Распоряжение Президента Республики Саха (Якутия)
от 19 октября 2009 г. N 474-РП
"Об утверждении Концепции и Плана основных мероприятий по повышению правовой культуры населения Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"
Распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 24 декабря 2011 г. N 977-РП настоящее распоряжение признано утратившим силу
В целях повышения уровня правовой культуры населения Республики Саха (Якутия):
1. Утвердить прилагаемые Концепцию и План основных мероприятий по повышению правовой культуры населения Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы.
2. Правительству Республики Саха (Якутия) (Борисов Е.А.) и Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) (Николаев А.С.) обеспечить исполнение Плана деятельности по повышению правовой культуры населения Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы.
3. Контроль исполнения настоящего распоряжения оставляю за собой.
4. Опубликовать настоящее распоряжение в официальных средствах массовой информации.
Президент Республики Саха (Якутия) |
В. Штыров |
Концепция
повышения правовой культуры населения Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы
(утв. распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2009 года N 474-РП)
Правовая культура общества зависит от уровня развития правового сознания населения, от того, насколько глубоко освоены им такие правовые нормы, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов, насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний.
Правовая культура характеризует правовые ценности, результаты и достижения общества в правовой сфере, степень и тенденцию развития юридической теории и практики.
Концепция повышения правовой культуры населения Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы (далее - Концепция) направлена на объединение усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и юридической общественности для повышения уровня правовой культуры населения.
I. Общие положения
Концепция содержит цели, задачи, принципы и основные направления формирования и повышения правовой культуры населения Республики Саха (Якутия).
Концепция предусматривает проведение мероприятий, которые обеспечат организацию на территории республики разъяснение законодательства, а также осуществление мер образовательного, информационного и организационного характера, направленных на создание разнообразных полномасштабных форм правового просвещения широких слоев населения, направленных, в том числе, на борьбу с коррупцией.
Реализация Концепции включает в себя:
нормотворческую деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления;
утверждение Плана основных мероприятий по повышению правовой культуры населения Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы.
Основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия), республиканские законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
II. Современное состояние правовой культуры населения Республики Саха (Якутия)
Несмотря на всю важность правовой культуры в современном обществе, ситуация в этой области в Республике Саха (Якутия) остается достаточно сложной. Правовой нигилизм, неумение граждан отстаивать свои права в рамках, определенных законом, имеют широкое распространение среди населения. Незнание своих прав гражданами и неисполнение должным образом своих обязанностей чиновниками, несомненно, являются препятствиями на пути проведения демократических преобразований.
Сложившаяся система правового просвещения населения Республики Саха (Якутия) не обеспечивает качественного информирования граждан об основных вопросах права, требованиях Конституции Российской Федерации, федерального и республиканского законодательства.
Не имеют доступа к официальным документам социально незащищенные группы населения из числа пенсионеров, инвалидов, жителей сельской местности. В то же время лекционно-правовая и разъяснительная работа по месту жительства не ведется на должном уровне.
В целях обеспечения населения республики всесторонней и достоверной информацией о принимаемых органами государственной власти Республики Саха (Якутия) мерах, направленных на социально-экономическое, общественно-политическое, научно-техническое, культурное и духовное развитие республики, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 4 мая 2009 года N 188 "О проведении единого лекторского дня в трудовых коллективах государственных учреждений и предприятий Республики Саха (Якутия)" руководителям министерств и ведомств, главам муниципальных образований Республики Саха (Якутия) рекомендовано проводить Единый лекционный день в трудовых коллективах государственных и муниципальных учреждений с привлечением лекторов городских и районных отделений Саха (Якутской) Республиканской организации Общества "Знание" России.
Советом Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия) организована работа по вовлечению трудовых коллективов в систему правового обучения, утвержден План мероприятий "О правовом обучении трудящихся в Республике Саха (Якутия) на 2008-2010 годы".
Обучение организаторов выборов и референдумов в Республике Саха (Якутия) проводятся Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия).
Министерством образования Республики Саха (Якутия) совместно с Уполномоченным по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) утверждена Концепция гражданского правового образования в Республике Саха (Якутия).
