Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
окружного Совета г. Якутска
от 28 ноября 2006 г. N РОС-46-10
Программа
развития образования в Городском округе "Якутск" на 2007 - 2012 г.г. "Столичное образование-II"
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Программа развития образования в городском округе "Якутск" на период до 2012 г. "Столичное образование-II" |
Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
Решение сентябрьского совещания работников образования городского округа "Якутск" 2005 г. "Приказ Управления образованием мэрии г. Якутска" N 01-10/222 от 4 мая 2006 г. |
Заказчик программы |
Администрация городского округа "Якутск" в лице Управления образованием |
Координатор программы |
Управление образованием мэрии г. Якутска |
Основные разработчики программы |
Управление образованием мэрии г. Якутск и образовательные учреждения городского округа "Якутск" Лаборатория оценки управления развитием образовательных систем Саха государственной педагогической академии |
Основная цель программы |
Обеспечение современного качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности, общества и города, снижение территориальных и социальных диспропорций |
Задачи программы |
1. Повышение качества образования через совершенствование содержания и технологий образования, обеспечение доступности дошкольного, общего и дополнительного образования; 2. Создание организационно-педагогических условий для формирования нравственности, толерантности, обеспечение снижения влияния негативных тенденций в детской и подростковой среде; 3. Обеспечение эффективности использования педагогических кадров, подготовка их к решению перспективных задач развития образования, повышение статуса и совершенствование их социальной защиты; 4. Повышение профессионального уровня управления образованием, развитие новых форм государственно-общественного управления образованием, обеспечивающих взаимодействие органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, образовательных учреждений, бизнеса, общественных организаций, родителей, населения; 5. Формирование современных механизмов ресурсного обеспечения развития муниципальной системы образования, создание системы инвестиционной поддержки образования, разработка и реализация инвестиционных образовательных проектов. |
Сроки и этапы реализации |
2007 - 2011 годы I этап - 2007 год II этап - 2008 - 2010 годы III этап - 2011 - 2012 годы |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий |
1. Совершенствование содержания и технологий образования, снижение диспропорций в доступе к получению качественного дошкольного, общего и дополнительного образования; 2. Совершенствование системы воспитания детей и подростков; 3. Повышение профессиональной компетентности педагогов; 4. Повышение эффективности управления и открытости столичного образования; 5. Внедрение эффективных механизмов ресурсного обеспечения, совершенствование экономических механизмов в сфере образования. |
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий |
Администрация городского округа "Якутск", Управление образования и образовательные учреждения городского округа "Якутск". Общественные организации, предприятия и учреждения городского округа "Якутск" |
Объем и источники финансирования |
Программа реализуется за счет средств федерального, республиканского, местного бюджетов и внебюджетных средств. Общая сумма |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
- расширится доступность качественного образования, будут более полно удовлетворены образовательные потребности населения; - создана развивающая среда, обеспечивающая успешную социализацию детей и подростков, развитие их социальной компетентности; - повысится эффективность и результативность деятельности образовательных учреждений; - будет совершенствована организация физического воспитания детей и подростков на основе развития физкультурно-оздоровительной работы, внедрения новых здоровьесберегающих технологий обучения; - снизится уровень детских правонарушений и преступности, социального сиротства, появятся альтернативные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повысится эффективность деятельности специальных коррекционных учреждений; - повысится уровень профессиональной компетентности и инновационной активности педагогов, их социальной защищенности, снизится отток перспективных педагогических кадров в другие отрасли; - обновится ресурсная база образовательных учреждений, будет проведена модернизация технологической и социальной инфраструктуры образования; - увеличатся расходы на образование за счет всех источников, повысится уровень внебюджетного софинансирования, дополнительных налоговых поступлений; - расширится социальное партнерство, будет обеспечена высокая степень открытости образовательных учреждений и муниципальной системы образования. |
Перечень индикаторов эффективности мероприятий программы |
- Удельный вес детей, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей в возрасте от 1 до 6,5 лет, в % - Удельный вес дошкольных образовательных учреждений, оказывающих услуги сверх стандарта дошкольного образования, в % - Удельный вес школ, занимающихся по программам повышенного уровня (лицеи, гимназии, школы с классами углубленного изучения), в % - Удельный вес инновационных моделей общеобразовательных учреждений (ресурсные центры, базовые школы, школы-комплексы, начальная школа-детский сад и др.), в % - Удельный вес общеобразовательных учреждений - экспериментальных площадок по разработке, апробации и внедрению новых технологий, в % - Доля образовательных учреждений, работающих по учебно-методическим материалам профильного обучения, в % - Удельный вес школ с классами с якутским языком обучения от общего числа общеобразовательных учреждений, в % - Удельный вес школ с изучением разговорного якутского языка от общего числа общеобразовательных учреждений, в % - Охват учащихся программами дополнительного образования, в % - Удельный вес учащихся, изучающих иностранные языки по программам углубленного изучения, в общей численности учащихся