Приказ Министерства строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия)
от 9 сентября 2009 г. N 116
"Об утверждении "Положения об отраслевой системе управления охраной труда Министерства строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия)"
Во исполнение Закона Республики Саха (Якутия) от 19.02.2009 г. 664-3 N 209-IV "Об охране труда", постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2008 г. N 616 "Об утверждении Положения о государственной системе управления охраной труда в Республике Саха (Якутия)", решений Межведомственной комиссии по охране труда Республики Саха (Якутия) от 12.11.2007 г. N 4, от 06.05.2008 г. N 2
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Постановления следует читать как "23 ноября 2001 г."
Приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об отраслевой системе управления охраной труда Министерства строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия).
2. Для осуществления полномочий по отраслевому управлению охраной труда, в организациях и предприятиях курируемых отраслей, назначить следующих ответственных сотрудников министерства по отраслям:
"строительство" - Афанасьева И.А.,
"обработка древесины и производство изделий из дерева" - Ткалину И.В.,
"производство прочих неметаллических минеральных продуктов" - Павлова М.В.
3. Руководителям предприятий и организаций отраслей "строительство", "обработка древесины и производство изделий из дерева", "производство прочих неметаллических минеральных продуктов", в соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования", введенным в действие в качестве национального стандарта в Российской Федерации с 01.07.2009 г.:
3.1. В срок до 01 марта 2009 года разработать систему управления охраной труда на предприятиях, в соответствии с межгосударственным стандартом.
3.2. В течении 2010 года внедрить систему управления охраной труда на предприятиях и организациях указанных отраслей.
3.3. Ежегодно в срок до 10 февраля следующего за отчетным годом, предоставлять годовой отчет о состоянии условий и охраны труда, состоянии и причинах производственного травматизма, профессиональной заболеваемости в соответствии со структурой, представленной приложением N 2, а также данных согласно форм 1 и 2 приложения N 1 к Положению о отраслевой системе управления охраной труда Министерства строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия).
4. Рекомендовать руководителям предприятий и организаций курируемых Минстроем PC (Я) отраслей использовать в работе Методические рекомендации по разработке Системы управления охраной труда на предприятиях отраслей "строительство", "обработка древесины и производство изделий из дерева" и "производство прочих неметаллических минеральных продуктов", осуществляющих свою деятельность на территории Республики Саха (Якутия), согласно приложению к настоящему приказу.
5. На период строительства объектов возложить на генерального подрядчика ответственность за выполнение субподрядными организациями требований федеральных и республиканских законов и иных нормативных правовых актов об охране труда и промышленной безопасности, а также санитарного законодательства.
6. Ответственным сотрудникам министерства, назначенным согласно пункта 2 настоящего приказа, довести Положение об отраслевой системе управления охраной труда Министерства строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия) до предприятий и организаций курируемых отраслей.
7. Приказ Министерства строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия) от 23.05.2007 г. N 82 "О мерах, направленных на профилактику несчастных случаев на предприятиях строительного комплекса" считать утратившим силу.
8. Координацию работы по внедрению Положения и за контролем исполнения настоящего приказа возложить на заместителя министра Румянцева А.В.
Министр |
С.Я. Дереповский |
Положение
об отраслевой системе управления охраной труда Министерства строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия)
(утв. Приказом Министерства строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия) от "09" сентября 2009 г. N 116)
1. Общие положения
1.1 Настоящее "Положение об отраслевой системе управления охраной труда Министерства строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия)" (далее - Положение), разработано на основании Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Саха (Якутия) "Об охране труда", Положения о государственной системе управления охраной труда в Республике Саха (Якутия)", соответствующих законодательных и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в области охраны труда.
1.2. Отраслевая система управления охраной труда Министерства строительства и промышленности строительных материалов РС(Я) (далее Система) является частью общей системы управления министерства, обеспечивающая управление рисками в области охраны труда, связанная с деятельностью министерства и курируемых министерством отраслей и состоит из двух подсистем: управляемой (объект управления) и управляющей (субъект управления).
Субъект управления - Министерство строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия) и администрации организаций курируемых министерством отраслей;
Объект управления - работа в области охраны труда в аппарате министерства и в курируемых Министерством строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия) отраслях.
