Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Указу
Президента Республики Саха (Якутия)
от 9 января 2008 г. N 801
Концепция
государственной земельной политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года
Настоящая Концепция государственной земельной политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года (далее - Концепция) определяет цель, принципы и основные направления государственной политики Республики Саха (Якутия) в области развития земельных отношений.
Государственная земельная политика Республики Саха (Якутия) - это система мер правового, экономического, информационного и организационного характера. Государственная земельная политика является составной частью экономической и социальной политики Республики Саха (Якутия).
Концепция призвана определить и закрепить основные принципы и подходы к реализации положений Земельного Кодекса# Российской Федерации с учетом местных условий, традиций и специфики жизни населения в Республике Саха (Якутия).
Концепция основывается на Конституции Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), федеральных законах и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Республики Саха (Якутия).
I. Состояние земельных отношений в Республике Саха (Якутия)
Якутия имеет в соответствии с данными государственной статистической отчетности на 1 января 2007 года площадь территории в Российской Федерации - 308 352 257 га (3083,5 тыс. кв. км) или 1/5 часть Российской Федерации, или 50 % территории Дальневосточного федерального округа.
Таблица 1
Структура
земельного фонда Республики Саха (Якутия) по категориям земель
Категория земель |
1 января 2007 г. |
|
Площадь (тыс. га) |
% |
|
Земли сельскохозяйственного назначения |
24 630,1 |
8,0 |
Земли населенных пунктов |
226,1 |
0,1 |
Земли промышленности, транспорта и иного назначения |
147,0 |
0,1 |
Земли особо охраняемых территорий |
2 757,8 |
0,9 |
Земли лесного фонда |
249 010,5 |
80,7 |
Земли водного фонда |
2 136,0 |
0,7 |
Земли запаса |
29 444,8 |
9,5 |
Итого земель |
308 352,3 |
100,0 |
Таблица N 2
Информация
по разграничению собственности на землю в Республике Саха (Якутия)
(по данным Управлений Росрегистрации и Роснедвижимости по Республике Саха (Якутия)
на 1 декабря 2007 г.
Показатели |
Площадь (тыс. га) |
В процентном соотношении (%) |
1. Земельный фонд Республики Саха (Якутия), в том числе по видам собственности |
308 352,3 |
100 |
1.1. Российской Федерации |
2 326,8(1) |
0,754 |
1.2. Республики Саха (Якутия) |
2 851,5 |
0,924 |
1.3. муниципальных образований |
56,43 |
0,018 |
1.4. граждан |
9,0 |
0,003 |
1.5. юридических лиц |
4,5 |
0,001 |
2. Земли лесного фонда (федеральные в силу федерального законодательства) |
249 010,5 |
80,757 |
3. Земли водного фонда (федеральные в силу федерального законодательства) |
2 136,0 |
0,693 |
4. Неразграниченные земли |
51 957,57 |
16,85 |
(1) без учета земель лесного и водного фондов
Территория Республики Саха (Якутия) расположена в зоне распространения вечной мерзлоты, которая отличается большим своеобразием, неоднородностью и экстремальностью природно-климатических условий. Кроме того, необходимо принимать во внимание огромную площадь республики и большие расстояния между населенными пунктами, а также, в целом, особенности физико-географических условий на территории практически каждого муниципального образования. Все это в совокупности оказывает существенное влияние на формы и методы хозяйствования, на размещение производительных сил и должно учитываться при создании систем управления земельными ресурсами.
На сегодня рост объема сделок с землей приходится в основном только на земли населенных пунктов и земли сельскохозяйственного назначения. Более 90 % всех земельных платежей (земельного налога и арендной платы за земельные участки) поступает с земель населенных пунктов.
Исходя из информации по разграничению собственности на землю в Республике Саха (Якутия) следует, что оборот земли в республике недостаточно развит.
Несовершенство организации системы государственного земельного контроля создало условия для роста нарушений земельного законодательства Особое место в ряде нарушений занимает использование земельных участков без надлежаще оформленной документации, что оставляет местные бюджеты без части доходов от аренды земель и земельного налога. Поселковые (наслежные) землеустроители, обладающие самой достоверной информацией о землепользователях, не являясь муниципальными служащими, не вправе участвовать в вопросах земельного контроля. Кроме того, на местах практически нет компетентных специалистов в области земельного законодательства.
II. Цель Концепции
Основная цель государственной земельной политики - повышение благосостояния граждан республики и обеспечение социально-экономического развития общества путем рационального и эффективного использования земельного фонда Республики Саха (Якутия).
Целью Концепции является определение основных направлений государственной земельной политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года.
III. Принципы земельной политики Республики Саха (Якутия)
Государственная земельная политика Республики Саха (Якутия) основывается на принципах земельного законодательства Российской Федерации, в том числе:
- земля как основа жизни и деятельности человека, согласно которому отношения по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте;
- сохранность территорий традиционного природопользования народов, населяющих территорию республики;
- единство информационного пространства, которое должно обеспечиваться общими подходами органов государственной власти и местного самоуправления к процедурам формирования, учета земельных участков.
IV. Основные направления государственной земельной политики Республики Саха (Якутия)
Основными направлениями государственной земельной политики Республики Саха (Якутия) являются:
1. Охрана земли как основной составляющей окружающей среды.
2. Создание условий для многообразия форм собственности на землю, оценки земли, развитие рынка земли. Вовлечение в гражданский оборот земель населенных пунктов и сельскохозяйственного назначения, а также земель иных категорий.
3. Совершенствование нормативного правового регулирования земельных отношений.
4. Совершенствование государственных и муниципальных систем управления земельными ресурсами путем взаимодействия государственных органов власти с органами местного самоуправления. Оказание правовой, методической и финансовой помощи органам власти местного самоуправления.
5. Разработка правовых механизмов государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера в области земельных отношений в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, их прав и законных интересов.
6. Создание картографической основы и территориальных схем землеустройства Республики Саха (Якутия). Повышение эффективности, рациональности использования и охраны земельного фонда.
7. Создание систем государственной и негосударственной форм подготовки и повышения квалификации специалистов в области управления земельными ресурсами, землеустройства, кадастра, геодезии и картографии.
8. Научное обоснование региональных мероприятий в области земельных отношений, землеустройства, оценки земель, геоинформационных систем в области земельных отношений.
V. Ожидаемые результаты реализации государственной политики в области земельных отношений
- обеспечение рационального использования земельных ресурсов для размещения и развития производительных сил, транспорта, энергетики;
- создание правовых условий для реализации основных направлений государственной земельной политики Республики Саха (Якутия);
- совершенствование и развитие систем управления земельными ресурсами государственного (республиканского) и муниципального уровня;
- увеличение количества зарегистрированных прав собственности земельных участков Республики Саха (Якутия), муниципальных образований, юридических и физических лиц;
- увеличение поступлений налоговых и арендных платежей в соответствующие уровни бюджетов;
- увеличение количества сделок с земельными участками, в том числе по ипотеке земельных участков;
- сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов в управлении земельными ресурсами;
- оформление прав безвозмездного пользования коренных малочисленных народов Севера и их общин на землю.
VI. Механизмы реализации Концепции государственной земельной политики Республики Саха (Якутия)
Концепция направлена на практическую реализацию стратегических экономических интересов Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления.
Организационной основой для реализации земельной политики Республики Саха (Якутия) должна стать Концепция государственной земельной политики Республики Саха (Якутия).
Механизмом реализации настоящей Концепции государственной земельной политики Республики Саха (Якутия) на среднюю и долгосрочную перспективу является План реализации основных направлений Концепции государственной земельной политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, в рамках которой будут разрабатываться целевые, ведомственные и иные программы республиканского и муниципального уровня, нормативно-правовые акты государственных органов власти Республики Саха (Якутия) и местного самоуправления. Источниками финансирования указанных республиканских и муниципальных программ будут являться Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) и бюджеты органов местного самоуправления.
Взаимодействие органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления может регулироваться договорами и соглашениями, заключаемыми в установленном законом порядке. Для координации своей деятельности органы государственной власти Республики Саха (Якутия) и органы местного самоуправления вправе создавать временные и постоянно действующие совместные координационные, консультационные и другие рабочие органы.
Органы государственной власти и местного самоуправления обеспечивают информационное освещение хода земельной реформы на территории республики и муниципальных образований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.