Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Д.Н. Миронова, судей А.С. Антонова, Н.Г. Захарова, Н.Е. Полятинского, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова, с участием заявителя - народного депутата Республики Саха (Якутия) В.Н. Губарева, представителя заявителя - народного депутата Республики Саха (Якутия) О.Н. Федоровой - Н.В. Тимофеева, представителя Государственного Собрания (Ил ТуМэн) Республики Саха (Якутия) Ю.Н. Бацева, полномочного представителя Президента Республики Саха (Якутия) в Конституционном суде Республики Саха (Якутия) Е.М. Ларионова, народного депутата Республики Саха (Якутия) А.И. Гаврильева, народного депутата Республики Саха (Якутия) З.А. Корниловой, руководителя Департамента по государственно-правовым вопросам Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) С.М. Гурьевой рассмотрел в открытом заседании дело о толковании статьи 60 Конституции Республики Саха (Якутия).
Поводом к рассмотрению дела стал запрос народных депутатов. Основанием к рассмотрению дела явилась неопределенность в понимании статьи 60 Конституции Республики Саха (Якутия).
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.С. Антонова, выступление участников судебного заседания, исследовав представленные материалы, Конституционный суд Республики Саха (Якутия) установил:
1. Руководители фракций политических партий "Справедливая Россия: Родина (пенсионеры) жизнь" и "Коммунистическая партия Российской Федерации" в Государственном Собрании (Ил Туиэн) Республики Саха (Якутия) народные депутаты О.Н. Федорова, В.Н. Губарев обратились в Конституционный суд Республики Саха (Якутия) с запросом о даче толкования статьи 60 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), в соответствии с которой статус народного депутата Республики Саха (Якутия) определяется законом.
Заявители полагают, что в законодательстве республики, принятом во исполнение предписания статьи 60 Конституции Республики Саха (Якутия), не урегулированы вопросы материально-технического обеспечения депутатской деятельности, в частности депутатов, не имеющих оплачиваемой работы и не избранных на постоянные профессиональные должности Парламента республики. Ходатайствующие усматривают неопределенность в вопросе трудоустройства депутата после прекращения им депутатских полномочий на профессиональной постоянной основе. По мнению заявителей, неопределенность статуса народных депутатов, состоящих в депутатских фракциях, затрудняет выполнение ими своих полномочий.
Таким образом, толкование статьи 60 Конституции народные депутаты связывают с условиями и формами деятельности народных депутатов, гарантиями осуществления ими депутатской деятельности. Данное обстоятельство требует толкования статьи 60 в системной связи с положениями статей 1, 14, 54, 55, 56, 59 и 65 Конституции, устанавливающими принципы формирования и организации деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн).
2. Основу правового статуса народного депутата, по смыслу статей 1 и 14 Конституции республики, составляет воля народа (избирателей), интересы которых он представляет в Государственном Собрании (Ил Тумэн). Следовательно, конституционно-правовой статус народного депутата в силу осуществляемых им государственных функций носит публично-правовой характер. Деятельность народного депутата расценивается не как обычная государственная служба или иная профессиональная деятельность. Депутатская деятельность, основанная на представительской системе и членстве в законодательном органе, предполагает наделение депутата специальным статусом.
Подлежащее толкованию положение закреплено в статье 60 Конституции в целях обеспечения в законодательстве республики полноты статуса народного депутата как полномочного представителя народа в высшем законодательном и представительном органе государственной власти Республики Саха (Якутия). Законодательное регулирование статуса депутата должно быть осуществлено комплексно как совокупность его прав, обязанностей, гарантий и ответственности, достаточных для выполнения депутатских функций. Более подробно статус депутата дополняется нормами Регламента.
3. Требование полноты статусных положений, вытекающее из смысла статьи 60 Конституции, может быть реализовано в системной связи с другими положениями Конституции.
В статье 55 Конституции Республики Саха (Якутия) предусмотрены организационные формы выполнения народными депутатами своих функций: на профессиональной постоянной основе и без отрыва от основной работы. Число народных депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается Конституционным законом республики "О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)". Часть 1 статьи 5 указанного Закона определяет, что на профессиональной постоянной основе могут работать не более 25 народных депутатов, избранных на государственные должности. Фактически на профессиональной основе постоянно работают 17 народных депутатов.
Вместе с тем, существующая конституционно-правовая практика в республике выделяет еще третью группу народных депутатов - не работающих в Государственном Собрании (Ил Тумэн) на профессиональной постоянной основе и не имеющих другой оплачиваемой работы. Особенности их правового положения законодательством не урегулированы. В такой ситуации Конституционный суд, исходя из статьи 87 Конституционного закона "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", принимает решение, оценивая как буквальный смысл подлежащих толкованию положений, так и смысл, придаваемый им правоприменительной практикой.
Из смысла статей 55 и 60 Конституции Республики Саха (Якутия) прямо не вытекает необходимость установления материальных гарантий не работающим народным депутатам в виде денежной компенсации за упущенный заработок по прежнему месту работы.