начальных классов, в% - Удельный вес призеров республиканских и российских предметных олимпиад в общей численности выпускников, в % - Удельный вес правонарушений среди подростков в общей доле правонарушений за год в городе, в % - Удельный вес преподавателей, прошедших повышение профессиональной квалификации по организации воспитательной деятельности в отчетном году, в общей численности педагогов, в % - Удельный вес педагогических работников, применяющих инновационные образовательные технологии по организации воспитательной деятельности в практике, в % - Удельный вес общеобразовательных учреждений, размещенных в зданиях, соответствующих государственным стандартам, в % от общего количества - Процент обеспеченности учащихся общеобразовательных учреждений комплектом учебников в соответствии с Федеральным перечнем и национально-региональным компонентом, в % - Удельный вес педагогических и управленческих кадров, прошедших переподготовку, в % - Удельный вес педагогических работников, применяющих инновационные образовательные технологии в практике, в % - Удельный вес общеобразовательных учреждений, осуществляющих публичную отчетность о своей деятельности, в общем числе, в % - Удельный вес образовательных учреждений, имеющих институты общественного участия в управлении в общем количестве образовательных учреждений города, в % - Удельный вес общеобразовательных школ, имеющих доступ к сети Интернет, в процентах - Удельный вес школ, имеющих собственный информационный сайт, в процентах - Удельный вес школ, имеющих локальную сеть, в процентах - Удельный вес общеобразовательных учреждений, имеющих отдельный расчетный счет и самостоятельную бухгалтерию, в общем числе общеобразовательных учреждений, в % - Удельный вес образовательных учреждений, имеющих лицензию, в % - Удельный вес аттестованных и аккредитованных образовательных учреждений, в % - Удельный вес объектов образования, которые требуют капитального ремонта или которые находятся в аварийном состоянии, в % - Удельный вес учебных расходов в общем объеме финансирования образования, в % - Удельный вес образовательных учреждений, имеющих учебно-лабораторную и технологическую базу, соответствующую современным требованиям, в % - Численность учащихся в расчете на 1 персональный компьютер в общеобразовательных учреждениях - Удельный вес паспортизованных учебных кабинетов, в % - Удельный вес расходов на образование в бюджете ГО "Якутск", в % - Удельный вес внебюджетных источников финансирования в общем объеме финансирования образования, в % - Удельный вес образовательных учреждений, внедряющих внутреннюю экспертизу деятельности ОУ, в % |
Система организации контроля за исполнением программы |
Текущее управление, контроль, координацию по реализации Программы осуществляет заказчик-координатор - Управление образования городского округа "Якутск". В целях привлечения общественности к управлению Программой создается Координационный совет Программы. Окружной Совет г. Якутска ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, показатели индикаторов эффективности мероприятий программы, механизмы реализации программы и состав исполнителей с учетом выделяемых на реализацию целевой программы финансовых средств. |
Введение
Программа развития образования в городском округе "Город Якутск" на 2007 - 2012 годы "Столичное образование-II" (далее - Программа) является организационной основой осуществления политики окружного Совета г. Якутска и администрации городского округа "Город Якутск" в области образования и продолжением Программы "Столичное образование", утвержденной постановлением городского Собрания депутатов г. Якутска от 12 ноября 2001 года ПГС-8-4, учитывает основные принципы построения муниципальных программ развития образования.
Программа разработана на основе анализа современного состояния образования в городе и республике. В ней нашли отражение идеи развития российского образования, приоритеты государственной политики Республики Саха (Якутия) в области общего образования, учтены особенности социально-экономического развития города.
При разработке Программы учтен опыт разработки региональных и муниципальных программ и проектов развития образования в республике и субъектах Российской Федерации. Проекты, включенные в программу, взаимосвязаны, но обладают и определенной автономностью, поэтому в зависимости от социально-экономической ситуации могут быть осуществлены самостоятельно.
Программа носит государственно-общественный характер и основывается на совместном участии органов управления образованием, образовательных учреждений, общественных объединений и организаций, учреждений и предприятий города в ее разработке, реализации и контроле за ходом выполнения. Программа является открытой и может быть дополнена и скорректирована с учетом промежуточной оценки хода и результатов ее реализации.
Индикаторы эффективности реализации программы разработаны на основе показателей, применяемых в международной статистике образования, Федеральной целевой программе развития образования с учетом рекомендаций Национального фонда подготовки кадров и Международной сети оценки программ.
Программа скорректирована с учетом итогов обсуждения на педагогических советах и родительских собраниях в образовательных учреждениях, совещаниях в учреждениях и предприятиях.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Оценка хода и результатов реализации программы "Столичное образование" на 2001 - 2006 г.г. показала, что в последние годы столичная система образования динамично развивается, внедряя в образовательный процесс современные технологии, требования в оценке знаний, вариативность программ, новые финансово-экономические механизмы. Удалось совершить инновационный прорыв по целому ряду системообразующих направлений развития образования: по разработке нормативной правовой базы, обновлению содержания образовании#, внедрению новых технологий обучения, апробации новых финансово-экономических механизмов, созданию и развитию единой информационной образовательной среды и современной ресурсной базы развития образования.
