Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 16 апреля 2008 г. N 3-28\08
(извлечение)
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске "16" апреля 2008 г. гражданское дело по заявлению Прокурора Республики Саха (Якутии) о признании отдельных положений Закона Республики Саха (Якутии) от 16.03.2007 г. 440-З N 895-III "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по осуществлению выплаты вознаграждения педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Саха (Якутии) и муниципальных образовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя" противоречащими Федеральному законодательству и недействующими, установил:
16 марта 2007 г. Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутии) был принят, и, в установленном законом порядке опубликован в официальных средствах массовой информации, Закон PC (Я) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по осуществлению выплаты вознаграждения педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Саха (Якутии) и муниципальных образовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя" 440-З N 895-III.
Прокурор PC (Я) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими ч. 3 ст. 1 в части не предусматривающей начисление северных надбавок при выплате ежемесячного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя, и, ч. 1 ст. 6 в части не предусматривающей софинансирование расходных обязательств за счет средств бюджета Республики Саха (Якутии).
В судебном заседании прокурор Д. заявленные требования поддержала, суду пояснила, что вознаграждение за выполнение функций классного руководства является составной частью заработной платы, следовательно, в соответствии со ст. 129, 315 - 317 ТК РФ выплата должна производиться с учетом не только районного коэффициента, установленного Законом PC (Я), но и северных надбавок.
4.1 ст. 6 Закона PC (Я) не урегулировано финансирование исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по осуществлению выплат вознаграждения за выполнение функций классного руководителя за счет средств бюджета PC (Я), что противоречит Постановлению Правительства РФ от 28.12.2006 г. N 814, Постановлению Правительства РФ от 12.12.2007 г. N 860, ст. 132 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающих софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения за счет средств бюджета Республики Саха (Якутии), считает, что указанную норму следует дополнить словами "а так же за счет субвенций из Республиканского фонда компенсаций".
Представитель Госсобрания (Ил Тумэн) PC (Я) О. и представитель Министерства Финансов PC (Я) П. заявленные требования не признали, суду пояснили, что учителям выплаты за классное руководство, помимо вознаграждения, предусмотренного постановлением Правительства РФ N 850 от 30.12.2005 г., осуществляются из средств бюджета PC (Я) на основании Постановления Правительства PC (Я) N 29 от 24.01.2007 г., которые входят в заработную плату учителей и на которые начисляются районный коэффициент и северные надбавки, предусмотренные для данного региона. Оспариваемую ч. 1 ст. 6 Закона PC (Я) следует рассматривать в совокупности с ч. 2 данной статьи и Закона PC (Я) "О бюджете на 2007 г.", предусматривающие субвенции местным бюджетам на осуществление денежных выплат педагогическим работникам за выполнение функций классного руководства, в составе Республиканского фонда компенсаций, что не противоречит бюджетному законодательству.
Заслушав представителя прокуратуры PC (Я) Д., представителя Госсобрания (Ил Тумэн) PC (Я) О., представителя Министерства Финансов PC (Я) П., исследовав материалы дела, судебные прения, суд считает, что в удовлетворении заявленных требований прокурора надлежит отказать по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 9 и 18 статьи 29 Закона Российской Федерации "Об образовании" к компетенции субъектов Российской Федерации относится формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование и издание нормативных документов в пределах своей компетенции.
Согласно п.п. "б" п. 1 ст. 5 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Пункт 5 Правил предоставления в 2007 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 N 814, устанавливает, что субъект Российской Федерации, в определяемом им порядке, предоставляет местным бюджетам из регионального фонда компенсаций субвенции на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих в связи с принятием субъектом Российской Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих выплату вознаграждения.
Таким образом, Закон PC (Я) от 16.03.2007 г. 440-З N 895-III принят в пределах полномочий Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации, а также в пределах компетенции Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) как законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законом Республики Саха (Якутии) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по осуществлению выплаты вознаграждения педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Саха (Якутии) и муниципальных образовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя" от 16.03.2007 г. 440-3 N 895-III в ч. 3 ст. 1 установлено, что выплата ежемесячного вознаграждения производится с учетом районных коэффициентов, установленных решениями органов государственной власти СССР или органов государственной власти Российской Федерации, а также отчислений по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Прокурором данная норма закона оспаривается в части не предусматривающей начисление северных надбавок при выплате ежемесячного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя.
В соответствии со ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации" законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации (п. 13); организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях, находящихся в соответствии с федеральным законом в ведении субъекта Российской Федерации (13.1).
Постановлением Правительства РФ "О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя" от 30.12.2005 г. N 850 установлено с 01.01.2006 г. педагогическим работникам федеральных государственных общеобразовательных учреждений ежемесячное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя в размере 1000 руб., и, при этом сохранены размеры выплат за классное руководство, осуществляемые по состоянию на 31.12.2005 г.
Во исполнение ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" и Постановления Правительства РФ от 28.12.2006 г. N 814 "О порядке предоставления в 2007 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений", принят Закон PC (Я) от 16.03.2007 г. 440-З N 895-III и Постановление Правительства PC (Я) от 24.01.2007 г. N 29 "О порядке, размере и условиях выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений PC (Я) и муниципальных образовательных учреждений", где в п. 2 и 5.2. указанные выплаты сохранены сверх вознаграждения, установленного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 г. N 850, и учитываются в составе заработной платы преподавателя с начислением как районного коэффициента, так и северной процентной надбавки, что подтверждается тарификационным списком учителей среднего звена, представленного представителем Минфина PC (Я).
Так же, Постановлением Министерства труда и социального развития PC (Я) и Министерства образования PC (Я) от 25.12.2002 г. N 4-32 установлены доплаты учителям за работу, не входящую в круг основных обязанностей, в т.ч. доплата за классное руководство, в размере от 10 до 20 % к тарифной ставке.
Федеральным законом "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях" от 19.02.1993 г. N 4520-1 в ст.ст. 10, 11 определено, что размер процентной надбавки и порядок ее выплаты устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Часть 3 ст. 1 Закона PC (Я) от 16.03.2007 г. 440-З N 895-III воспроизводит норму, закрепленную в Постановлении Правительства РФ от 28.12.2006 г. N 814 "О порядке предоставления в 2007 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений", которой установлено, что при определении размера субсидии учитываются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Таким образом ч. 3 ст. 1 Закона PC (Я) от 16.03.2007 г. 440-З N 895-III не противоречит федеральному законодательству, т.к. Республикой Саха (Якутии) полностью выполняются свои полномочия в части финансового обеспечения доплат за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов РФ.
Законом PC (Я) от 16.03.2007 г. 440-З N 895-III в ч. 1 ст. 6 закреплено, что исполнение органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий осуществляется за счет субсидий, предоставляемых государственному бюджету Республики Саха (Якутия) из федерального бюджета.
16.03.2007 г. 440-З N 895-III, принятого в пределах полномочий Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации и полномочий Государственного Собрания (Ил Тумэн) как законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, по основаниям, изложенным в заявлении прокурора PC (Я), не могут быть признаны противоречащими федеральному законодательству.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд PC (Я) решил:
В удовлетворении заявления прокурора Республики Саха (Якутии) о признании ч. 3 ст. 1 (в части) и ч. 1 ст. 6 (в части) Закона Республики Саха (Якутии) от 16.03.2007 г. 440-З N 895-III "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по осуществлению выплаты вознаграждения педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Саха (Якутии) и муниципальных образовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя" противоречащими Федеральному законодательству и недействующими - отказать.
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10-дней со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через суд, постановивший решение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.