Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 11 декабря 2007 г. N 3-49/07
Верховный Суд Республики Саха (Якутия), рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске "11" декабря 2007 г. гражданское дело по заявлению Прокурора Республики Саха (Якутии) о признании п. 13 ч. 1 ст. 22, пп. "в" п. 29 ч. 1 ст. 10 в части, п. 3 ч. 3 ст. 27 в части, ч. 1 ст. 26 в части, ч. 2 ст. 27, п. 4 ч. 3 ст. 27 Закона Республики Саха (Якутии) от 25.12.2003 г. 104-З N 211-III "Об охране окружающей среды Республики Саха (Якутии)" противоречащими Федеральному законодательству и недействующими, установил:
25 декабря 2003 г. Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутии) был принят, и, в установленном порядке опубликован в официальных средствах массовой информации, Закон PC (Я) 104-З N 211-III "Об охране окружающей среды Республики Саха (Якутия)".
Прокурор PC (Я) обратился в суд о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 13 ч. 1 ст. 22, пп. "в" п. 29 ч. 1 ст. 10 в части, п. 3 ч. 3 ст. 27 в части, ч. 1 ст. 26 в части, ч. 2 ст. 27, п. 4 ч. 3 ст. 27 Закона Республики Саха (Якутии) от 25.12.2003 г. 104-З N 211-III "Об охране окружающей среды Республики Саха (Якутии)" с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель прокуратуры PC (Я) Федорова Р.Е. поддержала заявленные требования полностью, суду пояснила, что противоречат федеральному законодательству.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) PC (Я) Оконешников В.Ю. согласился с заявленными требованиями прокурора, суду пояснил, что на ближайшем заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) PC (Я) должен будет рассматриваться проект закона о внесении изменений в оспариваемый закон.
Заслушав представителя прокуратуры PC (Я) Федорову Р.Е., представителя Госсобрания (Ил Тумэн) PC (Я) Оконешникова В.Ю., представителя ГУ МЮ по Дальневосточному федеральному округу эксперта Илларионова П.А., поддерживающего заявление прокурора, исследовав материалы дела, прения сторон, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
Правительством Республики Саха (Якутия) принят и опубликован в официальных средствах массовой информации закон PC (Я) от 25.12.2003 г. 104-З N 211-III "Об охране окружающей среды Республики Саха (Якутии)".
Предметом правового регулирования Закона являются общественные отношения в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктами "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы охраны окружающей среды относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 6 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды" субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений, связанных с охраной окружающей среды, в пределах своих полномочий.
Таким образом, Закон PC (Я) от 25.12.2003 г. 104-З N 211-III "Об охране окружающей среды Республики Саха (Якутии)" принят в пределах полномочий Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации и компетенции Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) как законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как установлено в ходе судебного разбирательства абзац 12 п.п. "в" п. 29 ч. 1 ст. 10 Закона PC (Я) относит к полномочиям специально уполномоченных органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды за счет субвенций из федерального бюджета осуществление прав пользования и распоряжения лесами, их охрана, защита и воспроизводство, в том числе утверждение правил пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования. Данное положение не соответствует положениям части 5 статьи 32, части 5 статьи 34 Лесного кодекса Российской Федерации, которые устанавливают, что правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также пунктам 6, 7 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, закрепляющим, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся установление правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, установление правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 22 Закона юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, обязаны осуществлять перепрофилирование функций зданий, строений, сооружений и иных объектов по согласованию со специально уполномоченными органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды и территориальными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Однако, Федеральный закон "Об охране окружающей среды" устанавливает иной порядок, так, согласно части 5 статьи 39 указанного Федерального закона перепрофилирование функций зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, жилищным законодательством.
Часть 1 статьи 26 Закона устанавливает, что система экологического контроля в области охраны окружающей среды состоит из государственного, производственного и общественного контроля.
Данное положение не соответствует части 2 статьи 64 Федерального закона "Об охране окружающей среды", так как не включает муниципальный экологический контроль, тем самым, сужая виды экологического контроля, установленные федеральным законодательством.
В силу части 2 статьи 27 Закона государственный экологический контроль за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территории республики, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Саха (Якутия).
Относя установление порядка государственного экологического контроля к полномочиям Правительства Республики Саха (Якутия) часть 2 статьи 27 Закона противоречит абзацу 2 части 1 статьи 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды", который определяет, что государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пункт 3 части 3 статьи 27 Закона не соответствует абзацу 4 пункта 1 статьи 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в части наделения государственных инспекторов Республики Саха (Якутия) по охране природы правом при исполнении своих должностных обязанностей в установленном порядке проверять соблюдение требований, норм и правила в области охраны окружающей среды при строительстве и вводе в эксплуатацию производственных и других объектов.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 27 Закона государственные инспекторы Республики Саха (Якутия) по охране природы при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке контролировать осуществление деятельности юридических и физических лиц соответствующей документацией, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, и выдавать предписания о ее проведении.
В то же время, абзацем 5 части 1 статьи 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлено, что государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении.
Согласно ст. 76 Конституции РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Таким образом, анализируя доказательства в их совокупности, Верховный Суд PC (Я) считает, что заявление прокурора PC (Я) подлежит удовлетворению в полном объеме, т.к. оспариваемые положения Закона Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 г. 104-З N 211-III " Об охране окружающей среды Республики Саха (Якутии)" противоречат федеральному закону, имеющему большую силу, и, в соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ должны быть признаны недействующими с момента вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд PC (Я) решил:
Заявление прокурора PC (Я) удовлетворить.
Признать п. 13 ч. 1 ст. 22, пп."в" п. 29 ч. 1 ст. 10 (в части), п. 3 ч. 3 ст. 27 (в части), ч. 1 ст. 26 (в части), ч. 2 ст. 27, п. 4 ч. 3 ст. 27 Закона Республики Саха (Якутии) от 25.12.2003 г. 104-З N 211-III "Об охране окружающей среды Республики Саха (Якутии)" противоречащими Федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда законную силу.
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течении 10-дней со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2007 г. N 3-49/07
Текст решения предоставлен Верховным судом РС (Я) по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был