Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 21 января 2008 г. N 3-9/08
(извлечение)
Верховный Суд Республики Саха (Якутия), рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске "21" января 2008 г. гражданское дело по заявлению
Прокурора Республики Саха (Якутии) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пп. 1 п. 4 раздела 4, абзаца 2 п. 4 раздела 4, п. 9 раздела 4 (в части) Положения о порядке пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а так же участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории Республики Саха (Якутии), утвержденного Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 16.03.2007 г. ГС N 2119-III,
Установил:
Прокурор PC (Я) обратился в суд с данным заявлением указывая, что оспариваемые нормы Положения о порядке пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а так же участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории Республики Саха (Якутии), утвержденного Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 16.03.2007 г. ГС N 2119-III, приняты с превышением полномочий органов государственной власти Республики Саха (Якутии).
В судебном заседании представитель Прокуратуры PC (Я) прокурор Федорова Р.Е. поддержала заявленные требования в полном объеме, просит признать пп. 1 п. 4 раздела 4, абзаца 2 п. 4 раздела 4, п. 9 раздела 4 (в части) оспариваемого Положения PC (Я) противоречащими федеральному законодательству и недействующими.
Представитель ФГУ "Ленского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства" Шеметова Л.Ю. поддержал требования, заявленные прокурором, суду пояснил, что оспариваемым Положением PC (Я) нарушаются права ФГУ, т.к. необоснованно подвергаются административным штрафам за отсутствие лицензии на реализацию песчано-гравийной смеси, поднимаемой со дня реки при производстве путевых работ. Расчистка дна реки не относится к добыче полезных ископаемых, является технологическим процессом. При добыче песка ФГУ оформляет лицензию в соответствии с федеральным законом.
Представители Государственного Собрания (Ил Тумэн) Слепцова Н.А. и Кириллин Н.Д., представитель Государственного Комитета PC (Я) по геологии и недропользованию Скрябин В.В., считают требования прокурора не правомерными, пояснили, что оспариваемые прокурором нормы Положения PC (Я) имеют цель урегулировать отношения в области недропользования, не расширяют, а конкретизируют отдельные положения ФЗ "О недрах", приняты в пределах полномочий субъекта РФ. Указывают, что добываемый ФГУ песок относится к общераспространенным полезным ископаемым, является государственной собственностью, и, в соответствии с ФЗ "О недрах" не может отчуждаться самовольно предприятием. Кроме того, Водный кодекс РФ предусматривает, что изъятый грунт при расчистке дна реки, должен идти на укрепительные работы по безопасности судоходства, а не изыматься безвозвратно.
Представитель Ленского бассейнового водного пароходства Слепцов П.П. поддержал представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) PC (Я), так же считает, что часть земной коры ниже дна водоемов является недрами, и пользование ими регулируется ФЗ "О недрах". Согласны с тем, что работы по изменению дна водных объектов должны быть согласованы с Ленским БВУ.
Выслушав представителя прокуратуры PC (Я) Федорову Р.Е., представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) PC (Я) Слепцову Н.А., Кириллина Н.Д., представителя Государственного комитета PC (Я) по геологии и недропользованию Скрябина В.В., представителя ФГУ "Ленского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства" Шеметова Л.Ю., представителя Ленского бассейнового водного управления Слепцова П.П., представителя ГУ МЮ по Дальневосточному федеральному округу - эксперта Куркутова В.С, поддержавшим заявление прокурора, судебные прения, Верховный Суд PC (Я) находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
Правительством Республики Саха (Якутия) принято и опубликовано в официальных средствах массовой информации Положение о порядке пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а так же участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории Республики Саха (Якутии), утвержденного Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 16.03.2007 г. ГС N 2119-III.
Предметом регулирования данного Постановления являются общественные отношения, в области владения, пользования и распоряжения недрами.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения недрами, законодательство о недрах относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 1.1. Закона Российской Федерации "О недрах" субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "части 2 статьи 1.1. Закона Российской Федерации "О недрах""
Таким образом, Положение о порядке пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а так же участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории Республики Саха (Якутии), утвержденного Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 16.03.2007 г. ГС N 2119-III принято в пределах полномочий Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации и компетенции Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) как законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Однако, как установлено в ходе судебного разбирательства, пп. 1 п. 4 раздела 4, абзаца 2 п. 4 раздела 4, п. 9 раздела 4 (в части) Положения о порядке пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а так же участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории Республики Саха (Якутии), утвержденного Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 16.03.2007 г. ГС N 2119-III противоречат Федеральному законодательству по следующим основаниям.
