Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 26 октября 2007 г. N 3-35/07
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 января 2008 г. N 74-Г07-22 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный суд Республики Саха (Якутия), рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске 26 октября 2007 году дело по заявлению гражданина Седалищева Николая Иннокентьевича о признании Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) "Об утверждении на 2007 года положения о порядке предоставления жилищных субсидий в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем работников бюджетной сферы" республиканской целевой Программы "Жилище" на 2007 - 2009 годы" от 29 июня 2007 года N 279 противоречащим федеральному законодательству и недействующими, суд установил:
Правительством Республики Саха (Якутия) 29 июня 2007 года было принято Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) "Об утверждении на 2007 года положения о порядке предоставления жилищных субсидий в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем работников бюджетной сферы" республиканской целевой программы "Жилище" на 2007 - 2009 годы".
Гр. Седалищев Н.И. обратился в Верховный суд РС (Я) с заявлением о признании недействующим Постановления Правительства РС (Я) 29 июня 2007 года N 279 ввиду их противоречия Постановлению Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
В судебном заседании Седалищев Н.И. поддержал свое заявление и пояснил, что в нормах федерального законодательства нет понятия квота на приобретение квартиры, ОАО "РИА" не является кредитной организацией, не может осуществлять банковские операции, не согласен с выделением жилищной субсидии в размере 20 %, а должны выделить субсидии в размере 100 %, в качестве созаемщиков не могут выступать любые лица, а должны быть конкретные лица, не предусмотрена проверка платежеспособности гражданина и должен быть свободный доступ к спискам, кроме того, по ФЗ субсидия предоставляется в безналичной форме путем зачисления средств федерального бюджета на его банковский счет, открытый в банке. И признать распределение 148 млн. рублей из бюджета республики 2007 года на жилищную субсидию без выпуска жилищного сертификата и зачисление данной суммы на счет ОАО "РИА" незаконным. По этим основаниям просит удовлетворить заявление.
Представитель Правительства Республики Саха (Якутия) Петров А.Ю. с заявлением гр. Седалищева Н.И. не согласен, поскольку оспариваемое Постановление Правительства РС (Я) касается выдачи жилищных субсидий работникам бюджетной сферы и не входит в перечень категорий граждан, указанных в Постановлении Правительства РФ от 21.03.2006 года за N 153, на которое ссылается заявитель.
Представитель Министерства строительства и промышленности строительных материалов РС (Я) Попов П.И. с заявлением не согласен и пояснил, что во исполнение федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 год" средства предоставления государственных жилищных сертификатов гражданам предусматриваются за счет федерального бюджета, а финансирование подпрограммы "Обеспечение жильем работников бюджетной сферы" полностью осуществляется за счет республиканского бюджета.
Правила предусмотренные для федеральной подпрограммы не могут регламентировать положения республиканской программы. Что ОАО "РИА" выиграло государственный конкурс на функции заказчика-застройщика по данной республиканской подпрограмме и ей делегированы ряд полномочий государственного заказчика. Представлен отзыв на заявление.
Представитель ОАО "РИА" Шевелева Н.Б. представила в суд отзыв при этом уточнила, что положения Постановления Правительства РС (Я) содержат нормы, определяющие условия и основания предоставления денежных средств квот) за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных республиканской целевой программой "Жилище" на 2007 - 2009 г. поэтому Постановление Правительства РФ N 153, где предусмотрено предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета не применим. Просит отказать в удовлетворении заявления.
Выслушав пояснение участников процесса, заключение прокурора полагавшей отказать в удовлетворении заявления ввиду его необоснованности, исследовав представленные письменные доказательства, суд считает заявление гражданина Седалищева Н.И. подлежащим отказу.
Оценивая указанный правовой акт, суд исходит из того, что Правительство Республики Саха (Якутия) был вправе принимать подобные акты, носящие правовой нормативный характер, Постановление принято в рамках его компетенции.
Однако согласно ст. 76 ч. 5 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи.
ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ предусматривает, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения. В случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Постановлением Правительства РС (Я) от 29 июня 2007 года утверждено Положение о порядке предоставления жилищных субсидий в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем работников бюджетной сферы" республиканской целевой программы "Жилище" на 2007 - 2009 годы.
Как установлено судом, данное постановление было принято в рамках республиканской целевой программы "Жилище" на 2007 - 2009 годы для работников бюджетной сферы и предполагает поддержки граждан в улучшении жилищных условий путем предоставления им денежных средств (жилищных субсидий) для формирования первоначального взноса на строительство жилья по договорам участия в долевом строительстве из республиканского бюджета.
При этом субъект РФ вправе самостоятельно устанавливать нормы, определяющие условия и основания предоставления денежных средств (квот) за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных республиканской целевой программой "Жилище" на 2007 - 2009 годы. Поэтому в части выделения денежных средств (квот), установления субсидии в размере 20 %, порядок формирования список не противоречит федеральным законам. Согласно ст.ст. 13, 14 Положения РС (Я) сумма жилищных субсидий зачисляется на расчетный счет заказчика-застройщика с последующим открытием лицевых счетов участников Подпрограммы в соответствии с утвержденным списком. Кроме того, ОАО "Республиканское ипотечное агентство" осуществляет свою деятельность на оказание услуг заказчика-застройщика по строительству жилых домов и ипотечному кредитованию для выполнения программы на основании протокола N 2 от 21 февраля 2007 года. При этом ОАО "РИА" не является кредитной организацией, имеет право привлекать иных кредиторов (банк) для осуществления кредитования заемщиков по кредитным договорам. Заявление в отношении вопроса о перечислении 148 млн. рублей несостоятельно.
Заявитель в обоснование своего заявления ссылается на Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года N 153.
Согласно приведенного Правила, государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета субсидии для приобретения жилого помещения. В ст. 5 Правила приведены категории граждан РФ, которые имеют право на участие в подпрограмме и получения сертификатов. Каких либо нарушений прав граждан республиканское постановление не содержит. И не установлено противоречие, поскольку Правило регулирует категории граждан, не приведенных в Правилах.
Таким образом, анализ приведенных нормативных актов свидетельствует, что Постановление Правительство РС (Я) принято в рамках общепризнанных норм гражданского законодательства и каких либо противоречий федеральному законодательству не содержит.
Кроме того судом установлено, что на ряду с указанной республиканской подпрограммой в рамках реализации Федеральной целевой программы "Жилище", Республикой Саха (Якутия) приняты восемь подпрограмм, которые действуют в настоящее время.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд решил:
В удовлетворении заявления Седалищева Николая Иннокентьевича о признании недействующим Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) "Об утверждении на 2007 год положения о порядке предоставления жилищных субсидий в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем работников бюджетной сферы" Республиканской целевой программы "Жилище" на 2007 - 2009 годы - отказать.
Решение может быть обжаловано в течении 10 дней в Верховный суд Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2007 г. N 3-35/07
Текст решения предоставлен Верховным судом РС (Я) по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был