1.3. Настоящее Положение устанавливает:
1.3.1. Общие принципы формирования отраслевой системы управления охраной труда:
- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
- осуществление внутриведомственного и отраслевого надзора и контроля за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда в отраслях "строительство", "обработка древесины и производство изделий из дерева" и "производство прочих неметаллических минеральных продуктов", курируемых Министерством строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия) (далее - Минстрой РС(Я));
- взаимодействие и сотрудничество всех субъектов социально-трудовых отношений для выработки единой отраслевой политики управления охраной труда и координации деятельности по улучшению условий и охраны труда на предприятиях курируемых отраслей республики, независимо от форм собственности.
1.3.2. Главную цель - достижение безопасных условий труда и предотвращение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, посредством осуществления целенаправленной деятельности по профилактике и предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на объектах управления (в организациях и предприятиях отрасли).
1.3.3. Основные задачи отраслевой системы управления охраной труда:
- реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда в курируемых отраслях;
- осуществление организационно-методического руководства службами охраны труда в организациях курируемых отраслей;
- координация деятельности объектов управления, а также выработка предложений по совершенствованию отраслевой политики в области охраны труда;
- переход в системе управления охраной труда от реагирования на результаты воздействия опасных и вредных производственных факторов на здоровье работников к профилактике указанного воздействия путем создания системы управления профессиональными рисками на рабочих местах;
- распределение функций по обеспечению охраны труда в Министерстве между руководителями, специалистами по вопросам охраны труда в курируемых Минстроем РС(Я) отраслях.
1.4. Настоящее Положение распространяется на Министерство строительства и промышленности строительных материалов РС(Я), структурные подразделения Минстроя РС(Я), на территориальные контрольные и надзорные строительные органы Республики Саха (Якутия), службы заказчиков, предприятия и организации курируемых Минстроем РС(Я) отраслей.
1.5. Организационно-методическую работу по вопросам управления охраной труда, подготовку управленческих решений, контроль за их реализацией на уровне министерства осуществляют должностные и ответственные лица министерства, ответственные по каждой курируемой отрасли, назначенные соответствующим приказом министерства. Свод материалов осуществляет Департамент экономики и финансов министерства.
На уровне территориальных надзорных и иных строительных органов, указанных в пункте 1.4 настоящего Положения - руководители и ответственные должностные лица.
На уровне предприятий и организаций - служба охраны труда либо должностное лицо, на которое возложено исполнение обязанностей функций специалиста по охране труда предприятия, организации, непосредственно подчиненная руководителю предприятия.
1.6. На отраслевую систему управления охраной труда возлагаются функции государственного обеспечения охраны труда (организация, планирование, координация, регулирование, контроль, информационно-аналитическое сопровождение).
Действие отраслевой системы управления охраной труда направлено на совершенствование работы объектов управления, их должностных лиц, работодателей и работников в области охраны труда.
1.7. Субъекты отраслевой системы управления охраной труда при выполнении возложенных на них функций взаимодействуют с Межведомственной комиссией по охране труда Республики Саха (Якутия), Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Технической инспекцией труда Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия), Якутским республиканским комитетом профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия), Региональным межотраслевым объединением работодателей "Союз строителей Якутии", органами государственного надзора и контроля по охране труда, органами лицензирования, Государственной экспертизы, территориальным органом федеральной службы Гостатистики по РС(Я), саморегулируемыми организациями строительного комплекса, Технической инспекцией труда Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия), Администрациями муниципальных образований.
1.8. В рамках соблюдения государственных нормативных требований охраны труда в отраслях "строительство", "обработка древесины и производство изделий из дерева" и "производство прочих неметаллических минеральных продуктов", саморегулируемые организации строительного комплекса учитывают в Требованиях к выдаче свидетельств о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства и стандартах ведения работ - требования охраны труда.
2. Руководство работой
2.1. Общее руководство отраслевой системой управления охраной труда в министерстве осуществляет Министр строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия), обеспечивает условия для функционирования отраслевой системы охраной труда и утверждает локальные нормативные акты по охране труда.
