Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 25 сентября - 1 октября 2007 г. N 3-32-07
Верховный суд Республики Саха (Якутия), рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске 25 сентября - 1 октября 2007 году
Дело по заявлению гражданина Седалищева Николая Иннокентьевича о признании отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) "Об оплате труда государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия)" от 12 июля 2007 года противоречащим федеральному законодательству и недействующими, суд установил
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 12 июля 2007 года был принят Закон РС(Я) "Об оплате труда государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия)" и был опубликован в газетном издании "Якутские ведомости" 04.08.2007 году.
Гр. Седалищев Н.И. обратился в Верховный суд PC (Я) с заявлением о признании недействующим отдельных положений Закона РС (Я) ввиду их противоречия федеральному закону и нарушения конституционных норм о равенстве прав и свобод человека.
В судебном заседании Седалищев Н.И. поддержал свое заявление и уточнил, что нормы республиканского закона противоречат Указу Президента РФ по - срокам вступления в законную силу, что ст. 3 и приложение N 2 к Закону РС (Я) в отношении размера оклада старшего референта секретариата в виду не соответствия к федеральному закону просит признать недействующими. Что в PC (Я) отсутствует нормативный правовой акт определяющий Порядок установления надбавки за особые условия государственной службы, просит обязать должностных лиц применить надбавки согласно Указа Президента РФ.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) PC (Я) Оконешников В.Ю. с заявлением гр. Седалищева Н.И. не согласен полностью и пояснил, что Закон РС (Я) был принят в соответствии с федеральными законами, где субъекту РФ дано право принимать подобные нормы, при этом представил отзыв.
Представитель Президента PC (Я) Петров А.Ю. с заявлением не согласен по аналогичным основанием.
Заместитель министра Министерства труда и социального развития РС(Я) Синцова В.В., приглашенная в качестве специалиста пояснила суду, что в основу должностных окладов государственных гражданских служащих республики, установленных Законом PC (Я) была положена схема должностных окладов государственных гражданских служащих категории "специалисты", которые в свою очередь были установлены в зависимости от размеров должностных окладов соответствующих категорий государственных гражданских служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти уровня субъекта.
Согласно Указа Президента РФ N 763 от 25.07.2006 года размер месячного оклада начальника территориального органа составлял 3200 рублей. А с учетом повышений на 1 января 2008 года составит 3872 руб. А должностной оклад начальника отдела исполнительной власти республики (аналогичная должность) установлен в размере 37 40 рублей.
При установлении было применено сопоставление размеров ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих и федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, поскольку они обе работают в одном и том же регионе.
Выслушав пояснение участников процесса, заключение прокурора полагавшей отказать в удовлетворении заявления ввиду его необоснованности, исследовав представленные письменные доказательства, суд считает заявление гражданина Седалищева Н.И. подлежащим отказу.
Оценивая указанный правовой акт, суд, исходит из того, что Государственное Собрание (Ил Тумэн) PC (Я) был вправе принимать подобные акты, носящие правовой нормативный характер.
Однако согласно ст. 76 ч. 5 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи.
Ст. ФЗ N 184-ФЗ предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения. В случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущен номер статьи. Имеется в виду "ст. 3" N 184-ФЗ
В ст. 3 п. 2 Закона PC (Я) определено государственным гражданским служащим установлены дополнительные выплаты - ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы по ведущим должностям государственной гражданской службы - в размере от 90 до 120 процентов должностного оклада; по старшим должностям государственной гражданской службы - в размере от 60 до 90 процентов должностного оклада; младшим должностям государственной гражданской службы - в размере до 60 процентов должностного оклада. При этом в приложении N 2 старшему референту Администрации Президента и Правительства PC (Я) должностной оклад установлен в размере 3740 рублей.
Ст. 7 Закона РС (Я) установлено вступление в силу настоящего закона с 1 января 2008 года.
