Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 18 марта 2008 г. N 3-33/08
(извлечение)
Прокурор PC (Я) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими требованиям федерального законодательства ч. 5 ст. 7 (в части), п. "а" ч. 16 ст. 8, ч. 18 ст. 8 (в части), ч. 20 ст. 8, ч. 2 ст. 19 Закона Республики Саха (Якутии) от 15.06.2002 г. 20-З N 371-П "О Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия)" с момента принятия судебного решения, указывая, что данные положения приняты с превышением полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании представитель прокуратуры PC (Я) Ф. поддержала заявленные требования полностью.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) PC (Я) О. и представитель ЦИК PC (Я) Б. заявленные требования признали в полном объеме, подтвердили, что оспариваемые прокурором положения Закона PC (Я) от 15.06.2002 г. 20-З N 371-П должны быть приведены в соответствие с федеральным законодательством.
Заслушав пояснения представителя прокуратуры Ф., представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) О., представителя ЦИК PC (Я) Б., исследовав материалы дела, прения сторон, суд считает заявленные требования прокурора PC (Я) подлежащими удовлетворению.
15 июня 2002 г. Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутии) был принят, и, в установленном порядке опубликован в официальных средствах массовой информации Закон Республики Саха (Якутии) 20-З N 371-П "О Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия)" регулирующий общественные отношения в области реализации избирательных прав граждан.
В соответствии с п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Согласно ч. 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;
Таким образом, Закон PC (Я) "О Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия)" принят в пределах полномочий Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации, а также в пределах компетенции Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) как законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Однако, как установлено в ходе судебного разбирательства, отдельные положения данного закона противоречат требованиям федерального законодательства.
Согласно ч. 5 ст. 7 Закона PC (Я) "О Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия)" от 15.06.2002 г. 20-З N 371-П период для направления предложений субъектами при формировании Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) нового состава должен составлять не менее 30 дней. Данная норма противоречит требованиям ч. 8 ст. 22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ, устанавливающей, что период, в который органы, формирующие такие комиссии, принимают предложения, должен составлять не менее одного месяца.
В соответствии с пунктом "а" ч. 16 ст. 8 Закона PC (Я) от 15.06.2002 г. 20-З N 371-П член Комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена Комиссии до истечения срока его полномочий по решению органа, его назначившего, в случае подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий.
Указанной нормой такое право члена комиссии не ограничено, что противоречит пункту "а" ч. 6 ст. 29 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ, в соответствии с которым указанное заявление не может быть подано в период, начинающийся за десять дней до дня голосования и заканчивающийся в день установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума, за исключением случая, когда оно подается в связи с вынуждающими к тому обстоятельствами: тяжелой болезнью, стойким расстройством здоровья члена комиссии, его близких родственников.
Согласно ч. 18 ст. 8 Закона PC (Я) от 15.06.2002 г. 20-З N 371-П при появлении оснований, предусмотренных настоящей статьей, член комиссии с правом решающего голоса обращается в орган государственной власти, его назначивший, с письменным заявлением о сложении своих полномочий не позднее чем через 3 дня с момента появления указанных оснований. Орган, назначивший этого члена Комиссии, обязан назначить нового члена Комиссии с правом решающего голоса вместо выбывшего по вышеуказанным обстоятельствам, но не позднее чем в месячный срок со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными настоящим законом.
В нарушение ч. 11 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ данная норма не содержит требования о сокращенном сроке назначения члена комиссии в период избирательной кампании (10 дней).
В соответствии с ч. 20 ст. 8 Закона PC (Я) от 15.06.2002 г. 20-З N 371-П установлена возможность не назначать нового члена комиссии взамен выбывшего, если до истечения срока полномочий комиссии остается три месяца и в ее составе остается не менее двух третей членов комиссии с правом решающего голоса от установленной частью 1 статьи 7 Закона республики их общей численности.
Данная норма противоречит ч. 11 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, которая устанавливает безусловную обязанность назначать членов комиссии вместо выбывших.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона PC (Я) от 15.06.2002 г. 20-З N 371-П предприятия, учреждения и организации обязаны оказывать члену комиссии с правом решающего голоса содействие в транспортном обеспечении для участия в заседании комиссии.
Установление такой обязанности в отношении предприятий, учреждений и организаций федеральным законодательством не предусмотрено, субъекту Российской Федерации полномочий в установлении такой обязанности не предоставлено.
Согласно ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Таким образом, анализируя доказательства в их совокупности, Верховный Суд PC (Я) считает, что заявление прокурора PC (Я) подлежит удовлетворению в полном объеме, т.к. оспариваемые положения Закона Республики Саха (Якутия) "О Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия)" от 15.06.2002 г. 20-З N 371-П от противоречат федеральному закону, имеющему большую силу, и, в соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ должны быть признаны недействующими с момента вступления решения в законную силу.
По изложенному и руководствуясь ст.ст. 194 - 198, ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд PC (Я), решил:
Заявление прокурора Республики Саха (Якутии) удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному закону и недействующими ч. 5 ст. 7 (в части), п. "а" ч. 1б ст. 8, ч. 18 ст. 8 (в части), ч. 20 ст. 8, ч. 2 ст. 19 Закона Республики Саха (Якутии) от 15.06.2002 г. 20-З N 371-П "О Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия)" со дня вступления решения в законную силу.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "п. "а" ч. 16 ст. 8"
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 10-дней со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 18 марта 2008 г. N 3-33/08
Текст решения предоставлен Верховным судом РС (Я) по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был