Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 13 июля 2007 г. N 3-21/07
(извлечение)
Верховный Суд Республики Саха (Якутия), рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске "13" июля 2007 г. гражданское дело по заявлению Прокурора Республики Саха (Якутии) о признании п. 5 ч. 1 ст. 18, ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 22 Закона Республики Саха (Якутии) от 11.10.2006 г. 374-З N 761-III "О территориальных избирательных комиссиях в Республике Саха (Якутия)" противоречащими федеральному законодательству и недействующими, установил:
Государственным собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принят и опубликован в установленном законом порядке Закон Республики Саха (Якутии) от 11.10.2006 г. 374-З N 761-III "О территориальных избирательных комиссиях в Республике Саха (Якутия)", регулирующий правовые основы организации и деятельности территориальных избирательных комиссий в Республике Саха (Якутия), их место в системе государственных органов Республики Саха (Якутия).
Прокурор Республики Саха (Якутии) обратился в суд с заявлением о признании п. 5 ч. 1 ст. 18, ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 22 данного Закона РС (Я) противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу, указывая, что п. 5 ч. 1 ст. 18 Закона РС (Я) устанавливающий, что членами территориальных избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть выборные должностные лица, замещающие государственные должности Республики Саха (Якутия) противоречит требованиям ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ (в ред. от 29.12.2006 г.), которыми в системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации выборные должностные лица не предусмотрены и противоречит Закону РС (Я) от 11.10.2006 383-З N 783-III "О реестре государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)"; ч. 2 чт. 20 Закона РС (Я) устанавливающая, что в соответствии с федеральным законодательством член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть привлечен к уголовной ответственности, подвергнут административным наказаниям, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора Республики Саха (Якутия), противоречит п. 18 ст. 29 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предусматривающей согласие прокурора субъекта РФ на привлечение указанных лиц к ответственности, налагаемой в судебном порядке.
Прокурор, в судебном заседании, уточнил заявленные требования и исключил из заявления оспаривание ч. 2 ст. 22 Закона РС (Я), устанавливающей, что членами территориальных избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наряду с иными категориями граждан, не могут быть лица, замещающие государственные должности Республики Саха (Якутия), в связи с тем, что Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС (Я) данная норма приведена в соответствие с федеральным законодательством Законом РС (Я) от 19.06.2007 г. З N 394-III "О внесении изменения в статью 22 Закона РС (Я) "О территориальных избирательных комиссиях в Республике Саха (Якутия)".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Закона РС (Я) "О внесении изменения в статью 22 Закона РС (Я) "О территориальных избирательных комиссиях в Республике Саха (Якутия)" следует читать как "459-З N 933-III"
В судебном заседании прокурор Федорова Р.Е. поддержала заявленные требования.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Иванов П.В. с заявленными требованиями не согласился, суду пояснил, что закон принят в пределах полномочий Государственного Собрания (Ил Тумэн), п. 5 ч. 1 ст. 18 Закона РС (Я) принят в соответствии с требованиями федерального законодательства, указание прокурора на противоречие Закону РС (Я) от 11.10.2006 г. 383-З N 783-III "О реестре государственных должностей РС (Я) и должностей государственной гражданской службы РС (Я)" не обоснованно, т.к. в заявлении оспариваются нормы на предмет противоречия федеральному законодательству, а не противоречия в двух равнозначных нормативных актах республики; ч. 2 ст. 20 Закона РС (Я) не вступает в противоречие с ФЗ N 67 от 12.06.2002 г., т.к. закон имеет прямое действие на территории Республики Саха (Якутии), поэтому указание на дачу согласия по привлечению к ответственности члена комиссии с правом решающего голоса, прокурором субъекта РФ будет вмешательством в деятельность законодательных органов субъекта РФ.
