Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Д.Н. Миронова, судей А.С. Антонова, Н.Г. Захарова, Н.Е. Полятинского, В.Т. Филиппова с участием заявителя Н.И. Седалищева, представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) В.Ю. Оконешникова, полномочного представителя Президента Республики Саха (Якутия) в Конституционном суде Республики Саха (Якутия) Е.М. Ларионова, руководителя Департамента по государственно-правовым вопросам Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) С.М. Гурьевой, представителей Министерства по строительству и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия) А.И. Ильина, П.И. Попова, рассмотрел в открытом заседании дело о проверке соответствия Конституции Республики Саха (Якутия) пункта 4 статьи 23 Закона Республики Саха (Якутия) "О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)" и пункта 3 части 2 статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) "Об условиях реализации права отдельных граждан на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) по договорам социального найма".
Поводом к рассмотрению дела послужило обращение гражданина Н.И. Седалищева. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Саха (Якутия) рассматриваемые законоположения, подлежащие применению в его деле.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Н.Е. Полятинского, объяснения сторон, выступления участников судебного процесса и исследовав документы Конституционный суд Республики Саха (Якутия) установил:
1. Гражданин Н.И. Седалищев обратился в Конституционный суд Республики Саха (Якутия) с жалобой о проверке конституционности положения пункта 4 статьи 23 Закона Республики Саха (Якутия) N 433-III от 30 марта 2005 года "О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)", предусматривающего возможность предоставления гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых нормативными правовыми актами, и пункта 3 части 2 статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) N 751-III от 13 июля 2006 года "Об условиях реализации права отдельных граждан на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) по договорам социального найма", согласно которому право на предоставление жилья по договору социального найма имеют государственные гражданские служащие, имеющие трудовой стаж работы в государственных органах республики не менее трёх лет.
Администрация Президента и Правительства Республики Саха (Якутия), с которой заявитель состоит в служебно-трудовых отношениях, отказала ему в предоставлении жилья по договору социального найма, мотивируя тем, что приведённая норма Закона Республики Саха (Якутия) N 751-III от 13 июля 2006 года, в данном случае не подлежит применению. Н.И. Седалищеву была предоставлена возможность участия в строительстве трёхкомнатной квартиры по инвестиционному договору. Однако заявитель отказался от долевого участия в строительстве, полагая, что ему, как государственному гражданскому служащему, жилое помещение должно быть предоставлено бесплатно из жилищного фонда республики. Якутский городской суд, куда обратился Н.И. Седалищев, расторгая инвестиционный договор, не счёл возможным применять положение указанного Закона.
Заявитель считает, что рассматриваемые законоположения в их взаимосвязи относят государственных гражданских служащих республики к категориям граждан, за которыми признаётся право иметь жильё как результат государственного предоставления по договору социального найма и возможность получения ими для приобретения жилья безвозмездной ссуды.
2. Согласно пункту "в" статьи 71 Конституции Российской Федерации первичное регулирование прав и свобод граждан находится в исключительном ведении Российской Федерации. Субъекты Федерации правомочны регулировать переданные им вопросы, конкретизировать условия и порядок реализации прав граждан в определённой сфере отношений. В соответствии со статьей 72 (пункты "б", "ж", "к" части 1) Конституции Российской Федерации защита социальных прав граждан, вопросы социальной поддержки, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
Отношения по государственной гражданской службе в субъектах Федерации регулируются нормами их конституций (уставов), законов и иных нормативно-правовых актов. Из этого следует, что Республика Саха (Якутия) вправе осуществлять регулирование вопросов социальной защиты государственных служащих с учётом федеральных законов.
2.1. Согласно части 2 статьи 2 Конституции Республики Саха (Якутия) целями и задачами государства являются создание условий для материального благосостояния и духовного развития народа, равных возможностей всем гражданам. В статье 24 Конституции республики, закрепляющей право каждого на жилище, выражена политика социального государства в сфере жилищных отношений. Нормативное содержание этого права в соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации, Жилищным Кодексом РФ и другими федеральными законами конкретизируется в законах республики.
Статьёй 4 (часть 2) Закона Республики Саха (Якутия) "Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) по договорам социального найма" к соответствующей категории граждан отнесены: лица, внесшие особый вклад в развитие республики, а также имеющие выдающиеся заслуги перед республикой; граждане, воспитывающие трёх и более детей в возрасте до 18 лет, если не подлежат учёту как малоимущие; граждане, лишившиеся жилья вследствие чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера и не состоящие на учёте как малоимущие (пункты 1, 2, 4). В перечень указанных лиц включены государственные гражданские служащие, имеющие стаж государственной службы не менее трёх лет (пункт 3).
В рассматриваемом Законе конституционное право на жилище реализовано в виде предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда республики по договорам социального найма. Предоставление такой возможности социально незащищённым слоям населения, малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, соответствует целям социального государства. В отношении других граждан на данном этапе социально-экономического развития социальная роль государства состоит в содействии жилищному строительству, предоставлении кредитов, безвозмездной субсидии, поддержание платежеспособного спроса на рынке жилья. Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека, не гарантирует гражданам права на бесплатное жилище, но власти обязаны принять меры, направленные на то, чтобы сделать цену на жильё доступной для людей, не имеющих достаточных средств.
