Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
приложение N 1
Концепция
семейной и демографической политики в Республике Саха (Якутия) на период до 2025 года
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 января 2009 г. N 10)
1. Общие положения
Концепция семейной и демографической политики, разработанная в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, определяет общую стратегию, принципы и приоритетные направления государственной политики в отношении семьи и демографического развития, направленной на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование миграционных потоков, сохранение и укрепление здоровья населения.
Реализация семейной и демографической политики основывается на федеральном законодательстве, международных нормативных правовых документах, а также нормативных актах, принятых органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
Реализация данной Концепции предусмотрена на период до 2025 года.
2. Состояние и проблемы демографической ситуации и положения семьи в Республике Саха (Якутия)
См. также Концепцию снижения смертности населения Республики Саха (Якутия) от предотвратимых причин и онкологических заболеваний на период до 2025 года, утвержденную Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 августа 2009 г. N 354
Современная демографическая ситуация обусловлена социально-экономическими процессами, происходившими в XX веке.
В республике сохраняется относительно высокий уровень смертности, невысокая продолжительность жизни населения, значительный разрыв между ожидаемой продолжительностью жизни у мужчин и женщин.
Несмотря на то, что младенческая смертность в республике самая низкая среди регионов Дальнего Востока, общий ее уровень выше, чем в среднем по Российской Федерации. В начале 2008 года отмечен рост младенческой смертности.
Серьезной проблемой в показателях смертности населения является так называемая "сверхсмертность мужчин". На протяжении многих лет показатели смертности мужчин выше, чем у женщин. Наибольшее превышение смертности мужского населения над женским характерно для трудоспособных возрастов 20 - 49 лет (от 3-х до 4-х раз).
Негативным фактом в показателях смертности является то, что в структуре причин смерти II место по числу умерших занимают несчастные случаи, отравления и травмы, т.е. причины предотвратимого характера. Хотя их удельный вес в общем числе умерших несколько сократился (с 24,6 % в 1990 г. до и# 21,1 % в 2007 году), но абсолютное число умерших от этой причины смерти возросло на 5,7 %.
Первое место традиционно, как и в других регионах, занимают болезни системы кровообращения. В 1990 году на них приходилось 34,2 % умерших, в 2007 году - 46,2 %.
В структуре причин насильственной смертности - убийства и самоубийства. В 2006 году они составляли соответственно 20,6 % и 23,6 %. Настораживает тот факт, что происходит их рост. Число убийств к 2007 году по сравнению с 1990 года возросло на 34,8 %, а самоубийств за тот же период - на 70 %. Если в 1990 году на 100 тыс. человек населения отмечалось 24 случая суицида и 27 убийств, то в 2007 году - соответственно 48,5 и 42.
В результате неблагоприятной обстановки со смертностью продолжительность жизни в республике все еще остается низкой. В 1990 году средняя продолжительность жизни составляла 66 лет, в том числе мужчин - 61 и женщин - 71 год. В 2006 году - 65 лет, в том числе мужчин ~ 60 лет, женщин ~ 72 лет.
Ожидаемая продолжительность жизни женщин традиционно выше мужской, но за рассматриваемый период разрыв еще более увеличился, составив в 2006 году 12 лет против 10 лет в 1990 году.
Несмотря на позитивные изменения в динамике рождаемости (рост абсолютного числа родившихся и общего коэффициента рождаемости) в последние годы ее общий уровень не обеспечивает даже простого воспроизводства населения, о чем свидетельствует динамика суммарного показателя рождаемости. В 2006 году он составил 1,73, в то время как для обеспечения воспроизводства населения и замещения поколений он должен составлять не менее 2,15.
В результате превышения миграционного оттока над естественным приростом происходит сокращение численности населения, в том числе в результате естественной убыли в некоторых улусах и районах республики. За 2000 - 2007 годы число жителей в республике уменьшилось на 11,1 тыс. человек. За 2006 - 2007 год был отмечен небольшой рост числа жителей - с 949,9 тыс. человек (на начало 2006 года) до 951,4 тыс. человек (на начало 2007 года).
Уменьшение числа жителей республики произошло в большинстве улусов (районов) республики. Северные районы промышленного освоения оказались в наибольшей степени подверженными этому явлению.
Сельское население сокращалось не столь значительно. Основная его часть представлена коренными жителями, которые традиционно отличаются высокой рождаемостью и многодетностью. В некоторых сельских улусах республики численность населения даже увеличилось.
Совершенно новой чертой стало не просто общее снижение численности, которое происходит за счет миграционного оттока, но и за счет естественной убыли населения. Депопуляция впервые была отмечена в 1993 в Алданском и в 1995 годах и Усть-Майском улусах (районах). В 2007 году депопуляция была характерна уже для 5 улусов (Алданский, Верхнеколымский, Оймяконский, Усть-Майский, Усть-Янский).
Происходит старение населения, т.е. увеличение доли пожилых людей в общей численности населения. В целом по Республике Саха (Якутия) состав по полу и возрасту характеризуется повышенной долей лиц в трудоспособном возрасте, лиц моложе трудоспособного возраста и более низкой долей пожилого населения по сравнению со средними показателями по России.
Средний возраст населения в 2006 году составил 32,5 года (оба пола), 31,7 года (мужчины) и 33,7 года (женщины). Для сравнения на начало 2000 года эти показатели были равны соответственно - 30,8; 29,8 и 31,9 год.
Происходят изменения в сфере брака, влияющие на воспроизводство населения. В целом за 1990 - 2007 годы число браков сократилось на 31,1 %. Число разводов уменьшилось только на 17,2 %. "Коэффициент неустойчивости брака", т.е. число разводов, приходящееся на 100 браков, также имел тенденцию к росту.
О снижении престижа семейного образа жизни свидетельствует такой показатель как доля детей, рожденных вне официально зарегистрированного брака. Если в 1990 году этот показатель составлял 17,9 % (в РФ - 14,6 %), то в 2007 году - 38,5 %.
В результате снижения рождаемости уменьшился средний размер семьи. В 2002 году на 1 семью приходилось 3,5 человека (в 1989 году - 3,6). Снижается число многодетных семей.
Растет число неполных семей, а также семей, имеющих детей-инвалидов. Не сокращается число детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов.
Таким образом, демографическую ситуацию и положение семьи в Республике Саха (Якутия) можно оценивать как относительно благополучные по сравнению с другими субъектами Дальневосточного федерального округа и Российской Федерацией в целом: сохраняется положительный естественный прирост населения, снижается младенческая смертность, несколько выросла ожидаемая продолжительность жизни. Однако в демографическом развитии республики присутствует ряд проблем, которые требуют принятия соответствующих управленческих решений уполномоченными органами государственной власти.
3. Основные принципы и цели семейной и демографической политики
Целью семейной и демографической политики является устойчивое и качественное развитие института семьи и демографического потенциала региона.
Основными принципами семейной и демографической политики являются следующие:
1. Признание семьи как первичного социального института, который представляет непреходящую ценность в жизни каждого человека, общества и государства. Демографический потенциал выступает ориентиром регионального развития, поэтому демографическая политика тесно взаимосвязана с семейной политикой.
2. Социальное партнерство, разделение государством ответственности за исполнение семьей ее функций с самой семьей, стимулирование внутреннего потенциала семьи.
3. Структурно-функциональное соответствие в управлении (наличие специального органа) и кадровом обеспечении в области семейной и демографической политики.
4. Комплексность решения демографических задач - мероприятия в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи.
5. Концентрация на приоритетах - выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения.
6. Координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
4. Направления и задачи семейной и демографической политики
В соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года основными направлениями семейной и демографической политики в Республике Саха (Якутия) на период до 2025 года являются:
сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин, сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения;
сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями;
повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
привлечение и закрепление мигрантов в соответствии с потребностями социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции;
информационное обеспечение реализации демографической политики.