Подпунктом 1 пункта 4 раздела 4 Положения установлено, что не требуется оформление лицензии на пользование участком недр при сооружении и эксплуатации судовых ходов.
Также, абзацем 2 пункта 4 раздела 4 Положения определено, что если при проведении указанных в настоящем пункте работ добытые из недр общераспространенные полезные ископаемые используются в коммерческих целях (в целях реализации другим организациям), то такая деятельность является недропользованием, требует оформления правоустанавливающих документов в виде лицензии в порядке, установленном настоящим Положением, и подлежит налогооблажению в соответствии с ч. 1 ст. 336 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 9 раздела 4 Положения установлено, что ведение строительных, дноуглубительных, землечерпательных и других работ на участках недр, расположенных на дне водоемов и в водоохранных зонах, производится по согласованию с Ленским бассейновым водным управлением Росводресурсов.
В случае использования получаемого от дноуглубительных, землечерпательных работ минерального сырья в коммерческих целях (в целях реализации другим организациям), относящегося к общераспространенным полезным ископаемым, предприятию необходимо получить в соответствии с порядком, установленным настоящим Положением, лицензию на пользование участком недр (отвалом), на котором находится минеральное сырье. В других случаях указанная деятельность юридических и физических лиц рассматривается как самовольное недропользование, а вред, причиненный государству указанной деятельностью, подлежит возмещению в соответствии со статьей 51 Федерального закона "О недрах".
Согласно ч. 3 ст. 8 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации в целях обеспечения безопасности судоходства работы по содержанию внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений на них осуществляются без специальных разрешений на проведение путевых работ.
Абзацем 14 статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации путевые работы определены как дноуглубительные, выправительные, тральные, дноочистительные, изыскательские и другие работы по устройству и содержанию средств навигационного оборудования на внутренних водных путях.
Одновременно, ч. 1 ст. 61 Водного кодекса Российской Федерации гласит, что проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.
Также следует отметить, что в соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации "О недрах" недра предоставляются в пользование для: регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр; геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств; строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости); сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.
Следовательно, сооружение и эксплуатация судовых ходов не является недропользованием в силу того, что не содержится в перечне видов пользования недрами и является частью технологического процесса, поэтому и указание в оспариваемом прокурором Положении на то, что данная деятельность является добычей из недр общераспространенных полезных ископаемых и регулируется ФЗ "О недрах", неправомерно.
Этот вид деятельности регулируется законодательством, в области охраны окружающей среды и градостроительной деятельности, а также в целях обеспечения безопасности осуществляется без специальных разрешений.
Одновременно с этим в соответствии с ч. 1 ст. 8 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации содержание водных путей, в том числе проведение путевых работ осуществляется бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте за счет средств федерального бюджета, доходов от собственной деятельности, а также других не запрещенных законом источников. В Республике Саха (Якутия) таким органом является Федеральное государственное учреждение "Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства".
Анализируя доказательства в их совокупности, суд считает, что оспариваемые прокурором пп. 1 п. 4 раздела 4, абзаца 2 п. 4 раздела 4, п. 9 раздела 4 (в части) Положения о порядке пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а так же участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории Республики Саха (Якутии), утвержденного Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 16.03.2007 г. ГС N 2119-III противоречат федеральному законодательству, поскольку возлагают на республиканские органы государственные власти не свойственные им полномочия, относящиеся к ведению федерального органа исполнительной власти, расширяют полномочия субъекта Российской Федерации по вопросам недропользования, и, подлежат признанию недействующими.
Статьей 76 Конституции РФ установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
По изложенному, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд PC (Я)
Решил : Заявление прокурора PC (Я) удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному закону и недействующими пп. 1 п. 4 раздела 4, абзаца 2 п. 4 раздела 4, п. 9 раздела 4 (в части) Положения о порядке пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а так же участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории Республики Саха (Якутии), утвержденного Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 16.03.2007 г. ГС N 2119-III с момента вступления решения суда в законную силу.
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течении 10-дней со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 21 января 2008 г. N 3-9/08
Текст решения предоставлен Верховным судом РС (Я) по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании