Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 8. Социальная защита населения
Одним из направлений социальной политики является организация государственной поддержки социально уязвимым слоям населения - той ее части, у которой в силу объективных причин, болезни, старости, чрезвычайной жизненной ситуации отсутствуют резервы и возможности самостоятельно решить проблемы жизнеобеспечения.
Работа по социальной защите населения направлена на создание равных возможностей для реализации прав всех граждан: развитие активных форм социальной поддержки, ориентирующих население на самостоятельное решение своих проблем; формирование новой отрасли - социального обслуживания населения, помогающей гражданам адаптироваться к изменяющейся социально-экономической среде и ослабляющей социальную напряженность в обществе.
С 1 января 2002 года в Российской Федерации введена в действие пенсионная реформа, которая, прежде всего, связана с реализацией федеральных законов по пенсионному обеспечению и страхованию: "О трудовых пенсиях в РФ", "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и "Об обязательном пенсионном страховании".
С введением в действие нового пенсионного законодательства наиболее важные республиканские социальные доплаты пенсионерам утратили правовую основу. В целях сохранения достигнутого уровня пенсионного обеспечения и упорядочения дополнительных социальных выплат пенсионерам и пособий отдельным категориям населения в 2002 году в республике принят Закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите пенсионеров и отдельных категорий граждан Республики Саха (Якутия)". По данному Закону ветеранам войны и тыла, многодетным матерям, переселенцам Чурапчинского района, с. Туой-Хая Мирнинского района, оленеводам, коневодам, дояркам и др. устанавливаются дополнительные ежемесячные социальные выплаты за счет средств республиканского бюджета.
В дополнение данного нормативного акта принят закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) "О дополнительных гарантиях по социальной защите пенсионеров и отдельных категорий граждан Республики Саха (Якутия)", в соответствии с которым дополнены категории получателей социальных выплат и увеличены размеры выплат в зависимости от сложившихся районных коэффициентов к заработной плате. Численность получающих пособие и дополнительные выплаты по вышеуказанным законодательным актам составляет свыше 85 тысяч человек с затратами средств в общей в сумме 320,9 млн. рублей в год из бюджета.
В результате активных действий Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) достигнут более высокий уровень пенсионного обеспечения северян. В 2003 году принят федеральный закон "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", по которому к базовой части трудовой пенсии применяется централизованный районный коэффициент. На 1 января 2004 года с учетом повышения базовой части трудовой пенсии средний размер трудовой пенсии в республике составляет 2516,9 рублей.
Президентом, Правительством и Госсобранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на федеральном уровне проведена большая работа по утверждению районных коэффициентов, установленных законодательными органами субъектов. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 30 федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", внесенный Республикой Саха (Якутия), в феврале 2003 года принят в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Кроме того, Указом Президента Республики Саха (Якутия) установлены доплаты к трудовой пенсии Героям Социалистического Труда, полным кавалерам ордена Трудовой Славы.
В рамках пенсионной реформы и в соответствии с Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах" в 2002 году в республике принята Концепция развития негосударственного пенсионного обеспечения в Республике Саха (Якутия) в целях социальной защиты населения в условиях рыночных отношений.
В соответствии с Указом Президента Республики Саха (Якутия) "О мерах негосударственного пенсионного обеспечения населения, занятого в сельском хозяйстве" Министерством труда и социального развития РС (Я) ведется совместная работа с Министерством сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) и негосударственным пенсионным фондом "Эрэл", основанная на внедрении системы негосударственного пенсионного обеспечения среди сельского населения по накопительному принципу.
Подписано Соглашение между Правительством Республики Саха (Якутия), Республиканскими объединениями работодателей, Федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) и Ассоциацией негосударственных пенсионных фондов Крайнего Севера "Белый медведь".
В 2003 году в целях эффективной пропаганды дополнительного пенсионного обеспечения, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами, распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) образована Комиссия по организации и пропаганде негосударственного пенсионного обеспечения, а также образованы улусные комиссии с участием глав муниципальных образований, начальников улусных управлений сельского хозяйства, управлений социальной защиты и представителей НПФ "Эрэл". На сегодня в 14 улусах образованы улусные комиссии, заключены 2660 договоров дополнительного пенсионного обеспечения. В качестве пенсионных взносов на именные пенсионные счета участников Фонда поступило 480 тыс. рублей. Средний размер дополнительной пенсии по негосударственному пенсионному обеспечению на сегодняшний день составляет 450 рублей.
В рамках 60-летия Победы в Великой Отечественной войне в республике в 2003 году принят закон "О внесении дополнений в Закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите пенсионеров и отдельных категорий граждан Республики Саха (Якутия)", согласно которому дополнительная социальная выплата в размере 160 - 180 рублей гражданам, награжденным медалью "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" будет завершена в 2005 году.
