Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 24 января 2008 г. N 3-6/08
(извлечение)
Верховный суд Республики Саха (Якутия), рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске 24 января 2008 года
Дело по заявлению первого заместителя Прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) "О выборах депутатов представительного органа муниципального района (городского округа)" от 11 июля 2007 года 476-З N 967-III, суд установил
Государственным Собранием Республики Саха (Якутия) 11 июля 2007 года было принят Закон Республики Саха (Якутия) "О выборах депутатов представительного органа муниципального района (городского округа)" от 11 июля 2007 года 476-З N 967-III,
Первый заместитель Прокурора РС (Я) обратился в Верховный суд РС (Я) с заявлением о признании недействующим отдельных положений Закона РС (Я) в связи с тем, что он противоречит федеральному закону.
В судебном заседании прокурор поддержала заявление и считает, что оспариваемые нормы республиканского закона противоречат федеральному закону, поэтому подлежат признанию недействующими.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) Оконешников В.Ю. с заявлением прокурора согласен и пояснил, что в настоящее время подготовлен проект закона о внесении изменения с учетом предложений прокурора.
Выслушав пояснение прокурора, представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) исследовав представленные письменные доказательства, суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основанием.
Оценивая данный нормативный правовой акт, суд исходит из того, что Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС (Я) вправе принимать Закон РС (Я) "О выборах депутатов представительного органа муниципального района (городского округа)". И в соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации и ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Статьей 49 ч. 3 Закона РС (Я) установлено, что зарегистрированный кандидат в течение срока, указанного в части 1 настоящей статьи, без согласия соответствующего прокурора не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут в судебном порядке административному наказанию.
Согласно ст. 41 п. 4 ФЗ от 12.06.2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения о возбуждении уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу могут быть приняты с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (соответственно уровню выборов). Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении зарегистрированного кандидата может быть возбуждено также с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ (соответственно уровню выборов).
Таким образом, оспариваемая норма закона РС (Я) в части, устанавливающей полномочия прокурора уголовно-процессуального характера в отношении зарегистрированных кандидатов подлежит признанию недействующей, поскольку ФЗ решение о возбуждении уголовного дела могут быть приняты с согласия руководителя Следственного комитета при прокуратуре РФ.
Ст. 72 ч. 1 Закона РС (Я) установлено, что помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой местной администрации соответствующего городского или сельского поселения, а в случаях, предусмотренных настоящим законом, - командиром воинской части, капитаном судна, руководителем полярной станции.
Между тем, согласно ст. 61 п. 1 ФЗ помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом, - командиром воинской части, капитаном судна, руководителем полярной станции, руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации.
Анализ данных норм показывает, что помещение для голосования предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования, а не главой местной администрации соответствующего городского или сельского поселения. В связи с этим данная норма подлежит признанию противоречащим федеральному закону.
В статье 79 ч. 3 Закона РС (Я) содержится порядок составления протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, где должны быть указаны число избирательных бюллетеней, при этом число погашенных, утраченных, не учтенных бюллетеней.
Статья 80 ч. 5 и 6 Закона PC (Я) устанавливает порядок подсчета голосов избирателей и составления протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссией, где вносятся суммарные данные по каждой странице отдельно.
В оспариваемых норма статьи отсутствует внесение данных по открепительным удостоверениям в протокол об итогах голосования.
Согласно ст. 67 п. 2 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" если законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, в протокол об итогах голосования вносятся строки: число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией; число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией избирателям, участникам референдума на избирательном участке, участке референдума до дня голосования; число избирателей, участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке, участке референдума и число погашенных на избирательном участке, участке референдума открепительных удостоверений.
Таким образом, оспариваемые нормы республиканского закона противоречат федеральному закону и подлежат признанию недействующими.
При таких обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении заявления не усматриваю
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд решил
Заявление первого заместителя Прокурора Республики Саха (Якутия) подлежит удовлетворению.
Признать ст. 49 ч. 3 (в части), ст. 72 ч. 1, ст. 79 ч. 3, ст. 80 ч. 5 и 6 Закона Республики Саха (Якутия) "О выборах депутатов представительного органа муниципального района (городского округа) от 11 июля 2007 года 476-З 967-III - недействующим с момента вступления решения в законную силу.
Сведения о принятом решении опубликовать в газете "Якутские ведомости".
Взыскать с Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) государственную пошлину в размере 2 000 рублей в пользу федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в течении 10 дней в Верховный суд Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 24 января 2008 г. N 3-6/08
Текст решения предоставлен Верховным судом РС (Я) по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании