Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 23 октября 2007 г. N 3-34/07
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 января 2008 г. N 74-Г07-21 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный суд Республики Саха (Якутия), рассмотрев в открытом судебном заседании в городе г. Якутске 23 октября 2007 году дело по заявлению гражданина Седалищева Николая Иннокентьевича о признании отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) "О реестре государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)" от 11 октября 2006 года противоречащим федеральному законодательству и недействующими, суд установил
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 11 октября 2006 года был принят Закон РС (Я) "О реестре государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)" и был опубликован в газетном издании "Якутские ведомости" 14 ноября 2006 году.
Гр. Седалищев Н.И. обратился в Верховный суд PC (Я) с заявлением о признании недействующим отдельных положений Закона РС (Я) ввиду их противоречия федеральному закону и нарушения конституционных норм о равенстве прав и свобод человека.
В судебном заседании Седалищев Н.И. поддержал свое заявление и уточнил, что нормы республиканского закона противоречат Указу Президента РФ от 31 декабря 2005 года "Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы" по тем основаниям, что вопреки федеральному Реестру, республиканский Реестр категории помощники-советники делятся на главную, ведущую, старшую группу должностей, что раздел 3 не содержит в себе высшую группу должностей, относящих должность референта секретариата заместителя Председателя Правительства РС (Я) к высшей группе должностей. Кроме того, признать заключение контракта на определенный срок нарушающим право гражданского служащего. Просит удовлетворить заявление.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) PC (Я) Оконешников В.Ю. с заявлением гр. Седалищева Н.И. не согласен полностью и пояснил, что Закон РС (Я) был принят в соответствии с федеральными законами, где субъекту РФ дано право принимать подобные нормы, при этом представил отзыв.
Представитель Администрации Президента и Правительства РС (Я) Телегина Г.И. с заявлением не согласна и пояснила, что республиканский Реестр построен в соответствии с требованиями федерального закона с учетом категорий, групп должностей, определенных законом. При этом учитывались нагрузка, сложность, ответственность, иерархия и полномочие должностного лица у которого находится на службе государственный гражданский служащий. Более подробное пояснение представлено в отзыве.
Выслушав пояснение участников процесса, заключение прокурора полагавшей отказать в удовлетворении заявления ввиду его необоснованности, исследовав представленные письменные доказательства, суд считает заявление гражданина Седалищева Н.И. подлежащим отказу.
Оценивая указанный правовой акт, суд исходит из того, что Государственное Собрание (Ил Тумэн) PC (Я) был вправе принимать подобные акты, носящие правовой нормативный характер.
Однако согласно ст. 76 ч. 5 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи.
Ст. ФЗ N 184-ФЗ предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения. В случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущен номер статьи. Имеется в виду "ст. 3" N 184-ФЗ
Законом РС (Я) "О реестре государственных должностей РС (Я) и должностей государственной гражданской службы PC (Я)" в приложении разделе 2 определено, что старший референт Секретариата заместителя Председателя Правительства РС (Я) относится к ведущей группе должностей в категории "помощники (советники)" для непосредственного обеспечения исполнения полномочий председателя Правительства РС (Я) и его заместителей. И раздел 3 приложения к Закону PC (Я) категория "специалисты" не содержит в себе высшую группу должностей.
Заявитель считает, что такая норма противоречит федеральному закону, поскольку по Федеральному Реестру данная категория "помощники (советники)" относится к высшей группе должностей, что отсутствие в категории "специалисты" высшей группы должностей ущемляет права гражданских служащих. Что республиканский законодатель не вправе принимать такой закон.
Между тем, такое заявление необоснованно.
Согласно ст. 2 п. 4 ФЗ от 27.05.2003 года "О системе государственной службы Российской Федерации" правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, а ее организация -в ведении субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации учреждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.
При этом согласно ст. 10 п. 2 данного ФЗ реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ с учетом положений ФЗ, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, установленных Реестром государственной гражданской службы.
Таким образом, федеральным законом дано право субъектам РФ самим определить организационно-правовые нормы в области регулирования государственных должностей субъекта Российской Федерации.
Кроме того, согласно ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в соответствии с Конституцией субъекта РФ.
Во исполнение приведенного Федерального закона Президент РС (Я) в пределах своих полномочий и с учетом требований принял Указ об утверждении структуры Администрации Президента и Правительства РС (Я).
При этом следует отметить, что не должно быть дублирование нормативных актов и нельзя уравнивать государственную должность с должностью государственного гражданского служащего, более того нельзя уравнивать наименование и полномочие должности государственного гражданского служащего Правительства Российской Федерации с государственным гражданским служащим субъекта, поскольку статус обоих существенно разный, а также по степени значимости, ответственности, нагрузки.
Таким образом, анализ приведенных нормативных актов свидетельствует, что законодательные орган республики, принимая Закон РС (Я) учел требование федерального законодательства и принял нормативный правовой акт соответствующий Законам Российской Федерации. Противоречий и нарушений законных прав и интересов граждан судом не выявлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд решил:
В удовлетворении заявления Седалищева Николая Иннокентьевича о признании недействующим отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) "Об оплате труда государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия)" от 12 июля 2007 года отказать.
Решение может быть обжаловано в течении 10 дней в Верховный суд Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 23 октября 2007 г. N 3-34/07
Текст решения предоставлен Верховным судом РС (Я) по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был