Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 19 июня 2007 г. ГС N 2282-III
Рекомендации
парламентских слушаний "Об итогах реализации Президентской программы социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2002 - 2006 годы"
г. Якутск |
11 апреля 2007 года |
Заслушав и обсудив доклад министра сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) Р.Г. Дмитриева и содоклад председателя постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по аграрной политике и землепользованию М.У. Тимофеева об итогах реализации Президентской программы социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2002 - 2006 годы, участники парламентских слушаний отмечают следующее.
Утвержденная постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2002 года СЗ N 96-II и Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2002 года N 566 Президентская программа социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2002 - 2006 годы (далее - Программа), основными целями которой являлись повышение уровня жизни сельского населения за счет использования материальных, технических, финансовых и трудовых ресурсов, а также создание условий социального, экономического развития и последующего роста цельной единой системы жизнедеятельности сельского поселения, оправдала свою необходимость.
В период с 2002 по 2006 год Программа, направленная на решение социальных проблем села, в том числе по обеспечению занятости и повышения уровня жизни сельского населения, развития социальной сферы и социальных преобразований в сельской местности, стала основным инструментом реализации государственной аграрной политики республики.
В рамках Программы приняты Законы Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2002 года 89-З N 507-II "О государственном регулировании агропромышленного производства в Республике Саха (Якутия)", от 10 июля 2003 года 52-З N 107-III "О сайылыках", от 10 июля 2003 года 53-З N 109-III "О табунном коневодстве", от 17 октября 2003 года 77-З N 167-III "О мелиорации земель в Республике Саха (Якутия)", от 11 октября 2005 года 279-З N 563-III "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Республике Саха (Якутия)", от 20 февраля 2004 года 114-З N 245-III "О кочевом жилье для работников традиционных отраслей Севера Республики Саха (Якутия)", от 11 июня 2003 года 28-З N 57-III "О сельскохозяйственных палах", от 13 июля 2006 года 364-З N 743-III "О крестьянском (фермерском) хозяйстве в Республике Саха (Якутия)", от 11 октября 2006 года 381-З N 775-III "О поддержке сельскохозяйственных кооперативов в Республике Саха (Якутия)", а также 11 законов Республики Саха (Якутия), касающихся государственного регулирования земель сельскохозяйственного назначения.
Запланированный объем финансирования Программы в период с 2002 по 2006 год составлял из всех источников 33,3 млрд. рублей, но за отчетный период фактически из всех источников финансирования было направлено 26,1 млрд. рублей, в том числе из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 18,5 млрд. рублей, из федерального бюджета - 432 млн. рублей, из прочих источников - 7,1 млрд. рублей. Выполнение финансирования Программы составило 78,3 процента.
Основные итоги реализации Программы следующие.
В 2006 году объем валовой продукции сельского хозяйства в расчете на душу населения составил 13,8 тыс. рублей. Данный показатель значительно превысил средний уровень по Дальневосточному федеральному округу и по Российской Федерации в целом.
Достигнут существенный рост численности поголовья оленей, увеличены темпы производства яиц и реализация убоя скота и птицы.
Созданы условия, способствующие росту доходов сельского населения, путем организации заготовки сельскохозяйственной продукции через заготовительные организации.
За 2002 - 2006 годы благодаря техническому перевооружению пищевой и перерабатывающей отраслей промышленности увеличилось соотношение объемов производства потребительских продовольственных товаров и продукции сельского хозяйства с 45 до 54 процентов. Увеличение объемов производства макаронных и кондитерских изделий, мяса и субпродуктов первой категории, колбасных изделий, цельномолочной продукции, животного масла, рыбной продукции, минеральной воды, пива, привело к опережающему росту индекса промышленного производства по пищевой и перерабатывающей отраслям промышленности.
Достигнуто сокращение уровня просроченной задолженности по выплате заработной платы работникам сельскохозяйственных предприятий. Так, с 1 января 2002 года по 1 марта 2007 года задолженность перед работниками указанных предприятий сокращена с# 143 до 1 млн. рублей.
Для развития собственной кормовой базы на местах организована работа машинно-технологических станций с укреплением их материально-технической базы. С увеличением поставок сельскохозяйственной техники на лизинговой основе вопросы обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей нефтепродуктами решались посредством строительства и реконструкции автозаправочных станций в сельской местности, а также формирования межсезонного запаса топлива на нефтебазах.
В рамках приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" организована работа по созданию в сельской местности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, способствующих формированию микрофинансовых услуг и финансовой обеспеченности реализации программных мероприятий по развитию личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.