2.2. Приказом Министерства назначается должностное лицо министерства строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия), осуществляющее непосредственное руководство организацией работы в рамках отраслевой системы управления охраной труда, которое организует реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда
2.3. Должностное лицо министерства курирует следующие вопросы охраны труда:
2.3.1. руководство и координация работ по охране труда, осуществление контроля за соблюдением законодательства об охране труда в курируемых отраслях;
2.3.2. определение текущих задач отраслевой системы управления охраной труда в целом, организация планирования реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда по курируемым отраслям, организация подготовки решений в пределах компетенции отраслевой системы управления охраной труда;
2.3.3. обеспечение взаимодействия между структурами, участвующими в улучшении условий и охраны труда и вовлечение в управление профессиональными рисками в курируемых отраслях основных сторон социального партнерства.
2.3.4. рассмотрение вопросов состояния охраны труда в курируемых отраслях;
2.3.5. организации:
- подготовки предложений по проектам нормативных правовых актов по охране труда и руководства их разработки;
- контроля выполнения постановлений, распоряжений, решений Межведомственной комиссии по охране труда Республики Саха (Якутия) по вопросам охраны труда;
- проведения анализа причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также разработки организационно-технических мероприятий по устранению причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний и контроль за их выполнением;
- проведения совещаний (семинаров) по охране труда с участием руководителей предприятий и организаций курируемых отраслей;
- заслушивания руководителей предприятий и организаций курируемых отраслей по вопросам соблюдения требований законодательства, нормативных правовых актов по вопросам охраны труда и техники безопасности;
- рассмотрения в установленном порядке обращений по вопросам охраны труда и принятия по ним соответствующих мер;
- сбора и подготовки информации о состоянии условий и охраны труда в целом по отрасли;
- стимулирования руководителей организаций курируемых отраслей, целенаправленно улучшающих условия и охрану труда;
- уточнения наличия у подрядной организации службы охраны труда при заключении договоров на строительно-монтажные работы.
2.4. Для осуществления полномочий по отраслевому управлению охраной труда в организациях курируемых отраслей и подведомственных организаций, Приказом министерства назначаются ответственные сотрудники министерства, на которых возлагается исполнение обязанностей по контролю за деятельностью предприятий по вопросам охраны труда по отраслям: "строительство", "обработка древесины и производство изделий из дерева" и "производство прочих неметаллических минеральных продуктов".
2.5. Ответственные по охране труда находятся в непосредственном подчинении у должностного лица министерства, курирующего вопросы охраны труда.
2.6. Ответственные по соответствующим курируемым отраслям: решают возложенные на них задачи совместно с другими структурными подразделениями министерства, с участием служб охраны труда подведомственных предприятий и организаций и взаимодействию с другими органами государственного управления, контроля и надзора, объединениями работодателей, профсоюзами; вносят на рассмотрение руководства, коллегии министерства вопросы, входящие в их компетенцию по охране труда; несут персональную ответственность за своевременное и качественное выполнение своих функций.
3. Функции и права ответственных по охране труда в министерстве
3.1. В соответствии с основными задачами отраслевой системы управления охраной труда, на ответственных министерства по охране труда, возлагаются следующие основные функции:
3.1.1. по обеспечению реализации государственной политики в области охраны труда на предприятиях, курируемых отраслей;
3.1.2. по участию в разработке и реализации республиканских целевых программ улучшений условий и охраны труда;
3.1.3. по подготовке предложений по совершенствованию отраслевых правил, инструкций по безопасному производству работ, методов управления охраной труда;
3.1.4. по организации внутриведомственного контроля за соблюдением законов, действующих нормативных правовых актов об охране труда, правил, государственных стандартов по охране труда и организационно-методическое руководство службами охраны труда на предприятиях курируемых отраслей и в подведомственных организациях;
3.1.5. по участию в расследовании несчастных случаев в подведомственных организациях в соответствии с действующим порядком;
3.1.6. по ежегодной подготовке докладов о состоянии условий и охраны труда в отрасли, на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, статистических данных о производственном травматизме и условиях труда;
3.1.7. по использованию в работе компьютерной системы связи;
3.1.8. по постоянному взаимодействию: с Министерством труда и социального развития РС(Я), функциональными органами исполнительной власти, с органами надзора и контроля по вопросам, входящим в их компетенцию; с республиканскими объединениями работодателей и Федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) по вопросам улучшения условий и охраны труда;
3.1.9. по взаимодействию с предприятиями - производителями предлагающими средства индивидуальной и коллективной защиты, а также организациями оказывающими консалтинговые услуги в области охраны труда.