Программа "Столичное образование" позволила направить весьма ограниченные ресурсы на развитие муниципальной образовательной системы. В среднем уровень финансирования составлял 93 %, в 2004, 2005 г.г. программа профинансирована на 100 %. Программа стала основным документом, определяющим приоритетные направления деятельности образовательных учреждений города в течение пяти лет. Поставленные в Программе цель и задачи, запланированные результаты, в основном, достигнуты. Хотя программа работала эффективно, финансировалась полностью, в связи с необходимостью создания дополнительных условий для обеспечения противопожарной и антитеррористической безопасности детей в образовательных учреждениях.
Оценка эффективности управления реализацией Программы "Столичное образование" позволяет сделать следующие выводы:
- одной из характерных черт столичной системы образования стала вариативность и дифференцированность сети образовательных учреждений, что позволяет расширить условия выбора учащимися образовательных программ с учетом их интересов и потребностей;
- значительно повысился уровень академических показателей качества образования (стабильно высокий уровень качества обученности, участия в республиканских, всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах, рост числа выпускников-медалистов, уровня поступаемости в учреждения профессионального образования, снижение выбытия из школ и второгодничества);
- создается система раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им специальной помощи, создания для них адаптивно-развивающей среды;
- снизилась текучесть педагогических кадров, наблюдается устойчивая тенденция прибытия и закрепления молодых специалистов, что позволило обеспечить почти стопроцентную обеспеченность кадрами (в 2005 - 2006 г.г. - 96,4 %);
- характерен рост образовательного и профессионального уровня педагогов. В то же время сохраняется диспропорция образовательного уровня педагогов по типам и видам ОУ. Если среди учителей общеобразовательных школ 88,5 % имеют высшее образование, то среди педагогов дошкольных образовательных учреждений - меньше половины.
- Обновляется материально-техническая, учебно-методическая и информационная база образовательных учреждений, повышенное внимание уделяется проблеме противопожарной и антитеррористической безопасности, наблюдается рост инвестиций, направленных на модернизацию основных фондов и прирост нефинансовых активов области общего образования;
- идет поиск новых форм государственно-общественного управления образованием, обеспечивающих взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления, образовательных учреждений, бизнеса, общественных организаций, новый импульс получили меценатство и попечительство.
Как показали результаты анкетирования и интервью руководителей образовательных учреждений, SWOT - и контент-анализ, программа "Столичное образование" сыграла важную роль, стимулируя участников на активизацию инновационной деятельности педагогических коллективов.
Таким образом, в целом, можно сделать вывод о достижении ожидаемых результатов в ходе реализации программы развития образования "Столичное образование" на 2001 - 2006 г. г. Результаты интенсивной экспериментально-проектной деятельности, создание стабильной и устойчивой материально-технической базы, подготовка педагогических и управленческих кадров создали благоприятные условия для дальнейшего последовательного развития муниципальной системы образования, достижения высокого качества образовательных результатов и формирования интеллектуального капитала в сфере развития человеческих ресурсов.
Вместе с тем, как показала оценка хода и результатов реализации Программы "Столичное образование", не произошло значительного повышения качества образовательных результатов в массовой практике. Сохраняется тенденция феминизации и старения кадров, меньше половины педагогов дошкольных образовательных учреждений имеет высшее образование. Развитие сети ДОУ не поспевает за ростом числа детей дошкольного возраста, вызванного, с одной стороны, ростом рождаемости, и, с другой - механическим приростом населения. Темпы внедрения информационно-коммуникационных технологий остаются невысокими.
Вследствие этого на фоне быстрых темпов инновационного развития образовательных учреждений возникло противоречие между реальными качественными изменениями в организации их деятельности и возрастающими образовательными потребностями социума, запросами рынка труда и стратегическими целями и задачами развития города и республики.
В современном информационном обществе востребованы молодые люди, способные самостоятельно решать нестандартные задачи, умеющие работать в проектном режиме. Достижение этих результатов возможно только при переходе от знаниевого подхода к компетентностному и другим инновационным подходам. Необходимо направить усилия на создание условий для развития ключевых компетенций учащихся в разных сферах деятельности: учебной, исследовательской, информационной, социальной. В связи с этим наиболее актуальными для дальнейшего развития столичной системы образования на ближайшие годы являются проблемы повышения качества образования и снижения территориальных и социальных диспропорций, а именно:
- обеспечение доступности качественного образования, в первую очередь, дошкольного и дополнительного;
- создание развивающей среды в образовательных учреждениях и условий, обеспечивающих успешную социализацию детей и подростков, развитие их социальной компетентности;
- повышение эффективности и результативности образовательного процесса через индивидуализацию маршрутов обучения и воспитания, выравнивание стартовых возможностей детей и внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных;
- создание условий, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей путем совершенствования организации физического воспитания детей и подростков на основе развития физкультурно-оздоровительной работы, внедрению# новых здоровьесберегающих технологий обучения;
- поиск новых стратегий предупреждения детских правонарушений и преступности, социального сиротства, развития альтернативных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, эффективного развития специальных коррекционных учреждений;
- социальная поддержка работников образования, повышение их профессиональной компетентности и инновационной активности;
- обновление ресурсной базы образовательных учреждений, увеличение расходов на образование за счет всех источников, в том числе и внебюджетных средств, эффективное использование потенциальных возможностей перехода на новый финансово-экономический механизм;
- обеспечение открытости муниципальной системы образования, увеличение общественно-гражданских форм управления образованием.
