Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 10 декабря 2007 г. N 3-45/07
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 марта 2008 г. N 74-Г08-3 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный суд PC (Я), рассмотрев в открытом судебном заседании 10 декабря 2007 г. в г. Якутске заявление Седалищева Николая Иннокентьевича о признании Закона Республики Саха (Якутии) от 30.03.2005 г. 214-З N 433-III (в редакции от 01.11.2006 г. 388-З N 789-III) "О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутии)" противоречащим Федеральному законодательству и недействующим, установил:
Седалищев Н.И. обратился в суд с заявлением о признании Закона Республики Саха (Якутии) от 30.03.2005 г. 214-З N 433-III (в редакции от 01.11.2006 г. 388-З N 789-III) "О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутии)" противоречащим Федеральному законодательству и недействующим, по тем основаниям, что в оспариваемом им законе отсутствуют положения, регулирующие права и обязанности гражданского служащего, ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, что нарушает его права как гражданского служащего.
Так же, определенная ст. 19 Закона PC (Я) дополнительная ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 %, вводится в действие с 1.01.2008 г., что ставит его в неравное положение по отношению с федеральными гражданскими служащими, которым указанная надбавка выплачивается с 01.08.2006 г. по Указу Президента РФ N 763.
Представитель Президента PC (Я) Петров А.Ю. заявленные требования не признал, суду пояснил, что хотя в Законе PC (Я) "О государственной гражданской службе Республике Саха (Якутии)" нет специально выделенного раздела о правах и обязанностях гражданских служащих, но все права и обязанности расписаны в других статьях закона, например в ст.ст. 22, 23, где установлены государственные гарантии гражданским служащим. В части введения в действие ст. 19 Закона PC (Я) по дополнительным выплатам, считает заявленные требования Седалищева Н.И. необоснованными, т.к. вопросы оплаты труда гражданских служащих относятся к компетенции субъекта РФ.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) PC (Я) Оконешников В.Ю. суду пояснил, что Федеральный закон "О государственной гражданской службе" имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации, поэтому дублировать все положения ФЗ в Законе PC (Я) нет необходимости. Закон PC (Я) от 30.03.2005 г. 214-З N 433-III устанавливает ряд дополнительных гарантий в пределах полномочий субъекта РФ. По сроку введения в действие ст. 19 Закона PC (Я) об установлении дополнительных выплат имеется вступившее в законную силу решение Верховного суда PC (Я) от 1.10.2007 г., которым в удовлетворении требований Седалищева Н.И. о признании отдельных положений Закона PC (Я) "Об оплате труда государственных гражданских служащих PC (Я)" отказано, просит в удовлетворении заявления отказать.
Представитель Министерства труда и социального развития PC (Я) Синцова В.В. суду пояснила, что согласно ФЗ "О государственной гражданской службе" N 79-ФЗ порядок дополнительных выплат служащим устанавливается нормативными актами субъекта РФ. Во исполнение ст. 50, ст. 71 данного закона, был принят Закон PC (Я) "Об оплате труда государственных гражданских служащих PC (Я)" от 12.07.2007 г., в соответствии с которым, дополнительные выплаты государственным гражданским служащим, в том числе, будут выплачиваться с 1.01.2008 г. Ранее такие выплаты производится не могли, т.к. бюджет на 2007 г. был уже сформирован. Считает заявленные требования Седалищева Н.И. необоснованными.
Заслушав пояснения заявителя Седалищева Н.И., представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) PC (Я) Оконешникова В.Ю., представителя Администрации Президента и Правительства PC (Я) Петрова А.Ю., представителя Министерства труда и социального развития PC (Я) Синцову В.В., заключение эксперта - представителя ГУ МЮ РФ по ДВФО Илларионова П.А., исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении заявления Седалищева Н.И. прения сторон, суд считает, что в удовлетворении заявленных требований Седалищева Н.И. надлежит отказать по следующим основаниям.
30 марта 2005 г. Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутии) был принят, и, в установленном порядке опубликован в официальных средствах массовой информации, Закон PC (Я) "О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутии)", регулирующий общественные отношения по организации и функционирования государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Государственная гражданская служба, согласно Федерального закона от 27.05.2003 N 58-Ф3 "О системе государственной службы Российской Федерации" подразделена на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации, и, установлено, что правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации Государственное Собрание (Ил Тумэн) вправе принимать нормативные правовые акты в соответствии с федеральным законодательством.
При этом, как установлено ст. 76 Конституции РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Согласно п. "б" ч. 1 ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Следовательно, настоящий Закон принят в пределах полномочий Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации, в рамках компетенции Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) как законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Содержание нормативного правового акта соответствует требованиям Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, необходимого и достаточного для регулирования соответствующих общественных отношений в субъекте Российской Федерации.
