Указ Президента Республики Саха (Якутия)
от 10 марта 2009 г. N 1322
"Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Республике Саха (Якутия)"
16 апреля 2013 г., 16 июня, 20 августа 2014 г., 12 ноября 2015 г., 4 мая 2016 г.
В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и ведении гражданской обороны в Республике Саха (Якутия).
2. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации.
Президент |
B. Штыров |
г. Якутск
10 марта 2009 года
N 1322
Положение
об организации и ведении гражданской обороны в Республике Саха (Якутия)
(утв. Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 10 марта 2009 г. N 1322)
16 апреля 2013 г., 16 июня, 20 августа 2014 г., 12 ноября 2015 г., 4 мая 2016 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" и определяет организационные основы гражданской обороны, содержание основных мероприятий гражданской обороны, состав сил и средств гражданской обороны, порядок организации и ведения гражданской обороны в Республике Саха (Якутия).
1.2. Гражданская оборона в Республике Саха (Якутия) организуется и ведется на всей территории Республики Саха (Якутия) в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), нормативными правовыми актами Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) (далее - ГУ МЧС России по РС (Я), являющегося органом федеральной исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, распорядительными документами руководителя гражданской обороны Республики Саха (Якутия), а также настоящим Положением.
1.3. Органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия), территориальные органы федеральной исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации, независимо от их организационно-правовых форм (далее - организации), в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
1.4. Руководители органов исполнительной власти, территориальных органов федеральной исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций Республики Саха (Якутия) несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне.
2. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области гражданской обороны на территории Республики Саха (Якутия)
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2014 г. N 2721 в пункт 2.1 Положения внесены изменения
2.1. Глава Республики Саха (Якутия) в пределах своей компетенции: осуществляет руководство гражданской обороной на территории Республики Саха (Якутия);
обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти при решении задач и (или) выполнении мероприятий гражданской обороны на территории Республики Саха (Якутия);
утверждает (определяет) состав комиссий и коллегиальных органов, создаваемых в целях организации выполнения мероприятий по гражданской обороне и порядок их деятельности;
утверждает состав полномочий по решению задач и (или) выполнению мероприятий гражданской обороны на территории Республики Саха (Якутия) для структурных подразделений органа исполнительной власти республики;
контролирует применение мер по обеспечению решения задач и выполнения мероприятий гражданской обороны на территории Республики Саха (Якутия);
осуществляет иные полномочия в сфере руководства гражданской обороной в Республике Саха (Якутия) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
утверждает государственные программы Республики Саха (Якутия) в области организации и ведении гражданской обороны.
2.2. Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в пределах своей компетенции:
Абзац второй утратил силу;
См. текст абзаца второго пункта 2.2 раздела 2
утверждает в составе государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на соответствующий финансовый период финансовые средства на реализацию мероприятий по гражданской обороне;
Абзац четвертый утратил силу;
См. текст абзаца четвертого пункта 2.2 раздела 2
проводит слушания по вопросам состояния гражданской обороны Республики Саха (Якутия);
осуществляет иные полномочия в сфере организации и ведения гражданской обороны, установленные законодательством Российской Федерации, Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), законами и нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия).
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 12 ноября 2015 г. N 781 в пункт 2.3 Положения внесены изменения
2.3. Исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия) в пределах свей компетенции:
организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны;
организуют подготовку населения в области гражданской обороны;
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;
планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне.
2.4. Утратил силу.
См. текст пункта 2.4
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 12 ноября 2015 г. N 781 пункт 2.5 Положения изложен в новой редакции
2.5. Органы местного самоуправления и организации осуществляют полномочия в области гражданской обороны в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2.6. Утратил силу.
См. текст пункта 2.6
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 4 мая 2016 г. N 1106 в раздел 3 Положения внесены изменения
3. Мероприятия по гражданской обороне
Органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия), в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными федеральным законодательством полномочиями планируют и осуществляют следующие мероприятия:
3.1. По подготовке населения в области гражданской обороны:
нормативное, правовое и методическое обеспечение функционирования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
планирование и осуществление подготовки населения Республики Саха (Якутия) в области гражданской обороны;
создание, оснащение, организация деятельности и всестороннего обеспечения функционирования учебно-методических центров по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, других образовательных организаций дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) должностных лиц и работников гражданской обороны, а также курсов гражданской обороны муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне;
создание, поддержание в рабочем состоянии учебно-материальной базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны;
организация и осуществление пропаганды знаний в области гражданской обороны.
3.2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения;
создание локальных систем оповещения;
установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации;
сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.
3.3. По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:
организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;
подготовка безопасных районов для размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
подготовка транспортных средств для обеспечения проведения эвакуационных мероприятий;
создание, подготовка и организация деятельности эвакуационных органов.
3.4. По предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты:
строительство новых, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению, эксплуатационно-техническое обслуживание и модернизация существующих защитных сооружений гражданской обороны и их систем жизнеобеспечения;
приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;
подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;
обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны;
накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной и коллективной защиты;
обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки.
3.5. По световой маскировке и другим видам маскировки:
определение перечня объектов, подлежащих маскировке;
разработка планов комплексной маскировки организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне;
создание и поддержание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, и организациями, обеспечивающими выполнение мероприятий по гражданской обороне, в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне.
3.6. По проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны, а также разработка планов их действий;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
разработка современных технологий и технических средств проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
организация взаимодействия сил гражданской обороны с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а также специальными формированиями, создаваемыми в военное время;
учет и ведение реестров нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области гражданской обороны, и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
3.7. По первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения;
создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;
предоставление населению коммунально-бытовых услуг;
проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
осуществление эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;
определение численности населения, оставшегося без жилья;
инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения, размещение людей, оставшихся без жилья, в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также осуществление подселения населения на площадь сохранившегося жилого фонда;
предоставление населению информационно-психологической поддержки.
3.8. По борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов:
создание необходимых противопожарных сил, их оснащение и подготовка в области гражданской обороны;
организация тушения пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;
организация тушения пожаров в военное время на объектах, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне;
организация тушения пожаров в жилой застройке в военное время.
3.9. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению (загрязнению):
создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны на базе организаций, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), имеющих специальное оборудование (технические средства) и подготовленных работников для решения задач по обнаружению и идентификации различных видов заражения (загрязнения);
введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному заражению (загрязнению);
совершенствование методов и технических средств мониторинга за радиационной, химической, биологической обстановкой, в том числе за степенью зараженности (загрязнения) продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.
3.10. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий:
заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих, дезинфицирующих веществ и растворов;
создание и оснащение сил для проведения санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий, подготовка их в области гражданской обороны;
планирование и организация проведения мероприятий по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий.
3.11. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
создание и оснащение сил охраны общественного порядка, подготовка их в области гражданской обороны;
восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения и выдвижения сил гражданской обороны;
обеспечение беспрепятственного передвижения сил гражданской обороны для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка в очагах поражения;
усиление охраны объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.
3.12. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:
обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;
создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения;
создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;
создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;
создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств для организации коммунального снабжения населения.
3.13. По срочному захоронению трупов в военное время:
заблаговременное, в мирное время, определение мест возможных захоронений;
создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;
оборудование мест погребения (захоронения) тел (останков) погибших;
организация работ по поиску тел, фиксированию мест их обнаружения, извлечению и первичной обработке погибших, опознанию и документированию, перевозке и захоронению погибших;
организация санитарно-эпидемиологического надзора за погребением погибших.
3.14. По обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
создание и организация работы в мирное и военное время в органах исполнительной власти и организациях республики комиссий по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций;
рациональное размещение населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
планирование и проведение в угрожаемый период мероприятий по комплексной маскировке;
разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников энерго- и водоснабжения;
разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, в том числе в проектах строительства;
планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;
заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для сохранения и (или) восстановления производственного процесса;
создание страхового фонда документации;
повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.
3.15. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны:
создание и оснащение сил гражданской обороны современными техникой и оборудованием;
подготовка сил гражданской обороны, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;
разработка и корректировка планов действий сил гражданской обороны;
разработка высокоэффективных технологий для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств различных ведомств и организаций в интересах гражданской обороны, а также всестороннего обеспечения их действий.
4. Руководство и организационная структура гражданской обороны на территории Республики Саха (Якутия), состав сил и средств гражданской обороны
4.1. Гражданская оборона в Республике Саха (Якутия) организуется по территориально-производственному принципу.
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2014 г. N 2721 в пункт 4.2 Положения внесены изменения
4.2. Руководитель гражданской обороны - Глава Республики Саха (Якутия) осуществляет руководство гражданской обороной в Республике Саха (Якутия) через территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - орган, уполномоченный решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Республики Саха (Якутия) (далее - ГУ МЧС России по PC (Я).
4.3. Руководство гражданской обороной в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, органах исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органах местного самоуправления и их структурных подразделениях осуществляют соответствующие руководители этих органов и структурных подразделений.
4.4. Руководство гражданской обороной в организациях осуществляют их руководители.
4.5. В целях организации и ведения гражданской обороны руководители гражданской обороны соответствующих уровней издают приказы и распоряжения руководителей гражданской обороны. Приказы и распоряжения руководителей гражданской обороны в пределах их компетенции в области гражданской обороны обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами.
4.6. Руководители гражданской обороны осуществляют руководство гражданской обороной через соответствующие органы, осуществляющие управление гражданской обороной, органы управления спасательных служб, эвакуационные органы, комиссию по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций республики в военное время и другие органы, создаваемые в целях решения задач в области гражданской обороны.
4.7. Органами, осуществляющими управление гражданской обороной на территории Республики Саха (Якутия) являются:
ГУ МЧС России по PC (Я);
структурные подразделения (работники) по гражданской обороне территориальных, отраслевых органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления и организаций.
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2013 г. N 2022 пункт 4.7 Положения дополнен подпунктом 4.7.1
4.7.1. Органом, осуществляющим координацию мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Республики Саха (Якутия), является Государственный комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия).
4.8. Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий органами исполнительной власти республики, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления и руководителями организаций заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные комиссии. Эвакуационные комиссии возглавляются руководителями или заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций. Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях, утверждаемыми соответствующими руководителями гражданской обороны.
4.9. В целях проведения технического обслуживания, ремонта и поддержания в состоянии готовности запасных пунктов управления органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, защитных сооружений гражданской обороны, накопления, хранения и обслуживания имущества гражданской обороны органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия), территориальными органами федеральных органов исполнительной власти создаются соответствующие специализированные предприятия.
Указанные предприятия являются юридическими лицами, функционируют в соответствии с законодательством республики. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, т.е. ГУ МЧС России по PC (Я) руководит их деятельностью в пределах предоставленных ему органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) полномочий.
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 20 августа 2014 г. N 2832 пункт 4.10 Положения изложен в новой редакции
4.10. Для решения задач в области гражданской обороны, реализуемых на территории Республики Саха (Якутия), создаются силы гражданской обороны. В состав сил гражданской обороны республики входят подразделения Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы (службы гражданской обороны), нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 20 августа 2014 г. N 2832 в пункт 4.11 Положения внесены изменения
4.11. Аварийно-спасательные формирования - самостоятельные или входящие в состав аварийно-спасательных служб структуры, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ, основу которых составляют подразделения, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.
В целях проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ регионального масштаба из числа территориальных нештатных аварийно-спасательных формирований создается резерв Главы Республики Саха (Якутия).
Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований разрабатывается и утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Порядок подготовки, оснащения и применения нештатных аварийно-спасательных формирований определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне создаются из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 4 мая 2016 г. N 1106 в пункт 4.12 Положения внесены изменения
4.12. На территории республики создаются спасательные службы (службы гражданской обороны) Республики Саха (Якутия), муниципальных образований и организаций.
Спасательная служба (служба гражданской обороны) - это совокупность органов управления, сил и средств гражданской обороны, предназначенных для проведения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Методическое руководство за# созданием спасательных служб (служб гражданской обороны) осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Вид и количество спасательных служб (служб гражданской обороны) определяются в зависимости от характера и объема выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) задач с учетом наличия соответствующей базы для их создания.
Решение о создании спасательных служб (служб гражданской обороны) принимают органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия), в муниципальных образованиях руководители органов местного самоуправления, в организациях руководители организаций.
По решению руководителей органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) создаются следующие виды спасательных служб (служб гражданской обороны): укрытия, медицинская, инженерная, коммунальная, противопожарная охраны общественного порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие службы.
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2013 г. N 2022 в пункт 4.13 Положения внесены изменения
4.13. Задачи, организация и функции спасательных служб (служб гражданской обороны) определяются соответствующими положениями о спасательных службах.
Положение о спасательной службе (службе гражданской обороны) Республики Саха (Якутия) разрабатывается и подписывается руководителем соответствующей спасательной службы (службы гражданской обороны) и утверждается руководителем гражданской обороны Республики Саха (Якутия) после согласования с территориальным органом федерального органа исполнительной власти - органом, уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, т.е. с ГУ МЧС России по PC (Я) и с исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим реализацию мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, т.е. с Государственным комитетом по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия).
Положение о спасательной службе (службе гражданской обороны) муниципального образования Республики Саха (Якутия) согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти-органом, уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации - с ГУ МЧС России по PC (Я) и с исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим реализацию мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, т.е. с Государственным комитетом по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия), руководителем соответствующей спасательной службы Республики Саха (Якутия) и утверждается руководителем гражданской обороны муниципального образования Республики Саха (Якутия).
Положение о спасательной службе (службе гражданской обороны) организации согласовывается с соответствующим структурным подразделением органа местного самоуправления, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и утверждается руководителем гражданской обороны организации.
Инструкции и указания спасательных служб (служб гражданской обороны) Республики Саха (Якутия) по вопросам, входящим в их компетенцию, обязательны для выполнения всеми подведомственными им структурными подразделениями, службами муниципальных образований и службами организаций.