3.1.10. по подготовке материалов для рассмотрения на Межведомственной комиссии по охране труда Республики Саха (Якутия);
3.1.11. по реализации текущих решений по улучшению условий и охраны труда на предприятиях и в организациях курируемых отраслей;
3.1.12. по осуществлению организационно-методического руководства службами охраны труда на предприятиях.
3.2. Для исполнения своих функций, ответственные по соответствующим курируемым отраслям имеют право:
3.2.1. Запрашивать и получать от предприятий курируемых отраслей документы, информационные материалы, предложения и другие сведения, необходимые для выполнения возложенных на них полномочий в области охраны труда;
3.2.1.1. Для подготовки ежегодного доклада в Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда в курируемых отраслях, ежегодно до 10 февраля следующего за отчетным годом запрашивать:
- информацию от предприятий и организаций, согласно формы 1 и формы 2 представленных в приложении N 1;
- годовой отчет предприятий и организаций курируемых отраслей о состоянии условий и охраны труда, состояния и причин производственного травматизма, профессиональной заболеваемости в соответствии со структурой, представленной в приложении N 2 к Положению.
3.2.2. Во исполнение полномочий, в рамках Закона Республики Саха (Якутия) "Об охране труда", ежегодно осуществлять мониторинг состояния условий и охраны труда, причинах несчастных случаев на производствах курируемых отраслей;
3.2.3. Проводить проверки предприятий курируемых отраслей по соблюдению требований законодательства о труде, на предмет наличия и исполнения нормативных правовых актов по вопросам охраны труда, организацию работы по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, функционирование системы управления охраной труда как в плановом, так и внеплановом порядке, согласно Закона Республики Саха (Якутия) "Об охране труда";
3.2.4. Привлекать по поручению руководства министерства работников структурных подразделений, подведомственных предприятий и организаций для подготовки проектов нормативных правовых актов, предложений по вопросам охраны труда, проведения проверок и осуществления других мероприятий, связанных с организацией работы по охране труда;
3.2.5. Совместно с контрольно-надзорными органами:
3.2.5.1 При выполнении своих обязанностей беспрепятственно посещать предприятия и организации курируемых отраслей, осматривать производственные, служебные и бытовые помещения, строящиеся объекты, знакомиться с организацией охраны труда, документами, статистическими и другими сведениями (материалами по вопросам охраны труда);
3.2.5.2 Вносить руководителям предприятий курируемых отраслей предписания, в соответствии с установленным порядком, по устранению выявленных в результате проверок нарушений требований законодательства о труде, нормативных правовых актов по вопросам охраны труда, улучшению организации работы по обеспечению здоровых и безопасных условий труда;
3.2.6. Вносить руководству министерства предложения об отмене изданных приказов и распоряжений, если они противоречат действующему законодательству об охране труда.
3.2.7. Вносить на рассмотрение коллегии министерства вопросы о состоянии охраны труда в курируемых отраслях, а также заслушивать руководителей предприятий и организаций по вопросам охраны труда, улучшению работы по обеспечению здоровых и безопасных условий труда.
3.2.8. Ходатайствовать о поощрении руководителей и специалистов предприятий и организаций курируемых отраслей за достигнутые успехи в области охраны труда.
4. Информационное обеспечение отраслевого управления охраной труда
4.1. Информационное обеспечение отраслевого управления охраной труда предусматривает сбор и анализ информации по охране труда, которая состоит из установленной статистической отчетности, информации органов государственного надзора и контроля, а также отчетов и оперативной информации согласно разработанных форм министерством, получаемых от предприятий курируемых отраслей.
4.2. Полученная информация используется для проведения анализа по всем направлениям вопросов охраны труда, для разработки необходимых локальных нормативных актов по охране труда в курируемых отраслях для эффективного регулирования деятельности предприятий и достижений определенных целей в сфере охраны труда, подготовке предложений по обеспечению действенного контроля в области охраны труда.
5. Критерии эффективности функционирования системы отраслевого управления охраной труда
Критериями эффективности функционирования системы отраслевого управления охраной труда в курируемых отраслях являются:
- стабильно снижающийся уровень травматизма, профессиональной общей заболеваемости и аварийности;
- сокращение удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам;
- наличие средств индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями законодательства по охране труда за счет средств работодателя;
- рациональное и целевое использование средств, выделяемых на охрану труда;
- сокращение материальных потерь из-за несчастных случаев, заболеваемости и аварий;
- уменьшение расходов на льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда, возникшие в связи с внедрением безопасных технологий производства работ, аттестации рабочих мест, проведения профилактических мероприятий по охране труда и технике безопасности.
