Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 17 января 2007 г. N 3-61/06
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного суда РФ от 25 апреля 2007 г. N 74-Г07-6 настоящее решение оставлено без изменений
Верховный суд Республики Саха (Якутия), рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске от 17 января 2007 года дело по заявлению и.о. прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству отдельных положений Постановления Республики Саха (Якутия) "О вознаграждении педагогическим работникам общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя в 2006 году" и утвержденного им Порядка от 25.01.2006 года недействующим, суд установил:
Правительством Республики Саха (Якутия) 25 января 2006 года было принято Постановление "О вознаграждении педагогическим работникам общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя в 2006 году" за N 10 и был утвержден Порядок предоставления в 2006 году местным бюджетам субвенций на выплату вознаграждений за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных школ. Данные нормативные правовые акты были опубликованы в газетах "Саха Сирэ" N 21 от 4 февраля 2006 года; "Якутия" N 18 от 1 февраля 2006 года.
Прокуратура Республики Саха (Якутия) обратилась с заявлением о признании п. 1, п. 3; п. 4.2; п. 6 Постановления РС (Я) N 10 противоречащими федеральному законодательству и недействующими.
В судебном заседании прокурор в части поддержания п. 1 Постановления РС (Я) отказалась в связи с тем, что оспариваемая норма изменена Постановлением Правительства от 21 ноября 2006 года N 521 и приведена в соответствии с федеральным законодательством. В остальной части заявление поддерживает и считает, что передача субвенций местным бюджетам возможна только после передачи государственных полномочий органам местного самоуправления в установленном законом порядке. Что согласно БК РФ субсидии предполагают софинансирование, денежное вознаграждение за осуществление функций классного руководства должны финансироваться также из республиканского бюджета. Просит признать оспариваемые нормы и Правила недействующими.
Представитель Правительства РС (Я) Алексеев П.В., представитель Министерства финансов РС (Я) Федоров И.В. и представитель Министерства образования РС (Я) Семенов Т.Т. с заявлением прокурора не согласны и представили свои отзывы.
Представитель Министерства юстиции РФ по РС (Я) Кочеварова П.В. на предварительном судебном заседании поддержала экспертное заключение, при этом пояснила, что постановление принято в пределах полномочий РС (Я) и соответствует федеральному законодательству. В связи с необоснованностью заявления просит в удовлетворении отказать.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленный письменный материал, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 854 п. 4 было предложено государственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять месячный срок законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации об установлении вознаграждения, предусматривающие порядок, размер и условия его выплаты.
П. 2 Правил предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ указано, что субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке законы или иные нормативные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства по выплате вознаграждения.
В соответствии ст. 11 Закона РС (Я) от 15 февраля 1995 года "О Правительстве Республики Саха (Якутия)" к полномочиям Правительства РС (Я) отнесено обеспечение проведения в Республике Саха (Якутия) единой финансовой, налоговой, кредитной, денежной, валютной, ценовой и инвестиционной политики, а также исполнение Государственного бюджета республики.
Согласно ст. 26 Закона РС (Я) от 8 декабря 2005 года "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия)" порядок распределения и расходования субвенций на выполнение федеральных полномочий устанавливается при фактическом поступлении средств из федерального бюджета в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
В целях реализации приоритетного национального проекта "Образование" и во исполнение постановления Правительства РФ от 30 декабря 2005 года N 854 "О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждений за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ" Правительство Республики Саха (Якутия) приняло данное постановление в пределах своей компетенции.
При этом п. 3 Постановления утвержден Порядок предоставления в 2006 году местным бюджетам субвенций на выплату вознаграждений за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных учреждений согласно приложений.
П. 4.2 Постановления предусмотрено произвести финансирование субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на выплату вознаграждений за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных школ за счет средств, выделенных из федерального бюджета.
П. 6 Постановления предусмотрено улусным и городским управлениям образования, республиканским учреждениям образования обеспечить представление отчетов в Министерство образования республики Саха (Якутия) о расходах на выплату вознаграждения ежемесячно, до 10 числа, следующего за отчетным периодом.
Согласно п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 26.10.1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законами субъекта РФ в порядке, определенном Федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в РФ, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ по решению ряд вопросов, приведенных в статье, среди которых отсутствует вопрос о вознаграждении педагогическим работникам общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного Федерального закона следует читать как "от 6 октября 1999 г."
Осуществление выплаты вознаграждений за выполнение функций руководителя педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных учреждений в соответствии с п. 13 ч. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не относится к государственным полномочиям субъектов Российской Федерации.
В п. 5 Постановлении Правительства РФ от 30.12.2005 года N 854 указано, что субъект Российской Федерации в определяемом им порядке предоставляет местным бюджетам из фонда компенсаций субвенции на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих в связи с принятием субъектом Российской Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих выплату вознаграждения.
При этом в соответствии с письмом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 25.04.2006 года "О рекомендациях ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ по применению законодательства РФ при осуществлении выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам общеобразовательных учреждений" указанное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета в виде целевых субсидий бюдежам субъектов, должно устанавливаться дополнительно к доплатам, предусмотренным за эту работу по состоянию на 31 декабря 2005 года.
В связи с этим в п. 5.2 Постановления Правительства РС (Я) от 25.01.2006 N 10 поручено сохранить размеры выплат за классное руководство осуществляемых по состоянию на 31 декабря 2005 года педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений. И согласно приложения N 1-19 Постановления размер выплат за классное руководство осуществляемых по состоянию на 31 декабря 2005 года, составляет 15 % и 20 % надбавки к выплатам.
В связи с этим, доводы изложенные прокурором не обоснованны, так как Республика Саха (Якутия) установленные ранее выплаты в виде надбавок сохранила за классное руководство и дополнительное софинансирование субвенций не требуется во избежание двойной выплаты, что привело бы нарушение финансовой дисциплины.
Во исполнение п. 3 постановления Правительства РФ N 854 приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.01.2006 утверждена форма отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений. В указанной форме отчета содержатся положения о расходовании федеральных средств на выплату вознаграждения за классное руководство работникам муниципальных образовательных учреждений.
Согласно Приказа установлена обязанность заключения соглашения федеральному агентству по образованию РФ с субъектами Российской Федерации. 30 января 2006 года заключено соглашение о предоставлении финансовой помощи бюджету РС (Я) в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных школ, где получатель субъект РФ обязался предоставить отчет Агентству о расходах бюджета по этому вопросу.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд решил:
В удовлетворении заявления и.о. Прокурора Республики Саха (Якутия) о признании отдельных положений Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.01.2006 года "О вознаграждении педагогическим работникам общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя в 2006 году" и утвержденного им Порядка недействующим отказать.
Решение может быть обжаловано в течении 10 дней в Верховный суд Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 17 января 2007 г. N 3-61/06
Текст решения предоставлен Верховным судом РС (Я) по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был