Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
Регламент
проведения государственной экологической экспертизы
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 января 2007 г. N 26)
1 апреля 2008 г.
1. Общие положения
1.1. Регламент проведения государственной экологической экспертизы разработан в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", приказом Госкомэкологии РФ от 17 июня 1997 года N 280 "Об утверждении Регламента проведения государственной экологической экспертизы".
1.2. Настоящий Регламент предназначен для использования Управлением или отделом государственной экологической экспертизы (далее - Управление (отдел)), являющимся структурным подразделением Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство). Решение о создании экспертной службы в виде Управления или отдела принимается Министерством в зависимости от количества выделенных штатных единиц.
1.3. С настоящим Регламентом должны быть ознакомлены заказчики материалов государственной экологической экспертизы и общественные организации (объединения).
1.4. Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы Республики Саха (Якутия).
1.5. Государственная экологическая экспертиза осуществляется в соответствии с Законом РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 23.11.95 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы Республики Саха (Якутия), нормативными и методическими документами, регламентирующими проведение государственной экологической экспертизы.
1.6. Исключен.
См. текст пункта 1.6
2. Требования к документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, и порядок ее предварительного рассмотрения
2.1. На государственную экологическую экспертизу представляется документация, подлежащая государственной экологической экспертизе в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
2.2. Материалы по объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня направляются заказчиком в федеральные специально уполномоченные органы исполнительной власти в области государственной экологической экспертизы, а по объектам государственной экологической экспертизы республиканского уровня - в Управление (отдел).
2.3. Материалы представляются на государственную экологическую экспертизу в составе, определенном пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
2.4. Материалы, подлежащие государственной экологической экспертизе, представляются в двух экземплярах, материалы согласований, обсуждений и иные документы - в одном экземпляре. При представлении документации, не соответствующей указанным требованиям, Управление (отдел) в срок не более семи дней со дня регистрации поступивших материалов направляет заказчику уведомление о некомплектности материалов и сроках их представления.
Документация, не укомплектованная в течение одного месяца со дня получения извещения, возвращается заказчику с письменным уведомлением.
2.5. При отсутствии документа, подтверждающего оплату проведения государственной экологической экспертизы, в течение 30 дней со дня получения заказчиком документации уведомления о необходимости оплаты, государственная экологическая экспертиза представленных материалов не проводится, а сами материалы возвращаются заказчику с сопроводительным письмом о возврате материалов.
3. Организация проведения государственной экологической экспертизы
3.1. Материалы поступают в Управление (отдел) и регистрируются в установленном порядке.
Начальник Управления (отдела) определяет из числа штатных сотрудников ответственного исполнителя и передает ему полученные материалы для организации и проведения государственной экологической экспертизы.
3.2. Ответственный исполнитель в недельный срок со дня регистрации материалов проверяет комплектность поступившей документации и ее соответствие требованиям статьи 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
3.3. При наличии полного комплекта документации ответственный исполнитель определяет:
сложность объекта государственной экологической экспертизы;
срок проведения государственной экологической экспертизы с учетом требований пункта 3 статьи 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе";
количество привлекаемых экспертов;
стоимость проведения государственной экологической экспертизы.
3.4. В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, учитывающей экологическую опасность намечаемой деятельности, сложность природных условий, опасность природных процессов и экологической ситуации в районе намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Срок проведения государственной экологической экспертизы составляет:
для простых объектов - до 30 дней;
объектов средней сложности - до 60 дней;
сложных объектов - до 120 дней.
Срок проведения государственной экологической экспертизы может быть продлен, но не должен превышать шести месяцев для сложных объектов.
3.5. После проверки комплектности представленных материалов и определения стоимости проведения государственной экологической экспертизы ответственный исполнитель подготавливает уведомление заказчику о приеме материалов на экспертизу и о необходимости оплаты государственной экологической экспертизы материалов в течение 30 дней со дня получения уведомления с приложением счета на оплату и сметы расходов.
3.6. В течение этого срока ответственный исполнитель подготавливает:
техническое задание экспертной комиссии на проведение государственной экологической экспертизы;
предложения по кандидатурам руководителя, и ответственного секретаря экспертной комиссии.
Ответственный секретарь экспертной комиссии назначается из числа штатных сотрудников (обычно - это ранее назначенный ответственный исполнитель). В ряде случаев при проведении государственной экологической экспертизы сложных объектов назначают двух ответственных секретарей, один из которых может не являться штатным сотрудником.
3.7. Руководитель экспертной комиссии и ответственный исполнитель:
определяют персональный состав экспертной комиссии;
из числа утвержденных экспертов формируют при необходимости группы по рассмотрению отдельных вопросов;
подготавливают проект календарного плана работы экспертной комиссии;
подготавливают техническое задание руководителям групп и членам экспертной комиссии.
3.8. Число членов экспертной комиссии должно быть нечетным и не менее трех человек.
3.9. Проведение государственной экологической экспертизы простых объектов может быть поручено экспертной комиссии из числа штатных сотрудников Управления (отдела).
3.10. Ответственный исполнитель подготавливает:
договор на проведение государственной экологической экспертизы с каждым членом экспертной комиссии;
проект приказа на проведение государственной экологической экспертизы и представляет его руководству Управления (отдела).
3.11. Государственная экологическая экспертиза объекта начинается со дня подписания приказа Управления (отдела) о проведении экспертизы. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через 30 дней после ее оплаты (после получения копии платежного поручения).
3.12. После подписания приказа о проведении государственной экологической экспертизы ответственный секретарь комиссии в течение 10 дней подготавливает уведомление органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, общественным организациям о проведении заседаний экспертной комиссии по объекту экспертизы, реализуемому на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
3.13. Руководитель экспертного подразделения утверждает:
техническое задание на проведение государственной экологической экспертизы,
технические задания руководителям групп.
4. Порядок работы экспертной комиссии
4.1. Работа экспертной комиссии государственной экологической экспертизы начинается с проведения организационного заседания, на котором присутствуют члены экспертной комиссии, заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, или его представители, письмо о командировании которых готовится ответственным секретарем экспертной комиссии, а также, при необходимости, представители других заинтересованных организаций.
4.2. Государственная экологическая экспертиза объектов федерального уровня, реализация которых затрагивает интересы Республики Саха (Якутия), проводится с участием представителей Управления (отдела) в соответствии с решением Министерства.
4.3. Участие Управления может осуществляться в следующих формах:
Управление делегирует в состав экспертной комиссии своего (своих) представителя (представителей);
Управление (отдел) передает свои заключения с выводами о возможности реализации объекта экспертизы.
4.4. На организационном заседании:
представитель экспертного подразделения или ответственный секретарь экспертной комиссии сообщает о приказе на проведение государственной экологической экспертизы;
руководитель экспертной комиссии информирует о порядке проведения государственной экологической экспертизы документации;
представитель заказчика (разработчика) представленной на экспертизу документации докладывает о характере намечаемой деятельности;
уточняется календарный план работы экспертной комиссии, экспертных групп и экспертов;
определяются сроки подготовки групповых и индивидуальных экспертных заключений;
определяется срок подготовки проекта заключения экспертной комиссии.
4.5. Члены экспертной комиссии:
изучают материалы, представленные на государственную экологическую экспертизу;
в случае поступления анализируют заключения общественной экологической экспертизы, аргументированные предложения (по экологическим аспектам объекта экспертизы) органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан;
подготавливают индивидуальные экспертные заключения.
4.6. При необходимости предусматривается выезд членов экспертной комиссии на место намечаемой хозяйственной деятельности для получения дополнительной информации и проведения выездных заседаний экспертной комиссии. Командирование группы экспертов оформляется приказом.
4.7. Приказом Управления (отдела) в состав экспертной комиссии могут в случае необходимости дополнительно включаться специалисты по конкретным вопросам рассматриваемого объекта экспертизы. В этом случае заказчику документации, проходящей государственную экологическую экспертизу, выставляется дополнительный счет на ее оплату с приложением дополнительной сметы расходов.
4.8. В процессе проведения государственной экологической экспертизы при необходимости могут быть изменены сроки ее проведения. Изменение сроков проведения государственной экологической экспертизы оформляется приказом Управления (отдела). Об изменении сроков информируется заказчик документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, соответствующие административные органы и общественные организации.
4.9. Для получения дополнительной информации о рассматриваемом объекте по запросу экспертов (членов экспертной комиссии) или руководителя экспертной комиссии, руководитель экспертного подразделения направляет официальное уведомление заказчику о предоставлении дополнительных материалов.
4.10. В целях разъяснения проектных решений (технологических, технических, организационных и т.п.) руководитель экспертной комиссии и руководители групп могут приглашать заказчика для участия в рабочих заседаниях экспертной комиссии.
4.11. После получения индивидуальных экспертных заключений руководители групп подготавливают проекты групповых заключений, обсуждают их на заседаниях экспертных групп и представляют ответственному секретарю или руководителю экспертной комиссии индивидуальные и групповые заключения.
4.12. Руководитель экспертной комиссии и ответственный секретарь анализируют и обобщают заключения экспертов (или групповые заключения), готовят проект заключения государственной экологической экспертизы и материалы о рассмотрении при проведении государственной экологической экспертизы аргументированных предложений по экологическим аспектам реализации намечаемой деятельности, поступивших от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан, в случае их направления разработчикам.
4.13. Проект заключения экспертной комиссии обсуждается на заключительном заседании экспертной комиссии, на которое приглашаются заказчик, разработчики материалов, представители администрации, общественности. Руководитель экспертной комиссии докладывает о результатах работы экспертной комиссии и выводах проекта заключения. Приглашенные на заключительное заседание экспертной комиссии могут высказать по проекту замечания.
4.14. Заключение государственной экологической экспертизы составляется с учетом статьи 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и подписывается всеми членами экспертной комиссии Управления (отдела).
4.15. Каждое рабочее заседание экспертных групп оформляется протоколами и явочными листами, которые подписываются руководителем группы.