6. Организация системы управления охраной труда на уровне предприятий
6.1. Объектами отраслевой системы управления охраной труда являются организации и предприятия всех форм собственности курируемых отраслей.
6.2. Главной задачей системы управления охраной труда на уровне предприятий (работодателей) является обеспечение условий труда, исключающих или сводящих к минимуму риск получения работниками травмы или профессионального заболевания.
6.3. Основными принципами построения и функционирования системы управления охраной труда на предприятии (в соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда. Общие требования", введенного с 1 июля 2009 г.) являются:
- определение политики предприятия в области охраны труда;
- обеспечение участия работников и их представителей в разработке и реализации системы управления охраной труда;
- распределение обязанностей, ответственности и полномочий должностных лиц и работников по разработке, применению и результативному функционированию системы управления охраной труда;
- обеспечение подготовки (обучения) руководителей, должностных лиц и работников в области охраны труда;
- ведение документации;
- выявление, оценка и управление профессиональными рисками (вредными и опасными производственными факторами производственной среды и трудового процесса);
- осуществление мониторинга за функционированием системы управления охраной труда, оценка результативности и эффективности системы управления охраной труда и ее совершенствование;
- обеспечение передачи и обмена информацией по охране труда между всеми уровнями и функциональными структурами организации.
6.4. Политика предприятия в области охраны труда включает (как минимум) следующие основные принципы и цели, выполнение которых предприятие принимает на себя:
- обеспечение безопасности и охрану здоровья всех работников организации путем предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;
- соблюдение законодательных и нормативных правовых актов по охране труда, программ, коллективных договоров, соглашений по охране труда, которые предприятие обязалось выполнять;
- обязательство по проведению консультаций с работниками и их представителями и привлечению их к активному участию во всех элементах системы управления охраной труда;
- непрерывное совершенствование функционирования системы управления охраной труда.
6.5 Организация работы по охране труда на предприятии должна включать в себя:
6.5.1 Создание службы охраны труда.
Работодатель, численность работников которого превышает 50 человек, принимает решение о создании Службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
При численности 50 и менее человек, руководитель может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо, которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности и специалиста по охране труда. или Руководитель вправе заключить договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.
Основными задачами службы являются: организация работы по охране труда и координация деятельности всех служб организации по вопросам охраны труда; проведение проверок, анализ ситуации и подготовка необходимых организационных распорядительных документов, внедрение средств безопасности.
6.5.2 Отражение функциональных обязанностей по вопросам охраны труда, прав и ответственности в должностных инструкциях, положениях, приказах или иных документах, исходя из обязанностей, возложенных на работодателя
6.5.3 Организация обязательного прохождения специалистами служб охраны труда, руководителей предприятий и организаций, а также работников на которых возложены обязанности организации работы по охране труда, обучения и проверку знаний в обучающих организациях в области охраны труда в установленном порядке.
6.5.4. В целях необходимости реализации социального партнерства в области охраны труда, согласно Трудового кодекса, на предприятиях по инициативе работодателя и (или) работников создаются комитеты (комиссии) по охране труда, разрабатывается и утверждается соответствующее Положение о Комитете (комиссии), утверждаемое в дальнейшем приказом работодателя.
6.5.5. Организация и проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников предприятия.
6.5.6 Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
6.5.7. В целях обеспечения максимальной защиты здоровья работников в условиях воздействия вредных производственных факторов, организация выдачи молока и лечебно-профилактического питания.
6.5.8. Предоставление компенсаций по условиям труда.
В разрабатываемых материалах, в рамках системы управления охраной труда на предприятии, необходимо учесть, что в связи с принятием новых нормативных правовых актов, компенсации по условиям труда будут зависеть от результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
6.5.9 Обеспечение финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда на предприятии в размере сумм, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
6.6 Оценку профессионального риска на предприятии считать главным механизмом разработки и принятия управленческих решений на уровне отдельной организации, отдельного рабочего места для обеспечения безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья.