Одной из существенных проблем людей старшего возраста являются расходы на лечение и лекарства. Потребность в них не покрывается по нормам обязательного медицинского страхования, и пенсионерам приходится расходовать на эти цели средства из своих небольших пенсий. В связи с этим принято Распоряжение Вице-Президента Республики Саха (Якутия) "О Комиссии по реализации адресной медицинской помощи неработающим пенсионерам". Республика Саха (Якутия) в 2004 году планирует включиться в состав регионов, получающих дополнительное финансирование расходов, связанных с оказанием адресной медицинской помощи неработающим пенсионерам из средств Пенсионного фонда РФ.
Планомерное открытие новых специализированных учреждений социального обслуживания позволяет обеспечить оказание адресных социальных услуг различным категориям населения, снижает очередность на предоставление социального обслуживания функционирующими учреждениями, создает дополнительные рабочие места в городах и улусах республики. В течение 2001 - 2003 года было открыто 23 учреждения социального обслуживания, в том числе:
3 Дома-интерната для престарелых и инвалидов малой вместимости;
1 Специализированный дом-интернат для одиноких престарелых из числа девиантной группы населения;
4 Реабилитационных центра для инвалидов;
8 социальных приютов для детей и подростков;
2 Территориальных центра социальной помощи семье и детям;
2 Комплексных центра социального обслуживания;
1 Центр социально-бытового обслуживания;
2 специальных дома компактного проживания одиноких престарелых.
В 2003 году целях упорядочения системы выплат социальных льгот и реализации задачи по переходу от категориального принципа предоставления льгот разработано и принято постановление Правительства Республики Саха (Якутия) "О переводе на адресность отдельных республиканских льгот и компенсационных выплат". Экономия бюджетных средств по данному акту составила примерно 20 млн. руб. в год.
Государственная поддержка семей с детьми представляет собой комплекс социальных льгот, выплат и компенсаций, направленных на обеспечение в семье условий для воспитания детей. С 1 января 2002 года гражданам, имеющим детей, повышены в 3 раза размеры пособий, согласно федеральным нормативным актам.
Наряду с социальными гарантиями, предоставляемыми семьям с детьми в соответствии с федеральным законодательством, республика предусматривает доплаты к пособиям наиболее уязвимым семьям с детьми, в том числе семьям, у которых совокупный доход ниже установленного прожиточного минимума. За отчетный период приняты нормативные акты, в соответствии с которыми оказывается единовременная материальная помощь детям-сиротам - выпускникам детских домов, школ-интернатов в размере 5 000 рублей, неработающим матерям-героиням с 1 июля 2004 года предоставляется бесплатный проезд один раз в три года к месту лечения и обратно, в том числе на санаторно-курортное лечение в пределах республики.
В целях избежания необоснованного дублирования пособий и выплат, предоставляемых конкретной нуждающейся семье, Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия) проведена работа по формированию единой базы о получателях социальных льгот и выплат.
База данных о льготниках в автоматизированной системе сформирована на 66,95 %. Общее количество граждан в базе данных составило 139192 льготников и членов их семей.
В республике 6208 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 977 (15,7 %) детей воспитываются в государственных учреждениях - детских домах, школах-интернатах; 5231 (84,3 %) - в семьях под опекой и попечительством, в семейных детских домах.
Приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в республике является семейная форма воспитания: усыновление, опека и попечительство, семейные детские дома, патронатные семьи.
Для совершенствования системы семейного воспитания созданы новые формы - патронатная семья, семейные бригады, семейно-воспитательные группы. За отчетный период на базе государственных детских домов созданы патронатные семьи:
в Верхневилюйском детском доме - 4 патронатные семьи: Борисовых (с. Харбалах), Петровых (с. Верхневилюйск), Котоконовых (с. Оросу), Сергеевых (с. Хоро);
в Вилюйском детском доме - 2 семьи: Ивановых, Томской;
в Алданском детском доме - семья Ворожниной.
Ухудшение социального и экономического положения большинства семей, снижение воспитательной и жизнеохраняющей функции семей, нарушение морально-психологических основ семьи приводит к росту безнадзорности, правонарушений в детской и подростковой среде.
В республике Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерством образования Республики Саха (Якутия), Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия), Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Республике Саха (Якутия) и Комитетом по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия) ведется совместная работа по занятости, профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, пропаганде здорового образа жизни.
Предпринимаемые органами внутренних дел Республики Саха (Якутия) меры организационного, управленческого и практического характера позволили добиться снижения преступности со стороны несовершеннолетних. Число преступлений, совершенных подростками и при их соучастии сократилось на 235 случаев (2001 год - 1435 случая, 2003 год - 1200 случаев). Несмотря на снижение численности несовершеннолетних, выявленных за совершение преступлений, их удельный вес в общей численности лиц, совершивших преступление, вырос за 2002 год на 11,2 процента и составил 16 %, в 2003 г. - вырос на 2,3 процента пункта и составил 18,3 %, причем численность несовершеннолетних, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, снизилась. Одной из причин роста рассматриваемого вида преступности является ухудшение экономической ситуации, снижение уровня жизни семей.
