Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
приложение N 1
Концепция
охраны здоровья женщин и детей в Республике Саха (Якутия) на период до 2011 года
(утв. постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 7 июля 2008 г. N 270)
I. Введение
Одним из стратегических направлений государственной социальной политики является охрана материнства и детства, защита интересов детей и их прав, охрана их здоровья.
Осуществляется последовательное целенаправленное формирование государственной политики в области охраны материнства и детства. Ратифицированы важнейшие документы в области защиты прав детей - Конвенция ООН о правах ребенка, Всемирная декларация за выживание, защиту и развитие детей. Принят Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
При наметившейся положительной динамике наиболее социально значимых показателей охраны здоровья женщин и детей сохраняется ряд негативных тенденций в Республике Саха (Якутия). Растет заболеваемость женского и детского населения. Стабильно высокими остаются показатели смертности в группе детей старше года, ухудшается качество здоровья детей. Имеют тенденцию к распространению хронические болезни в более ранних возрастных группах, настораживает распространенность социально обусловленных болезней - туберкулеза, заболеваний, передаваемых половым путем, ВИЧ-инфекции, наркомании, токсикомании, алкоголизма, пивного алкоголизма и др. Ухудшается состояние здоровья девушек-подростков - будущих матерей. Многие указанные проблемы наиболее остро проявляются в сельской местности.
В условиях происходящих в стране и республике реформ и модернизации здравоохранения разработка Концепции государственной политики в области охраны здоровья женщин и детей является своевременной и необходимой.
Решение проблем охраны здоровья женщин и детей в настоящее время возможно только при выделении ее в качестве самостоятельного приоритетного направления региональной политики.
Охрана здоровья матери и ребёнка есть совокупность мер политического, экономического, социального, правового, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического, научного характера, направленных на сохранение и укрепление физического, психического и репродуктивного здоровья.
Инвестирование в благополучие и развитие детей, в улучшение здоровья женщин позитивно скажется на перспективах развития региона, снижении материнской и детской смертности, инвалидности, повышении рождаемости, росте престижа материнства и отцовства, окажет благоприятное влияние на демографическую ситуацию в регионе и в стране в целом.
II. Основные принципы охраны здоровья женщин и детей
Основные принципы охраны здоровья женщин и детей основываются на приоритете решения социальных проблем, обеспечивающих каждому ребенку реализацию возможностей и способностей.
Реализация основных принципов предполагает создание на государственном уровне равных стартовых условий для развития ребенка, социальной поддержки, обеспечения возможностей для всестороннего развития и образования.
Основные принципы охраны здоровья женщин и детей:
1. Охрана здоровья женщин и детей является самостоятельным, приоритетным направлением деятельности Республики Саха (Якутия).
2. Законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей.
3. Наилучшее обеспечение прав детей на охрану здоровья является важнейшим ориентиром при выборе краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных стратегических направлений общественного развития и коррекции этих направлений.
4. Обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи женщинам и детям на всех уровнях, включая высокотехнологичные ее виды, в рамках государственных гарантий.
5. Обеспечение медицинских, социальных, правовых, культурных, психологических и иных гарантий женщинам и детям по охране здоровья, как в благоприятных условиях общественного прогресса, так и в ситуациях нестабильности (колебания экономики, обострение экологических проблем, социальные и т.п.).
6. Семья и родители или в соответствующих случаях законные представители несут основную ответственность за воспитание, развитие и сохранение здорового ребенка; соблюдение интересов ребенка, в том числе в сохранении и укреплении здоровья, являются предметом их основной заботы; государство оказывает родителям и законным представителям необходимую поддержку в выполнении ими своих обязанностей.
7. Не допускается дискриминация ребенка по любому признаку при осуществлении его права на охрану здоровья.
8. Приоритетная поддержка научных исследований, реализуемых в рамках государственной политики в области охраны здоровья женщин и детей.
III. Основные направления деятельности органов исполнительной власти всех уровней в области охраны здоровья женщин и детей
Деятельность органов исполнительной власти всех уровней в области охраны здоровья женщин и детей является конкретной, органической составляющей всей политики, проводимой в Республике Саха (Якутия).
Целью политики в области охраны здоровья женщин и детей является сохранение и улучшение здоровья женщин и детей, профилактика и снижение смертности, заболеваемости, инвалидности, повышение качества и доступности медицинской помощи, обеспечение санаторно-курортной помощи и восстановительного лечения, социального обеспечения детей, повышение уровня социальной адаптации и интеграции в современном обществе детей с проблемами в состоянии здоровья, доступности образования и создание условий для оздоровления детей в образовательных учреждениях, повышение доступности информационного обеспечения населения по вопросам охраны здоровья женщин и детей и социальной поддержки, а также эффективное использование ресурсов на охрану здоровья женщин и детей.
1. Совершенствование законодательной и нормативной правовой базы
Вопросы реализации государственной политики в области охраны здоровья женщин и детей в части полномочий Республики Саха (Якутия) и муниципальных образований осуществляются:
1.1. Путем разработки и принятия Закона Республики Саха (Якутия) "О защите прав граждан по созданию семьи и сохранению её здоровья на территории Республики Саха (Якутия)".
1.2. Путем разработки нормативно-правовых актов в целях поддержки из федеральных целевых программ.
1.3. Путем внедрения отраслевых стандартов оказания медицинской помощи, социальных услуг.
1.4. Путем обеспечения правовой защиты женщин и детей в интересах охраны их здоровья.
1.5. Путем предоставления социальных гарантий, экономического стимулирования профессиональной деятельности специалистов, работающих с женщинами и детьми.
1.6. Путем разработки программ, нормативных актов по защите детей от любых воздействий, которые могут представлять опасность для здоровья ребенка или наносить ущерб его здоровью и физическому и умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
1.7. Путем внедрения программ, разработки мероприятий по защите детей от незаконного использования наркотических средств и психотропных веществ.
2. Развитие и совершенствование взаимодействия республиканских органов исполнительной власти
2.1. Разработка совместных краткосрочных и среднесрочных программ и стратегий в области охраны здоровья женщин и детей.
2.2. Создание информационных технологий для координации управленческих и организационных решений в области охраны здоровья женщин и детей.
2.3. Привлечение неправительственных и общественных объединений и организаций для решения проблем охраны здоровья женщин и детей.
3. Экономическое обоснование деятельности органов исполнительной власти в области охраны здоровья женщин и детей
3.1. Деятельность органов исполнительной власти всех уровней в области охраны детства и материнства в Республике Саха (Якутия) осуществляется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Республики Саха (Якутия) бесплатной медицинской помощи, в том числе женщинам и детям.
3.2. Сбалансированность обязательств субъекта по предоставлению медицинской помощи и выделяемых для этого финансовых средств должна обеспечиваться, исходя из обоснованности потребности детей и матерей в видах и объемах медицинской помощи и нормативов затрат на ее оказание.
3.3. Приоритетное и стабильное финансирование гарантированной медицинской помощи матерям и детям, обеспечивающее профилактическую направленность помощи и соответствующие объемы и качество оказываемой медицинской и социальной помощи, установленные нормативами и стандартами.
3.4. Финансирование мероприятий по реализации настоящей Концепции осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), муниципальных бюджетов, федеральной адресной инвестиционной программы, за счет средств республиканских (государственных) целевых программ, целевых программ муниципальных образований и ведомственных целевых программ, грантов, внебюджетных фондов и других внебюджетных источников.
Эффективность реализации Концепции будет определяться рядом показателей:
уровнем рождаемости;
уровнем перинатальной смертности;
уровнем младенческой смертности;
уровнем материнской смертности;
уровнем смертности детей в возрасте 0 - 17 лет;
количеством детей с впервые установленной инвалидностью;
увеличением числа родившихся здоровых новорожденных;
уровнем охвата диспансеризацией детей подросткового возраста;
уровнем заболеваемости женщин.
4. Создание условий для повышения доступности и качества медицинской помощи женщинам и детям
4.1. Развитие и реструктуризация сети и укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений для оказания медицинской помощи женщинам и детям путем оснащения медицинской техникой, аппаратурой и оборудованием, специализированным медицинским транспортом для внедрения и использования современных технологий медицинской помощи, в том числе специализированной (женские консультации, перинатальные центры, консультативно-диагностические и реабилитационные центры для детей и др.).
4.2. Создание условий для укомплектования квалифицированными медицинскими кадрами учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в соответствии с действующим законодательством и обеспечение в них оказания медицинской помощи детям врачами-педиатрами, врачами-неонатологами, женщинам - врачами акушерами-гинекологами#, врачами-терапевтами.
4.3. Обеспечение детей, женщин и кормящих матерей в полном объеме необходимыми лекарственными препаратами и специальными продуктами детского и лечебного питания.
4.4. Внедрение медико-экономических стандартов и клинических протоколов оказания медицинской помощи женщинам и детям, в том числе высокотехнологичных ее видов.
4.5. Обеспечение доступности высокотехнологичных видов медицинской помощи женщинам и детям в условиях федеральных медицинских организаций.
