Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Указу Президента
Республики Саха (Якутия)
от 28 декабря 2007 года N 789
Концепция
развития местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) на 2008 - 2015 годы
В республике реализованы положения Концепции развития местного самоуправления на период до 2008 года и План совместных действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, утвержденные Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2004 года N 1623.
Принятая на период 2002 - 2005 гг. "Республиканская программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления" выполнена, и в настоящее время реализуется следующая республиканская программа государственной поддержки местного самоуправления на 2006 - 2008 гг.
В соответствии с указанными программными документами органами государственной власти Республики Саха (Якутия) созданы и совершенствуются правовые, организационные, финансово-экономические условия развития двухуровневой системы местного самоуправления. В целях обеспечения муниципальной реформы с 2003 года приняты 104 республиканских закона, которые стали правовой основой деятельности органов местного самоуправления. Законодательно установлены границы и статусы 446 муниципальных образований, в т.ч. 34 муниципальных районов, 2 городских округов, 49 городских и 361 сельского поселения.
В муниципальную собственность безвозмездно передано имущество государственной собственности суммарной стоимостью около 110 млрд. руб. Проводится работа по разграничению объектов собственности между муниципальными районами и поселениями, инвентаризация и паспортизация имущества, наметились позитивные тенденции в социально-экономическом развитии муниципальных образований. Оказывается постоянная методическая, консультативно-правовая помощь органам местного самоуправления, создана система подготовки и переподготовки кадров для муниципальной службы.
Сформированные в октябре 2005 года органы местного самоуправления поселений с 1 января 2006 года осуществляют собственные полномочия по решению вопросов местного значения в полном объеме.
30 марта 2006 года на I съезде муниципальных образований республики учрежден Совет муниципальных образований Республики Саха (Якутия) - ассоциация межмуниципального сотрудничества.
Вместе с тем состояние местного самоуправления в республике характеризируется рядом основных проблем:
- нестабильностью федерального законодательства, влекущей сложности его применения;
- недостаточным использованием экономического потенциала муниципальных образований;
- недостаточной финансовой обеспеченностью закрепленных полномочий для их качественного исполнения;
- слабым внедрением современных технологий в муниципальном управлении.
Концепцией развития местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) на 2008 - 2015 гг. (далее - Концепция) предусмотрено завершение мероприятий переходного периода реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и дальнейшее углубление муниципальной реформы, позволяющей поднять на более высокий уровень институт местного самоуправления.
Правовой основой Концепции являются Конституция Российской Федерации, Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия), федеральные и республиканские правовые акты, регулирующие вопросы местного самоуправления.
В положениях Концепции с учетом достигнутых результатов определены цели, приоритетные направления и задачи развития местного самоуправления и социально-экономических основ муниципальных образований, механизмы и сроки реализации которых будут конкретизированы в планах действий органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Цель, основные направления и задачи развития местного самоуправления
Целью развития местного самоуправления является совершенствование института местного самоуправления для обеспечения его эффективной деятельности как необходимого условия улучшения качества жизни населения.
Основными направлениями деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации поставленной цели являются:
1. Совершенствование законодательной базы местного самоуправления и развитие муниципального нормотворчества.
2. Совершенствование системы бюджетного регулирования и межбюджетных отношений, укрепление финансово-экономической базы местного самоуправления.
3. Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления и улучшение качества оказываемых ими услуг.
4. Развитие механизмов участия населения в осуществлении местного самоуправления и активизация самоорганизации граждан.
Для реализации основных направлений развития местного самоуправления предусматривается решение следующих первоочередных задач:
1. Совершенствование законодательной базы местного самоуправления и развитие муниципального нормотворчества:
1.1. развитие республиканской нормативной правовой базы местного самоуправления в соответствии с требованиями федерального законодательства с учетом местных условий и традиций;
1.2. развитие муниципальных нормативных правовых актов в соответствии с требованиями законодательства;
1.3. совершенствование законодательства о передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий с учетом интересов населения и эффективности их реализации;
1.4. научно-методическое и консультативно-правовое сопровождение органами государственной власти мероприятий муниципальной реформы;
1.5. развитие правовых условий участия населения в муниципальном нормотворчестве;
1.6. обеспечение доступа органов местного самоуправления и населения к правовым информационным базам по местному самоуправлению.
2. Совершенствование системы бюджетного регулирования и межбюджетных отношений, укрепление финансово-экономической базы местного самоуправления:
2.1. повышение уровня сбалансированности местных бюджетов;
2.2. совершенствование методики распределения средств фондов компенсаций и финансовой поддержки муниципальных образований;
2.3. эффективное использование муниципальной собственности и земельных ресурсов;
2.4. концессионные механизмы в управлении жилищно-коммунальным хозяйством;
2.5. внедрение инновационных технологий эффективного управления бюджетным процессом, муниципальной собственностью, муниципальным хозяйством;
2.6. взаимодействие с федеральными структурами по администрированию местных налогов и совершенствование системы бюджетного регулирования;
2.7. совершенствование планирования социально-экономического развития территорий муниципальных образований;
2.8. внедрение мониторинга, оценки результативности муниципальных программ в системе управления муниципального образования и в практике управления объектами муниципальной собственности;
2.9. развитие муниципальной статистики;
2.10. создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, развития среднего и малого бизнеса, предпринимательства.
3. Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления и улучшение качества оказываемых ими услуг:
3.1. внедрение инновационных технологий в сфере управления;
3.2. совершенствование форм и методов управления муниципальным хозяйством, муниципальной собственностью;
3.3. совершенствование мер государственной поддержки местного самоуправления для создания стимулов развития муниципальных образований;
3.4. развитие системы муниципального здравоохранения, образования, культуры;
3.5. активное участие органов местного самоуправления в конкурсных отборах Федеральной целевой программы государственной поддержки развития муниципальных образований, приоритетных национальных проектах, грантах и других государственных программах;
3.6. внедрение и активное использование современных телекоммуникационных средств связи и технологии в информационном обмене между органами государственной власти и органами местного самоуправления, дистанционном обучении муниципальных служащих;
3.7. эффективное использование органами местного самоуправления возможностей межмуниципальных объединений и хозяйственных обществ при решении вопросов местного значения;
3.8. активное участие муниципальных образований в работе организаций межмуниципального сотрудничества, в развитии международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Саха (Якутия);
3.9. совершенствование территориальных основ местного самоуправления с целью повышения эффективности управления муниципальными образованиями;
3.10. разработка и реализация республиканской и муниципальных программ развития муниципальной службы;
3.11. ежегодное формирование государственного заказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации лиц, замещающих государственные должности Республики Саха (Якутия), лиц, замещающих выборные муниципальные должности, а также профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия) и работников государственных учреждений Республики Саха (Якутия), муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;
3.12. формирование механизмов ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.
4. Развитие механизмов участия населения в осуществлении местного самоуправления и активизация самоорганизации граждан.
4.1. вовлечение населения в принятие управленческих решений и совершенствование механизмов контроля за эффективностью деятельности органов местного самоуправления со стороны населения;
4.2. развитие условий и проведение информационно-разъяснительной работы по использованию различных форм самоорганизации граждан по месту своего жительства;
4.3. повышение правовой культуры населения в вопросах местного самоуправления;
4.4. укрепление и развитие институтов гражданского общества, и их взаимодействие при решении вопросов местного значения;
Реализация предложенных в Концепции задач по развитию местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) на 2008 - 2015 годы позволит повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.