Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон
"Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" направлен на упрощение процедуры внесения изменений в устав муниципального образования. Частое изменение Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") влечет постоянное внесение поправок в уставы муниципальных образований.
Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" проект муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования должен выноситься на публичные слушания, в том числе в случае приведения устава в соответствие с вновь измененным федеральным законодательством. На практике длительные процедуры обсуждения, которые носят исключительно информационный характер, создают трудности в своевременном обеспечении соответствия устава муниципального образования закону.
Согласно части 3 статьи 35 указанного федерального закона представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. Данное положение закона противоречит статьям 130 и 131 Конституции Российской Федерации и безосновательно ограничивает права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Кроме того, на практике отсутствие постоянно действующего представительного органа муниципального образования порождает проблемы, связанные со своевременным принятием муниципальных правовых актов (в частности, об установлении местных налогов и о принятии бюджета), так как частый созыв схода граждан с соблюдением кворума практически невозможен.
Избирательная комиссия муниципального образования - это орган власти, который не входит в структуру органов местного самоуправления. Статус избирательных комиссий устанавливается Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, исполняя требование части 3 статьи 39 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные образования воспроизводят в своих уставах нормы федерального закона и закона субъекта Российской Федерации.
Наделение органов местного самоуправление# статусом юридического лица не относится к вопросам структурирования органов местного самоуправления. В силу решения тех или иных хозяйственных вопросов в любое время может возникнуть вопрос о наделении того или иного органа местного самоуправления статусом юридического лица. Как правило, данный вопрос требует оперативного решения. В связи с этим указанным законопроектом предлагается заменить норму о наделении органа местного самоуправления правами юридического лица исключительно уставом муниципального образования нормой о возможности решения данного вопроса правовым актом представительного органа муниципального образования.
Внесение изменений в уставы муниципальных образований в основном связано с внесением изменений в статьи 14, 15, 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающие перечень вопросов местного значения. За 2006 год принято шесть федеральных законов, вносящих изменения и дополнения в указанный перечень. При этом статьей 18 данного федерального закона установлено, что перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в этот федеральный закон. Следовательно, воспроизведение в уставах муниципальных образований положений федерального закона, закрепляющих вопросы местного значения, является излишним нагромождением устава муниципального образования и превращает устав в свод выдержек из федеральных законов.
Порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителей данных предприятий и учреждений, порядок заслушивания отчета об их деятельности невозможно полностью урегулировать уставом муниципального образования. Поэтому сложилась практика принятия отдельного муниципального правового акта, регулирующего отношения в хозяйственной сфере.
Порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа детально регулируется Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Данный федеральный закон устанавливает единый порядок размещения заказов и проведения торгов на поставки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Из смысла его норм следует, что все отношения, возникающие в связи с размещением заказов на поставки товаров, работ и услуг для муниципальных нужд должны регулироваться этим федеральным законом.
В целом Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержит 44 отсылочных# нормы, которые определяют вопросы, подлежащие регулированию уставом муниципального образования (статьи 9 - 77), тогда как в статье 44 закреплен перечень вопросов, которые регулируются уставом муниципального образования. На практике (в условиях нехватки квалифицированных юристов в органах местного самоуправления поселений) это создает трудности в разработке проектов муниципальных правовых актов, что влечет отказ уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в регистрации внесения изменений в уставы муниципальных образований. Проект указанного федерального закона направлен на некоторое упрощение процедуры муниципального нормотворчества путем исключения из положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" норм, дублирующих положения иных федеральных законов и требующих дополнительного регулирования данных вопросов уставом муниципального образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.