Качественные изменения будут достигнуты через углубление инновационных процессов в муниципальной системе образования, закрепление и тиражирование лучших управленческих и образовательных практик, разработку и реализацию новых моделей управления качеством образования, обеспечение открытости образовательных учреждений и внедрение социальной отчетности.
Необходимость решения стратегических целей развития образования в городе, невозможность решать стоящие проблемы изолированно в отдельных образовательных учреждениях, принятие федеральной и республиканской целевых программ развития образования, необходимость широкого взаимодействия в решении этих задач органов местного самоуправления, образовательных учреждений, научных организаций, общественных объединений требуют разработки новой целевой программы развития образования в городском округе "Якутск" на 2007 - 2012 годы.
II. Основная цель и задачи, сроки и этапы реализации Программы
Цель Программы - обеспечение современного качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности, общества и города и снижение территориальных и социальных диспропорций.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие основные задачи:
1. Повысить качество образования через совершенствование содержания и технологий образования, обеспечение доступности дошкольного, общего и дополнительного образования;
2. Создать организационно-педагогические условия для формирования нравственности, толерантности, обеспечить снижение негативных тенденций в молодежной и подростковой среде;
3. Обеспечить эффективность использования педагогических кадров, подготовить их к решению перспективных задач развития образования, повысить статус и совершенствовать их социальную защиту;
4. Повысить профессиональный уровень управления образованием, развивать новые формы государственно-общественного управления образованием, обеспечивающие взаимодействие органов местного самоуправления, образовательных учреждений, бизнеса, общественных организаций;
5. Сформировать современные механизмы ресурсного обеспечения развития муниципальной системы образования, создать систему инвестиционной поддержки образования, разработать и реализовать инвестиционные образовательные проекты.
Сроки реализации программы: 2007 - 2012 г.г.
I этап - 2007 год. Начинается реализация разделов и проектов программы. Основные усилия будут направлены на разработку моделей развития образования по отдельным направлениям, их апробацию, а также обеспечение противопожарной и антитеррористической безопасности в образовательных учреждениях. Продолжится участие в реализации национальных проектов в области образования, работа по объединению научного, кадрового, информационно-методического, культурно-исторического потенциала внедрения широкомасштабных инновационных проектов. Особое внимание будет уделено повышению квалификации руководителей образовательных учреждений. Будет создан Координационный совет Программы.
II этап - 2008 - 2010 годы. Продолжится реализация программных мер, разделов, расширение программ. Оснащение образовательных учреждений современной компьютерной техникой, учебно-лабораторным, спортивным, технологическим оборудованием и модернизация материальной инфраструктуры образования. Промежуточная оценка хода реализации программы и ее коррекция.
III этап - 2011 - 2012 годы. Осуществляется оценка хода и результатов реализации программы, продолжится дальнейшее укрепление материально-технической базы. Внедрение мероприятий, направленных на внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.
На каждом из этапов планируется измерение показателей, характеризующих ход реализации Программы по годам и влияние программных мероприятий на развитие муниципальной системы образования.
III. Система программных мероприятий
Достижение поставленной цели и решение задач Программы обеспечивается путем реализации системы программных мероприятий, сгруппированных по следующим разделам:
1. Совершенствование содержания и технологий образования, снижение диспропорций в доступе к получению качественного дошкольного, общего и дополнительного образования;
2. Совершенствование системы воспитания детей и подростков;
3. Повышение профессиональной компетентности педагогов;
4. Повышение эффективности управления и открытости столичного образования;
5. Внедрение эффективных механизмов ресурсного обеспечения, совершенствование экономических механизмов в сфере образования.
Перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач Программы "Столичное образование" и достижения поставленной цели, а также информация о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах и сроках даны в приложении N 3 "Система программных мероприятий программы "Столичное образование".
IV. Нормативно-правовое обеспечение
Правовой основой Программы являются Законы "Об образовании" Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, Стратегия развития образования в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 года, Концепция Государственной Программы развития образования Республики Саха (Якутия) на 2007 - 2011 г.г., Программа социально-экономического развития городского округа "Якутск". В ней учтены основные положения Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, Приоритетного национального проекта "Образование".
