Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 5 декабря 2007 г. N 3-46/07
(извлечение)
Верховный суд Республики Саха (Якутия), рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске 5 декабря 2007 года дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству отдельных норм Положения о Межведомственной комиссии по недропользованию при Президенте PC (Я), утвержденного Указом Президента PC (Я) от 7 июля 2007 года N 386, Приложения N 1 к Указу Президента РС(Я) в части недействующим, суд установил:
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 7 июля 2007 года N 386 утверждено Положение о межведомственной комиссии по недропользованию при Президенте РС(Я). Данный Указ Президента PC (Я) был опубликован в газете "Сокуоннар. Уурахтар. Дьаьаллар." 14.07.2007 года, "Якутия" N 130, 17.07.2007 года.
И.о. прокурора PC (Я) обратился в Верховный суд PC (Я) с заявлением о признании недействующим отдельных норм Положений о межведомственной комиссии по недропользованию при Президента РС(Я) ввиду их противоречия федеральному закону.
В судебном заседании прокурор поддержала заявление и пояснила, что в связи с тем, что в состав комиссии федеральные государственные служащие могут входить по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, и в связи с этим Приложение N 1 противоречит, а также обязательность исполнения решений Комиссии территориальными органами федеральных органов исполнительной власти вступает противоречие с федеральным законодательством. Просит признать противоречащими федеральному законодательству п. 2 раздела 111 (в части), п. 1., 3. раздела У (в части) и приложение N 1 в части Положение о межведомственной комиссии по недропользованию при Президенте РС(Я).
Представитель Администрации Президента и Правительства РС(Я) Кривошапкина Т.П. с заявлением прокурора не согласна и пояснила, что согласно Указа Президента РФ от 2 июля 2005 года N 773 высшее должностное лицо субъекта наделен полномочиями по созданию консультативно-совещательные и координационные органы с участием представителей территориальных органов. Просит отказать в удовлетворении заявления.
Представитель Росприроднадзора по PC (Я) Тимофеева М.В. с заявлением прокурора согласна и считает, что в состав комиссии их включили без согласования вышестоящего федерального органа.
Представитель Государственного комитета РС (Я) по геологии и недропользованию Скрябин В.В. не согласился с требованием прокурора, считает, что согласование было получено.
Выслушав пояснение прокурора и представителей, исследовав представленные письменные доказательства, суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
Оценивая указанный правовой акт, суд исходит из того, что высшее должностное лицо Президент РС (Я) был вправе издавать акты, носящие правовой нормативный характер. Однако согласно ст. 76 ч. 5 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи.
Согласно ст. 18 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 года N 184-ФЗ высшее должностное лицо субъекта РФ в соответствии с законодательством РФ может организовать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Согласно п. 1 раздела 1 Положения межведомственная комиссия по недропользованию при Президенте РС (Я) является коллегиальным органом исполнительной власти РС (Я) в лице Правительства РС (Я) и обеспечивает согласование между федеральными и республиканскими органами государственного управления, регулирующими отношения использования и охраны недр на территории РС (Я), подготовку и принятия решений по вопросам недропользования.
Согласно п. 2 раздела 111 Положения члены Комиссии, ее председатель и заместители председателя назначаются Указом Президента РС (Я). Председателем комиссии является первый заместитель Председателя Правительства РС (Я), заместителями председателя являются по должности руководители республиканского и территориального органа федерального органа управления государственным фондом недр по РС (Я).
Согласно подпункта "г" п. 4 "Положения о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 года взаимодействие территориальных органов с органами исполнительной власти осуществляется в формах, предусмотренных соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, в состав Комиссии - органа исполнительной власти субъекта РФ федеральные государственные служащие могут входить по согласованию с федеральными органами исполнительной власти. Между тем, как установлено, соглашение не было заключено, согласие не было дано. Доводы представителя Кривошапкиной Т.П. о том, что территориальные органы федеральных органов исполнительной власти подписали лист согласования, тем самым выполнены требования закона, не состоятельны. Данный лист согласования нельзя признать, что достигнуто соглашение между органом исполнительной власти субъекта и федеральными органами исполнительной власти, поскольку лист согласования был передан территориальным органам федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, п. 10 Положения о взаимодействии и координации предусмотрено право, а не обязанность руководителей территориальных органов участвовать в работе консультативно-совещательных и координационных органов, создаваемых высшим должностным лицом субъекта РФ. По этому оспариваемый пункт Положения подлежит признанию недействующей.
В связи с изложенным приложение N 1 к рассматриваемому Указу в части включения в состав Межведомственной комиссии по недропользованию представителей территориальных органов исполнительной власти - Управления Федеральной налоговой службы no PC (Я), Управления Федерального агенства кадастра объектов недвижимости по PC (Я), Управления Росприроднадзора по PC (Я), Управления Ростехнадзора по PC (Я), Управления по недропользованию по PC (Я), Ленского бассейнового водного управления Росводресурсов по PC (Я), МВД РФ по PC (Я) подлежит признанию недействующей.
77. 3 раздела У Положения установлено, что утвержденные решения Комиссии обязательны для исполнения всеми субъектами, занимающимися недропользовательской деятельностью, и органами, осуществляющими регулирование, контроль и надзор недропользования на территории РС (Я).
Органами осуществляющими контроль и надзор в сфере недропользования на территории PC (Я) в соответствии с ФЗ "О недрах", Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 года, являются наряду с органами государственной власти субъектов территориальные органы Федеральной службы по надзору с сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Данный вопрос регулируется федеральными законами, указами, распоряжениями Президента РФ, постановлениями, распоряжениями Правительства РФ. Данные нормативные правовые акты обязательны для исполнения территориальными органами названных федеральных органов исполнительной власти.
Согласно ст. 10.1 ФЗ "О недрах" в сфере недропользования обязательными для исполнения территориальными органами являются также совместные решения, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ и федеральными органами исполнительной власти либо их территориальными органами в рамках компетенции, установленной ФЗ "О недрах".
Возложение обязательного исполнения решения межведомственной комиссии по недропользованию при Президенте РС (Я) территориальных органов федерального органа противоречит нормам федерального законодательства. Положение РС (Я) в этой части принято с превышением полномочий высшего должностного лица субъекта РФ.
Кроме того, п. 1 Раздела У Положения в части устанавливающей, что решение Комиссии направляется в соответствующие федеральные органы исполнительной власти по РС (Я) для исполнения противоречит во взаимосвязи с п. 3 Раздела У Положения.
Таким образом, оспариваемые нормы подлежат признанию недействующим в связи с принятием акта превышением полномочий.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление первого заместителя Прокурора Республики Саха (Якутия) подлежит удовлетворению.
Признать п. 2 раздела 111 (в части), п. 1, п. 3 раздела V (в части) Положения о Межведомственной комиссии по недропользованию при Президенте Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 07.07.2007 года N 386, приложение N 1 к Указу в части включения в состав комиссии - Управления Федеральной налоговой службы, по PC (Я), Управления Федерального агенства кадастра объектов недвижимости по РС (Я), Управления Росприроднадзора по РС (Я), Управления Ростехнадзора по РС (Я), Управления по недропользованию по РС (Я), Ленского бассейнового водного управления Росводресурсов по PC (Я), МВД РФ по РС (Я) недействующими с момента вступления в законную силу решения.
Сведения о принятом решении опубликовать в газете "Якутия".
Возложить на Президента РС (Я) уплату государственной пошлины в пользу федерального бюджета в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течении 10 дней в Верховный суд Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.