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2014 г. N 2721 в пункт 4.14 Положения внесены изменения
4.14. Для выполнения мероприятий гражданской обороны, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории Республики Саха (Якутия) в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения создается группировка сил гражданской обороны в составе аварийно-спасательных формирований и спасательных служб (служб гражданской обороны) нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Для выполнения задач гражданской обороны решением органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) могут привлекаться расположенные на территории республики специализированные аварийно-спасательные формирования, медицинские учреждения, строительно-монтажные организации.
Участие добровольных организаций, аттестованных спасателей в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ осуществляется под руководством органов управления гражданской обороной.
Нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, а также для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.
Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.
4.15. Для выполнения задач в области гражданской обороны на территории республики в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, могут привлекаться воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 12 ноября 2015 г. N 781 в пункт 4.16 Положения внесены изменения
4.16. Силы гражданской обороны в мирное время могут привлекаться для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Решение о привлечении в мирное время сил и средств гражданской обороны для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории республики принимает руководитель гражданской обороны Республики Саха (Якутия), органа местного самоуправления и организаций в отношении созданных ими сил гражданской обороны.
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 12 ноября 2015 г. N 781 в пункт 4.17 Положения внесены изменения
4.17. Для осуществления управления гражданской обороной органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия), территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и поддерживают в постоянной готовности технические системы управления гражданской обороной, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Создание технических систем управления гражданской обороной предусматривает проектирование и строительство новых, поддержание в готовности существующих пунктов управления и систем связи гражданской обороны, а также их организационно-техническое сопряжение с пунктами управления систем государственного и военного управления.
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 4 мая 2016 г. N 1106 в пункт 4.18 Положения внесены изменения
4.18. В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне и своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время на территории республики организуется сбор и обмен информацией в области гражданской обороны (далее - информация).
Сбор и обмен информацией осуществляются организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
Порядок сбора и обмена информацией в области гражданской обороны, формы донесений и сроки их представления на территории республики определяется# территориальным органом федерального органа исполнительной власти по субъекту Российской Федерации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, т.е. ГУ МЧС России по PC (Я).
5. Подготовка к ведению и ведение гражданской обороны в Республике Саха (Якутия)
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 12 ноября 2015 г. N 781 в пункт 5.1 Положения внесены изменения
5.1. Подготовка к ведению гражданской обороны на территории Республики Саха (Якутия) основывается на заблаговременном, согласованном и взаимоувязанном по целям и задачам, выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и осуществляется на основании годового и перспективного плана основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, который согласовывается с Дальневосточным региональным центром Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 12 ноября 2015 г. N 781 в пункт 5.2 Положения внесены изменения
5.2. Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Республики Саха (Якутия) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и осуществляется на основании плана гражданской обороны и защиты населения Республики Саха (Якутия), планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований и планов гражданской обороны организаций.
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 4 мая 2016 г. N 1106 пункт 5.3 Положения изложен в новой редакции
5.3. Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приспособлению в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения.
5.4. Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 12 ноября 2015 г. N 781 в пункт 6 Положения внесены изменения
6. Нормативное правовое регулирование в области организации и ведения гражданской обороны в Республике Саха (Якутия)
Органы государственной власти Республики Саха (Якутия) в соответствии с полномочиями осуществляют нормативное правовое регулирование в области гражданской обороны, в том числе по вопросам:
- организации проведения мероприятий по гражданской обороне в соответствии с законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), разработки и реализации плана гражданской обороны и защиты населения Республики Саха (Якутия);
- осуществления мер по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности;
- организации подготовки населения в области гражданской обороны;
- создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны;
- систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- защитных сооружений и других объектов гражданской обороны;
- планирования мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;
- планирования мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
- создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
7. Заключительные положения
7.1. Финансирование мероприятий по гражданской обороне осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.2. Неисполнение должностными лицами и гражданами Российской Федерации норм и требований в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 10 марта 2009 г. N 1322 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Республике Саха (Якутия)"
Текст Указа опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 11 марта 2009 г. N 15
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 4 марта 2024 г. N 232
Изменения вступают в силу с 6 марта 2024 г.
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 7 декабря 2023 г. N 132
Изменения вступают в силу с 12 декабря 2023 г.
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 1 сентября 2022 г. N 2581
Изменения вступают в силу с 5 сентября 2022 г.
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 4 февраля 2022 г. N 2293
Изменения вступают в силу с 8 февраля 2022 г.
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 7 октября 2020 г. N 1463
Изменения вступают в силу с 9 октября 2020 г.
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 8 июля 2020 г. N 1308
Изменения вступают в силу с 10 июля 2020 г.
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 4 мая 2016 г. N 1106
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 12 ноября 2015 г. N 781
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 20 августа 2014 г. N 2832
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2014 г. N 2721
Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2013 г. N 2022