Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 11 марта 2008 г. N 3-18/08
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 мая 2008 г. N 74-Г08-27 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный суд PC (Я) в составе председательствующего судьи Колесник Н.А., с участием прокурора Надеиной Л.В., заявителя Милушевой И.Р. и ее представителя Логинова А.А., заинтересованных сторон - представителя Министерства труда и социального развития PC (Я) Сыровой С.А., представителя Правительства PC (Я) Федоровой И.А., при секретаре Петуховой О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске "11" марта 2008 г. гражданское дело
по заявлению Милушевой Ирины Равильевны о признании п. 1, 2, 3 Постановления Правительства PC (Я) от 28.09.2007 г. N 414 "О размерах тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников республиканских государственных учреждений" и приложения к нему противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента опубликования, установил:
28 сентября 2007 г. Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутии) было принято, и, в установленном порядке опубликовано в официальных средствах массовой информации, Постановление Правительства Республики Саха (Якутии) N 414 "О размерах тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников республиканских государственных учреждений", регулирующий общественные отношения в сфере трудового законодательства, в частности по установлению размеров тарифных ставок (окладов) по оплате труда работников республиканских государственных учреждений.
Милушева И.Р. обратилась в суд с заявлением о признании п. 1, 2, 3 Постановления Правительства Республики Саха (Якутии) "О размерах тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников республиканских государственных учреждений" от 28.09.07 г. N 414 и приложения к нему противоречащими федеральному законодательству и недействующими, по тем основаниям, что размер тарифной ставки (оклада) первого разряда, от которого зависит размер тарифной ставки остальных разрядов, занижен т.к. тарифная ставка формируется в соответствии с минимальным размером оплаты труда, и, должна быть не менее величины прожиточного минимума, с учетом тарифных коэффициентов по разрядам.
В судебном заседании Милушева И.Р. и ее представитель Логинов А.А. поддержали заявленные требования, просят признать противоречащими федеральному законодательству п. 1 и 2 оспариваемого Постановления Правительства PC (Я).
Отказались от оспаривания п. 3 Постановления, как внесенного в заявление ошибочно.
Судом отказ заявительницы и ее представителя об оспаривании п. 3 Постановления Правительства Республики Саха (Якутии) "О размерах тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников республиканских государственных учреждений" от 28.09.07 г. N 414, с учетом мнения участников процесса, принят.
Представитель Правительства PC (Я) Федорова И.А. заявленные требования не признала, суду пояснила, что Постановление принято в пределах полномочий Правительства PC (Я), процедура согласования с компетентными органами пройдена, нарушений требований федерального законодательства не установлено. В Трудовой Кодекс РФ внесены изменения, согласно которым вознаграждение за труд должно быть не ниже установленного ФЗ минимального размера оплаты труда. Федерального закона, устанавливающего минимальную заработную плату не ниже прожиточного минимума, пока нет. Просит в удовлетворении заявления отказать.
Представитель Министерства труда и социального развития PC (Я) Сырова С.А. поддержала заявление представителя Правительства PC (Я), суду пояснила, что при издании данного Постановления, были соблюдены требования федерального законодательства, государственные гарантии, предусмотренные ТК РФ. С принятием Постановления размер заработной платы работников государственных учреждений не уменьшился, просит отказать заявительнице в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав пояснения заявителя Милушевой И.Р. и ее представителя Логинова А.А. представителя Министерства труда и социального развития PC (Я) Сыровой С.А., представителя Правительства PC (Я) Федоровой И.А., заключение эксперта - представителя ГУ МЮ РФ по ДВФО Подрясова А.О., исследовав материалы дела, заключение прокурора Надеиной Л.В., полагавшей заявленные требования необоснованными, прения сторон, суд считает, что в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать по следующим основаниям.
Согласно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Трудовым кодексом Российской Федерации в ст. 6 установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 ст. 8 Бюджетного кодекса РФ утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации относится к полномочиям субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 26.14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона.
Таким образом, Постановление Правительства Республики Саха (Якутии) "О размерах тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников республиканских государственных учреждений" от 28.09.07 г. N 414 принято в пределах полномочий Республики Саха (Якутии) как субъекта Российской Федерации и компетенции Правительства Республики Саха (Якутии) как высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства PC (Я) в п. 1 установлены с 1.09.2007 г. тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников республиканских государственных учреждений в соответствии с приложением к данному постановлению, где 1 тарифный разряд определен в сумме 14 04 руб.
В соответствии с п. 2 указанного Постановления финансирование расходов, связанных с реализацией п. 1 постановления осуществляется в пределах средств государственного бюджета PC (Я) на 2007 г.
Ссылаясь на ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" от 20.04.2007 г. N 54-ФЗ, устанавливающий минимальный размер оплаты труда с 1.08.2007 г. в 2300 руб. и ст. 133 ТК РФ, указывающую, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть прожиточного минимума трудоспособного населения, заявительница считает п. 1 и п. 2 Постановления Правительства PC (Я) противоречащими федеральному законодательству, т.к. устанавливает тарифную ставку 1 разряда ниже минимального размера оплаты труда на 39 %, и, следовательно, нарушаются ее права на получение достойной заработной платы.
Согласно ст. 135 Трудового кодекса, РФ установление условий оплаты труда в субъектах должно производиться с учетом Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Данные рекомендации принимаются Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно. В рекомендациях на 2007 год (раздел 6) Правительством Российской Федерации запланировано повышение заработной платы работников бюджетных учреждений с 1 сентября на 15 процентов, также рекомендовано осуществить соответствующее повышение заработной платы в указанные сроки по учреждениям бюджетной сферы на региональном и местном уровнях в субъектах Российской Федерации.
Как пояснила представитель Министерства труда и социального развития PC (Я) Сырова С.А., оспариваемое заявительницей постановление Правительства PC (Я) предусматривает 15-ти процентное повышение тарифной ставки (оклада) первого и всех последующих разрядов. Тарифная ставка первого разряда установлена в размере 1404 рубля против величины 1221 рубль, действовавшей до 1 сентября 2007 года. Доплаты и надбавки к заработной плате работникам установлены в процентном выражении от ставок (окладов), в результате, заработная плата работников была увеличена на 15 процентов.
При установлении условий оплаты труда работников республиканских государственных учреждений, Правительство руководствовалось также ограничениями, установленными бюджетным законодательством. Согласно статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в субъекте РФ, которому предоставляются дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ размеры оплаты труда работников государственных учреждений субъекта РФ не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий работников федеральных государственных учреждений.
Республика Саха (Якутия) является получателем дотаций из названного фонда (причем данные поступления составляют более трети доходов республиканского бюджета), и следовательно, правительство не вправе было проиндексировать заработную плату работников бюджетных учреждений более чем на 15 процентов. В противном случае размер заработной платы работников республиканских учреждений превысил бы уровень оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, что являлось бы нарушением бюджетного законодательства, и могло бы послужить основанием для уменьшения объема средств, получаемых из федерального бюджета.
В ранее действующей редакции ч. 2 ст. 129 ТК РФ было предусмотрено что, минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) - это устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включались доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.
В ч. 4 ст. 133 ТК РФ было установлено, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом "О внесении изменений в федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" от 20.04.2007 г. N 54-ФЗ данные нормы были признаны утратившими силу.
В новой редакции Трудового Кодекса РФ было изменено содержание самой государственной гарантии минимального размера оплаты труда, и, в его состав включены все выплаты, производимые работникам, в т.ч. компенсационные и стимулирующие выплаты за работу в районах Крайнего Севера.
В соответствии со ст. 133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 421 ТК РФ порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного ч. 1 ст. 133 ТК РФ, устанавливаются федеральным законом.
В настоящее время федеральный закон, регулирующий порядок и сроки введения минимального размера оплаты труда, предусмотренного ч. 1 ст. 133 ТК РФ, не принят.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что Постановление Правительства Республики Саха (Якутии) "О размерах тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников республиканских государственных учреждений" от 29.09.2007 N 414 было принято в целях повышения ставок (окладов) работников бюджетной сферы, не содержит норм, предусматривающих отмену либо уменьшение других составляющих заработной платы (доплат и надбавок), следовательно, не ухудшает материального положения, не ущемляет прав заявительницы Милушевой И.Р.
Иных доказательств нарушения прав и свобод Постановлением Правительства Республики Саха (Якутии) "О размерах тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников республиканских государственных учреждений" от 29.09.2007 N 414 заявительницей Милушевой И.Р. и ее представителем Логиновым А.А. суду не представлено.
По изложенному и руководствуясь ст.ст. 194 - 198, ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд РС (Я)
Решил:
В удовлетворении заявления Милушевой Ирины Равильевны о признании п. 1, 2 Постановления Правительства PC (Я) от 28.09.2007 г. N 414 "О размерах тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников республиканских государственных учреждений" и приложения к нему противоречащим Федеральному законодательству и недействующим - отказатъ.
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 11 марта 2008 г. N 3-18/08
Текст решения предоставлен Верховным Судом РС (Я) по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст решения опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 6 сентября 2008 г. N 50
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 мая 2008 г. N 74-Г08-27 настоящее решение оставлено без изменения
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника