Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия)
от 27 июня 2008 г. N 3-46/08
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 марта 2008 г. N 74-Г08-5 настоящее Решение оставлено без изменений
Верховный суд РС (Я) в составе председательствующего Пуховой Е.В., при секретаре Петуховой О.Е., с участием представителя Прокуратуры PC Каминской Ю.Н., представителя Правительства PC Алексеева П.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутск 27 июня 2008 г.
дело по заявлению Прокурора Республики Саха о признании противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению п. 12 постановления Правительства PC от 25.05.2006 г. N 218 "О нормативных расходах на содержание учреждений образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, получающих финансирование то государственного бюджета PC" и предусмотренных приложениями к постановлению нормы обеспеченности суд
Установил:
Постановлением Республики Саха от 25.05.2006 г. N 218 "О нормативных расходах на содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, физической культуры и спорта, получающих финансирование из государственного бюджета Республики Саха" установлены нормативы расходов учреждений образования республики. Постановление опубликовано в газете "Якутские ведомости" N 14, N 15 от 26 03.2008 г. и 2.04.2008 г.
Прокурор Республики Саха обратился в суд с вышеуказанным заявлением.
На судебном заседании представитель Прокуратуры Республики Саха заявление поддержала и суду пояснила, п. 6.1, п. 6.2 ст. 29 ФЗ "Об образовании" N 3266-1 от 10.07.1992 г., п. 13 ч. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных, учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 140 Бюджетного Кодекса РФ субвенции из регионального фонда компенсации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта РФ в соответствии с требованиями БК, между всеми муниципальными образованиями субъекта РФ, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих бюджетных услуг, лиц, имеющих право на получение трансфертов населению, другим показателям с учетом объективных условий, влияющих на стоимость бюджетных услуг (объем выплат).
Из изложенных норм федерального законодательства следует, что предусмотренные таблицами 3, 6, 7, 10 приложения N 1, а также п. 4, 4.1, п. 6 приложения N 7 оспариваемого постановления нормативы расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в муниципальных дошкольных, общеобразовательных учреждениях, а также в школах-интернатах, в т.ч.
для детей с недостатками развития, вечерние (сменные) школы и др. должны устанавливаться законом субъекта Российской Федерации. С учетом указанных нормативов формируется Государственный бюджет РС (Я) (преамбула оспариваемого постановления), потребность муниципальных нужд в учреждениях образования (п. 5 оспариваемого постановления).
Представитель Правительства Республики Саха Алексеев П.В. с заявлением не согласился и пояснил, пунктом 6.1 ст. 29 Закона РФ "Об образовании" установлено требование об определении законом субъекта РФ нормативов финансирования муниципальных образовательных учреждений.
Между тем, постановлением Правительства Республики Саха N 218 утверждены нормативы расходов республиканских учреждений. П. 12 постановления для муниципальных образований натуральные нормы и нормативы расходов носят рекомендательный характер.
Пункт 6.2 ст. 29 Закона РФ "Об образовании" также устанавливает требование о необходимости определения законом субъекта РФ нормативов финансирования.
Постановлением Правительства PC утверждены нормативы расходов. Указанные нормативы расходов установлены во исполнение ст. 44 Закона PC от 23.05.1995 г. N 59-1 "Ot образовании". Указанной нормой к компетенции Правительства Республики Саха отнесено установление размера расходов образовательных учреждений начального профессионального образования на обучение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, постановление Правительства Республики Саха N 218 соответствует федеральному законодательству и принято Правительством Республики Саха в рамках его компетенции.
Суд, выслушав пояснение сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п. 6.1, 6.2 ст. 29 Закона РФ "Об образовании" требования о регулировании законом нормативов расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды в целях обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования распространяются на общеобразовательные учреждения, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа, оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
В соответствии с данными пунктами и п. 13 ч. 2 ст. 26.3 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственкой власти субъектов Российской Федерации" от 6.10.1999 г. N 184-ФЗ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 140 Бюджетного Кодекса РФ субвенции из регионального фонда компенсаций распределяются в соответствии с едиными для казвдого# вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта РФ в соответствии с требованиями БК, между всеми муниципальными образованиями субъекта РФ, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих бюджетных услуг, лиц, имеющих право на получение трансфертов населению, другим показателям с учетом объективных условий, влияющих на стоимость бюджетных услуг (объем выплат).
