Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 23 мая 2008 г. N 3-42/08
(извлечение)
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске "23" мая 2008 года, гражданское дело по заявлению прокурора Республики Саха (Якутия) о признании Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2007 года N 470 "Об утверждении Порядка предоставления поручительства коммерческим банкам, лизинговым компаниям при заключении сделок с микрофинансовыми организациями, субъектами малою предпринимательства при отсутствии у них стопроцентного залогового обеспечения" противоречащим федеральному законодательству, установил:
22 ноября 2007 года принято и в установленном порядке опубликовано в официальных средствах массовой информации Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) N 470 "Об утверждении Порядка предоставления поручительства коммерческим банкам, лизинговым компаниям при заключении сделок с микрофинансовыми организациями, субъектами малого предпринимательства при отсутствии у них стопроцентного залогового обеспечения".
Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2007 года N 470, указывая, что данное постановление и утвержденный им Порядок предоставления поручительства коммерческим банкам, лизинговым компаниям при заключении сделок с: микрофинансовыми организациями, субъектами малого предпринимательства при отсутствии у них стопроцентного залогового обеспечения, противоречит действовавшему на момент принятия постановления Федеральному закону "О государственной поддержке; малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ (в ред. от 01.01.2006 г. N 19-ФЗ). Компенсирование затрат государством кредитным организациям и другим организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектам малого предпринимательства, поручительство за счет бюджетных средств уполномоченной организацией, настоящим федеральным законом не предусмотрено. Кроме того, в нарушение требований Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2008 года, в Порядке представления поручительства... не определены условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектам малого предпринимательства, а также не определены требования к данным организациям.
В судебном заседании представитель прокуратуры PC (Я) П.М.Е. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель Правительства Республики Саха (Якутия) А. с заявлением прокурора не согласен и суду пояснил, что согласно ст. 10 ФЗ от 24.07.2007 г. к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ отнесена разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей и формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ и обеспечение ее деятельности, а также формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ и обеспечение ее деятельности. Во исполнение указанного Закона Республика Саха утвердила целевую программу "Развитие предпринимательства и туризма в PC на 2007 г. - 2011 г.г.". Пункт 1.1. Подпраграммы "Развитие малого предпринимательства в PC" предусмотрено предоставление поручительств коммерческим банкам, лизинговым компаниям при заключение сделок с микрофинансовыми организациями, субъектами малого предпринимательства при отсутствии у них стопроцентного залогового обеспечения. Пункт 7.1 подпрограммы предусматривает необходимость разработки Порядка предоставления поручительств коммерческим банкам, лизинговым компаниям при заключении сделок с микрофинансовыми организациями, субъектами малого предпринимательства при отсутствии у них стопроцентного залогового обеспечения. Оспариваемый Порядок разработан во исполнение требований Государственной целевой программы "Развитие предпринимательства и туризма в PC на 2007 - 2011 г.г., утвержденной Законом Республики Саха от 19.12.2006 г.
Представитель Министерства предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) П.Е.В. с заявлением прокурора не согласен, просит в его удовлетворении отказать.
Представитель Фонда развития малого предпринимательства О. позицию представителя Правительства PC поддержала.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, прения сторон, суд считает заявление прокурора не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статья 2 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" установило, что нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими Федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "(развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"] полномочиям органов государственной власти субъекта РФ отнесена разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально экономических, экологических, культурных и других особенностей и формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации и обеспечение ее деятельности, а также формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации и обеспечение ее деятельности.
Во исполнение вышеуказанных норм Законом Республики Саха от 19.12.2006 г. N 401-З N 817-III утверждена государственная целевая программа "Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха на 2007 - 2011 г.г."
Пунктом 1.1 Подпрограммы "Развитие малого предпринимательства в Республике Саха" государственной целевой программы "Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха на 2007 - 2011 г.г. предусмотрено предоставление поручительств коммерческим банкам, лизинговым компаниям при заключении сделок с микрофинансовыми организациями, субъектами малого предпринимательства при отсутствии у них стопроцентного залогового обеспечения.
Пункт 7.1. Подпрограммы предусмотрена необходимость разработки Порядка предоставления поручительств коммерческим банкам, лизинговым компаниям при заключении сделок с микрофинансовыми организациями, субъектами малого предпринимательства при отсутствии у них стопроцентного залогового обеспечения.
В соответствии со ст. 115 Бюджетного кодекса РФ государственная гарантия предоставляется от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и ответственность перед бенефициаром несет Российская Федерация или субъект Российской Федерации.
Согласно п. 2.2 Порядка предоставления поручительств коммерческим банкам лизинговым компаниям при заключении сделок с микрофинансовыми организациями субъектами малого предпринимательства при отсутствии у них стопроцентного залогового обеспечения, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха от 22.11.2007 г. N 470, поручительство предоставляется уполномоченной организацией кредитору за исполнение своих обязательств микрофинансовыми организациями.
Положения Порядка предоставления поручительств коммерческим банкам, лизинговым компаниям при заключении сделок с микрофинансовыми организациями, субъектами малого предпринимательства при отсутствии у них стопроцентного залогового обеспечения разработано во исполнение требований Государственной целевой программы "Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха на 2007 - 2011 г.г.", утвержденной Законом Республики Саха от 19.12.2006 г.
Данный Закон не признаны не соответствующими Федеральному законодательству, Постановление Правительства PC от 22.11.2007 г. принято в рамках полномочий Правительства Республики Саха в соответствии с действующим Законом..
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд PC (Я) решил:
В удовлетворении заявления прокурора PC (Я) о признании Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2007 года N 470 "Об утверждении Порядка предоставления поручительства коммерческим банкам, лизинговым компаниям при заключении сделок с микрофинансовыми организациями, субъектами малого предпринимательства при отсутствии у них стопроцентного залогового обеспечения" противоречащим федеральному законодательству - отказать.
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в десятидневный срок путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 23 мая 2008 г. N 3-42/08
Текст решения предоставлен Верховным судом РС (Я) по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был