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15.12.2005 г. по надзорной жалобе заявителя решение мирового судьи судебного участка N 40 от 27.03.2004 г, по делу по заявлению гр. Г. об изъятии у гр. С. земельного участка было отменено, а дело направлено на новое рассмотрение.
Президиум Верховного суда Республики Саха (Якутия), принимая судебное постановление об отмене решения мирового судьи, отметил, что истица не имела субъективных прав на обращение с заявлением, дело было рассмотрено в отсутствие правообладателя земельным участком# - гр. С. Верховный Суд изучил материалы дела и установил, что на спорном земельном участке имеется жилой дом, находящийся в собственности у гр. С. Определением мирового судьи судебного участка N 40 от 25.01.2006 г. производство по делу по иску гр. Г. о признании права собственности на земельный участка# по адресу: г. Якутск, ул. Котенко, д. 18, прекращено в связи с подачей гражданкой Г. ходатайства об отказе от иска. Определение мирового судьи вступило в законную силу.
Подпунктом 5 статьи 1 Федерального Закона от 03.10.2004 г. за N 123-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации#, Федеральный Закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" пункт 1 ст. 36 Земельного Кодекса# РФ изложен в новой редакции, по которому предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании здания, приобретают права на земельные участки в соответствии с Земельным Кодексом#. Отсутствие правоустанавливающих документов на землю не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
В соответствии с пунктом 5 части 1 ст. 1 Земельного Кодекса# Российской Федерации и# изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В целях восстановления права гражданина на пользование земельным участком, закрепленного на законных основаниях, Уполномоченным по правам человека было направлено обращение в Администрацию г. Якутска о принятии мер по отмене распоряжения Мэрии г. Якутска от 29.03.2004 г. N 802-Вмр "О предоставлении гр. Г. земельного участка под строительство индивидуального жилого дома", расторжению договора аренды земли, заключенного между Мэрией г. Якутска и гр. Г., а также по оформлению правоустанавливающих документов для свободного фактического пользования земельным участком гр. С. Обращение удовлетворено полностью, распоряжение N 802 ВМр от 29.03.2004 г. отменено (письмо МУП "Земельная служба" (вх. 689-УП от 06.07.2006 г.).
24 июля 2006 г. в адрес Уполномоченного по правам человека поступило заявление от гражданки А. (вх. N 773-УП), в котором заявительница задала вопрос, возможно ли переоформление земельного участка на свое имя в связи с признанием мужа безвестно отсутствующим на основании решения суда.
На основании ст. 279 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для передачи его имущества лицу, с которым, орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им.
Кроме того, согласно ст. 45 ГК РФ, гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет. Объявление гражданина умершим дает право его наследникам вступить во владение имуществом в соответствии с действующим законодательством о наследовании.
Таким образом, до признания гражданина умершим на основании решения суда, супруг имеет право вступить в управление имуществом, принадлежащим безвестно отсутствующему супругу, а после такого признания - оформить право собственности.
По вопросам о праве частной собственности на землю возникают вопросы с оформлением ипотеки. По результатам практики ипотечного кредитования пора уже внести изменения в федеральное законодательство, направленное на защиту права собственника и на распоряжение имуществом.
3.3. Работа по восстановлению прав граждан в сфере трудовых отношений
Среди социально-экономических прав важное место занимают права и свободы в сфере труда и занятости, жалобы на нарушения которых занимают третье место - 236 или 12,5 %.
Сегодня сфера трудовых отношений остается остро конфликтной. Имеют место факты незаконных увольнений. Остаются факты задержки выплаты заработной платы. Обычным явлением стало уклонение частных компаний от перечисления по установленным нормам средств в социальные фонды и на накопительные пенсионные счета граждан. Охрана труда находится пока еще на низком уровне. Из-за несоответствия установленным требованиям условий и организации труда имеются многочисленные факты профессиональных заболеваний, травматизма и гибели людей. В то же время на практике работники и профсоюзы не обладают возможностями для эффективной защиты своих прав и интересов.
Из обращений, поступивших к Уполномоченному по правам человека, необходимо отметить следующие наиболее проблемные вопросы.
В связи с переходом на местное самоуправление на поселенческом уровне не могли не возникнуть коллизии. По многим вопросам находили решения без вмешательства судов. Но случай с землеустроителем С. из Кобяйского улуса должен быть для всех органов уроком. Во-первых, человека восстановили на работе через федеральный суд от 21.03.06 г., решение которого пришлось отстаивать и в Верховном суде республики 26.04.06 г., но зарплату в размере 13856 руб. так и не выдали, второй раз уволили по формальному основанию, оказалось, что о них (землеустроителях) не издан республиканский закон как о муниципальных служащих. Где, спрашивается, справедливость или это способ борьбы с оппонентами по выборам?
Совсем не дело, когда заявительница из Нерюнгри К. вынуждена обращаться в Европейский суд из-за 30084 руб. задолженности по зарплате по вине Службы судебных приставов.
По обращениям по выплате кредиторской задолженности по заработной плате работников ЖКХ из Олекминского, Усть-Майского, Усть-Янского и других улусов было принято решение о проведении сплошной инвентаризации, что свидетельствует об отсутствии должного контроля со стороны должностных лиц по выплате задолженностей по зарплате. При этом нельзя согласиться с тем положением, что просрочка выплаты зарплаты не влечет индексации, необходимо сумму ущерба бюджету взыскивать из карманов должностных лиц, это будет действеннее даже угроз уголовного преследования.
К Уполномоченному по правам человека поступило заявление гр. Ц. (вх. 807-УП от 01.08.2006 г.) в котором было указано, что 18 апреля 2006 г, заявительницей было направлено в адрес ЯНИИТ письмо с проездными документами на оплату переезда на постоянное место жительство в Орловскую область в соответствии с Законом РС (Я) "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из государственного бюджета РС (Я)".
В своем запросе на имя директора ЯНИИТ Уполномоченный по правам человека просила разобраться в сложившейся ситуации и устранить указанные нарушения действующего законодательства. Своим ответом (вх. N 1086-УП от 12.10.06 г.) администрация ЯНИИТ подтвердила поступление документов от гр. Ц., а также их принятие к оплате. Как сообщается в письме, возмещение будет произведено согласно очередности погашения общей задолженности предприятия перед кредиторами.
Продолжилась теперь уже судебная защита трудовых прав сотрудников МВД, получающих денежное довольствие за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Республики Саха (Якутия) в соответствии с законом республики "О размерах районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате в Республике Саха (Якутия)", т.к. 20.01.06 г. был получен отказ (вх.18-УП (с)) на обращение в Правительство республики.
Очень обидно и несправедливо, что единственный переселенец с. Туой-Хайа Мирнинского района, проживающий с. Толон# Ленского района, ветеран войны и труда, 81-летний Семенов А.Ф. до сих пор не получил обещанное государством жилье, хотя поручение Председателя Правительства Е.А. Борисова от 20.03.06 г. N ЕБ-933 на обращение Уполномоченного по правам человека также имеется.
Благодарят Уполномоченного по правам человека за выдачу трудовых книжек, выплату расчетов или премиальных, за содействие в трудоустройстве или сохранение рабочего места, но хотелось бы, чтобы работодатели поняли свою ответственность перед обществом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.