Нормативно-правовой базой реализации программы являются:
- Федеральный закон РФ "Об образовании";
- Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования до 2010 г. от 03.10.2005;
- Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы от 23 декабря 2005 г.;
- "Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации" от 9 декабря 2005 г.;
- Приоритетный национальный проект "Образование";
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (приказ МО РФ от 11.02.2002 N 393);
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002 N 2783);
- Стратегия развития образования в Республике Саха (Якутия) до 2020 года;
- Концепция Государственной Программы развития образования РС (Я) на 2007 - 2011 г.г.;
- Программа социально-экономического развития городского округа "Якутск".
V. Научно-исследовательское обеспечение
Научно-исследовательское обеспечение реализации Программы осуществляется на трех уровнях:
Внутренняя экспертиза на уровне образовательных учреждений проводится администрациями ОУ, результаты которой обсуждаются на педагогических советах и научно-практических конференциях.
Мониторинг и промежуточная оценка на уровне муниципальной системы образования осуществляется Управлением образования городского округа "Якутск".
Внешняя оценка хода и результатов реализации Программы осуществляется Лабораторией оценки управления развитием Саха государственной педагогической академии и включает:
- экспертизу эффективности организации выполнения программы;
- экспертизу влияния программы на социально-экономическое развитие города;
- анализ причин успехов и неудач выполнения программы.
Лаборатория также обеспечивает научно-методическое сопровождение программы, привлекая научных сотрудников и специалистов в области управления образованием и оценки социальных программ и проектов.
VI. Ресурсное обеспечение Программы
Основными источниками финансирования Программы являются средства федерального, республиканского и муниципального бюджетов, внебюджетные средства и спонсорские отчисления.
Общий объем финансирования программ с учетом прогноза цен на соответствующие годы составляет 126 029,7 тысяч рублей.
Таб. 1. Объемы и источники финансирования Программы "Столичное образование-II" по годам ее реализации
(тыс. рублей) |
Общие объемы затрат |
2007 - 2012 годы |
В том числе по годам реализации |
|||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
Местный бюджет |
142 879,1 |
12 235,0 |
29 279,6 |
33 986,7 |
22 096,7 |
24 666,7 |
20 614,0 |
Объем инвестиций и других расходов на осуществление Программы может ежегодно уточняться, исходя из возможностей бюджетов всех уровней.
Сводные данные по расчету потребности в ресурсном обеспечении, необходимом для реализации Программы, по задачам приведены в таблице 2.
Таб. 2. Сводные данные по расчету потребности в ресурсном обеспечении, необходимом для реализации Программы, по задачам
(тыс. руб., в ценах соответствующих лет) |
Задачи |
Объем финансирования |
||||||
всего |
В том числе по годам |
||||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
1. Совершенствование содержания и технологии образования, снижение диспропорций в доступе к получению качественного дошкольного, общего и дополнительного образования |
|
|
|
|
|
|
|
18 560 |
1 460 |
3 610 |
3 480 |
3 330 |
3 380 |
3 300 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Совершенствование системы воспитания детей и подростков |
|
|
|
|
|
|
|
19 454,7 |
1 861 |
4 199,6 |
3 036,7 |
3636,7 |
3 096,7 |
3624,0 |
|
3. Повышение профессиональной компетентности педагогов |
|
|
|
|
|
|
|
17 724 |
1 724,4 |
2 860 |
3 260 |
3 060 |
3 560 |
3 260,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Повышение эффективности управления и открытости столичного образования |
|
|
|
|
|
|
|
1 640 |
290 |
310 |
310 |
270 |
230 |
230 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Внедрение эффективных механизмов ресурсного обеспечения, совершенствование экономических механизмов в сфере образования |
|
|
|
|
|
|
|
85 500 |
6 900 |
18 300 |
23 900 |
11 800 |
14 400 |
10 200 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
142 879,1 |
12 235,4 |
29 279,6 |
33 986,7 |
22 096,7 |
24 666,7 |
20 614,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
VII. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей с учетом меняющихся социально-экономических условий. В зависимости от изменения задач на разной стадии исполнения отдельные мероприятия Программы могут быть заменены на другие, в большей степени отвечающие задачам конкретного периода. Для выполнения мероприятий Программы предусматривается использование средств федерального, республиканского и муниципального бюджетов и внебюджетных источников.
Управление реализацией Программы осуществляет заказчик-координатор - Управление образования городского округа "Якутск", контролирующий выполнение намеченных мероприятий и целевое использование выделенных ассигнований, обеспечивающий также организационное руководство реализацией Программы.
Заказчик-координатор Программы определяет основное содержание направлений и мероприятий Программы, доводит информацию о реализации Программы до руководителей образовательных учреждений, глав округов, заинтересованных предприятий и учреждений ГО "Якутск", Республики Саха (Якутия), совместно с исполнителями мероприятий Программы в соответствии с законодательством несет ответственность за нецелевое и неэффективное использование средств муниципального бюджета, а также за несвоевременное представление отчетности.
Заказчик-координатор Программы ежегодно формирует бюджетную заявку на ассигнования из местного бюджета и в установленном порядке включает в прогноз бюджета на следующий год.