6.6.1 Исходными данными для оценки профессионального риска определяются результатами:
Производственного контроля;
Государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
Аттестации рабочих мест, проводимой в установленном нормативными правовыми актами порядке.
6.6.2 Заключительным этапом оценки профессионального риска, исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, считать установление класса условий труда и категории доказанности риска.
6.6.3 При выборе мер профилактики (управления риском) следует руководствоваться следующими принципами (приоритетами):
- устранение опасного фактора или риска;
- снижение уровня опасного фактора или внедрения безопасных систем работы;
- при сохранении остаточного риска использование средств индивидуальной защиты (СИЗ);
Указанные меры проводят с учетом их разумности, практичности и осуществимости.
В комплексе мер защиты от профессиональных рисков средства индивидуальной защиты используют в случае, когда другие меры неприменимы или не обеспечивают безопасных условий труда.
6.6.4 Меры профилактики по управлению профессиональным риском должны включать в себя:
- регулярное наблюдение за условиями труда;
- регулярное наблюдение за состоянием здоровья работников (обязательные медицинские осмотры);
- регулярный контроль защитных приспособлений и применения СИЗ;
- пропаганда здорового образа жизни;
- систематическое информирование работников о существующем риске нарушений здоровья, необходимых мерах защиты и профилактики.
Управление риском должно предусматривать активное взаимодействие работодателей, работников и других заинтересованных сторон в улучшении условий труда и сохранении здоровья работников.
6.7 Организация планирования работы по охране труда - разработке на предстоящий период комплекса мероприятий, направленных на обеспечение охраны труда
6.7.1 Цель планирования в системе управления охраной труда на предприятии заключается в разработке на предстоящий период комплекса мероприятий, направленных на обеспечение охраны труда;
6.7.2 В соответствии с политикой предприятия в области охраны труда на основе анализа следует, устанавливать измеримые цели охраны труда для каждого подразделения в целях дальнейшей оценки результативности системы управления охраной труда.
6.8 На предприятии должны быть разработаны процедуры наблюдения, измерения и учета деятельности по охране труда, которые должны периодически анализироваться. Для чего на предприятии на всех уровнях управленческой структуры должны быть распределены обязанности, ответственность и полномочия по мониторингу системы управления охраной труда.
6.8.1 Мониторинг системы управления охраной труда должен обеспечивать:
- обратную связь по результативности деятельности по охране труда;
- информацию для оценки результативности и эффективности текущих мероприятий по определению, предотвращению и ограничению опасных и вредных производственных факторов и риской#;
- основу для принятия решений о совершенствовании системы охраны труда.
6.8.2 Работодатель обязан обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, для чего определяется порядок периодического проведения проверок, с указанием масштаба, частоты, методологии и формы отчетности.
6.8.3 В результате любой проверки должны быть сделаны выводы, является ли действующая система управления охраной труда и ее элементы эффективными для:
- осуществления политики и целей организации по охране труда;
- содействия полному участию работников в системе управления охраной труда (СУОТ);
- оценки реагирования на предшествующие проверки, как внутренние, так и внешние;
- оценки соответствия деятельности организации по охране труда требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования по охране труда;
- оценки достижения цели непрерывного совершенствования СУОТ и внедрения передового опыта по охране труда.
6.9. Руководством организации должен периодически проводиться анализ эффективности СУОТ на предприятии, который предусматривает:
- оценку общей стратегии СУОТ;
- оценку необходимости изменения СУОТ, включая политику и цели по охране труда;
- определение действий, необходимых для своевременного устранения недостатков;
- оценку результативности исполнительной дисциплины управленческого персонала и должностных лиц, ответственных за функционирование отдельных элементов СУОТ и системы в целом.
6.9.1 При анализе эффективности СУОТ руководством организации должны учитываться: результаты расследования причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний, произошедших в организации, случаи ухудшения здоровья и болезней работников; дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения в деятельности организации, включая организационные, которые могут повлиять на СУОТ.
6.9.2 Выводы, сделанные руководством организации, из анализа эффективности СУОТ должны быть документально оформлены и официально доведены до сведения:
- лиц, ответственных за функционирование конкретного элемента СУОТ для принятия соответствующих мер;
- комитета (комиссии) по охране труда, работников и их представителей.
