Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 11 июля 2008 г. N 3-57/08
Верховный суд РС(Я) в составе председательствующего Пуховой Е.В., при секретаре Петуховой О.Е., с участием прокурора Рязанской А.Д, представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Иванова П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутск
11 июля 2008 г.
дело по заявлению прокурора Республики Саха о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Республики Саха "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов PC (Я) отдельными государственными полномочиями РФ по выплате пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения в семью, переданным органам государственного управления PC (Я) со дня принятия решения суда суд
Установил:
Государственным Собранием (Ил Тумэн) принят Закон Республики Саха (Якутия) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по выплате единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения в семью, переданным органам государственного управления Республики Саха (Якутия)" от 19.06.07 г. N 958-III (далее Закон PC (Я).
Закон опубликован "Якутские ведомости", N 64, 28.07.2007 г. "Ил Тумэн", N 30, 03.08.2007 г.
Прокурор Республики Саха обратился в суд с заявлением о признании Закона PC (Я) противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению.
На судебном заседании представитель Прокуратуры PC Рязанская А.Д. заявление поддержала и суду пояснила, что указанным Законом PC предусмотрено наделение органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Саха государственными полномочиями в части выплаты единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью, хотя данные полномочия переданы Российской Федерацией органам государственной власти Республики Саха на основании Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" без права их последующей передачи органам местного самоуправления.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Иванов П.В. требования прокурора не признал и суду пояснил, что социальная защита, а также социальная поддержка в виде выплаты государственных пособий, в том числе единовременных пособий, при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ и, в соответствии с ч. 6 ст. 23.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", законами субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями по выплате единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "ч. 6 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации""
Изучив материалы гражданского дела, выслушав представителей сторон, суд считает, что заявление прокурора Республики Саха подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 7 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6.10.1999 г. N 184-ФЗ с изменениями и дополнениями полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам, государственной власти субъектов Российской Федерации, могут передаваться законами субъектов Российской Федерации органам местного сам о управления только в случае, если такое право предоставлено им федеральными законами, предусматривающими передачу соответствующих полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с преамбулой и ст.ст. 3, 4, 4.1 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 9.05.1995 г. N 81-ФЗ с изменениями и дополнениями в Российской Федерации установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющих детей, в связи с их рождением и воспитанием, и одним из видов таких пособий является единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.
Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью в соответствии со ст.ст. 4, 4.1 Федерального закона "О государственных пособиях граждан, имеющих детей" является расходным обязательством Российской Федерации и финансируется за счет средств Федерального фонда компенсаций, образованного в составе федерального бюджета путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации соответствующих субвенций.
Контроль за целевым расходованием субъектами Российской Федерации предоставленных за счет средств Федерального фонда компенсаций субвенций осуществляет специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
В соответствии с положениями ст. 4.1 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по назначению и выплате государственного единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью" и не предоставлено право передачи этих полномочий органам местного самоуправления в порядке, установленном ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Правила предоставления в 2007 г. субвенций из Федерального фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. N 84 предусматривают аккумулирование субвенций в региональных фондах компенсаций с целью последующего предоставления денежных средств органам местного самоуправления на выплату уже назначенных уполномоченным органом государственной власти Республики Саха пособий и не регулирует вопросы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер вышеназванного постановления Правительства Российской Федерации следует читать как "N 847"
Приложение к Закону Республики Саха, определяющее перечень органов местного самоуправления, которым переданы государственные полномочия и Методика расчета нормативов для определения общего объема субвенций на выплату единовременного пособия по указанным основания вступает в противоречие с федеральным законодательством.
Пункт 4 ст. 7 Закона Республики Саха также вступает в противоречие с федеральным законодательством.
В соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 19 Федерального закона от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об об принципах организации местного самоуправления" законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать перечень подлежащих передаче в пользование и управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления или порядок определения данного перечня.
Пункт 4 ст. 7 Закона Республики Саха устанавливает, что передача органам местного самоуправления материальных средств для осуществления ими отдельных государственных полномочий не предусматривается.
Руководствуясь ст. 253 ГПК РФ суд
Решил:
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закон Республики Саха "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха отдельными государственными полномочиями по выплате единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения в семью, переданным органом государственного управления Республики Саха" от 19.062007 г. N 958-III со дня принятия решения суда.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней.
Председательствующий |
Е.В. Пухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 11 июля 2008 г. N 3-57/08
Текст решения предоставлен Верховным судом РС (Я) по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст решения опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 14 января 2009 г. N 1