Мероприятия по сопровождению реализации Программы осуществляются за счет средств, выделяемых на реализацию Программы, и включают в себя методическое, организационно-техническое и экспертное сопровождение реализации Программы (экспертиза проектов и экспертиза результатов выполнения проектов), а также контроль за ходом выполнения Программы. Отбор поставщиков товаров (работ, услуг) в рамках Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 94-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
Научные, технические и организационные проблемы в ходе реализации Программы рассматриваются Координационным советом Программы.
Информацию# о ходе и результатах реализации Программы, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных средств, проведении конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд своевременно публикуется на сайте Управления образования.
Образовательные учреждения, предприятия и учреждения, органы местного самоуправления ГО "Якутск" создают условия для реализации программных мероприятий в пределах своей компетенции и ежегодно к 1 февраля информируют о ходе выполнения Программы Управление образования ГО "Якутск".
В начале года заказчик-координатор готовит муниципальный доклад по образованию и к 1 марта информирует окружной Совет г. Якутска о ходе выполнения Программы.
VIII. Организация управления Программой и контроль хода ее реализации
Текущее управление, контроль, координацию по реализации Программы осуществляет заказчик-координатор - Управление образования городского округа "Якутск". Заказчик-координатор:
- разрабатывает в пределах своих полномочий нормативно-правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
- разрабатывает перечень целевых показателей для контроля за ходом реализации Программы;
- несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию программы;
- обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
- осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому программному мероприятию;
- обеспечивает контроль за сроками выполнения договоров, контрактов и соглашений и качеством исполнения программных мероприятий;
- осуществляет координацию деятельности образовательных учреждений, общественных объединений, муниципальных и государственных органов власти, учреждений и предприятий по реализации Программы;
- проводит мониторинг хода и результатов реализации программных мероприятий;
- организует независимую оценку показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым показателям;
- предоставляет ежеквартально отчет в Департамент экономики, прогнозирования и ценообразования окружной администрации "О ходе реализации мероприятий программы";
- подготавливает ежегодно в начале года доклад о ходе реализации Программы и к 1 марта информирует окружной Совет г. Якутска о ходе выполнения Программы;
- подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной год, уточняет затраты по программным мероприятиям, также механизм реализации программы.
Начальник Управления образования ГО "Якутск" является руководителем Программы и несет ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, рациональное использование выделяемых финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы.
В целях привлечения общественности к управлению Программой заказчиком-координатором Программы по аналогии с Федеральной целевой программой развития образования создается Координационный совет Программы. В его состав входят ученые и специалисты в соответствующих областях, представители предпринимательского сообщества, общественных, в том числе молодежных, объединений, а также представители заказчика-координатора и других органов местного самоуправления. Председателем Координационного совета является начальник Управления образования ГО "Якутск".
Основными задачами Координационного совета Программы являются:
- рассмотрение тематики программных мероприятий;
- рассмотрение материалов о ходе реализации программных мероприятий и предоставление рекомендаций по их уточнению, а также рассмотрение итогов реализации Программы;
- выявление научных, технических и организационных проблем в ходе реализации Программы и разработка предложений по их решению.
IX. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Социальная эффективность реализации Программы определяется с помощью системы показателей и индикаторов, приведенных в разделе X. Реализация Программы позволит достичь повышения качества образования и снижения территориальных и социальных диспропорций в доступе к качественному образованию, обеспечить динамичное и устойчивое развитие муниципальной системы образования. По итогам реализации Программы будут достигнуты следующие результаты:
- расширится доступность качественного образования, будут более полно удовлетворены образовательные потребности населения;
- создана развивающая среда, обеспечивающая успешную социализацию детей и подростков, развитие их социальной компетентности;
- повысится эффективность и результативность деятельности образовательных учреждений;
- будет совершенствована организация физического воспитания детей и подростков на основе развития физкультурно-оздоровительной работы, внедрения новых здоровьесберегающих технологий обучения;
- снизится уровень детских правонарушений и преступности, социального сиротства, появятся альтернативные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повысится эффективность деятельности специальных коррекционных учреждений;
повысится уровень профессиональной компетентности и инновационной активности педагогов, их социальной защищенности, снизится отток перспективных педагогических кадров в другие отрасли;
- обновится ресурсная база образовательных учреждений, будет проведена модернизация технологической и социальной инфраструктуры образования;
- увеличатся расходы на образование за счет всех источников, повысится уровень внебюджетного софинансирования, дополнительных налоговых поступлений;
- расширится социальное партнерство, будет обеспечена высокая степень открытости образовательных учреждений и муниципальной системы образования.
X. Прогноз показателей и индикаторов эффективности мероприятий Программы, методика их расчета, периодичность представления
Для оценки эффективности и результативности решения задач, определенных Программой, предлагается система целевых показателей, характеризующих ход реализации задач Программы, которая приведена в приложении N 2. Базой для оценки будет служить, в первую очередь, официальная статистическая отчетность. Важнейшими целевыми индикаторами эффективности реализации программы являются:
Направление 1. Совершенствование содержания и технологий образования, обеспечение доступности качественного дошкольного, общего и дополнительного образования
1. Удельный вес детей, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей в возрасте от 1 до 6,5 лет, в %
2. Удельный вес дошкольных образовательных учреждений, оказывающих услуги сверх стандарта дошкольного образования, в %
3. Удельный вес школ, занимающихся по программам повышенного уровня (лицеи, гимназии, школы с классами углубленного изучения), в %
4. Удельный вес численности обучающихся 10-11 классов школ с профильными классами, гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов
5. Удельный вес инновационных моделей общеобразовательных учреждений (ресурсные центры, школы-комплексы, начальная школа-детский сад и др.), в %
6. Удельный вес общеобразовательных учреждений - экспериментальных площадок по разработке, апробации и внедрению новых технологий на муниципальном уровне, в %
7. Число общеобразовательных учреждений, участвующих в программах дистанционного интерактивного обучения, в %
8. Доля образовательных учреждений, внедряющих программы профильного обучения, в %
9. Удельный вес школ с классами с якутским языком обучения от общего числа общеобразовательных учреждений, в %
10. Удельный вес школ с изучением разговорного якутского языка от общего числа общеобразовательных учреждений, в %
11. Охват учащихся начальной школы программами дополнительного образования, в %
12. Удельный вес учащихся, изучающих иностранные языки по программам углубленного изучения, в общей численности учащихся начальных классов, в %
13. Удельный вес учащихся, обучающихся по индивидуальным учебным планам (в том числе в форме экстерната), в общей численности учащихся 10-11 классов, в %
14. Удельный вес призеров республиканских и российских предметных олимпиад в общей численности выпускников, в %
15. Численность учащихся в расчете на 1 персональный компьютер в общеобразовательных учреждениях
16. Удельный вес участников дистанционных олимпиад, конкурсов, в процентах от общего числа обучающихся
17. Удельный вес выпускников 11 классов, поступивших в высшие учебные заведения, в % к общему числу выпускников соответствующего года
18. Удельный вес призеров республиканских, российских предметных олимпиад в общей численности обучающихся в %
19. Удельный вес участников республиканских, российских, международных олимпиад
20. Удельный вес участников научно-практических конференций регионального, российского, международного уровней
21. Удельный вес выпускников школ, окончивших школу с золотой и серебряной медалью
22. Удельный вес численности выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений, поступивших в учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования в % от общей численности выпускников текущего года
23. Удельный вес численности учителей с высшим дефектологическим образованием к общему числу учителей коррекционных образовательных учреждений в %
24. Процент обеспечения обучающихся образовательных учреждений (в т.ч. коррекционных школ) логопунктами (логопедами)
25. Удельный вес учащихся, обучающихся по индивидуальным учебным планам (обучение на дому), в общей численности учащихся с 1 - 11 классов, в %
26. Удельный вес численности выпускников детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных учреждений, поступивших в учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования в % от общей численности выпускников коррекционных ОУ текущего года
27. Удельный вес численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем в % от общей численности данной категории детей
28. Процент усыновления и взятых под опеку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от общего числа детей данной категории
Направление 2. Совершенствование системы воспитания детей и подростков
1. Удельный вес численности детей и подростков в возрасте 7 - 15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях в общей численности школьников, в %
2. Удельный вес педагогических работников, применяющих системный и концептуальный подходы, инновационные, авторские образовательные технологии в сфере воспитания в общей численности кадрового состава по организации воспитательной работы, в %
3. Удельный вес кадрового состава по организации воспитательной работы, прошедших# повышение профессиональной квалификации, в общей численности педагогов, в %
4. Удельный вес школьников, охваченных организованными формами социально значимой общественной деятельности, в общей численности школьников, в %
5. Удельный вес школьников, охваченных организованным летним отдыхом, в общей численности школьников, в %
6. Удельный вес школьников, состоящих на учете в ПДН и КДН, охваченных организованными формами летнего труда и отдыха в общей численности состоящих на учете, в %
7. Удельный вес детей 2 - 15 лет, имеющих хронические заболевания, в общей численности детей данной возрастной группы, в %
8. Удельный вес детей 5 - 18 лет, имеющих хронические заболевания, в общей численности детей данной возрастной группы, в %
9. Удельный вес ДОУ, укомплектованных медицинскими работниками, в общем количестве ДОУ, в %
10. Удельный вес образовательных учреждений, имеющих стоматологические кабинеты, в общем количестве общеобразовательных учреждений, в %
11. Удельный вес ДОУ, имеющих стоматологические кабинеты, в общем количестве ДОУ, в %