Вместе с тем следует отметить следующие основные недостатки в реализации Программы:
1) финансирование Программы осуществлялось в недостаточном объеме; действующий механизм государственной поддержки не обеспечил четкого контроля за эффективным использованием средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия);
2) в инвестиционной программе Республики Саха (Якутия) не было предусмотрено финансирование строительства производственных объектов агропромышленного комплекса;
3) отсутствовали изменения в структуре производства валовой продукции сельского хозяйства. В частности, доля мелкотоварных хозяйств, включая крестьянские (фермерские), составила 80,4 процента;
4) не выполнены основные параметры Программы:
а) допущено сокращение посевных площадей сельскохозяйственных культур, объемов заготовки грубых и сочных кормов и, как следствие, снижение объема валового сбора сельскохозяйственных культур, спад поголовья скота и лошадей;
б) допущено снижение объема производства по отдельным видам потребительских продовольственных товаров, в том числе по хлебу и хлебобулочным изделиям, мясу и субпродуктам первой категории, муке, безалкогольной продукции;
в) не достигнут запланированный уровень обеспеченности населения республики продовольствием местного производства. Уровень обеспеченности по мясу составил 53 процента, молоку - 63 процента, картофелю - 44 процента, овощам - 41 процент;
5) не обеспечен рост заработной платы работников сельскохозяйственных предприятий. Так, за 2002 - 2006 годы соотношение их заработной платы к среднему уровню по Республики Саха (Якутия) снизилось с 39 до 36 процентов, к прожиточному минимуму трудоспособного населения - с 105,1 до 94 процентов. Не уменьшилось количество безработных в сельской местности;
6) допущен рост кредиторской задолженности государственного бюджета Республики Саха (Якутия) перед сельскохозяйственными товаропроизводителями.
На основании изложенного участники парламентских слушаний рекомендуют Правительству Республики Саха (Якутия):
1) разработать комплекс мер по:
а) эффективности и экономности использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), направляемых на государственную поддержку сельского хозяйства, адресности и целевого характера# выделения бюджетных средств;
б) сокращению и недопущению дальнейшего увеличения кредиторской задолженности государственного бюджета Республики Саха (Якутия) перед сельскохозяйственными товаропроизводителями;
в) увеличению финансирования мероприятий, реализуемых на территории Республики Саха (Якутия) в рамках приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса";
2) в целях определения эффективного собственника и стимулирования развития сельскохозяйственного производства разработать механизм интеграции промышленных предприятий с предприятиями агропромышленного комплекса;
3) в 2008 - 2011 годах предусмотреть в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) дополнительные средства в размере до 1041 млн. рублей на строительство производственных объектов, включенных в инвестиционную программу Республики Саха (Якутия);
4) изучить вопрос о создании за счет средств, поступающих в виде отчислений от промышленных предприятий, занимающихся освоением недр, согласно Программе размещения производительных сил на территории Республики Саха (Якутия), внебюджетного президентского фонда поддержки аграрного производства;
5) в целях сохранения страхового стажа работникам сельскохозяйственных предприятий предусмотреть единовременную выплату за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в пределах суммы задолженности сельскохозяйственных предприятий по страховым взносам в государственный внебюджетный пенсионный фонд;
6) при доработке проекта закона Республики Саха (Якутия) "О Государственной программе социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2007 - 2011 годы" предусмотреть в связи с ограниченными возможностями государственного бюджета Республики Саха (Якутия) формирование инвестиционных средств на развитие сельскохозяйственного производства за счет:
а) установления нормативов отчислений доходов от промышленной эксплуатации природных ресурсов в соответствии с имущественной долей государства в промышленных предприятиях;
б) использования имущественных долей государства в промышленных предприятиях на привлечение банковских и иных инвестиционных ресурсов в виде залога;
7) продолжить оказание государственной поддержки сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам первого и второго уровней за счет средств, предусмотренных:
а) по подразделу "Сельское хозяйство и рыболовство" государственного бюджета Республики Саха (Якутия);
б) на реализацию федеральных, муниципальных программ развития сельского хозяйства;
в) на реализацию приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса";
8) в целях развития и внедрения инновационных достижений аграрной науки агропромышленного комплекса создать при ГУП ФАПК "Туймаада" внебюджетный венчурный инновационный фонд;
9) уточнить статистическую отчетность по удою молока на одну фуражную корову;
10) разработать механизм перехода сельскохозяйственного производства на промышленную основу (от мелкотоварных хозяйств к крупным сельскохозяйственным предприятиям);
11) разработать меры по дальнейшей заготовительной деятельности Якутского союза потребительских обществ "Холбос".А
<< Назад |
||
Содержание Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2007 г. ГС N 2282-III "Об отчете... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.