Профессионально работающие депутаты, депутаты, занятые по основному месту работы, и депутаты, не имеющие работы, выполняют депутатские функции не в одинаковых условиях. Различия в фактическом и правовом положении предполагают различный уровень материальных гарантий деятельности депутата. Работающим на профессиональном постоянной основе выплачивается денежное вознаграждение. Занятым по основному месту работы выплачиваются денежная компенсация исходя из фактических затрат времени на выполнение депутатских функций и средний заработок. Неработающим депутатам, выполняющим свои депутатские полномочия, выплачивается денежная компенсация исходя из фактических затрат времени на выполнение функций депутата и установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Статус народного депутата реализуется в пределах срока полномочий Государственного Собрания (Ил Тумэн) очередного созыва. Предусмотренные статусом народного депутата гарантии по трудоустройству ограничиваются пределами очередного созыва. Следовательно, при повторном избрании в Парламент за народным депутатом не сохраняется ранее занимаемая выборная должность в прошлом созыве.
В соответствии со статьями 55 и 56 Конституции республики организационные формы деятельности Парламента и народных депутатов устанавливаются Государственным Собранием (Ил Тумэн) самостоятельно. Из смысла указанных статей вытекает возможность установления условий и гарантий депутатской деятельности, учитывающих особенности статуса не работающих депутатов. Материальное вознаграждение таких депутатов может быть установлено в связи с возложением на них обязанностей осуществления депутатских полномочий на профессиональной оплачиваемой основе постоянно или на определенный срок.
4. Статья 60 Конституции в той мере, в какой находится во взаимосвязи с ее статьями 54, 56, 58, 59, 65, определяющими статус Государственного Собрания (Ил Тумэн) как постоянно действующего высшего и единственного органа законодательной власти, предполагает вовлеченность всех народных депутатов в законотворческую деятельность Парламента.
В целях обеспечения участия всех депутатов в процесс реализации функций Парламента и в интересах поддержания постоянных связей народного депутата с избирателями Государственное Собрание (Ил Тумэн) обеспечивает народным депутатам условия для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей. В соответствии с Конституционным законом "О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)", Законом "О статусе народных депутатов Республики Саха (Якутия)", Регламентом Государственного Собрания (Ил Тумэн) правовое, организационное, документальное, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов, комитетов, фракций политических партий, включая обеспечение транспортом, помещениями, средствами связи, оплату расходов по организации встреч с избирателями, в пределах сметы расходов осуществляет Государственное Собрание (Ил Тумэн).
Создание условий для работы народных депутатов в постоянных комитетах, комиссиях, в депутатских фракциях относится к полномочиям Государственного Собрания (Ил Тумэн). Образование депутатских фракций политических партий в Государственном Собрании (Ил Тумэн) предполагает дополнительное нормативно-правовое регулирование и организационное обеспечение их деятельности на основе статьи 60 Конституции. Правовая неопределенность в этом вопросе может привести на практике к произвольному истолкованию и необоснованному ограничению статуса народного депутата.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 86 - 92, 108 - 113 Конституционного закона "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", Конституционный суд Республики Саха (Якутия) постановил:
1. Статус народного депутата в соответствии со статьей 60 Конституции Республики Саха (Якутия) в ее взаимосвязи со статьями 1, 14, 54, 55, 56, 58, 59, 65 означает его правовое положение, предусматривающее комплекс его прав, обязанностей, гарантий и ответственности как полномочного представителя народа в высшем законодательном органе государственной власти Республики Саха (Якутия).
2. По смыслу статьи 60 Конституции Республики Саха (Якутия) в зависимости от организационной формы деятельности и занятости статус народного депутата должен быть конкретизирован законом применительно к группе депутатов: занятых на профессиональной постоянной основе, имеющих вознаграждение в качестве ежемесячной заработной платы; без отрыва от основного места работы; не состоящих на оплачиваемой работе.
Из смысла статьи 60 Конституции Республики Саха (Якутия) во взаимосвязи со статьей 55, определяющей число депутатов, работающих в Парламенте на профессиональной постоянной основе, прямо не вытекает необходимость установления материальных гарантий не работающим народным депутатам в виде денежной компенсации за упущенный заработок по прежнему месту работы.
Вознаграждение народного депутата, не имеющего оплачиваемой работы, может быть установлено Парламентом в связи с возложением на него выполнения депутатских полномочий на профессиональной основе постоянно или на определенный срок.
3. Правовое регулирование условий беспрепятственного осуществления депутатской деятельности, включая право на пользование помещениями в здании Парламента; право на обеспечение транспортом и средствами связи; право на оплату расходов, связанных с проведением встреч с избирателями, и иных условий деятельности народного депутата относится к полномочиям Государственного Собрания (Ил Тумэн) и реализуется в целях ограничения административного усмотрения его должностных лиц.
4. Согласно статье 113 Закона# Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Реслублики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", данное Конституционным судом Республики Саха (Якутия) толкование является официальным и общеобязательным.
5. Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) по данному вопросу окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно и действует непосредственно.
6. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Якутия", "Саха сирэ", "Ил Тумэн".
Председатель |
Д.Н. Миронов |
Судья-секретарь |
В.Т. Филиппов |
г. Якутск
28 ноября 2008 г.
N 6-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 28 ноября 2008 г. N 6-П "По делу о толковании статьи 60 Конституции Республики Саха (Якутия)"
Текст постановления предоставлен Конституционным судом Республики Саха (Якутия) по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст постановления опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 20 декабря 2008 г. N 70