Как указал в заявлении Седалищев Н.И. в Законе PC (Я) "О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутии)" отсутствуют положения, регулирующие права и обязанности гражданского служащего, ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, что нарушает его права как гражданского служащего.
Закон PC (Я) действительно не содержит отдельно выделенных положений, установленных статьями 14, 15, 16 и 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" одним из принципов гражданской службы является единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации.
Субъекты РФ вправе принимать свои законы и иные нормативные акты о государственной гражданской службе, однако распространение на государственных гражданских служащих субъекта РФ прав, обязанностей, правоограничений и запретов, установленных Федеральным законом "О государственной гражданской службе" от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ является обязательным.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Следовательно, основные права и обязанности гражданского служащего, закрепленные статьями 14, 15 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" распространяются и на государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.
Кроме того, права, обязанности, ограничения и запреты расписаны в ст. 18 "отпуска на гражданской службе", ст. 19 "оплата труда гражданского служащего", ст. 22 - 23 устанавливающие гарантии гражданским служащим, ст. 14 "предоставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" Закона PC (Я) "О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутии)", и др.
Таким образом, в связи с прямым действием положений статьей 14, 15 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", необходимость закрепления в Законе PC (Я), в виде отдельных положений (глав, статей), основных прав и обязанностей гражданского служащего, определенных федеральным законодательством, отсутствует.
Пункт 2 ч. 4 ст. 19 Закона PC (Я) "О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутии)" устанавливает, что ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада относится к дополнительным выплатам.
Данное положение соответствует аналогичному положению, установленному пунктом 2 части 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" N 79-ФЗ.
В соответствии с п. 7 ст. 50 ФЗ порядок выплаты ежемесячной надбавки определяется представителем нанимателя, а, исходя из смысла ст. 10 ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", нанимателем государственного гражданского служащего субъекта РФ является Республика Саха (Якутия) как субъект РФ.
Указ Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных служащих Российской Федерации" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.09.2007 N 1215) принят во исполнение ч. 3 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно которой размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Указ устанавливает порядок денежного содержания федеральных государственных служащих и не распространяется на государственных служащих субъектов Российской Федерации.
Частью 4 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", устанавливающего правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации, предусмотрено, что размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданский служащий субъекта РФ и работников государственных учреждений субъекта РФ.
Законом PC (Я) от 12.07.2007 г. 494-З N 1003-III "Об оплате труда государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутии)", который вступает в силу с 01.01.2008 г., установлен порядок выплат надбавок за особые условия государственной гражданской службы.
Таким образом, п. 2 ч. 2 ст. 19 Закона PC (Я) 214-З N 433-III от 30.03.2005 г. (в редакции от 01.11.2006 г.) соответствует федеральному законодательству, в частности пункту 2 части 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "п. 2 ч. 4 ст. 19 Закона PC (Я)"
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что права заявителя как гражданского служащего, оспариваемым Седалищевым Н.И. Законом PC (Я) "О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутии)" не нарушены.
Права, обязанности, правоограничения и запреты государственных гражданских служащих, установлены Федеральным законом "О государственной гражданской службе" от 27.07.2.004 г. N 79-ФЗ, который имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации и обязателен для государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации.
Порядок выплат надбавок за особые условия государственной гражданской службы установлен соответствующим Законом PC (Я) "Об оплате труда государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутии)", субъекта РФ.
Как пояснила представитель Министерства труда и социального развития PC (Я), бюджет Республики Саха (Якутии) на 2007 год был уже сформирован Законом PC (Я) "О государственном бюджете PC (Я)", и, т.к. Республика PC (Я) является дотационной, Указ Президента РФ издан 25.07.2006 г., то согласно требований Бюджетного кодекса РФ, дополнительные средства на оплату надбавок государственным гражданским служащим, предусмотрены в бюджете на 2008 г., что не противоречит ФЗ "О государственной гражданской службе" N 79-ФЗ от 27.07.2004 г. и иным федеральным законам.
Ссылка Седалищева Н.И. на противоречие Закона PC (Я) "О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутии)" от 30.03.2005 г. 214-З N 433-III (в редакции от 01.11.2006 г. 388-З N 789-III) Трудовому кодексу РФ несостоятельна, т.к. согласно ст. 11 ТК РФ на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяются с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъекта РФ о государственной гражданской службе.
Иных доказательств нарушения прав и свобод Законом PC (Я) "О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутии)" Седалищевым Н.И. не представлено.
По изложенному и руководствуясь ст.ст. 194 - 198, ст. 253 ГПК РФ, суд решил:
В удовлетворении заявления Седалищева Николая Иннокентьевича о признании Закона Республики Саха (Якутии) от 30.03.2005 г. 214-З N 433-III (в редакции от 01.11.2006 г. 388-З N 789-III) "О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутии)" противоречащим Федеральному законодательству и недействующим отказать.
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10-дней со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через суд, постановивший решение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.