Как указывает заявитель, вступление в законную силу Закона РС (Я) на поздний срок, чем установлено Указом Президента РФ, противоречит федеральным законам и нарушает конституционные нормы о равенстве прав и свобод человека и гражданина вне зависимости от места жительства
Согласно ст. 26.3 ч. 2 п. 1 ФЗ N 184 от б октября 1999 года к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.
Соответствии со ст. 50 п. 4 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 года размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта РФ устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
При этом ст. 51 п. 7 приведенного Федерального закона установлено, что порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, и фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи.
Приведенные нормы свидетельствуют, что субъект Российской Федерации исходя, из своих финансовых возможностей вправе принимать правовой акт, действие которого определяет сам. Более того, фонд оплаты труда государственных гражданских служащих формируется в расчете на год. Следовательно, принимая Закон РС (Я) в июле 2007 году, обоснованно указал вступление закона с 1 января 2008 года.
Требование заявителя о том, что норма ст. 3 Закона PC (Я) государственным гражданским служащим, замещающим младшую, старшую, ведущую группу должностей установленная надбавка в размере от 60 до 115 % противоречит федеральному закону, не состоятельно. Поскольку Закон РС (Я) в этой части полностью совпадает с Указом Президента Российской Федерации. И никаких других оснований противоречия заявителем не указано.
Кроме того, в приложении N 2 Закона РС (Я) старшему референту Администрации Президента и Правительства РС (Я) установлен должностной оклад в размере 3740 рублей. По мнению заявителя установленные должностные оклады старшему референту, референту канцелярии Администрации Президента Российской Федерации, референт заместителя Председателя Правительства РФ, референт секретариата заместителя Председателя Правительства РФ в размере от 5200 до 5850 рублей также должны быть установлены государственным гражданским служащим в Республике Саха (Якутия).
Между тем, такое пояснение не состоятельно и не основано на законе.
Согласно Закона Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2007 год" Республика Саха (Якутия) является дотационным регионом среди субъектов Российской Федерации и ему предусмотрена дотация на выравнивания уровня бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Соответствии ст. 85 п. 5 Бюджетного кодекса РФ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.
При этом в субъекте РФ, которому в соответствии со ст. 131 настоящего Кодекса предоставляются дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, размеры оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений.
Как видно из пояснения, представителя Синцовой В.В. был применен принцип сопоставимости размеров денежного поощрения государственных гражданским служащих республики и федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Суд считает, что данный подход и расчет обоснованным, поскольку они проживают в одном регионе и находятся в одинаковых условиях и при этом не нарушены требования ст. 85 Бюджетного кодекса РФ. И следует отметить, что нельзя уравнивать государственного гражданского служащего Администрации Президента РФ и Правительства РФ и гражданским служащими субъекта РФ, ибо статус обоих существенно разный. В настоящее время надбавки должностному окладу за особые условия государственным гражданским служащим определены Постановлением Правительства РС (Я) от 10.08.2001 года N 417 "О денежном содержании государственных служащих Республики Саха (Якутия) и Положением о надбавке к должностному окладу за особые условия государственной службы лиц, замещающих государственные должности государственной службы в Администрации Президента и Правительства РС(Я) от 28.12.2003 года. При этом заявитель просит обязать произвести перерасчет, указывая, что данные акты не опубликованы. Считаю, что данное заявление несостоятельным.
Таким образом, анализ приведенных нормативных актов свидетельствует, что законодательный орган республики, принимая Закон РС (Я) учел требование федерального законодательства и принял нормативный правовой акт соответствующий Законам Российской Федерации. Противоречий и нарушений законных прав и интересов граждан судом не выявлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд решил
В удовлетворении заявления Седалищева Николая Иннокентьевича о признании недействующим отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) "Об оплате труда государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия)" от 12 июля 2007 года отказать.
Решение может быть обжаловано в течении 10 дней в Верховный суд Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 25 сентября - 1 октября 2007 г. N 3-32-07
Текст решения предоставлен Верховным судом РС (Я) по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был