12. Удельный вес детей 5 - 18 лет, занимающихся в детско-юношеских спортивных школах, в общей численности детей данной возрастной группы, в %
13. Удельный вес детей 5 - 18 лет, занимающихся в школьных спортивных секциях, в общей численности детей данной возрастной группы, в %
Направление 3. Повышение профессиональной компетентности педагогов
1. Доля педагогических работников, имеющих высшее образование, в общей численности педагогических работников, в %
2. Доля педагогических работников ДОУ, имеющих высшее образование, в общей численности педагогических работников ДОУ, в %
3. Доля педагогических работников со стажем пед. работы менее 2 лет в общей численности педагогических работников, в %
4. Доля педагогических работников со стажем пед. работы более 20 лет в общей численности педагогических работников, в %
5. Доля педагогических работников пенсионного возраста в общей численности педагогических работников, в %
6. Доля педагогических работников-мужчин в общей численности педагогических работников, в %
7. Доля вакансий от общего кол-ва педагогических работников всего (%)
8. Процент обеспеченности образовательных учреждений педагогическими кадрами к началу учебного года, в %
9. Количество учащихся на 1 учителя, в среднем
10. Количество учащихся на 1 учителя начальных классов, в среднем
11. Количество учащихся на 1 учителя 5 - 11 классов, в среднем
12. Удельный вес педагогических работников, владеющих информационно-коммуникационными технологиями, в общей численности педагогов, в %
13. Удельный вес педагогических работников, прошедших курсы повышения профессиональной квалификации в отчетном году, в общей численности преподавателей, в %
14. Удельный вес педагогических и управленческих кадров, прошедших курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, в %
15. Удельный вес педагогических работников, являющихся участниками опытно-экспериментальной работы
Направление 4. Повышение эффективности управления и открытости столичного образования
1. Удельный вес общеобразовательных учреждений, осуществляющих публичную отчетность о своей деятельности, в общем числе, в %
2. Удельный вес образовательных учреждений, имеющих институты общественного участия в управлении (управляющие советы, фонды развития, попечительские советы, координационные советы, органы ученического самоуправления и др.), в общем количестве образовательных учреждений города, в %
3. Удельный вес управленческих кадров, прошедших переподготовку и повышение квалификации, в %
4. Удельный вес общеобразовательных школ, имеющих доступ к сети Интернет, в процентах
5. Удельный вес средних школ, имеющих доступ к сети Интернет по высокоскоростным выделенным линиям, в процентах
6. Удельный вес школ, использующих электронную почту, в процентах
7. Удельный вес школ, имеющих собственный информационный сайт, в процентах
8. Удельный вес школ, имеющих локальную сеть для формирования единого информационного пространства образовательного учреждения, в процентах
9. Удельный вес учителей, охваченных дистанционными курсами повышения квалификации ежегодно, в процентах
10. Удельный вес общеобразовательных учреждений, имеющих отдельный расчетный счет и самостоятельную бухгалтерию, в общем числе общеобразовательных учреждений, в %
11. Удельный вес общеобразовательных учреждений, имеющих лицензию, в %
12. Удельный вес аттестованных общеобразовательных учреждений, в %
13. Удельный вес аккредитованных общеобразовательных учреждений, в %
14. Удельный вес аттестованных и аккредитованных дошкольных образовательных учреждений, в %
15. Удельный вес аттестованных и аккредитованных образовательных учреждений дополнительного образования детей, в %
16. Удельный вес образовательных учреждений, внедряющих внутреннюю экспертизу деятельности ОУ, в %
Нумерация приводится в соответствии с источником
Направление 8. Внедрение эффективных механизмов ресурсного обеспечения, совершенствование экономических механизмов в сфере образования
1. Удельный вес общеобразовательных учреждений, имеющих все виды благоустройства, в %
2. Удельный вес объектов образования, которые находятся в аварийном состоянии, в %
3. Доля учащихся, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, которые находятся в аварийном состоянии, в %
4. Число вновь построенных зданий общеобразовательных учреждений
5. Удельный вес учебных расходов в общем объеме финансирования образования, в %
6. Численность учащихся 1 - 11 классов в расчете на 1 персональный компьютер в общеобразовательных учреждениях
7. Численность учащихся 5 - 11 классов в расчете на 1 персональный компьютер в общеобразовательных учреждениях
8. Удельный вес внебюджетных источников финансирования в общем объеме финансирования образования, в %
9. Процент обеспеченности общеобразовательных учреждений комплектом учебников в соответствии с Федеральным перечнем и национально-региональным компонентом, в %
10. Количество современной учебной литературы в соответствии с Федеральным перечнем в библиотеках общеобразовательных учреждений в расчете на 1 учащегося.
Управление образования городского округа "Якутск" ведет мониторинг реализации программы, определяет изменение ключевых индикаторов, составляет ежегодный отчет о ходе реализации программы с указанием осуществленных мероприятий, полученных результатов, предложений относительно последующих действий и мероприятий, а также возникших проблем, затрудняющих реализацию проектов, вносит рекомендации для улучшения работы и дополнения системы индикаторов.
Ежегодно отчет об исполнении программы обсуждается на сентябрьском совещании работников образования города и на заседании окружного Совета.
По завершении Программы будет проведена независимая оценка выполнения программы, ее влияния на социально-экономическое развитие города и системы образования.
И.о. Руководителя Аппарата |
А.И. Аммосов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.