6.10 Для практической оценки состояния охраны труда в организации, а также для осуществления стимулирования в области охраны труда рекомендуются следующие показатели:
- Кч - коэффициент частоты несчастных случаев на производстве, представляющий собой отношение общего числа несчастных случаев за определенный период, приходящихся на тысячу работающих, к среднесписочной численности работающих;
- Кт - коэффициент тяжести несчастных случаев на производстве, представляющий собой отношение общего количества дней нетрудоспособности у пострадавших для случаев с потерей трудоспособности на 1 день и более, к общему числу таких несчастных случаев за тот же период времени;
- Кем - коэффициент частоты несчастных случаев со смертельным исходом, представляющий собой отношение общего числа таких несчастных случаев за определенный период, приходящихся на тысячу работающих, к среднесписочной численности работающих;
- Кбаз - базовый коэффициент, представляющий собой произведение коэффициентов Кпб, Ктб, Кид;
- Кпб - коэффициент производственной безопасности, представляющий собой отношение числа работников, строго соблюдающих требования безопасности, к общему числу рабочих в цехе (на участке);
- Ктб - коэффициент технической безопасности, представляющий собой отношение количества машин, механизмов и других видов оборудования, полностью удовлетворяющих требованиям безопасности, к общему числу единиц оборудования, установленных в цехе (на участке);
- Кид - коэффициент исполнительской дисциплины инженерно-технических работников (должностных лиц с функциональными обязанностями в области охраны труда), представляющий собой отношение количества выполненных мероприятий по охране труда за месяц (или другой период времени) к общему числу намеченных мероприятий.
Для характеристики деятельности должностных лиц количественный показатель Кбаз может быть принят за 100 процентов или быть равным 1 (единице), что соответствует отличной работе по охране труда и работе системы управления охраной труда в целом.
Приложение N 1
Травматизм
форма 1
Информация по уровню производственного травмтизма# на предприятии
_________________________________________
(наименование предприятия)
за_________год
N | Показатели | Отчетный год (факт) |
год, предше- ствую- щий отчет- ному |
Темп роста (снижение) показателей отчетного года к предыдущему году |
Приме- чание |
1 | Среднесписочная численность работающих, человек, |
||||
1.2 | из них женщин | ||||
2 | Численность пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособностина 1 рабочий день и более (чел) |
||||
из них: | |||||
2.1 | женщин | ||||
3 | Из стр. 2 численность пострадавших со смертельным исходом |
||||
из них: | |||||
3.1 | женщин | ||||
4 | Число человеко-дней нетрудоспособностиу пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более, временная нетрудоспособностькоторых закончилась в отчетном году (чел/дн) |
||||
5 | Численность лиц с впервые установленным профессиональным заболеванием (чел.) |
||||
6 | Израсходовано на мероприятия по охране труда - всего (тыс. руб.), всего |
||||
в том числе: | |||||
6.1 | на средства индивидальной защиты |
Руководитель предприятия_______________________________
Исполнитель:_________________________________________
(Ф.И.О., должность, телефон)
Примечание: При наличии несчастного случая, необходимо приложить копию
Акта о несчастном случае на производстве, согласно форм, утвержденных
соответствующим постановлением Минтруда России
"____"___________200_г
Условия труда
Форма 2
Сведения о состоянии условий труда на
предприятии_______________________________________
(наименование предприятия)
за_________год
N | Показатели | Отчет- ный год |
год, предше- ствую- щий отчет- ному |
Темп роста (снижени- е) показате- лей отчетного года к предыду- щем угоду |
Приме- чание |
1 | Списочная численность работников (без находящихся в отпуске по беременности и родам и по уходу за |
||||
2 | Из данных строки 1: занятые в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда |
||||
3 | Занятые на тяжелых работах | ||||
4 | Работающие на оборудовании не отвечающем требованиям охраны труда |
||||
5 | Занятые на работах, связанных с напряженностью трудового процесса |
||||
6 | Списочная численность работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, имеющих право на: дополнительный отпуск; сокращенный рабочий день; лечебно-профилактическое питание; получение молока, оплата труда в повышенном размере. |
||||
7 | Общее количество рабочих мест на предприятии по состоянию на 01 января следующего года за отчетным |
||||
6.1 | из них аттестованных рабочих мест, |
||||
дата проведения аттестации | |||||
7 | Наименование организации, проводящих аттестацию рабочих мест на предприятии |
Примечание: Данные таблицы должны соответствовать годовой информации по