Заслушав представителя прокуратуры РС (Я) Федорову Р.Е., представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) Иванова П.В., представителя ГУ МЮ по ДВФО - эксперта Кочеварову П.В., исследовав материалы дела, судебные прения, суд считает заявление прокурора подлежащим частичному удовлетворению.
В п. 5 ч. 1 ст. 18 Закона РС (Я) "О территориальных избирательных комиссиях в Республике Саха (Якутия)" предусмотрено, что членами территориальных избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть выборные должностные лица, замещающие государственные должности Республики Саха (Якутия).
Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" N 67-ФЗ от 12.06.2002 г. в ст. 29 установлено, что членами избирательных комиссий не могут являться выборные должностные лица, а так же высшие должностные лица субъектов РФ, главы администраций.
Законом РС (Я) от 11.10.2006 г. 383-З N 783-III "О реестре государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)" так же не предусмотрены выборные должности в перечне государственных должностей, но при этом, в оспариваемом прокурором п. 5 ч. 1 ст. 18 Закона РС (Я), установленный перечень лиц, которые не могут являться членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не изменяется, и не вступает в противоречие с нормами, установленными федеральным законодательством.
Иных доказательств противоречия оспариваемой нормы Закона РС (Я) федеральному законодательству прокурором не представлено.
Исходя из изложенного, суд считает, что п. 5 ч. 1 ст. 18 Закона РС (Я) "О территориальных избирательных комиссиях в Республике Саха (Якутия)" принят в пределах полномочий Государственного Собрания (Ил Тумэн), предусмотренных ФЗ 184-ФЗ от 06.10.1999 г., в соответствии с ч. 1 ст. 26 и ч. 8 ст. 20 ФЗ ""Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" N 67-ФЗ от 12.06.2002 г., устанавливающими, что компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов РФ определяется законами субъекта РФ. Поэтому в удовлетворении заявления в части признания противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 5 ч. 1 ст. 18 Закона РС (Я) "О территориальных избирательных комиссиях в Республике Саха (Якутия)" надлежит отказать.
Частью 2 статьи 20 Закона РС (Я) "О территориальных избирательных комиссиях в Республике Саха (Якутия)" установлено, что в соответствии с федеральным законодательством член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть привлечен к уголовной ответственности, подвергнут административным наказаниям, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора Республики Саха (Якутия).
Согласно п. 18 ст. 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ член комиссии с правом решающего голоса не может быть привлечен к уголовной ответственности, подвергнут административным наказаниям, налагаемым в судебном·порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации. Тем самым, федеральным законодателем предусмотрено, что член комиссии с правом решающего голоса может быть привлечен к уголовной ответственности и подвергнут административным наказаниям, налагаемым в судебном порядке, не только с согласия прокурора субъекта Российской Федерации, v территории которого действует комиссия, но и с согласия прокурора иного субъекта Российской Федерации за совершение общественно опасного деяния в другом субъекте Федерации, так как член территориальной комиссии с правом решающего голоса, действующей на территории Республики Саха (Якутия), обладает указанными гарантиями особого порядка привлечения к ответственности и за пределами республики.
Согласно ст. 76 Конституции РФ, принимаемые субъектами Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.
Таким образом, ч. 2 ст. 20 Закона РС (Я) подлежит признанию противоречащей федеральному законодательству и недействующей в части, предусматривающей, что член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть привлечен к уголовной ответственности, подвергнут административна^ наказаниям, налагаемым в судебном порядке, с согласия прокуроров других субъектов Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд РС (Я) решил:
Заявление прокурора РС (Я) удовлетворить частично.
Признать противоречащей федеральному закону и недействующей ч. 2 ст. 20 Закона Республики Саха (Якутии) от 11.10.2006 г. 374-З N 761-III "О территориальных избирательных комиссиях в Республике Саха (Якутия)" с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части заявленных прокурором требований - отказать.
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после вступления решения в законную силу.
Решение будет изготовлено в окончательном виде 20.07.2007 г., и, может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 10-дней со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.