Одновременно с принятием федеральных и республиканских законов необходимо организовать и их реализацию, принять комплексные меры, направленные на повышение юридической грамотности населения, преодоление правового нигилизма, укрепление на этой основе законности и правопорядка. Данная работа нацелена на совершенствование нормативных правовых актов, формирование стройной системы правового образования во всех сферах обучения и просвещения, обеспечение гласности и открытости органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе судебных, контролирующих, надзорных органов. В этом направлении определенную роль должна сыграть Ассоциация юристов Республики Саха (Якутия).
Формирование правовой культуры, ее содержательная определенность достигаются посредством правового воспитания, включающего внедрение специальных правовых знаний, навыков, правил поведения, связанных с совершением тех или иных юридически значимых действий, поступков.
В целом необходимость развития правовой культуры продиктована следующими факторами:
интенсивное развитие федерального и республиканского законодательства;
недостаточная открытость, прозрачность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
отсутствие необходимых правовых знаний у населения;
недостаточная информированность граждан по наиболее актуальным вопросам законодательства;
недостаточное методическое, техническое обеспечение органов местного самоуправления;
низкий уровень организации бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан (инвалидам, пенсионерам и т.д.).
III. Цели, задачи и принципы повышения правовой культуры населения Республики Саха (Якутия)
Повышение уровня правовой культуры населения подразумевает:
- наличие правовых знаний;
- формирование интереса к правовой сфере жизни государства и общества;
- осознанный выбор в пользу правомерного поведения.
Цели Концепции:
создание условий для формирования правовой культуры граждан, создание единой системы качественного правового просвещения и образования всех социальных, профессиональных, возрастных групп и слоев населения, учитывающей интересы всех граждан, проживающих на территории республики, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также формирование у населения республики правового сознания и юридической культуры;
организация и проведение массовой информационно-разъяснительной работы среди населения республики по освещению актуальных вопросов в области прав и свобод человека и гражданина, в том числе с привлечением общественных организации и объединений к реализации Плана по противодействию коррупции в Республике Саха (Якутия).
безусловное исполнение органами государственной власти и местного самоуправления Республики Саха (Якутия) действующего законодательства, повышение правовой культуры, персональной ответственности государственных и муниципальных служащих.
Для достижения целей Концепции необходимо решить следующие задачи:
1) повышение профессионализма лиц, обеспечивающих правовое воспитание граждан;
2) правовое просвещение населения республики (с сегментацией на правовое просвещение молодежи, студентов, школьников, взрослого населения);
3) обеспечение конструктивного взаимодействия между органами власти, общественными объединениями и средствами массовой информации, реализующими настоящую Концепцию.
Поставленные задачи реализуются путем осуществления мероприятий, в которых участвуют:
органы государственной власти Республики Саха (Якутия);
органы местного самоуправления;
правоохранительные и судебные органы;
общественные объединения;
образовательные, научные учреждения и центры.
Концепция основывается на принципах научности, демократизма, системности образования, непрерывности и учитывает особенности современного развития законодательства.
IV. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации Концепции
1. Реализацию Концепции предусматривается осуществить в 2009-2011 годах в два этапа:
I этап - подготовительный (2009 год):
совершенствование механизма правового просвещения населения;
развитие автоматизированных систем сбора, накопления, обработки и выдачи правовой информации;
совершенствование системы правовой подготовки государственных и муниципальных служащих, населения республики;
утверждение ведомственных мероприятий (программ) повышения правовой культуры.
II этап - организационный (2009-2011 гг.):
продолжение осуществления мероприятий по повышению правовой культуры населения:
развитие системы правового регулирования всех общественных отношений;
дальнейшая консолидация и кодификация основополагающего массива нормативного и методического материала, регламентирующего защиту прав и законных интересов населения;
повышение уровня правосознания и правовых знаний среди населения Республики Саха (Якутия).
2. Направления реализации Концепции:
2.1. правовая работа:
издание нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию Концепции;
подготовка и издание брошюр, справочно-информационных и методических материалов по правам человека и гражданина;
осуществление комплекса мер по методическому и практическому обеспечению правовой образовательной программы по формированию и повышению правовой культуры среди населения;
организация специализированной информационно-правовой телепрограммы (радиопрограммы);
создание и регулярное обновление стендов, тематических уголков по правам человека и правам ребенка в муниципальных учреждениях, профсоюзах (общественных организациях).