Известно, что занятость подростков в свободное время заметно снижает вероятность криминального исхода.
Ежегодно увеличивалась численность детей, охваченных в детских объединениях. В 3661 детских объединениях было охвачено в 2001 году 105825 детей, в 2002 году - 110197 детей, в 2003 году - 113225 детей или 71,2 % от детей школьного возраста.
Большое внимание уделялось вопросу обеспечения организованным отдыхом и оздоровления детей, нуждающихся в социальной поддержке и детей с девиантным поведением. За лето 2002 - 2003 года оздоровлением, содержательным отдыхом и трудом охвачено:
|
2002 год |
2003 год |
Всего, детей |
110197 |
113225 |
Дети-инвалиды |
852 |
995 |
Дети-сироты |
2110 |
1410 |
Дети из малоимущих многодетных семей |
26428 |
32624 |
Дети безработных |
4698 |
3403 |
Дети пострадавших от стихийных бедствий |
634 |
432 |
Дети малочисленных народов Севера |
3476 |
3062 |
Одним из направлений работы по усилению профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в республике является реализация Федеральной целевой Программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей" координацию которой проводит Комитет семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия).
Для стабилизации оперативной обстановки среди несовершеннолетних, обеспечения занятости детей и подростков, выявления детей, оказавшихся в социально опасном положении, защите их прав, оказанию им различных видов помощи в республике ежегодно проводятся комплексно-профилактические операции "Подросток" (20 мая - 20 сентября), "Абитуриент" (14 июля - 15 августа), "Адаптация", "Всеобуч", "Занятость" (15 августа - 20 октября), "Допинг", "Молодежь" (постоянно) и другие с участием всех заинтересованных служб, структур и общественных организаций.
В целях подготовки кадров социальных работников, работающих с безнадзорными детьми Министерством образования Республики Саха (Якутия) осуществляется переподготовка педагогических работников по работе с безнадзорными детьми. В 2001 - 2002 годах на курсы переподготовки было направлено 734 специалиста, в том числе: социальных педагогов - 124, педагогов дополнительного образования детей - 151, организатор детского движения - 40, воспитатели интернатов - 67, классных руководителей - 32, воспитателей - 320.
В 2000 году Указом Президента Республики Саха (Якутия) создана Саха Государственная педагогическая академия, целью которой является подготовка многопрофильного педагога. Начата подготовка специалистов в области коррекционной педагогики, подготовка социально-педагогических кадров.
На контрактной основе введена должность школьного инспектора по правам ребенка, с 1 сентября 2002 года введены 100 инспекторов по правам ребенка за счет средств Государственной программы развития образования Республики Саха (Якутия).
С целью профилактики правонарушений, оказания помощи детям, попавшим в трудное положение, работают Якутская кадетская школа-интернат и Республиканская общеобразовательная специальная школа (закрытого типа) для детей с девиантным поведением. Сохранена сеть школ-интернатов для детей с физическими отклонениями - 4 школы. Во всех улусах (городах) создаются формирования из представителей различных ведомств по охране общественного порядка, выявлению семей группы риска, детской безнадзорности и беспризорности.
Возобновилась и активизировалась работа родительских патрулей в улусах и городах республики.
Совместно с Министерством внутренних дел Республики Саха (Якутия) и главами администраций улусов и городов проводится операция "Всеобуч". При проведении рейдов выявляются неблагополучные семьи, дети группы риска, необучающиеся дети и по результатам операции принимаются меры по защите прав несовершеннолетних, постановке их на учет и т.д. Министерством образования Республики Саха (Якутия) ведется строгий учет, где указан возраст, дата рождения, закрепленная школа, причины отсева, принятые меры, контролируется отсев учащихся с 1 по 11 классы, в 1996 году введена статистическая отчетность, согласно которой ежегодно в октябре все управления образования должны отчитываться. Кроме того, в марте месяце проводится текущий контроль по учету необучающихся и неработающих подростков.
Отсев по годам составил: в 2001 году - 170, на 1 июля 2002 года - 125, на 1 июля 2003 года - 231 несовершеннолетних.
Межведомственная операция "Подросток" проводится в период летних каникул с 20 мая по 20 сентября, также имеет цели защиты интересов несовершеннолетних. Оказывается конкретная помощь детям, которые находятся в трудной жизненной ситуации, по трудоустройству, отдыху в летнее время, реабилитации, оказанию психологической помощи. В данной операции кроме Министерства образования Республики Саха (Якутия), Министерства внутренних дел Республики Саха (Якутия) и администраций улусов и городов постоянно принимают участие Минздрав Республики Саха (Якутия), Министерство по делам молодежи Республики Саха (Якутия), средства массовой информации и другие общественные организации.
Организованным отдыхом по разным направлениям за отчетный период охвачено детей:
|
2002 |
2003 |
в трудовых объединениях |
38789 |
55022 |
в образовательных центрах |
6305 |
9920 |
в туристических экспедициях |
4364 |
4645 |
в экологических лагерях |
4364 |
4645 |
в оздоровительных центрах |
21101 |
22089 |
в спортивных лагерях |
3988 |
3982 |
в культурно-эстетических центрах |
2705 |
2817 |
в социально-педагогических лагерях |
2403 |
2577 |
Организация оздоровительной кампании детей и подростов в республике осуществляются Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Республики Саха (Якутия), Министерством образования Республики Саха (Якутия) и Комитетом по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия). Создана республиканская межведомственная комиссия по обеспечению занятости, оздоровления и отдыха детей.
Основным контингентом для оздоровления становятся дети-инвалиды, группы "социального риска", "тубинфицированные" дети, проживающие в арктических и северных улусах республики. Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия) проводится круглогодичное оздоровление детей в санаторно-курортных учреждениях республики и за ее пределами. Всего в 2002 году направлено на оздоровление 8145 детей, в 2003 году - 8601 детей, нуждающихся в особой заботе государства.
Ежегодно проводился конкурс "Лучший организатор оздоровительной кампании детей и подростков". Победителем в 2002 году назван территориальный орган социальной защиты Усть-Алданского улуса, в 2003 году - Жиганского улуса.
Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия) проведен круглый стол "Перспективные вопросы организации отдыха, оздоровления и занятости детей в 2003 году" с участием ведомств-организаторов детского оздоровления, занятости и отдыха. Участники круглого стола пришли к выводу о необходимости разработки единой республиканской статотчетности по летнему оздоровлению, занятости и отдыху детей, исключающей дублирование количества детей в отчетах, повышения качества психолого-педагогического, оздоровительного, культурно-развлекательного обслуживания в летних детских лагерях и республиканских профилакториях.
В 2002 году Комитетом по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия) проведено 3 семинара по целевой подготовке кадров социальных работников, работающих с безнадзорными детьми.
При амбулаторно-поликлиническом отделении Якутского республиканского наркологического диспансера работает Центр семейного консультирования "Вера", куда обращаются родители, имеющие трудности в воспитании детей, функционирует лекторий с показом видеофильмов для школьников и студентов.
Квалифицированную восстановительную, комплексную медико-психическую помощь детям, подросткам, имеющим отклонения в поведении, а также их семьям обеспечивает Детский центр профилактики и реабилитации Управления здравоохранения г. Якутска. На базе филиала нетрадиционного центра медицины в п. Хатассы открыто отделение восстановительного лечения для детей из улусов.
Также целенаправленную работу в этом направлении проводит ГУ Центр социально-психологической поддержки молодежи (ГУ ЦСППМ) при Министерстве по молодежной политике Республики Саха (Якутия) являющийся опорно-экспериментальным центром по социальной работе Департамента по молодежной политике Министерства образования РФ с 2002 года. Целью работы ГУ ЦСППМ является развитие социально-психологической культуры в молодежной среде и формирование социально необходимых личностных качеств молодых граждан республики путем оказания практической психологической поддержки молодежи, родителям, специалистам по работе с молодежью.
В основе реализации экспериментальной программы ГУ ЦСППМ "Формирование и внедрение психосоциальных технологий в работе с молодежью в РС (Я)" выступает необходимость переориентации существующего подхода к социальной работе с молодежью об оказании необходимой помощи к уровню предоставления государством минимальной стартовой поддержки в виде социальных услуг.
Система социально-психологической поддержки молодежи состоит из четырех направлений: "Психологическая поддержка", "Социально-информационное направление", "Социоклубное направление" и направление "Методическое обеспечение", по которым ведется профилактическая работа по предупреждению правонарушений среди молодежи.
Разработана "Республиканская целевая программа "Волонтер" на 2002 - 2003 годы". В целях реализации данной программы было заключено Дополнительное соглашение с Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Республике Саха (Якутия) в части организации волонтерского движения в улусах и городах республики, информационного освещения деятельности волонтеров. Согласно проведенных согласований с Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия) были выделены средства на питание волонтеров из малообеспеченных семей по линии органов социальной защиты населения.
Был подписан договор с ООО ПО "Швея Севера" на пошив спецодежды для волонтеров в количестве 4000 экземпляров, которые были распределены согласно заявок улусов в срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.