Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 22 июля 2008 г. ГС N 190-IV
Рекомендации
парламентских слушаний "Об итогах реализации государственной целевой программы "Социально-экономическое экономическое развитие села Республики Саха (Якутия) на 2007 - 2011 годы" за 2007 год"
г. Якутск 8 июля 2008 года
Заслушав и обсудив доклад министра сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) Р.Г. Дмитриева, содоклад министра экономического развития Республики Саха (Якутия) А.А. Стручкова, выступления народных депутатов Республики Саха (Якутия), представителей министерств и ведомств Республики Саха (Якутия), муниципальных образований и сельскохозяйственных товаропроизводителей, участники парламентских слушаний отмечают следующее.
Завершен первый год реализации мероприятий государственной целевой программы "Социально-экономическое развитие села Республики Саха (Якутия) на 2007 - 2011 годы" (далее - Программа), характерной чертой которого является консолидация мер государственной политики по комплексному развитию сельских территорий Республики Саха (Якутия).
На 1 января 2008 года в республике производством сельскохозяйственной продукции заняты 258 сельскохозяйственных предприятий, 269 родовых общин, 188 подсобных хозяйств, 4 245 крестьянских (фермерских) хозяйств.
Несмотря на особенности природно-климатических условий, в республике продолжилась тенденция роста объема производства валовой продукции сельского хозяйства. За отчетный год валовой продукции сельского хозяйства произведено на сумму 14,2 млрд. рублей, что в сопоставимой оценке больше аналогичного показателя предыдущего года на 0,5 процента.
На реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие агропромышленного комплекса" из всех источников финансирования направлено 6 081,8 млн. рублей (98,5 процента от суммы, предусмотренной Программой), в том числе из федерального бюджета - 112 млн. рублей (35,3 процента), государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 4 437,8 млн. рублей (109,5 процента), внебюджетных источников - 1 532 млн. рублей (85,2 процента).;
Исполнение расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия), направленных на развитие агропромышленного комплекса, по отраслям следующее:
животноводство - 2 504,7 млн. рублей (115,4 процента);
растениеводство - 222,8 млн. рублей (100,7 процента);
табунное коневодство - 51 млн. рублей (58,1 процента);
традиционные отрасли Севера - 411,4 млн. рублей (93 процента).
На 1 рубль бюджетных средств произведено валовой продукции сельского хозяйства на 3,2 рубля, что больше аналогичного показателя предыдущего года на 5,3 процента.
Результатом проведенных работ и принятых мер является выполнение контрольных параметров Программы по выходному поголовью лошадей (100,4 процента) и оленей (102,4 процента), реализации мяса скота и птицы на убой (111,7 процента), закупу молока (100,7 процента), производству кондитерских изделий (113,4 процента), масла животного (100,2 процента), макаронных изделий (103,5 процента), товарной пищевой рыбной продукции (104,3 процента), колбасных изделий (104,6 процента) и минеральной воды (115,8 процента).
По сравнению с предыдущим годом произошел рост валового сбора картофеля (100,4 процента) и овощей (102,4 процента), объемов закупок молока (102,3 процента) и рыбы (103,5 процента), заготовки пушнины (114,6 процента), производства потребительских продовольственных товаров (104,4 процента).
Благодаря принятым мерам сохранена тенденция роста поголовья оленей и лошадей, что создает предпосылку увеличения объемов товарного производства.
Укрепляется материально-техническая база агропромышленного комплекса. Сельскохозяйственным товаропроизводителям за отчетный год поставлено сельскохозяйственной техники и оборудования, запасных частей к ним и товаров производственно-технического назначения на сумму 57,5 млн. рублей. Развивается и расширяется сеть лизинговых поставок сельскохозяйственной техники и оборудования.
В настоящее время в республике зарегистрировано 224 сельскохозяйственных потребительских кооператива, из них кредитных - 147, перерабатывающих - 36, сбытовых - 6, прочих - 35. Начиная с 2007 года начали создаваться обслуживающие сельскохозяйственные потребительские кооперативы по табунному коневодству.
В 2007 году завершена процедура финансового оздоровления 11 предприятий из запланированных 19. Просроченная задолженность по выплате заработной платы работникам сельского хозяйства сокращена по отношению к уровню начала отчетного года на 88 процентов.
Вместе с тем, несмотря на соответствующий уровень ресурсного обеспечения реализации мероприятий указанной подпрограммы, не выполнены контрольные показатели Программы по надою молока (97,5 процента), производству яиц (89,7 процента), валовому сбору зерновых культур (58,4 процента), картофеля (89,8 процента) и овощей (96,4 процента), закупке мяса скота и птиц (33,3 процента), яиц (88,7 процента), зерна (40,3 процента), картофеля (73,7 процента) и овощей (59,6 процента), производству водки и ликероводочных изделий (8,2 процента), пива (34,1 процента), мяса и субпродуктов первой категории (64,6 процента), муки (64,9 процента).
Остаются низкими качественные показатели отраслей сельского хозяйства. Объемы товарного производства не обеспечивают растущую потребность республики в продукции местного производства. Скотоводство, являясь в настоящее время доходной отраслью, становится непривлекательным занятием, что обусловлено преобладанием в отрасли ручного труда, отсутствием современной технологии производства и низкой мотивацией труда#. При сохранении тенденции сокращения посевных площадей не выдерживаются требования агротехники по возделыванию сельскохозяйственных культур.
Сложным остается финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий. По состоянию на 1 января 2008 года их кредиторская задолженность (с учетом долгосрочных займов) превысила дебиторскую в три раза и составила 1 421,6 млн. рублей.
В результате существующей разницы фактической себестоимости сельскохозяйственной продукции и сложившихся цен ее реализации сумма непокрытых издержек производства (с учетом выделенных субсидий из бюджетов всех уровней) на конец 2007 года составила 448,1 млн. рублей.
Размер среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства на конец 2007 года составил 5 916 рублей, что ниже установленной величины прожиточного минимума на 22 процента и в три с половиной раза меньше среднего показателя среднемесячной заработной платы работников отраслей экономики за 2007 год.
Проблема обеспечения сельского хозяйства квалифицированными кадрами остается не до конца разрешенной, что обусловлено низким уровнем заработной платы и отсутствием мер материального стимулирования. Не на должном уровне реализуются меры по негосударственному пенсионному обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей, оленеводов и коневодов.
На реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие сельских территорий" из всех источников финансирования направлено 6 356,6 млн. рублей (99,4 процента от суммы, предусмотренной Программой), в том числе из федерального бюджета - 213,3 млн. рублей, государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 4 539,6 млн. рублей, бюджетов муниципальных образований - 10,1 млн. рублей, внебюджетных источников -1 593,6 млн. рублей.
В результате реализации мероприятий подпрограммы "Развитие сельских территорий":
введено в эксплуатацию жилье общей площадью 94,3 тыс. кв. метров (для 1 806 семей);
построено 238 километров газопроводов, из них магистральных - 45 километров, газопроводов-отводов - 39 километров, межпоселковых газопроводов - 19,2 километра, внутрипоселковых газовых сетей -110,2 километра; газифицированы 24 объекта сельского хозяйства и 1 851 жилой дом, переведены на газовое топливо 19 котельных;
по инвестиционной программе ОАО "Сахаэнерго" на производственное строительство и техническое перевооружение локальной энергетики направлено 117 млн. рублей; введены в эксплуатацию дизельные электростанции на 420 кВт;
на охрану здоровья сельского населения направлено 57,1 млн. рублей, в том числе на приобретение для сельских учреждений здравоохранения медикаментов, расходных материалов, медицинского оборудования, мебели и компьютерной техники - 49,3 млн. рублей. Достигнуто снижение младенческой смертности до 10,8 промилле на 1 000 родившихся живыми. Наблюдается сокращение числа вызовов санитарной авиации;
введены в эксплуатацию семь общеобразовательных школ, 287 школ получили 344 комплекта оборудования. Растет количество зачисленных в высшие и средние специальные учебные заведения лиц, проживающих в сельской местности;
введены в эксплуатацию два объекта культуры и искусства, один объект физкультуры и спорта. Для муниципальных учреждений культуры приобретено специализированного оборудования, твердого и мягкого инвентаря, мебели на сумму 28,2 млн. рублей.
Вместе с тем, несмотря на наметившийся в последние годы рост занятости и доходов жителей сельской местности, социальные проблемы села разрешены не полностью.
Существующая демографическая ситуация отражает тенденцию роста оттока сельского населения в города и улусные (районные) центры республики. За счет внутренней миграции в 2007 году сельское население сократилось на 6,3 тыс. человек, при этом интенсивность миграции молодежи в возрасте до 30 лет в два раза превысила средний показатель по республике.
Сохраняется проблема занятости сельского населения. Наибольший уровень официальной безработицы отмечен в улусах (районах), основной деятельностью населения которых является сельское хозяйство (Кобяйский - 14,3 процента, Усть-Алданский - 9,3 процента, Усть-Янский - 8,2 процента, Горный - 8,1 процента, Верхоянский - 7,8 процента, Жиганский - 7,6 процента, Мегино-Кангаласский - 7,5 процента, Оленёкский - 7 процентов).
Не преодолен разрыв в уровне жизни между сельским и городским населением. Существующие социальная и инженерная инфраструктуры не соответствуют современным требованиям. Основная часть сельского жилищного фонда не имеет элементарных коммунальных удобств. По данным статистического наблюдения, на конец 2007 года сельский жилищный фонд оборудован водопроводом на 4,6 процента, канализацией - на 3,9 процента, централизованным отоплением - на 26,1 процента, горячим водоснабжением - на 4,8 процента, газом - на 10,9 процента.
Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует современным требованиям. Не до конца решена проблема обеспечения доступа сельского населения к рынкам продукции, материально-технических и финансовых ресурсов.
Жилищная проблема для сельского населения остается одной из наиболее сложных и острых. Данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) свидетельствуют о продолжающемся сокращении темпов жилищного строительства в сельской местности.
Реальные денежные доходы населения улусов (районов), основной деятельностью которых является ведение сельского хозяйства, за 2007 год составили 5,9 - 8,5 тыс. рублей в месяц, что меньше среднего показателя по республике на 5,6 - 8,2 тыс. рублей.
Несмотря на то, что реализация подпрограммы "Развитие сельских территорий" проводится в рамках реализации 13 республиканских целевых программ, их мероприятия не скоординированы.
Продолжается узкоотраслевой подход к развитию экономики села, при котором недооценивается необходимость развития сельских неаграрных секторов занятости, отсутствие финансовой поддержки малого предпринимательства, развития альтернативных сельскому хозяйству сфер занятости населения.
Остается актуальной задача преодоления ведомственной разобщенности в управлении сельской местностью и усиления координации в обеспечении развития сельских территорий между органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления, общественными и коммерческими организациями, объектами бизнеса и населением.
На основании изложенного и в целях обеспечения условий для устойчивого развития сельских территорий республики участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Президенту Республики Саха (Якутия):
1) во исполнение статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 11 июля 2007 года 488-З N 991-III "О государственной целевой программе "Социально-экономическое развитие села Республики Саха (Якутия) на 2007 - 2011 годы" взять под личный контроль создание специальной экспертной комиссии для оценки хода реализации Программы;
2) объявить 2009 - 2012 годы годами сельскохозяйственной кооперации и интеграции промышленного и сельскохозяйственного производства.
