Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к проекту федерального закона
"О ежемесячной социальной доплате
к трудовой пенсии неработающим пенсионерам,
проживающим в районах Крайнего Севера
и приравненных к ним местностях"
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О ежемесячной социальной доплате к трудовой пенсии неработающим пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
Проект федерального закона "О ежемесячной социальной доплате к трудовой пенсии неработающим пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", Посланием Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации на 2007 год.
Указанный проект федерального закона определяет условия и порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим страховой стаж не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин, ежемесячной социальной доплаты, устанавливаемой к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, в целях приближения размера трудовой пенсии к величине прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обязательства государства в отношении пенсионеров реализуются в постепенном приближении базовой части трудовой пенсии к величине прожиточного минимума пенсионера.
Несмотря на меры, принимаемые Правительством Российской Федерации для повышения уровня пенсионного обеспечения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе для применения районного коэффициента к базовой части трудовой пенсии, индексации базовой и страховой частей трудовой пенсии, в 12 из 27 регионов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, средний размер трудовой пенсии не достигает величины прожиточного минимума пенсионера. Например, в Эвенкийском автономном округе средний размер трудовой пенсии составляет лишь 70,3 процента от величины прожиточного минимума пенсионера, в Корякском автономном округе - 72,1 процента, Сахалинской области - 78 процентов, Чукотском автономном округе - 82,2 процента, Приморском крае - 84,5 процента, Амурской области - 86,7 процента, Хабаровском крае - 89,9 процента. При этом указанное соотношение в среднем по Российской Федерации составляет 105 процентов, в Липецкой области - 131,9 процента, Тверской области - 127,5 процента, Орловской области - 126,1 процента.
Положение неработающих пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, значительно отличается от положения неработающих пенсионеров в других субъектах Российской Федерации, так как экстремальные природно-климатические условия проживания требуют значительных расходов на приобретение теплой верхней одежды (шуб, унтов, меховых головных уборов), что достаточно проблематично при существующем соотношении среднего размера трудовой пенсии и величины прожиточного минимума пенсионера. Суровая, продолжительная зима, повышенные расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг, электроэнергии, на приобретение лекарственных средств, повышенные цены на услуги здравоохранения, отсутствие альтернативы авиационному транспорту (а это высокие цены на авиабилеты) ставят пенсионеров Республики Саха (Якутия) в трудное положение.
Между тем государственная политика в сфере пенсионного обеспечения лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна обеспечить справедливую реализацию пенсионных прав граждан путем установления специфичных условий и норм пенсионного обеспечения с учетом низкого уровня жизни, повышенных цен на товары и услуги, более ранней утратой# трудоспособности в связи с экстремальными природно-климатическими условиями.
Проведение социальной политики на Севере должно базироваться на следующих принципах:
1) обеспечение предоставления населению, проживающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, компенсации повышенных материальных и физических затрат в связи с проживанием и работой в неблагоприятных природно-климатических условиях Севера;
2) сближение уровня потребления населением Севера социальных благ с учетом удорожающих "северных" факторов с уровнем потребления в центральных районах Российской Федерации с учетом минимальных стандартов потребления населением материальных и нематериальных благ;
3) наиболее полное отражение в пенсионном законодательстве особенностей исчисления размеров трудовой пенсии в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Для решения данной проблемы указанным законопроектом предлагается введение ежемесячной социальной доплаты к трудовой пенсии, которая устанавливается в размере разницы между величиной прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации, и размером трудовой пенсии, назначенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не может превышать 100 процентов базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 и 4.1 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Расчет размера доплаты к трудовой пенсии производится один раз в квартал после утверждения величины прожиточного минимума по социально-демографическим группам населения субъектов Российской Федерации в соответствии с Методическими рекомендациями по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 года N 192, которые обеспечивают единый методологический подход к определению потребительской корзины в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" величина прожиточного минимума устанавливается на очередной квартал для использования в следующем квартале.
Расчет ежемесячной социальной доплаты к трудовой пенсии осуществляется по следующей формуле:
ЕСДi = ПМi - П <= БЧ, где
ЕСДi - ежемесячная социальная доплата к трудовой пенсии на i-й квартал;
ПMi - прожиточный минимум пенсионера на i-й квартал, предшествующий
кварталу назначения указанной доплаты;
i - очередной квартал (I, II, III, IV квартал);
П - размер трудовой пенсии на момент назначения указанной доплаты
(на 1 января, 1 апреля, 1 июля, 1 октября);
БЧ - 100 процентов базовой части трудовой пенсии по старости, преду-
смотренной пунктами 1 и 4.1 статьи 14 Федерального закона "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пример. Размер трудовой пенсии гражданина Иванова, установленный на 1 апреля 2007 года, составляет 3 458,87 рублей. Его пенсия не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной на I квартал 2007 года в размере 4 340 рублей. Ежемесячная социальная доплата к трудовой пенсии, выплачиваемой с 1 апреля по 30 июня 2007 года, составит:
ЕСД = ПМ - П <= БЧ = 4340 - 3458,87 = 881,13 рублей.
Выплата ежемесячной социальной доплаты к трудовой пенсии неработающим пенсионерам осуществляется до момента выравнивания размера трудовой пенсии неработающим пенсионерам с величиной прожиточного минимума пенсионера. При увеличении в соответствии с федеральным законом размера базовой части трудовой пенсии одновременно повышается размер ежемесячной социальной доплаты к трудовой пенсии.
Ежемесячная социальная доплата к трудовой пенсии назначается и выплачивается органом, осуществляющим назначение и выплату трудовой пенсии, одновременно с выплатой трудовой пенсии.
Расходы на выплату ежемесячной социальной доплаты к трудовой пенсии в целом по районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностях# составят в 2008 году 2 309,4 млн. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.