2.2. Образовательная деятельность:
создание необходимых условий для внедрения и реализации правовой образовательной программы по формированию и повышению правовой культуры среди населения в учебных заведениях Республики Саха (Якутия), в организациях и предприятиях различных форм собственности;
профессиональная переподготовка, повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, работников государственных и муниципальных учреждений.
Результативность реализации Концепции измеряется уровнем развития гражданского общества, степенью готовности и стремлением граждан к повышению правовой культуры, уровнем их правосознания, а также целенаправленностью деятельности государственных и местных органов власти республики по повышению правовой культуры.
Реализация Концепции будет способствовать повышению качества работы и профессионализма государственных и муниципальных служащих, усилению роли юридических служб в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, направленных, в том числе, на борьбу с коррупцией.
В результате реализации мероприятий Концепции предполагается достигнуть:
расширения доступа граждан к официальной правовой информации посредством пользования информационно-правовыми базами данных;
возможности граждан оперативно получать актуальную правовую информацию;
усиления роли органов государственной власти и местного самоуправления в работе по пропаганде юридических знаний, оказанию правовой помощи социально не защищенным группам населения;
реализации Плана по противодействию коррупции в Республике Саха (Якутия);
создания условий, позволяющих самостоятельно ориентироваться в основных жизненно важных вопросах права;
увеличения количества граждан, пользующихся информационно-правовыми базами данных;
положительной динамики формирования правовой культуры населения;
повышения заинтересованности населения в получении правовых знаний и их использовании в правоприменительной практике в части защиты своих прав и интересов;
взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с населением в вопросах развития правовой культуры и правового просвещения населения;
преодоления правового нигилизма и стереотипов противоправного поведения, как одного из ключевых звеньев борьбы с преступностью.
План
основных мероприятий по повышению правовой культуры населения Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы
(утв. распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2009 года N 474-РП)
N п/п |
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Исполнители |
1. Организационно-методическое обеспечение основных мероприятий | |||
1.1. |
Утверждение состава рабочей группы по разработке системы правового образования и просвещения в целях повышения правовой культуры различных возрастных и социальных групп населения |
IV квартал 2009 года |
Правительство Республики Саха (Якутия) |
1.2. |
Реализация программы правового минимума для республиканских образовательных учреждений |
IV квартал 2009 года |
Министерство образования Республики Саха (Якутия), Министерство науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) |
1.3. |
Учреждение Дня правовых знаний |
IV квартал 2009 года |
Правительство Республики Саха (Якутия) |
1.4. |
Опубликование правовых актов органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления и разъяснений к указанным актам |
2009-2011 годы |
Правительство Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия) |
1.5. |
Разработка и утверждение Единой системы правового образования и просвещения в целях повышения правовой культуры различных возрастных и социальных групп населения (Единая правовая образовательная программа) |
2009 год |
Правительство Республики Саха (Якутия) |
1.6. |
Разработка и реализация программы правового минимума для школ местного самоуправления |
2009-2011 годы |
Институт, управления при Президенте Республики Саха (Якутия) |
2. Подготовка организаторов (лекторов) и повышение их квалификации | |||
2.1. |
Проведение семинаров, совещаний, других мероприятий для лекторов |
2009-2011 годы |
Институт управления при Президенте Республики Саха (Якутия), Республиканская организация Общество "Знание" России |
2.2. |
Организация и проведение семинаров и совещаний с представителями общественных организаций по вопросам избирательного права и избирательного процесса |
2009-2011 годы |
Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) |
2.3. |
Организация работы консультационного центра по правовым основам федерального и республиканского законодательства |
2009 год |
Ассоциация юристов Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия) |
2.4. |
Совершенствование системы правовой подготовки государственных и муниципальных служащих, работников государственных и муниципальных учреждений |
2009 год |
Правительство Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия) |
2.5. |
Организация и проведение занятий с резервом управленческих кадров |
2009-2011 годы |
Институт управления при Президенте Республики Саха (Якутия) |
3. Повышение правовой культуры населения Республики Саха (Якутия) | |||
3.1 |
Подготовка информационных материалов, способствующих повышению правовой культуры населения |
2009-2011 годы |
Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия), Ассоциация юристов Республики Саха (Якутия), Департамент по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия) |
3.2 |