форме N 1-Т (условия труда) "Сведения о состоянии условий труда и
компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда"
Руководитель предприятия________________________
Исполнитель:_____________________________________
(Ф.И.О., должность, телефон)
"______"___________200__г
Приложение N 2
к Положению о системе управления охраной труда
в Министерстве строительства и промышленности
строительных материалов РС(Я)
Структура
годового отчета о состоянии условий и охраны труда, состояния и причин производственного травматизма, профессиональной заболеваемости на предприятии
Структура отчета должна быть представлена следующими разделами:
Раздел 1. Общие сведения о предприятии (среднесписочная численность работающих, в том числе женщин; наличие службы охраны труда на предприятии, штатного специалиста по охране труда или наличие специалиста, оказывающего услуги в области охраны труда, привлекаемого по гражданско-правовому договору (указать Ф.И.О. и контактные телефоны); наличие оборудованных кабинетов по охране труда; обеспеченность предприятий нормативными актами, инструкциями, журналами инструктажа, наглядными пособиями, знаками безопасности по охране труда);
Раздел 2. Информация о наличии утвержденных планов мероприятий по улучшению условий и охране труда на предприятии (приложить к отчету), представить детальный анализ его исполнения (сколько было затрачено на мероприятия по охране труда всего за отчетный период, то же в сравнении с предыдущими годами в разрезе по крупным статьям Плана).
Раздел 3. Информация по предприятию о состоянии травматизма на производстве и наличие профессиональных заболеваний (указать численность пострадавших всего, из них со смертельным исходом, в сравнении с предыдущими годами. Изложить обстоятельства и причины несчастного случая, а также меры принятые на предприятии по недопущению случаев травматизма на предприятии).
Раздел 4. Информация о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда (при этом указать общее количество рабочих мест на отчетную дату, их них сколько аттестованных рабочих мест. Если аттестация проводилась, то кем, когда и сколько было затрачено финансовых средств предприятие, номер и дата приказа, в соответствии с которым создана аттестационная комиссия. В ином случае представить план или другой документ по предприятию, указывающий на принятое решение по вопросу проведения аттестации рабочих мест на плановый период).
Раздел 5. Информация по обеспечению работающих, в том числе и иностранных работников санитарно-бытовыми помещениями, сертифицированной спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты.
Наличие работников занятых на работах с вредными условиями труда и обеспечение их молоком или другими заменяющими продуктами (указать финансовые средства по вышеуказанным статьям затрат).
Раздел 6. Раскрыть ситуацию по вопросу обучения руководителей и линейных работников (прорабов, мастеров), специалистов предприятия по вопросам охраны труда, проводимых самой организацией (когда предприятие имеет комиссию по проверке знаний требований охраны труда) или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями, осуществляющими образовательную деятельность в области охраны труда и имеющих лицензию и соответсвующую материально-техническую базу (указать количество человек прошедших обучение, при этом указать наименование обучающих организаций по охране труда, где проходили обучение работники предприятия. Если обучение прошли не все работники, то представить планы предприятия по решению вопроса обучения по охране труда и проверки знаний);
Раздел 7. Информация по проведению медицинских осмотров работников предприятия (с какой поликлиникой заключался договор, сколько человек прошли медосмотр и т.д. Если на текущий момент такая работа не проводилась, то изложить планы предприятия по данному вопросу на последующие годы).
Раздел 8. Выполнение соответствующего раздела по охране труда Коллективного договора (анализ выполнения по статьям).
Раздел 9. Выполнение предписаний надзорных органов, а также замечаний, обозначенных в актах проверок контролирующих строительно-надзорных органов исполнительной власти республики в течении отчетного года.
Раздел 10. Заключение.
По итогам представленного годового отчета отразить все позитивные и негативные моменты в организации работ по улучшению условий и охраны труда на предприятии. Осветить существующие проблемы по охране труда в целом по предприятию и планы, предложения по из решению.
Примечание: все указанные численные показатели даются в динамики (в сравнении с предыдущим годом (годами))
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия) от 9 сентября 2009 г. N 116 "Об утверждении "Положения об отраслевой системе управления охраной труда Министерства строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия)"
Текст приказа официально опубликован не был