4.6. Обеспечение комплекса мер для осуществления медицинской, психологической, педагогической реабилитации детей с хронической патологией, в том числе детей-инвалидов.
4.7. Обеспечение охраны физического, психического здоровья детей, репродуктивного здоровья женщин.
4.8. Развитие материально-технической базы для обеспечения потребности обучающихся в адекватной физической нагрузке, в том числе во внеурочное время в образовательных учреждениях.
4.9. Обеспечение профилактической направленности медицинской помощи детям и женщинам, проведение вакцинопрофилактики в полном объеме в соответствии с "Национальным календарем прививок", создание здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях, внедрение оздоровительных технологий в образовательный процесс.
4.10. Создание условий для реабилитации и восстановительного лечения детей с отклонениями в состоянии здоровья.
4.11. Создание необходимых условий для реабилитации беременных женщин и кормящих матерей.
5. Создание условий для безопасной жизнедеятельности детей
5.1. Разработка комплексных межведомственных мероприятий по обеспечению безопасной жизнедеятельности детей.
5.2. Разработка комплекса мер по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей, обучающихся и воспитывающихся в учреждениях всех ведомств.
5.3. Формирование потребности в здоровом образе жизни.
5.4. Разработка системы мер оказания помощи детям в чрезвычайных ситуациях.
5.5. Разработка мер по защите детей от негативного воздействия средств массовой информации и материалов, наносящих ущерб их благополучию.
5.6. Освещение в средствах массовой информации вопросов охраны здоровья детей, формирования здорового образа жизни и ответственного родительства.
6. Роль семьи в формировании и сохранении здоровья детей
6.1. Пропаганда здорового образа жизни в семье (мотивация к сохранению и укреплению здоровья).
6.2 Формирование ответственного родительства.
6.3. Медико-социальная и психологическая помощь детям и семье в психотравмирующих ситуациях.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
6.3. Своевременное выявление и принятие мер по профилактике жестокого обращения с ребенком.
7. Научное сопровождение мероприятий по осуществлению основных направлений деятельности государства в области охраны здоровья женщин и детей
7.1. Научное обоснование мер, реализуемых в рамках государственной политики в области охраны здоровья женщин и детей.
7.2. Научное обоснование концепции реформирования организации медицинской помощи детям и женщинам в условиях модернизации системы здравоохранения.
7.3. Расширение фундаментальных научных исследований, направленных на изучение физиологических особенностей роста и развития детей в современных условиях с учетом климатических и социальных условий.
7.4. Научное обоснование и разработка современных технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации женщин и детей.
7.5. Научное обоснование и разработка современных технологий охраны здоровья детей в образовательных и интернатных учреждениях.
8. Межрегиональное сотрудничество в интересах охраны здоровья женщин и детей
Межрегиональное сотрудничество и взаимодействие с федеральными правительственными и неправительственными организациями в области охраны здоровья женщин и детей.
IV. Меры по реализации государственной политики в области охраны здоровья женщин и детей в Республике Саха (Якутия)
Органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия) осуществляют:
разработку государственной политики в области охраны здоровья женщин и детей и обеспечивают контроль за ее осуществлением;
приведение законодательства в области защиты детей, охраны их здоровья в соответствие с требованиями федерального законодательства;
мониторинг состояния здоровья детей в Республике Саха (Якутия), создание специализированных банков данных;
мониторинг состояния здоровья беременных женщин в Республике Саха (Якутия), создание специализированных банков данных;
создание системы информационного обеспечения органов и учреждений, определяющих и осуществляющих политику в области охраны здоровья женщин и детей, а также обеспечения информацией, касающейся защиты и прав детей и охраны их здоровья;
обеспечение доступности и качества медицинской помощи женщинам и детям, в том числе высокотехнологичных ее видов;
разработку правовых, административных и других механизмов координации в области охраны здоровья женщин и детей;
разработку учебных программ профессиональной подготовки специалистов, работающих с беременными женщинами и детьми, включающих вопросы законодательного обеспечения прав на охрану здоровья;
выполнение республиканских обязательств в области охраны здоровья женщин и детей;
разработку мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей в образовательных учреждениях интернатного типа.
Рекомендовать органам местного самоуправления:
Разработать планы по реализации настоящей Концепции, в том числе:
по созданию системы информационного обеспечения семьи, детей по вопросам защиты прав детей, охраны их здоровья;
по разработке мероприятий, направленных на своевременное выявление и принятие мер по профилактике жестокого обращения с ребенком;
по обеспечению реформирования организации медицинской помощи детям и матерям на основе внедрения современных организационных форм и стационарозамещающих технологий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.