2. Правительству Республики Саха (Якутия):
1) по нормативному правовому обеспечению реализации Программы:
а) разработать и внести на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) проект закона Республики Саха (Якутия) "О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) от 11 июля 2007 года 488 З N 991-III "О государственной целевой программе "Социально-экономическое развитие села Республики Саха (Якутия) на 2007 - 2011 годы" в части обеспечения межведомственной координации реализации Программы;
б) в течение 2008 года разработать и внести на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) следующие законопроекты:
"О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)";
"О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2003 года 53-З N 109-III "О табунном коневодстве"; "О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) от 25 июня 1997 года З N 179-I "О северном домашнем оленеводстве"; "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере сельскохозяйственного производства в Республике Саха (Якутия)"; "О сельском механизаторе";
в) рассмотреть вопрос о дополнении с 2009 года подпрограммы "Развитие агропромышленного производства" новым разделом "Техническое и технологическое перевооружение сельскохозяйственного производства" с привлечением финансового потенциала крупных промышленных предприятий и республиканской инвестиционной компании;
г) при разработке проекта закона Республики Саха (Якутия) "О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2003 года 53-З N 109-III "О табунном коневодстве" предусмотреть пункты в части обеспечения сельского хозяйства квалифицированными кадрами, укрепления его материально-технической и кормовой баз, проведения системной селекционно-племенной работы;
д) рассмотреть вопрос о внесении изменения в подраздел "Скотоводство" подпрограммы "Развитие агропромышленного комплекса" в части замены слов "на 50,100 дойных коров" словами "для 50 - 400 дойных коров";
2) по реализации функциональных мероприятий:
а) принять меры по включению Республики Саха (Якутия) в 2009 году в федеральную целевую программу "Социальное развитие села до 2012 года", принятую постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858, для участия в реализации мероприятий по развитию сети общеобразовательных учреждений, сети учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта, культурно-досуговой деятельности, торгово-бытового обслуживания, электрических сетей, телекоммуникационных сетей и сети автомобильных дорог в сельской местности Республики Саха (Якутия);
б) организовать участие проектов Республики Саха (Якутия) в конкурсах, проводимых Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в рамках реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, принятой постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446;
в) разработать и внести на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) комплекс мер по совершенствованию системы государственной поддержки развития сельскохозяйственного производства, направленных на формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
г) принять меры по стимулированию освоения заброшенных и отдаленных сельскохозяйственных угодий, включая строительство сайылыков и конебаз;
д) принять меры по проведению осушительных работ на сельскохозяйственных угодьях улусов (районов), пострадавших от весеннего паводка 2008 года;
е) создать систему отслеживания изменения соотношения цен сельскохозяйственной продукции и промышленных товаров, включая энергоносители, разработать механизм их регулирования, позволяющий создать условия для обеспечения эквивалентного соотношения цен;
ж) рассмотреть вопрос об установлении порядка предоставления за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) молодым специалистам - выпускникам высших и средних профессиональных учебных заведений, принятым на работу в организации, осуществляющие сельскохозяйственное производство, единовременного пособия в размере 200 минимальных размеров оплаты труда на строительство или приобретение жилья, а также ежемесячных выплат в течение двух лет в размере 10 минимальных размеров оплаты труда;
з) обеспечить исполнение статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 11 июля 2007 года 448-З N 991-III "О государственной целевой программе "Социально-экономическое развитие села Республики Саха (Якутия) на 2007 - 2011 годы", предусматривающей подготовку и опубликование национального доклада Правительства Республики Саха (Якутия) о ходе и результатах реализации Программы;
и) разработать и утвердить инновационную программу проведения научных разработок в области внедрения передового опыта в сельскохозяйственное производство на период до 2011 года с ресурсным обеспечением ее выполнения;
3) по ресурсному обеспечению Программы:
а) принять меры по обеспечению поэтапного увеличения к 2012 году объема финансирования расходов по подразделу 0405 "Сельское хозяйство и рыболовство" государственного бюджета Республики Саха (Якутия) не менее чем до 15 процентов расходной части государственного бюджета Республики Саха (Якутия);
б) принять меры по увеличению за счет средств, поступающих от продажи государственного имущества и отчислений крупных недропользователей, получивших лицензии в результате конкурса или аукциона, активов залогового фонда при ГУП "Финансово-агропромышленная компания "Туймаада";
в) обеспечить исполнение расходов, предусмотренных Программой на строительство и реконструкцию объектов агропромышленного комплекса на 2008 год;
г) предусмотреть в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2009 год средства на возмещение расходов, связанных с проведением межевания земель, кадастровой оценки и оформлением права собственности на земли сельскохозяйственного назначения и земли традиционного природопользования коренных малочисленных
<< Назад |
||
Содержание Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 22 июля 2008 г. ГС N 190-IV "О рекомендациях... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.