Приказом Министерства финансов РФ N 243 от 27.08.2004 г. "О методических рекомендациях субъектам РФ и муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений" установлено, что при расчете конкретной субвенции местному бюджету применяется расчетный норматив расходов на исполнение делегированного государственного полномочия.
В соответствии с п. 3 письма МФ РФ и Министерства образования РФ от 7 октября 2003 г. N 10-02-08, 18 сентября 2003 г. N 20-53-2839/20-01 о методических рекомендациях по предоставлению субвенций местным бюджетам для финансового обеспечения расходов местных бюджетов на реализацию государственного стандарта общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях значения нормативов расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях в расчете на одного обучающегося для каждого муниципального образования корректируются исходя из объективных различий в уровне расходов по отдельным муниципальным образованиям с учетом климатических, географических, демографических, социальных условий. В расходы на реализацию государственного стандарта общего образования включаются текущие расходы на оплату труда (тарифная и надтарифная части заработной платы педагогического, административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала муниципальных общеобразовательных учреждений, начисления на заработную плату), компенсационные выплаты за книгоиздательскую продукцию, а также на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом (расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы (кроме коммунальных расходов)) (п. 4). Согласно п. 9 методика и расчеты субвенций, в том числе обоснования (расчеты) нормативов расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося по муниципальным образованиям, вносятся в представительные (законодательные) органы субъектов Российской Федерации в составе материалов к проекту закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год. За счет средств субвенций местным бюджетам для финансового обеспечения расходов местных бюджетов на реализацию государственного стандарта общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях финансируются все виды общеобразовательных учреждений, реализующих государственный стандарт начального, основного, среднего (полного) общего образования (общеобразовательные школы, школы-интернаты, в т.ч. для детей с недостатками развития, вечерние (сменные) школы и др.) (п. 10).
В соответствии с пунктом 10 Методики формирования объема субвенций муниципальным районам и городским округам на финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования, утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 1 июня 2007 г. N 232, согласно которой величина регионального норматива расходов для расчета субвенций местным бюджетам на финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений в части реализации ими общеобразовательных программ выступает в качестве минимальной стоимости, являющейся обязательной для формирования и исполнения муниципальных бюджетов.
На основании изложенного, установленные органами государственной власти нормативы расходов образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной пунктом 6.1 статьи 29 Закона РФ "Об образовании" носят для органов местного самоуправления не рекомендательный, а обязательный характер, поскольку исходя из указанных нормативов рассчитывается размер предоставляемых органам местного самоуправления субвенций из бюджета республики на реализацию государственного стандарта общего образования, которые носят строго целевой характер.
Таким образом, требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 196 - 198 ГПК РФ суд
Решил:
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующими и не подлежащим применению п. 12 постановления Правительства РС (Я) от 25 мая 2006 г. N 218 "О нормативных расходах на содержание учреждений образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, получающих финансирование из государственного бюджета РС (Я)".
Признать противоречащими федеральному законодательству предусмотренные приложениями к постановлению Правительства РС (Я) от 25 мая 2006 г. N 218 "О нормативных расходах на содержание учреждений образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, получающих финансирование из государственного бюджета РС(Я)" следующие нормы обеспеченности
- канцелярскими принадлежностями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в школах-интернатах общего, специального типа, детских домах, учреждениях для детей-сирот (таблица 3 приложения N 1);
- интернетом в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, вечерних школах, в школах-интернатах общего, специального типа, детских домах, учреждениях для детей-сирот (таблица 6 приложения N 1);
- моющими и дезинфицирующими средствами для дошкольных и общеобразовательных учреждений, вечерних школ, в школ-интернатах общего, специального типа, детских домах, учреждениях для детей-сирот, учреждениях дополнительного образования (п. 1, 2, 3, 4 на одного учащегося и п. 1 - 6 на одно учреждение таблицы 7 приложения N 1);
- финансовые нормативы по подписке периодической печати для библиотеки, приобретение учебных пособий для дошкольных и общеобразовательных учреждений, вечерних школ, в школ-интернатах общего, специального типа, детских домах, учреждениях для детей-сирот (п. 1 таблицы 10 приложения N 1); - общеотраслевые финансовые нормативы расходов на содержание учреждений образования на услуги Интернета на учреждение в месяц в общеобразовательных школах, на канцелярские принадлежности (п. 4, 4.1, п. 6 приложения N 7).
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РФ в течение 10 дней.
Председательствующий: |
Е.В. Пухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 июня 2008 г. N 3-46/08
Текст решения опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 6 мая 2009 г. N 26