4.16. Положительное заключение государственной экологической экспертизы может содержать замечания, устранимые до реализации объекта экспертизы. Выводы могут содержать рекомендации, если они не меняют существа предложенных заказчиком (разработчиком) документации намечаемых решений.
4.17. При наличии замечаний экспертов по проекту заключения экспертной комиссии он дорабатывается и подписывается руководителем, ответственным секретарем экспертной комиссии и всеми ее членами.
4.18. Заключение экспертной комиссии (группы) не может быть изменено без согласия лиц, его подписавших.
4.19. Заключение экспертной комиссии в существующем составе считается принятым, если оно подписано квалифицированным большинством членов комиссии, составляющим не менее двух третей (2/3) ее списочного состава.
4.20. В случае несогласия члена экспертной комиссии с выводами заключения эксперт формулирует особое мнение и оформляет его в виде записки, которая прикладывается к заключению. При этом эксперт подписывает заключение экспертной комиссии с отметкой "особое мнение".
4.21. В случае неподписания заключения квалифицированным большинством членов комиссии, а также при наличии особого мнения или подписании заключения со ссылкой на особое мнение экспертов, составляющих более одной трети списочного состава комиссии, руководитель комиссии докладывает начальнику Управления (отдела) о невозможности принятия комиссией в существующем составе решения по заключению государственной экологической экспертизы, необходимости продления срока ее проведения (но не более 6 месяцев со дня ее начала) и дополнительном включении экспертов в состав комиссии.
4.22. В случае, если заключение экспертной комиссии не подписано квалифицированным большинством голосов ее списочного состава и после продления срока проведения государственной экологической экспертизы, данная экологическая экспертиза считается завершенной без результата. Все заключения и особые мнения экспертов принимаются к сведению. Создается новая экспертная комиссия из экспертов, не участвовавших в предыдущей экспертизе и отвечающих всем требованиям, предъявляемым к экспертам.
Оплата работы экспертной комиссии при продлении срока проведения государственной экологической экспертизы в случаях, указанных в настоящем пункте, производится за счет средств Управления (отдела).
5. Требования к оформлению заключения государственной экологической экспертизы
5.1. В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе" заключение, подписанное квалифицированным большинством членов экспертной комиссии, приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы после его утверждения руководством Управления (отдела).
5.2. Руководство Управления (отдела) имеет право не утверждать заключение экспертной комиссии в случаях:
нарушения процедуры проведения экологической экспертизы;
несоответствия выводов заключения замечаниям экспертов.
5.3. Утверждение заключения производится приказом Управления (отдела), в котором устанавливается срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы. Заключение государственной экологической экспертизы подписывается членами экспертной комиссии в количестве двух экземпляров.
5.4. Положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное в установленном порядке, теряет юридическую силу:
в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе";
в случае признания его недействительным решением суда или арбитражного суда.
5.5. После завершения государственной экологической экспертизы ответственный секретарь в соответствии с пунктом 6 статьи 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе":
направляет заключение государственной экологической экспертизы заказчику в течение пяти дней со дня утверждения заключения государственной экологической экспертизы;
направляет письма с информацией о результатах проведения государственной экологической экспертизы с целью информирования общественности и средств массовой информации по их запросам;
подготавливает информацию в банковские организации, осуществляющие финансирование проектов, в отношении объектов экологической экспертизы, не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы;
оформляет акты приемки выполненных экспертами работ и оформляет документы для их оплаты.
5.6. Один экземпляр материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу, после ее завершения остается в экспертном подразделении, остальные материалы возвращаются заказчику с сопроводительным письмом Управления (отдела).
5.7. При отрицательном заключении государственной экологической экспертизы заказчик вправе доработать документацию в соответствии с изложенными в заключении замечаниями и предложениями и вновь представить материалы на государственную экологическую экспертизу.
5.8. При несогласии заказчика, общественных организаций и других заинтересованных лиц с заключением государственной экологической экспертизы результаты государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.
6. Организация проведения повторной государственной экологической экспертизы
6.1. В соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" основанием для повторного рассмотрения материалов по объектам экспертизы являются:
доработка материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в уведомлении экспертного подразделения, проводившего первоначальное рассмотрение материалов, направленных на государственную экологическую экспертизу, или содержащимся в отрицательном заключении экспертной комиссии государственной экологической экспертизы;
изменение условий природопользования;
реализация объекта экспертизы с отступлениями от ранее принятых решений, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы;
истечение срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
решение суда, арбитражного суда.
6.2. Повторная государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, как правило, в первоначальном (ранее осуществлявшем экспертизу этого объекта) составе и образуется Управлением (отделом).
6.3. Повторная экспертиза по решению судебных органов осуществляется экспертным подразделением государственной экологической экспертизы, определяемым решением суда.
6.4. Финансовое обеспечение повторной государственной экологической экспертизы осуществляется заказчиком в установленном порядке. В случаях проведения повторной государственной экологической экспертизы по поручению судебных органов решение о компенсации затрат на проведение государственной экологической экспертизы принимается судом.
6.5. После завершения повторной государственной экологической экспертизы заключение государственной экологической экспертизы направляется судебному органу, по решению которого она проводилась.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.