Семейная и демографическая политика Республики Саха (Якутия), направленная на достижение поставленных целей, предполагает действия в следующих основных направлениях.
Сокращение уровня смертности, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин, предполагает решение следующих задач:
сокращение уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы за счет создания комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий, внедрения образовательных программ, направленных на предупреждение развития указанных заболеваний;
улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе экстренную, больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, оснащение и кадровое обеспечение учреждений здравоохранения в соответствии со стандартами;
сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, а также за счет повышения оперативности, качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на всех ее этапах;
сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда;
сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы с гражданами из групп риска, направленной на предупреждение суицидов;
сокращение уровня смертности от онкологических заболеваний за счет внедрения программ профилактики, а также за счет скрининговых программ раннего выявления онкологических заболеваний;
сокращение уровня смертности от ВИЧ/СПИДа и туберкулеза за счет совершенствования программ профилактики и лечения этих заболеваний, а также за счет применения новых инновационных технологий лечения;
внедрение специальных программ для населения старших возрастных групп;
повышение доступности медицинской помощи для жителей сельской местности и отдаленных районов.
Сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения предполагает решение следующих задач:
повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям за счет развития семейно ориентированных# перинатальных технологий, укрепления материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства в соответствии со стандартами оснащения родовспомогательных учреждений, развития высокотехнологичной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорожденным детям;
обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья, в том числе вспомогательных репродуктивных технологий, снижение доли рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в целях сохранения репродуктивного здоровья;
реализация# комплекса мер по дальнейшему снижению числа преждевременного прерывания беременности (абортов).
Действия в направлении сохранения и укрепления здоровья населения, увеличению# продолжительности жизни, созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни, снижению уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, предполагают решение следующих задач:
формирование здорового образа жизни семьи и ее членов, стимулирование мотивации, особенно у подрастающего поколения, для ведения здорового образа жизни;
повышение информированности граждан через средства массовой информации о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения, привлечения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга независимо от места жительства, а также разработку механизмов поддержки общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения;
разработку мер по снижению употребления алкоголя, особенно среди женщин и подростков, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции, осуществление в образовательных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками;
создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития;
усиление профилактической направленности системы здравоохранения;
внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ по сокращению сроков восстановления здоровья после перенесенных заболеваний и травм, развитие услуг, предоставляемых санаторно-курортными организациями и оздоровительными учреждениями;
разработку мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие геронтологической помощи.
Повышение уровня рождаемости предполагает решение следующих задач:
усиление государственной поддержки семей, имеющих детей;
обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), повышения доступности и качества их услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста;
создание в городах и сельской местности среды обитания, благоприятной для семей с детьми, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям, а также к социальной и транспортной инфраструктуре;
создание условий для повышения доступности жилья для молодых семей за счет развития ипотечного кредитования, внедрения новых кредитных инструментов, расширения строительства доступного жилья, отвечающего потребностям семей, со строительством объектов социальной инфраструктуры;
реализацию республиканской программы обеспечения жильем молодых семей;
реализацию комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, обеспечению условий для совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью;
создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, организацию системы повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда;
расширение использования гибких форм занятости (в том числе надомный труд, частичная занятость), позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей.
Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений предполагает следующие задачи:
развитие различных целевых форм социальной поддержки семей, в первую очередь, многодетных и малоимущих.
развитие системы социального обслуживания семьи и детей, консультативной и психологической поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовки и комплексного сопровождения семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
пропаганду в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих нескольких детей или принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка;
развитие социокультурной среды, предполагающей должный уровень социально-бытовой, образовательной, медицинской, культурно-досуговой среды, повышение доступности для разных категорий семей соответствующих качественных услуг;
расширение участия семей в воспитательной работе образовательных учреждений, развитие сети сервисных услуг в образовании взрослого населения по воспитанию детей, правовому, экономическому обучению родителей;
сохранение национальных традиций и обычаев семьи.
