Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 12 июля 2007 г. ГС N 2348-III
Рекомендации
парламентских слушаний "О переходе к нормативному бюджетному финансированию реализации государственного стандарта общего образования и о внедрении новой системы оплаты труда в общеобразовательных учреждениях Республики Саха (Якутия)"
г. Якутск |
28 июня 2007 года |
Заслушав и обсудив доклад заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Ю.С. Куприянова, доклад председателя постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по науке, образованию, культуре и средствам массовой информации А.Н. Жиркова, содоклад первого заместителя министра образования Республики Саха (Якутия) В.В. Петрова, содоклад заместителя министра труда и социального развития Республики Саха (Якутия) В.В. Синцовой о переходе к нормативному бюджетному финансированию реализации государственного стандарта общего образования и о внедрении новой системы оплаты труда в общеобразовательных учреждениях Республики Саха (Якутия), участники парламентских слушаний отмечают следующее.
Обсуждение концепции Комплексного проекта модернизации образования Республики Саха (Якутия) выявило неоднозначность оценки со стороны педагогической общественности и родителей как содержательной части, так и проводимых в настоящее время и намеченных мероприятий по его внедрению. Методика организации и предварительные итоги апробации основных составляющих указанного проекта, предлагаемые схемы финансирования и механизмы его внедрения достаточно не отработаны и подвергаются аргументированной критике. Некоторые положения Комплексного проекта модернизации образования Республики Саха (Якутия) не универсальны и могут быть применены только с учетом как региональных, так и местных особенностей каждого образовательного учреждения. Особую тревогу в связи с внедрением указанного проекта высказывает сельское население, жители небольших по числу жителей поселений, где расположены малокомплектные образовательные учреждения.
Наличие в Республике Саха (Якутия) значительного числа поселений с небольшим количеством жителей, населенных пунктов, расположенных на большом удалении друг от друга, в условиях отсутствия или крайне слабой транспортной доступности отражает характер хозяйственного освоения сравнительно небольшой группой людей огромного пространства северного края. Создание учреждений образования явилось главным фактором социально-культурной комфортности и стабилизации численности основного населения указанных населенных пунктов. В настоящее время из имеющихся в Республике Саха (Якутия) 653 общеобразовательных учреждений 230 (или 35 процентов) имеют численность обучающихся менее 100 человек. Имеются 120 школ, где численность учащихся не превышает 50. Абсолютное число из указанных 230 образовательных учреждений расположены в сельской местности и являются единственным учреждением образования в конкретном населенном пункте.
Комплексный проект модернизации образования Республики Саха (Якутия) направлен на изменение политики финансирования образовательных учреждений в целом, включая малокомплектные школы, и предусматривает создание так называемых базовых школ и школ-филиалов с потерей последними юридического статуса и изменением схемы управления, последовательное приведение численности учащихся в соответствие с установленными нормативами, повышение или понижение оплаты труда учителя и работника системы образования в зависимости от количества обучающихся. Предусматриваются и другие механизмы внедрения указанного проекта, значительная часть которых также не подкреплена убедительными аргументами и расчетами. Апробация механизмов внедрения нормативного подушевого финансирования реализации государственного стандарта общего образования осуществлена в 33 образовательных учреждениях республики. Однако в число указанных пилотных образовательных учреждений ни одна малокомплектная школа не включена. Несмотря на наличие протокольного решения заседания Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений о включении малокомплектных школ в число образовательных учреждений, принимающих участие в пилотном проекте по введению новой системы оплаты труда работников сферы образования, Министерство образования Республики Саха (Якутия) приняло решение провести данный эксперимент, куда вовлечены 65 образовательных учреждений республики, также без участия малокомплектных школ. Между тем введение в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) нормативного подушевого финансирования и новой системы оплаты труда работников образования будет иметь прямое последствие прежде всего для судеб малокомплектных школ и в конечном счете - системы небольших по численности населения поселений республики в целом. Тем самым создаются условия, которые могут стать препятствием для достижения главной цели Комплексного проекта модернизации образования Республики Саха (Якутия) - обеспечения в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) доступности качественного образования. Переход от системы финансирования образовательных учреждений к схеме финансирования образовательных услуг, когда бюджет школы зависит от того, сколько учеников и по каким программам она обучает, приведет к экономическому угнетению малокомплектных школ и станет серьезным препятствием для получения учащимися из малокомплектных школ доступного качественного образования. Необходимо внести в Комплексный проект модернизации образования Республики Саха (Якутия) изменения, основанные на учете специфики системы образования Республики Саха (Якутия), характерной и неотъемлемой составной частью которой является малокомплектная школа.
Участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Правительству Республики Саха (Якутия) (Е.А. Борисов):
1) провести мероприятия по внедрению нормативного бюджетного финансирования в общеобразовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) в форме эксперимента с обязательным участием малокомплектных школ и школ-филиалов;
2) дополнительно включить с 1 сентября 2008 года в перечень пилотных образовательных учреждений для участия в пилотном проекте по введению новой системы оплаты труда не менее 20 малокомплектных школ с учетом характера их расположения и численности обучающихся в указанных образовательных учреждениях;
3) итоги указанных экспериментов вынести на публичное обсуждение.
4) с учетом итогов указанных экспериментов и апробации Комплексного проекта модернизации образования Республики Саха (Якутия) внести на рассмотрение Президента Республики Саха (Якутия) предложения по содержательной части указанного проекта, а также разработке механизмов его реализации;
5) совместно с Государственным Собранием Республики Саха (Якутия) создать рабочую группу по разработке проекта закона Республики Саха (Якутия) о малокомплектных образовательных учреждениях в Республике Саха (Якутия);
6) внести на рассмотрение Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) проект инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) с учетом строительства новых и реконструкции имеющихся пришкольных интернатов;
7) включить в состав межведомственной комиссии по реализации Комплексного проекта модернизации образования Республики Саха (Якутия) народных депутатов Республики Саха (Якутия).
2. Главам муниципальных образований Республики Саха (Якутия):
1) оказывать всемерную поддержку малокомплектным образовательным учреждениям, рассматривая их как главный селообразующий (поселкообразующий) фактор и центр социально-культурного развития сельского населенного пункта;
2) в течение трех лет со дня выхода распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) от 10 апреля 2007 года N 185-РП "О реализации Комплексного проекта модернизации образования Республики Саха (Якутия)" принимать меры по недопущению случаев закрытия малокомплектного образовательного учреждения по причинам перехода к нормативно-бюджетному финансированию и (или) внедрения новой системы оплаты труда в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия);
3) обеспечить активное участие населения в обсуждении содержательной части Комплексного проекта модернизации образования Республики Саха (Якутия);
4) проводить реорганизацию и ликвидацию общеобразовательных учреждений только с согласия жителей населенных пунктов, обслуживаемых указанными учреждениями.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 12 июля 2007 г. ГС N 2348-III "О рекомендациях... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.