Норма части 3 статьи 49 Жилищного Кодекса РФ предусматривает возможность предоставления жилых помещений по договору социального найма и иным категориям граждан, нуждающимся в жилых помещениях, перечень которых устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Включение в этот перечень всех государственных служащих, независимо от их материального и социального положения, не согласуется с целями рассматриваемого Закона. Конституционное право на жилище построено на принципе равенства всех перед законом и потому в его конкретном содержании отвергает дифференциацию населения по иным, не присущим социальному государству признакам.
Таким образом, пункт 3 части 2 статьи 4 Закона "Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) по договорам социального найма" не соответствует статьям 2, 15, 24 Конституции Республики Саха (Якутия).
2.2. В пункте 4 статьи 23 Закона Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2005 года N 433-III "О государственной гражданской службе в Республике Саха (Якутия)" реализовано право на жилище, закреплённое в статье 24 Конституции Республики Саха (Якутия). В качестве дополнительной гарантии гражданским служащим предусматривается возможность предоставления им в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) права на единовременную субсидию на приобретение жилой площади один раз за весь период государственной гражданской службы.
Эта норма воспроизводит содержание пункта 4 статьи 53 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Установление возможности предоставления государственному служащему единовременной субсидии направлено на обеспечение его профессиональной деятельности по исполнению полномочий государственного органа. Предоставление права на единовременную жилищную субсидию обусловлено особым статусом государственного служащего и не может рассматриваться как привилегия в части обеспечения жильём. В качестве дополнительной гарантии субсидия предоставляется государственному служащему, если он как гражданин нуждается в улучшении жилищных условий. В этом плане положение пункта 4 статьи 23 Закона Республики Саха (Якутия) N 433-III учитывает принципы равных возможностей и социальной справедливости, закреплённых в статьях 2 и 15 Конституции Республики Саха (Якутия).
Закон Республики Саха (Якутия) от 11 апреля 2001 года N 265-II "О государственной службе в Республике Саха (Якутия)" к гарантиям деятельности государственного служащего относил и обеспечение его жилым помещением "в порядке, установленном действующим законодательством". Со дня вступления в силу Закона Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2005 года N 433-III "О государственной гражданской службе в Республике Саха (Якутия)" Закон от 11 апреля 2001 года утратил силу. В статье 22 нового Закона, устанавливающей государственные гарантии, положение об обеспечении государственного служащего жилым помещением не встречается. Такая гарантия отсутствует и в Федеральном законе от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ.
Таким образом, закрепляя в Законе Республики Саха от 30 марта 2005 года (Якутия) "О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)" статус государственных служащих и гарантии их деятельности, республиканский законодатель действовал в соответствии со статьями 71, 72 Конституции Российской Федерации и статьёй 24 Конституции Республики Саха (Якутия).
Положение пункта 4 статьи 23 Закона Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2005 года, предусмотрев дополнительные гарантии, возлагает на республику определённые публично-правовые обязательства. В соответствии с ними органы государственной власти республики призваны поддерживать принцип доверия данной категории граждан и Закону, и действиям республики. Переход от обеспечения государственных служащих жильём к порядку субсидирования требует правовой регламентации условий и порядка реализации соответствующих их возможностей.
Между тем порядок и условия предоставления государственным гражданским служащим соответствующих субсидий ещё не урегулированы. В целях реализации возникшего на основе закона права и предотвращения злоупотреблений указанной возможностью в нормативных правовых актах следует предусмотреть организационно-учётные и другие правила признания упомянутых лиц нуждающимися в улучшении жилищных условий.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 86 - 88, 90, 92, 97, 102 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", Конституционный суд Республики Саха (Якутия) постановил:
1. Признать пункт 3 части 2 статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) N 751-III от 13 июля 2006 года "Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) по договорам социального найма" не соответствующим статьям 3 (часть 2), 15, 24 Конституции Республики Саха (Якутия).
2. Признать пункт 4 статьи 23 Закона Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2005 года "О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)", согласно которому государственным гражданским служащим при определённых условиях, предусмотренных настоящим Законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилой площади один раз весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) не противоречащим Конституции Республики Саха (Якутия).
Органам государственной власти Республики Саха (Якутия) надлежит принять нормативные правовые акты, устанавливающие порядок и условия предоставления государственным гражданским служащим указанной дополнительной государственной гарантии.
3. Постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно и действует непосредственно.
4. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Якутия", "Саха сирэ", "Ил Тумэн".
Председатель |
Д.Н. Миронов |
Секретарь |
В.Т. Филиппов |
г. Якутск
14 июня 2007 г.
N 6-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 14 июня 2007 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 23 Закона Республики Саха (Якутия) N 433-III от 30 марта 2005 года "О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)" и пункта 3 части 2 статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) N 751-III от 13 июля 2006 года "Об условиях реализации права отдельных граждан на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) по договорам социального найма"
Текст постановления предоставлен Конституционным судом Республики Саха (Якутия) по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст постановления опубликован в парламентской газете "Ил Тумэн" от 6 июля 2007 г. N 26