Проведение в учебных заведениях республики цикла мероприятий по правовому обучению школьников, студентов, молодежи (викторины, олимпиады, лекции) |
2009-2011 годы |
Министерство образования Республики Саха (Якутия), Министерство науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия), Министерство по молодежной политике Республики Саха (Якутия), Республиканская организация Общество "Знание" России |
3.3 |
Создание территориальных центров повышения правовой культуры избирателей |
2009 год |
Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия), депутаты представительных органов муниципальных образований Республики Саха (Якутия) |
3.4 |
Оказание организационно-методической поддержки подростково-молодежным клубам, активистам молодежных общественных организаций по правовым вопросам |
2009-2011 годы |
Министерство по молодежной политике Республики Саха (Якутия) |
3.5 |
Организация открытых уроков, семинаров, лекций для учащихся общеобразовательных учреждений республики |
2009-2011 годы |
Министерство образования Республики Саха (Якутия), Министерство науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия), Министерство по молодежной политике Республики Саха (Якутия), Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия) |
3.6. |
Организация детских и молодежных академий права для формирования основ правовой культуры |
2009-2011 годы |
Министерство образования Республики Саха (Якутия), Министерство науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия), Министерство по молодежной политике Республики Саха (Якутия), |
3.7. |
Разработка типовых учебных программ "Избирательное право и избирательный процесс" для повышения квалификации кадров избирательных комиссий |
2009 год |
Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия). |
3.8. |
Создание при библиотеках республики бесплатных юридических консультаций для населения с приглашением представителей юридического сообщества, работников и лекторов общественных организаций и других специалистов |
2009 год |
Органы местного самоуправления в Республике Саха (Якутия), Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия), Ассоциация юристов Республики Саха (Якутия), Адвокатская палата Республики Саха (Якутия) |
3.9. |
Организация обучающих семинаров по правовым основам семейной и демографической политики, формированию здорового образа жизни, обеспечению трудовых прав женщин |
2009-2011 годы |
Комитет по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия) |
3.10. |
Организация выездной правовой школы по вопросам трудового, семейного права |
2009-2011 годы |
Комитет по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия), Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия) |
3.11. |
Встречи депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), членов Молодежного парламента при Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) четвертого созыва и депутатов представительных органов муниципальных образований с молодыми избирателями и школьниками в целях повышения правовой культуры |
2009-2011 годы |
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Молодежный парламент Республики Саха (Якутия) при Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) четвертого созыва, депутаты представительных органов муниципальных образований Республики Саха (Якутия) |
4. Реализация Плана деятельности по противодействию коррупции в Республике Саха (Якутия) | |||
4.1. |
Привлечение общественных организаций и объединений к реализации Плана деятельности по противодействию коррупции в Республике Саха (Якутия) |
2009-2011 годы |
Правительство Республики Саха (Якутия), Ассоциация юристов Республики Саха (Якутия) |
5. Освещение работы в средствах массовой информации | |||
5.1. |
Организация выступлений представителей органов государственной, муниципальной власти и общественности в СМИ с целью популяризации основ законодательства |
В течение 2009-2011 годов |
Правительство Республики Саха (Якутия), Департамент по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия), Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия) |
5.2. |
Организация и проведение публичных дискуссий, затрагивающих различные стороны правовой культуры по наиболее злободневным вопросам общественной жизни Республики Саха (Якутия) с трансляцией их по телевидению |
2009-2011 годы |
Департамент по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия), Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия), Ассоциация юристов Республики Саха (Якутия), НВК "Саха" |
5.3. |
Проведение конкурса среди республиканских средств массовой информации на лучшую публикацию, радио и телепрограмму правовой направленности |
2009-2011 годы |
Департамент по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия), Ассоциация юристов Республики Саха (Якутия) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2009 г. N 474-РП "Об утверждении Концепции и Плана основных мероприятий по повышению правовой культуры населения Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"
Текст распоряжения опубликован в газете "Якутия" от 24 октября 2009 г. N 198, в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 28 октября 2009 г. N 63, в газете "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар." (приложение к газете "Саха Сирэ") от 19 ноября 2009 г. N 154-157, в парламентской газете "Ил Тумэн" от 23 марта 2011 г. N 11
Распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 24 декабря 2011 г. N 977-РП настоящее распоряжение признано утратившим силу