Действия по привлечению и закреплению мигрантов в соответствии с потребностями социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции предполагают следующие задачи:
создание условий для закрепления мигрантов в целях повышения миграционной привлекательности территорий;
контроль за привлечением квалифицированных специалистов;
контроль за исполнением миграционного законодательства Российской Федерации;
создание условий для интеграции мигрантов в новой культурно-национальной среде в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов.
Действия по информационному обеспечению реализации демографической политики предполагают следующие задачи:
обеспечение информационно-аналитической поддержки проведения демографической политики, развитие научных исследований в сфере народонаселения и семьи;
проведение государственной информационно-просветительской кампании, направленной на понимание ценностей материнства и отцовства, повышение статуса родительства, на переход от малодетной семьи к семье, имеющей не менее двух детей;
расширение социальной рекламы в целях широкого информирования населения о возможных опасностях для жизни и здоровья, связанных с наиболее распространенными заболеваниями, эпидемической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, с появлением на рынке опасных для здоровья товаров, а также о мерах, позволяющих предупредить их вредное воздействие на здоровье человека;
проведение мониторинга демографического развития и состояния семьи в Республике Саха (Якутия) на базе использования данных государственной статистики, итогов переписей населения и данных социологических исследований.
5. Механизм реализации семейной и демографической политики Республики Саха (Якутия) на период до 2025 года
Реализацию семейной и демографической политики Республики Саха (Якутия) на период до 2025 года предполагается осуществлять путем:
дальнейшего совершенствования законодательства в сфере семейного, налогового и жилищного права, здравоохранения, образования, социального обеспечения, трудовых отношений, миграционной политики;
разработки и реализации целевых республиканских и муниципальных программ в сфере демографического развития, улучшения положения семьи, детей, формирования здорового образа жизни;
включения задач и мероприятий, призванных улучшить демографическую ситуацию и положение семьи, в республиканские и муниципальные программы социально-экономического развития;
учета задач семейной и демографической политики при формировании республиканского и местных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, привлечения внебюджетных средств на эти цели;
методического обеспечения деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований, направленной на управление демографическими процессами и улучшение положения семей с детьми;
постоянного мониторинга и анализа демографических процессов и положения семьи, корректировки на их основе конкретных мер семейной и демографической политики;
привлечения к реализации семейной и демографической политики институтов гражданского общества, общественных и некоммерческих организаций;
использования внутреннего потенциала самой семьи в улучшении положения семьи, детей, улучшении демографической ситуации.
6. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации демографической политики Республики Саха (Якутия) на период до 2025 года
В соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года демографическая политики в Республике Саха (Якутия) будет осуществляться в три этапа.
На первом этапе (2007 - 2010 годы) будут реализованы меры, направленные на преодоление наиболее острых проблем народонаселения, характерных для региона - сохраняющийся уровень смертности населения, отставание по продолжительности жизни, значительный миграционный отток населения за пределы республики, а также расширение реализации программы здорового образа жизни.
В результате реализации мероприятий первого этапа предполагается стабилизировать численность населения, сократить миграционный отток в результате реализации крупных социально-экономических проектов (строительство трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Дальний Восток" и т.п.).
На втором этапе (2011 - 2015 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации. Основной акцент будет сделан на реализации специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, проведении мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, осуществлении программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда.
К 2015 году предусматривается существенно улучшить здоровье населения, создать условия для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей.
По итогам реализации второго этапа предполагается к 2016 году:
увеличить число родившихся до 20,0 тыс. детей (оптимистический вариант прогноза);
увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет;
снизить младенческую смертность до уровня Российской Федерации.
На третьем этапе (2016 - 2025 годы) предусматривается на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране.
В связи со значительным уменьшением к началу третьего этапа численности женщин репродуктивного возраста потребуется принять дополнительные меры, стимулирующие рождение в семьях второго и третьего ребенка.
К 2025 году предполагается:
обеспечить постепенное увеличение численности населения до 1 млн. человек;
увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет;
стабилизировать число родившихся, увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости;
снизить уровень смертности в 1,6 раза.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.