Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 25 июля 2008 г. N 3-67/08
(извлечение)
Верховный суд Республики Саха (Якутия) рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске "25" июля 2008 года дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзаца 2 пункта 4 статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 10.07.2003 З N 98-III "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)", суд установил:
По-видимому, в предыдущем абзаце и далее по тексту допущены опечатки:
имеется в виду "абзаца 2 пункта 4 статьи 2";
номер вышеназванного Закона следует читать как "48-З N 97-III"
Первый заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзаца 2 пункта 4 статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 10.07.2003 З N 98-III "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)", мотивируя тем, что при определении порядка уплаты транспортного налога оспариваемое положение в части включения в него понятия "авансового платежа" вступает в противоречие с действующим федеральным законодательством. Транспортный налог является одним из видов регионального налога, установление порядка и сроков уплаты которого осуществляется законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах объема полномочий, определенного ч. 3 ст. 12 Налогового кодекса РФ, а именно законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам определяются Налоговым кодексом. Однако нормами налогового законодательства авансовые платежи для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не предусмотрены, в связи с чем указание в Законе Республики Саха (Якутия) на авансовый платеж противоречит действующему федеральному законодательству.
На судебном заседании прокурор А. требование поддержала.
Представитель Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) П. с заявлением согласна, суду пояснила, что проект Закона РС (Я) "О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) "О налоговой политике РС (Я)" 22 июля рассмотрен на пленарном заседании Государственного собрания РС (Я), направлен для подписания Президенту РС (Я).
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 252 ГПК РФ отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу. Признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.
С учетом этого, несмотря на внесение проекта Закона "О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) "О налоговой политике", исключающего оспариваемый абзац, в случае, если суд установит, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, прекращение производства по делу не допустимо.
Положением абзаца 2 пункта 4 статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 10.07.2003 З N 98-III "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)" сумма налога, подлежащая уплате (зачету, возврату) налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, по итогам налогового периода, принимается равной разнице между суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода, и суммой авансового платежа, уплаченного в соответствии с требованиями настоящей статьи.
В соответствии с п. "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Налоговым кодексом РФ разграничиваются полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
В соответствии с частью 3 статьи 12 Налогового Кодекса Российской Федерации при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Пунктом 4 части 1 статьи 14 Налогового кодекса РФ транспортный налог отнесен к региональным налогам. Следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации при установлении и введении в действие транспортного налога, как одного из видов регионального налога, определяя в пределах предоставленных ему полномочий элементы налогообложения, в том числе порядок и сроки уплаты, обязан учитывать нормы Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 52 Налогового Кодекса Российской Федерации сумма налога подлежит уплате за налоговый период и исчисляется исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Общие вопросы исчисления налоговой базы, определения налогового периода установлены ст. 54, 55, 360, п. 3 ст. 363 Налогового Кодекса Российской Федерации. При этом, однако, авансовые платежи для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, нормами Налогового кодекса РФ не предусмотрены.
Проанализировав содержание приведенных нормативных правовых актов, суд приходит к выводу, что определение суммы налога, подлежащей уплате (зачету, возврату) налогоплательщиками, за вычетом суммы авансового платежа, противоречит федеральному законодательству.
На основании вышеизложенного, требования заявителя обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. 253 ГПК РФ, решил:
Заявление первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) - удовлетворить. Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению абзац 2 пункта 4 статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 10.07.2003 З N 98-III "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)" в части включения в нее понятия "авансового платежа".
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.